Украина крупными мазками

Если украинцы станут настоящими христианами, то ситуация изменится

Соглашение об ассоциации Украины с ЕС  Организация украинских националистов (бандеровское движение) 
0
546
Время на чтение 9 минут
От событий, спровоцированных Майданом в Украине, страдают сейчас и Украина, и Россия. Страдают и, из-под завалов из огромного количества событий и фактов, пытаются понять причины своих страданий. В этом небольшом очерке автор попытался объяснить недоумевающим православным россиянам то, что они не могут осознать и ощутить настолько же ясно, как тот, кто родился, жил на Украине, имеет там родственников, друзей и предков и любит ее культуру. Понимание всегда облегчает страдание, потому что, во-первых, делает причину страданий объяснимой и страдания закономерными, а, во-вторых, явленная причина может быть и устранена, было бы к тому желание. Важно только показать именно причину, а не ее последствия, о которых много говорят, но от знания которых легче стать никак не может...

Разобраться в сложной украинской чересполосице этнического состава, языков и вероисповеданий настолько сложно, что только узкий круг специалистов, непосредственно занимающихся этой тематикой, могут описать ситуацию в Украине. Однако, есть нечто, значительно упрощающее понимание ситуации, это -христианская вера. Именно вера является определяющим ситуацию критерием, оставляя позади все остальные, и мы воспользуемся здесь этим инструментом, чтобы сделать эскиз крупными, но ясными мазками...

Необходимо отметить, что в Украине, как основные группы населения, живут не «русские» и «украинцы», но Малая Русь (малороссы), Великая Русь (великороссы) и Галицкая (Червоная) Русь (галичане). (Есть еще, как все знают, Белая Русь, но она имеет сейчас свое государство - Белоруссию). Такова, если не вспоминать такие ушедшие в историю реалии, как Русь Черная и под., сегодняшняя реальность.

Великая Русь - это православный народ, говорящий на русском языке, или, как предпочитают считать некоторые, на великорусском наречии русского языка. В современной Украине это около 10 млн (20% от всего населения страны), постепенно сходящие на нет с Юго-Востока (где их большинство) на Запад Украины. Великорусы поселились в так называемой Новороссии, земли которой были присоединены в результате войн XVIII -XIX вв. (ныне - так называемая Юго-Восточная Украина) и смешались с казаками-малороссиянами, жившими до того на этих диких территориях на полувоенном положении. Так как разницы в вере между ними не было, в языке она была незначительной, да и казаки давно ожидали помощи от братьев с севера, то смешение населения проходило безболезненно. Проходило также смешение и в центральных областях Украины, куда шло проникновение великорусов, как шло и обратное проникновение малорусов в Великую Россию.

Малорусы - православные потомки тех самых казаков и защитников Православия, которые описаны Гоголем в «Тарасе Бульбе». Они говорят на широком спектре говоров от почти русского (с легким акцентом), и, через разнообразный спектр так называемого суржика, до литературного украинского языка киевского варианта. Живут, в основном своем количестве (всего около 25 000 000, более 50%), на Юге и в центре Украины, постепенно уступая в численности великорусам на востоке и галичанам на западе. Но, к сожалению, в Российской империи, после воссоединения братских народов, стала проводиться политика русификации, то есть, сглаживания накопившихся языковых и культурных различий, что болезненно сказалось на самосознании малороссов и вызвало их сочувствие к обособлению.

И, наконец, галичане (Червоная русь) - это в основном греко-католики и православные раскольники, живущие в западных областях Украины. Их расселение примерно соответствует территории современных Ивано-Франковской (1 400 000), Львовской (2 500 000) и части Тернопольской областей Украины, к ним плотно прилегают по культуре и вероисповеданию Хмельницкая (1 300 000), Винницкая(1 600 000) и другая часть Тернопольской областей (т.н. Подолье); Закарпатская(1 300 000), Черновицкая (900 000); Волынская (1 000 000) и Ровненская (1 100 000) (Волынь);в меньшей мере - Житомирская (1 300 000), всего около 12 000 000, то есть также, как и русских (великороссиян) около 20 %[1].

Последняя из указанных групп наиболее длительное время находилась в составе неправославных и неславянских государств (со времен Монголо-татарского нашествия и вплоть до Второй мировой войны), была отсоединена от общерусских культурных и духовных процессов, поэтому весьма враждебно отнеслась к идеям коммунизма, которыми буквально огорошила их Великая Россия после того, как присоединила к себе: отнимала земли, загоняла в колхозы, запрещала быть христианами, а когда это не удавалось, насильно переводила из униатства в Православие, как когда-то наоборот, их насильно переводили из Православия в униатство католики. Конечно, теперь видно, что здесь «западенцы» были правы: коммунистическая идея была злой и безбожной утопией. Но ответная озлобленность сыграла трагическую роль с этой частью русских людей, озлобленность стала их ошибкой. Их ожесточенность частью снова вернула их в греко-католицизм, частью - увела в раскол в конце XX века. Греко-католицизм - это католичество под видом православия, который делает «западенцев» уже другим, не православным по культуре народом. Другая часть, раскольники - представители различных православных, но безблагодатных сообществ - несут на себе проклятие озлобленности. Здесь нужно отдельно сказать о понятии безблагодатности.

Каждому православному христианину известно, что есть Божественная благодать. Это есть Сам Бог Дух Святой, оживляющий своею любовью сердце христианина. Без Него христианство - не есть христианство, но лишь христианское учение, способное как-то упорядочить жизнь. Ушедший в раскол от церкви - уходит и от Бога... Зло иногда изображают в виде змея, пожирающего себя с хвоста. Этот образ является прекрасной иллюстрацией раскола: раскольник уходит в раскол, потому что ненавидит, а затем еще более ненавидит, потому что ушел в раскол. Сколько бы теперь ни молился в «своей» церкви такой человек, его сердце преисполнено горечи и ненависти, ибо ничем другим оно наполнено быть не может. Оттого, что он не понимает своей ошибки, но чувствует не Божественную любовь и покой, а огорчение и ненависть, он видит виноватыми в этом тех, от кого откололся, и проникается к ним ненавистью еще большей, так что такой человек перестает быть христианином, предав Христа вместе с Его всепрощающей любовью. Так бывший христианин легко, потому что целенаправленно, скатывается к изуверской жестокости. Сердце верующего во Христа и грешащего «грехом к смерти» (1Иоан.5:14-17) болит особой, мистической, невыносимой болью, какой не болеет сердце грешника неверующего. А «гибкий» ум предпочитает обвинять в причинении этой боли кого-нибудь внешнего, но не собственную совесть.

Представьте себе, что, к примеру, какой-нибудь рязанский священник, по происхождению украинец, вдруг заявит, что, оставаясь православным, отделяется от Рязанской епархии Православной Церкви, и создает в Рязани «свою православную» церковь, просто потому что ненавидит»москалей» и не хочет ходить с ними в один и тот же храм, ибо они строили коммунизм и его отцов заставляли делать то же. Где будет место Христу в таком сердце? Ведь в истинном христианстве «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос». (Кол.3:11). Если почитание креста сочетается с ненавистью - это уже не христианство, а фашизм, и это мы хорошо знаем и помним.Фашизм есть христианская ересь против нравственности, фашист свят и готов на самопожертвование ради ближнего, но безжалостен и немилосерден к врагам.

Правильным же православным отношением к врагам есть любовь, о чем нам недвусмысленно говорит Господь: «А Я говорю вам: любите врагов ваших»(Матф.5:44).

У юмориста Михаила Задорнова описан в настоящее время произошедший удивительно яркий случай такого истинно христианского отношения к бывшим врагам: «Бабуська напоила немцев молоком и не взяла денег. Они не могут понять: что такое? Они спрашивают: почему она денег не берет?... А бабуська говорит им: «Какие деньги, немчики, мы же с вами воевали!»[2]

И наоборот, один православный епископ из Западной Украины рассказывал противоположный случай, этот рассказ я слышал сам. Однажды, когда раскольники захватили и разграбили его епархиальное управление, этот епископ пытался увещать погромщиков, говоря: «Вы же христиане, что же вы делаете? Мы же вместе в одно Царствие небесное стремимся!». А они с ненавистью ответили: «Мы с тобой в одном Царстве Небесном находиться не желаем!» Вот такое христианство! Христианство, разбавленное ненавистью, становится фашизмом и повреждает мышление. И поврежденное, нелогичное, несуразное мышление, выдает, как плод, негодность породившего его дерева. Ах, как эту поврежденность талантливо подметил и описал Михаил Булгаков в «Белой гвардии»!

В то же время, на юго-востоке сейчас значительно меньше воцерковленных верующих, чем в западных регионах, а если они и есть, то еще во многом с сильным влиянием советской культуры и мировоззрения. Православное просвещение здесь незаметно, потому что светских учебных заведений, формирующих православную христианскую интеллигенцию, из-за противодействия светских властей, почти не существует[3], и здесь мы наблюдаем разительный контраст с Россией, в которой существует разветвленная сеть богословских кафедр и других учебных и просветительских христианских институтов. В образовавшуюся на Украине пустоту ринулись сектанты, традиционно сильные в этом регионе еще с царских времен. Люди в этом регионе, смесь великорусов и малорусов, по-советски добрые в своей наивности, - в духе советского интернационализма и христианского неофитства. Отсюда, из-за отсутствия ненависти и из-за несформированного христианского сознания, они пассивны, а из-за беспричинной и непонятной им ненависти к ним «западенцев» - растерянные и недоумевающие.

«Малороссияне» тяготеют то к великорусам, как к «тоже православным», то к «западенцам» - как к «тоже украинцам», говорящим «на мове», хотя и отличной от казацкой, но, все же, не «москальской», ну, и отстаивающим так любезную всем в этом мире «незалежность» (независимость). Дезориентированность казаков идет от совковой расцерковленности и от обиды на расказачивание, начавшееся еще при Екатерине Великой. Незачем было запрещать украинский литературный язык в имперское время или потешаться над ним во время советское, и не было бы, наверное, в настоящее время такой болезненной обратной реакции.

Трагичность же всех трех групп более не в политике, но в том, что эта ситуация чревата последствиями для вечной жизни как одних, так других, так и третьих.

В политическом отношении столь различные группы русских людей также долго жить в мире не могут. Тлевший конфликт должен был обязательно разгореться. Нужно было только кому-нибудь подлить масла. Подлили масла олигархи и власть, затем и американцы, и европейцы, совершенно не понимая сущности проблемы, делали «работу адову», запустили губительные процессы и набирают сейчас гнев на свою голову, ибо «Сказал... Иисус ученикам: невозможно не придти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят; лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих» (Лук.17:1-2). Действительно, из всего выше сказанного, где видно, чтобы проблема коренилась в недостатке демократии или в длинной руке Москвы? Но что нам до Запада с его идолами и геополитическими интересами?! Они - своим способом собирают себе на голову гнев Божий, а мы, украинцы, - уже собрали себе наголову Божий гнев. Виноваты в своих бедах только мы, бессовестно обманывающие и грабящие друг друга, хамящие друг другу и ненавидящие. Отсутствие любви в нашем когда-то до «ласкáвости» нежном народе, не является секретом, по крайней мере, для нас самих. Чего же нам еще ожидать?

Согласно трем видам заболевания, соборное Церковное сознание регулярно прописывает и озвучивает устами иерархов одни и те же простые рецепты выздоровления. Если бы «западенцам» воссоединиться с благодатной канонической Православной Церковью, чтобы победить безумную и губительную для их вечной жизни ненависть, если бы великорусам в Украине прекратить быть советскими и стать, наконец, настоящими христианами, а казакам вспомнить свое славное прошлое и позабыть обиды от «москалей», то ситуация изменилась бы, и все украинцы стали бы единым по-настоящему «незалежным» народом.

Сознательные же христиане всегда найдут правильный, удобный и безболезненный способ государственного самоопределения, и Бог им всегда поможет.

Протоиерей Александр Добросельский, доцент кафедры теологии Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина, кандидат педагогических наук



[1] Но, еще раз подчеркнем, что история Украины настолько сложна, что точные границы прочертить весьма сложно, так что здесь мы предлагаем более-менее точные, но спорные границы, опирающиеся в большей степени на религиозную ориентацию.

[2]Михаил Задорнов «Я люблю Америку»

[3]http://www.patriarchia.ru/db/text/2844678.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Добросельский
Все статьи Протоиерей Александр Добросельский
Соглашение об ассоциации Украины с ЕС
Корсунь-Шевченковский: от Котла до Погрома
Освободительный поход Русской армии по маршруту великого полководца Ивана Конева неизбежен
26.03.2024
Кино про рохлю Лёвочкина и коня бледного
О новом сериале, художественном вымысле и человеческой памяти
20.03.2024
«Фонд противостоит разрушающим сознание граждан деструктивным процессам»
К 35-летию Международного Фонда славянской письменности и культуры
16.03.2024
«Мы находились в поле народного подвига, который совершали сами, как могли»
Опубликовано обращение к Президенту РФ В.В. Путину о необходимости инициирования подготовки и внесения в Госдуму проекта Федерального закона «О реабилитации участников Русской Весны»
16.03.2024
«Погибая, они мечтают, что, добивая их, Россия надорвётся и сама умрёт»
Украинцы не выживают, они умирают, но им важно, что чем дольше они умирают, тем хуже русским
12.03.2024
Все статьи темы
Организация украинских националистов (бандеровское движение)
«Что делать? Крошить бандеровских свиней»
Украина де факто давно превратилась в террористическое государство
04.04.2024
«Сырский служит нацистам, уничтожая своих близких»
Изучая биографию нового главкома ВСУ, испытываешь чувство омерзения к человеку, который был советским русским офицером, а стал бандеровским предателем
09.02.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Страх и подвиг
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 23:09
Иван Ильин как идеологическая мишень
Новый комментарий от РомКа
26.04.2024 23:08
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 22:25
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:15
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:06