О «радикальном» и «умеренном» уранополитизме

Умеренные уранополиты не до конца понимают учение о. Даниила, закрывая глаза на его явные заблуждения

Тимур Давлетшин 
Проблемы церковной жизни 
0
27.11.2013 1201

Мною было написано уже достаточно много по теме уранополитизма, антипатриотического учения, противопоставляющего Небесное Отечество - земному. Однако полемика уранополитов и патриотов не затихает, поэтому я не мог удержаться, и вновь обратился к этой теме.

С большим удовлетворением узнал, что даже среди почитателей убиенного иерея Даниила Сысоева, основателя этого учения, есть люди, которые, вовсе не желают следовать за ним в антипатриотическом пункте. Свидетельством тому является замечательная статья в Живом Журнале православного блоггера из Молдавии Александра Дрэничеру «Радикальный уранополитизм и любовь к Родине. (Св. Косма Этолийский)». Статья великолепна, автор с любовью говорит о своей Родине, Молдавии, и в то же время указывает на опасность подчинения христианства национальному патриотизму. Т.е. автор говорит о необходимости иерархии ценностей. Любовь к Родине не должна заслонять собою Бога, и должна занимать подчиненное отношение к христианской вере. Думаю, что с этим согласится любой православный христианин. И патриотическому сознанию это нисколько не противоречит.

В числе прочего автор говорит и о св. Косьме Этолийском.

Как я понял, Александр столкнулся с тем, что уранополиты (или, по его терминологии, радикальные уранополиты) в своей антипатриотической пропаганде опираются в числе прочих на св. равноапостольного Косму Этолийского, которому принадлежит некая якобы уранополитическая мысль. Но Александр блестяще показывает, что попытка антипатриотов включить этого святого в свои ряды является абсолютно некорректной. Но я приведу отрывок из его статьи, в котором он пишет о святом:

«Христиане, здесь у нас нет родины (см. евр. 13:14) Бог потому и вложил ум в голову, чтобы мы всегда стремились на нашу истинную роди­ну - Царствие Небесное». [там же, С.17]

Т.е. если узколобно мыслить, что свойственно всем радикалам (к слову, не только православным, но особенно протестантским сектантам), то Св.Косма вообще, как бы отрицает Родину, и какой-то безродный скиталец. Но нет, вот он говорит:

«Покинув мою родину (око­ло сорока­пятидесяти лет тому назад), я обошёл многие области, крепости, крупные и маленькие селения и даже побывал в Константинополе, но дольше всего (целых семнадцать лет) я оставался на Святой Горе Афонской, плача о своих прегрешениях». [там же, С.69] или: «Моё тщетное, земное, временное оте­чество - местность Апокуро, находящаяся в епархии епископа Арты». [там же, С.17]

Т.е. он все-таки признает, что у него есть земная Родина, но возразят - «как место рождения он не отрицает, но в сердце уранополита не может оставаться места для любви к Родине». Вот, честно, как-то сомнительно, чтобы святой, который так любил свой народ, не любил своей Родины. Давайте посмотрим, что он говорит своим землякам:

«Чада мои любимые во Христе, сохраняйте муже­ственно и бесстрашно нашу священную веру и язык наших предков, так как оба этих понятия - суть нашей любимой Родины и без них нация наша погиб­нет. Братья, не отчаивайтесь. Божественное Провиде­ние хочет однажды ниспослать нашим душам небес­ное спасение, чтобы воодушевить нас на освобожде­ние от того жалкого состояния, в котором мы сейчас пребываем». [там же, С.270]

Или чуть выше:

«Итак, чада мои, жители Парги, для сохранения веры и свободы вашего Отечества позаботьтесь о без­ отлагательном строительстве греческой школы, что­ бы хоть ваши чада узнали о том, чего вы не знаете». [там же, С.269]

Вот как... святой печется о свободе Отечества... какого?! если радикальные уранополиты любят так часто цитировать того же Св.Космы, что отечества здесь нет? Они почему-то упорно не видят этих цитат. Так в чем же дело? Почему Св.Косма неоднократно повторяет, что у христиан, истинная Родина на небесах, а не здесь, и даже говорит, что здесь на земле нет отечества, а в другом случае он печется о любимой Родине?»[1]

Интересно, что Александр на самом деле является почитателем убиенного иерея Даниила Сысоева и считает его святым. Себя он считает уранополитом и патриотом в одном лице, вкладывая в слово «уранополит» святоотеческое, а не антипатриотическое значение. Из чтения его статьи у некоторых может сложиться ложное впечатление, что радикальные уранополиты извратили учение о. Даниила. Ведь Александр Дрэничеру вовсе не опровергает уранополитизм вообще, а лишь «радикальный уранополитизм». Он говорит: «возникло смутное ощущение, что в стане уранополитов произошел некий перекос в крайность». И еще он пишет, что «войны между патриотами и уранополитами, напоминают вражду между тупоконечниками и остроконечниками» (Из «Путешествий Гулливера»).

Среди последователей о. Даниила Сысоева, причисляющих себя к уранополитам действительно есть умеренные и радикальные представители. Умеренные уранополиты на самом деле практически не отличаются от умеренных патриотов, и, видимо, именно к ним обращена статья А. Дрэничеру. Но, на мой взгляд, эти умеренные уранополиты просто не до конца понимают учение о. Даниила, закрывая глаза на его явные заблуждения.

Как я написал Александру в комментарии, уранополитизм сам пор себе есть перекос в христианстве, и «радикальные уранополиты» - это и есть настоящие последователи о. Даниила Сысоева. А вот позиция самого автора в глазах истинных уранополитов вроде Александра Люльки или Виктора Куприянчука (лидеров миссионерских школ с уранополитическим уклоном) есть измена уранополитической идеологии. Кстати, А. Люлька тоже отметился в комментариях, как оппонент Александра Дрэничеру, естественно.

В защиту Александра Дрэничеру в комментариях выступил другой православный блоггер, Сергей Ларин, тоже большой почитатель о. Даниила, но считающий себя патриотом-белогвардейцем. Я имел честь пообщаться с ним в Интернете. По утверждению Сергея, о. Даниил вовсе не был противником патриотизма вообще, а был только противником фашизма, маскирующегося под патриотизм. Это весьма интересно в свете того, что в основном полемика с патриотами у о. Даниила шла вокруг темы Великой Отечественной войны, и патриоты в этой полемике защищали величие подвига наших солдат, сражавшихся с фашистами. А вот о. Даниил значение подвига наших солдат принижал, не видя особой разницы между защитой «сталинского» СССР и службой вермахту: «Бесконечные споры на тему, кто прав, а кто не прав в той или иной исторической ситуации, связаны с тем, что не существует общепринятых норм оценки исторических событий. Если высшая ценность - белая раса, то во 2-й мировой войне прав Гитлер, а если интересы мирового пролетариата и коммунистического интернационала - то СССР»[2]. Ну и отношение к гитлеровскому холую Власову (бывшему сталинскому холую) было у о. Даниила весьма отличным от патриотов отношения к предательству Власова.

У самого Сергея Ларина в ЖЖ есть статья, которая называется «О. Даниил Сысоев как истинный патриот», в коей он пишет:

«Обычно о.Даниила Сысоева представляют почти как анархиста, будто бы отрицающего государственный строй, монархию, любовь к Родине как таковые (хотя напрямую патриотизм=ересь никогда из его уст не звучало)»[3].

Это верно. «Патриотизм=ересь» не звучало. Звучало другое: «Служение Родине, как это понимают патриоты - есть чистое идолопоклонство, служение твари вместо Творца» [4]. Какая уж тут ересь, коли чистое идолопоклонство!

И противником государственности о. Даниил вовсе не был. Напротив, он патриотов считал врагами государства: «Я вообще не понимаю, почему сейчас считается, будто для укрепления государства обязательно требуется патриотическое воспитание. Насколько я понимаю, патриотическая идеология разработана французским и немецким масонством 18 века с целью уничтожения христианской имперской государственности» [5].

Очень интересно! Это что же получается - наши святые (Николай Японский, Иоанн Кронштадский, Иоанн Восторгов и др.), уча патриотизму, защищая его от нападок русофобствующих либералов и революционеров, на самом деле продвигали масонскую идеологию? А русофобствующие либералы и революционеры на самом деле не разрушали русскую государственность, а пытались ее спасти? Даниил Сысоев указал на исторический пример Франции: «Французская Революция проходила именно под патриотическими лозунгами, которые революционеры противопоставляли сверхнациональной сути христианства. Именно под патриотическими лозунгами разрушались великие христианские империи, которые как-то умудрились существовать без национально-патриотического воспитания в течение столетий» [там же]. Не знаю, как там происходило в католической Франции (вообще-то этот вопрос требует отдельного рассмотрения), в православной России все происходило с точностью наоборот: патриотизм был таким же врагом разрушителей-революционеров (выступавших под интернациональными лозунгами), как и православие. Зло всегда прикрывается благочестивыми лозунгами. Верой, кстати, тоже.

Можно еще много цитировать о. Даниила Сысоева, но думаю, что и из приведенного мною достаточно ясно, что радикальный антипатриотизм «радикальных уранополитов» на самом деле вполне соответствует учению основателя идеологии уранополитизма, а не является неким уклоном. Просто у о. Даниила это как-то компенсировалось его личным благочестием, которым, увы, не всегда обладают многие его ученики (да и мы, противники этого учения, честно говоря, тоже в большинстве не блещем добродетелями). Но давайте все-таки отличать личное благочестие от заблуждений. Мы рассматриваем собственно учение уранополитизма, а не личные качества его основателя.

Ссылки:

1. Александр Дрэничеру . Радикальный уранополитизм и любовь к Родине. (Св. Косма Этолийский) http://dralexmd.livejournal.com/153258.html

2. Сысоев Даниил, священник. Уранополитические оценки истории. http://pr-daniil.livejournal.com/47465.html

3. Сергей Ларин «О. Даниил Сысоев как истинный патриот» http://sergeylarin.livejournal.com/348206.html

4. Сысоев Даниил, священник. Ответ Дмитрию Анатольевичу (но не Медведеву):). http://pr-daniil.livejournal.com/57596.html

5. Сысоев Даниил, священник. Патриотизм и заповеди - 2. http://pr-daniil.livejournal.com/39746.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

11. Ответ на 2., михалыч1165:

Может быть уважаемому автору просто придти на публичный и открытый для всех диспут к последователям миссионерской школы о.Даниила и спокойно во всём разобраться?

Очень интересная идея. Только вот в том, что получится спокойный разговор, я лично очень сомневаюсь. Вот как, к примеру, один из сысоевцев, Дмитрий Цорионов-Энтео, проводит диспуты - http://www.youtube.com/watch?v=byEgLB-oiaI#t=33

10. Re: О «радикальном» и «умеренном» уранополитизме

Уранополитизм - это ересь и сотериология баптизма! Только баптисты считают себя уже(!) спасенными. А православные христиане - не спасенные, а спасающиеся! Как и в сегодняшнем Апостоле на литургии читалось: "и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом... и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе" (Еф.2,5-6). "Поелику воскрес Он, и мы воскресли упованием; поелику Он совосседит со Отцом, и мы участвуем в этой чести; потому что наша глава совосседит, наш начаток соцарствует. В наше облекся Он естество."(блж.Феодорит). Т.е. у нас пока еще только упование и возможность спасения, а не спасение, как пустословят баптисты и уранополиты. "В лице Христа Спасителя воскрешены мы и посаждены на небесных, а самым делом еще сие не совершилось, а совершится в свое время. Но совершится несомненно; так что поелику Христос воскрес, то почитай, что и мы воскресли, и поелику Он воссел на небесных, то почитай, что посаждены уже и мы." (свт.Феофан Затворник).
М.Яблоков / 01.12.2013 12:24

9. из приговора в военное время

Т. н. "уранополиты", в тесной связи с троцкистско-зиновьевскими и жидовствующими элементами, создавали идеолого-политическое ядро против России, Русского народа и РПЦ...

8. ДИСПУТ! ДИСПУТ! ДИСПУТ!

Понравилась идея диспута. Может быть, действительно имеет смысл провести нормально организованный диспут с записью на видео? А то уже достали эти тычки, уколы и вольный пересказ отцов.
ihrisanov / 01.12.2013 07:54

7. Re: О «радикальном» и «умеренном» уранополитизме

Если следовать логике отрицателей земных отечеств, то возникает вопрос -, зачем тогда Господь пришел на Землю во плоти, в определенное время, в определенное место? Зачем сказал Своим ученикам, что пришел спасать овец погибающего дома Израилева? А также плакал, глядя на Иерусалимский храм, предрекая его гибель и рассеяние Своего народа? Неужели душа Богочеловека не была связана кровными узами со Своим народом и Своей земной отчизной? А Пресвятая Богородица, став Владычицей горы Афон, не помогает ли монашествующим во все времена быть солью земли?А также, став Владычицей земли российской, не отказалась помогать людям населяющим эту землю, и по сей день не отказывает всем взывающим её о помощи и покрове во всякое время? Нельзя брать за абсолют одно и отбрасывать другое. Боговоплощение второго лица Святой Троицы говорит о чрезвычайно важном аспекте земного бытия всякого человека родившегося под солнцем и от того, как он проживет на земле, каждый в своем уделе, зависит его посмертная участь в вечности. Господь дал нам заповедь - любить ближнего здесь на земле, а стало быть, всё то, что дорого каждому человеку - его семья, его земля, его отечество, то, что мы не выбираем,а получаем как великий дар с Небес от Бога.
/ 01.12.2013 05:25

6. Re: О «радикальном» и «умеренном» уранополитизме

"Христиане, здесь у нас нет Родины. Эта земля не наша: суша была создана для животных, море для рыб, воздух для птиц. Бог потому и создал нас ходящими головой к небу и вложил ум в голову, чтобы мы всегда стремились на нашу истинную родину – Царствие Небесное. Здесь, на этой земле, даже если мы станем царями, мы не найдём покоя. Этот мир – постоялый двор. Ведь, путешествуя, вы останавливаетесь в гостинице всего на один вечер, а затем стремитесь скорей добраться к себе домой." Косма Этолийский "Слова"
ihrisanov / 28.11.2013 16:59

5. Re: О «радикальном» и «умеренном» уранополитизме

На самом деле, настоящую любовь к родине (также как и любовь к Христу или к человеку) можно выразить жизнью за них. Поэтому если такой любви нет, то все эти бурные споры по поводу уранополитизма и патриотизма - пустые разговоры. Думаю, что любить родину (то локальное место где ты вырос) по настоящему можно только в деревне. Вот раньше любили родину потому, что жили на земле. А сейчас (большинство или по крайней мере те, что трепятся в интернете) живут в мегаполисах. На мой взгляд, любить мегаполис невозможно так, как любили свою родину (край) люди на руси.
Косьма / 28.11.2013 08:01

4. Re: О «радикальном» и «умеренном» уранополитизме

Ну вот! То нам говорят, что мы Отцов неправильно понимаем, а теперь, оказывается, мы и о. Даниила неправильно понимаем... Сергею Ларину я указывала на то, что ОН неправильно понимает о. Даниила. О. Даниил СПЕЦИАЛЬНО ввел забытый святоотеческий термин "небожитель" ("уранополит"), чтобы откреститься от всех национал-патриотов. Вот что пишет сам о. Даниил на сайте pravoslavie.ru после того, как о. Тихон (Шевкунов) прочитал антиуранополитическую проповедь. "А вот апостол Павел говорил, что у нас нет пребывающего здесь града, а Родина у нас в небесах. Жаль, что у нас в угоду патриотическим чувствам, отказываются от следования Евангельским и апостольским заповедям. Хотя, конечно, нет ничего плохого в том, чтобы испытывать теплые чувства к той стране, где ты родился. Но это никак не может являться добродетелью. Бог этого не заповедовал". pravoslavie.ru/put/32554.htm
milka / 28.11.2013 06:31

3. В поисках исчезнувшей Родины?

Собственно, уранополитизм - совершенно "нормальная" патологическая реакция на патологическую ситуацию. Совершенно особый и, возможно, оригинальный и ценный подход к проблеме (что вообще редко встретишь в сети) есть тут - Тотальная миграция ("лучшая доля" в мире мёртвых), Александр Елисеев - http://goo.gl/dTEHFH
Лебядкин / 28.11.2013 05:55

2. Об уранополитизме

Вот, вот.. Хороши именно несколько фраз в конце последнего абзаца. Может быть хватит заниматься блохоискательством, а обратить взор внутрь себя? Может быть уважаемому автору просто придти на публичный и открытый для всех диспут к последователям миссионерской школы о.Даниила и спокойно во всём разобраться?
михалыч1165 / 27.11.2013 23:50
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Тимур Давлетшин
О писателе Астафьеве и «ложном» патриотизме
Ответ на статью Владимира Семенко
29.11.2021
Концепция уранополитизма священника Даниила Сысоева
О мнимом противоречии христианства и патриотизма
27.11.2021
Казачий поэт Николай Туроверов и коллаборационизм
Об идеологии казацкой «самостийности»
21.10.2021
О писателе Астафьеве и «ложном» патриотизме
Ответ на статью Владимира Семенко
28.09.2021
Был ли погром в Оптиной пустыни?
О писателе Сергее Нилусе и клевете на священномученика Серафима (Чичагова)
16.08.2021
Все статьи Тимур Давлетшин
Проблемы церковной жизни
Концепция уранополитизма священника Даниила Сысоева
О мнимом противоречии христианства и патриотизма
27.11.2021
Старец Гавриил просит о помощи. Апостасия
и экуменизм в последние времена
22.11.2021
Не фотографируйте Причастие
Можно ли фотографировать Тело и Кровь Христовы и потом где-нибудь публиковать?
15.11.2021
«Тогда вы не должны быть допущены до причастия»
Митрополит Иларион заявил, что православные христиане, состоящие в незарегистрированном браке, не имеют права причащаться
15.11.2021
«Цель иерархии – подражание Христу»
Впечатления от конференции «Священная иерархия в жизни Церкви»
15.11.2021
Все статьи темы
Последние комментарии