Москва, ул. Пречистенка, д. 17/9, Независимый пресс-центр, 26 сентября 2013 г
Уважаемые коллеги!
Позволю себе высказать некоторые соображения по поводу обсуждаемых вопросов, благо что обозначенные проблемы неоднократно обсуждались на заседаниях Общественно-консультативного совета при УФМС России по г.Москве, возглавляемого Алисовым Н.А. и Научно-экспертного совета ОКС, возглавляемого ректором МГЮА им. О.Е. Кутафина Блажеевым В.В.
Миграционная обстановка в Российской Федерации характеризуется постоянно возрастающим потоком различных категорий внешних и внутренних мигрантов, приезжающих в основном в крупные города как из регионов собственно Российской Федерации, так и их зарубежных стран (прежде всего из государств экс СССР).
При этом наибольшие миграционные потоки приходятся на мегаполисы. И прежде всего на Москву и Московскую область, а также Санкт-Петербург. В Московском регионе, например, сосредоточено более 1/3 всех приехавших к нам из-за рубежа, а население Москвы с 2002 года выросло за счёт внутренних и внешних мигрантов, согласно данным переписи населения 2010 года, более чем на 1 миллион человек. Имеются и другие регионы, где приезжих, сравнительно с численностью населения на порядок больше, чем в среднем по стране.
Хотелось бы заметить, что в последнее время всё же началось изучение реальной миграционной ситуации, а не только разговоры о её оценке с точки зрения экспертов, что тоже, конечно важно.
В 2011 году российский Фонд развития международных связей «Добрососедство» (При использовании средств государственной поддержки, выделенных Институтом общественного проектирования (ИНОП) в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации) провел социологическое исследование «Миграционная ситуация в Москве и Московской области: реальность против мифологем».
В Московском регионе социологами, были опрошены, наряду с экспертами, иностранные рабочие из Киргизии, Узбекистана, Таджикистана.
Следует отметить, что вопреки расхожему мнению о «гастарбайтерах», теряющих свое здоровье на непосильных работах, отвечая на вопрос о состоянии своего здоровья, респонденты - сами же иностранные рабочие, склонны считать его, т.е. своё здоровье, скорее хорошим, причем как до, так и после приезда в Россию. Причём после приезда оно даже, по их мнению, немного улучшилось.
- Оценка степени доверия к различным социальным группам и институтам также входила в задачи этого исследования Фонда «Добрососедство». Респондентам предлагалось оценить по 10-балльной шкале уровень доверия ближайшему социальному окружения.
Согласно опросу «Добрососедства» среди тех категорий, кому иностранные рабочие из Средней Азии больше всего доверяют, на весьма высокой позиции оказались медицинские работники.
Для справки: наибольшим доверием опрошенных мигрантов пользуются, в первую очередь, те, с кем они вместе живут (8,41), а также медицинские работники (7,86). Высокий уровень доверия имеют те, с кем мигранты работают - коллеги по работе (7,5), начальники и бригадиры (7,38). Доверяют респонденты и местным землячествам (7,39). Наименьшей степенью доверия пользуются и городские чиновники (4,22) и, тогда ещё, милиция (3,99).
Рассматривая различия по странам, следует отметить, что существующие статистически значимые различия не носят принципиальный характер и не меняют рейтинг доверия исследуемых социальных групп и структур.
Следует отметить схожесть проблем, имеющихся у иностранных граждан, приехавших в Россию, и российских граждан, приезжающих в другие регионы нашей страны.
Массовые приезд в Российскую Федерацию иностранных граждан свидетельствует о привлекательности жизни в ней для приезжих, о выгодности для них работы у нас. Российское государство в свою очередь заинтересовано в их приезде для того, чтобы они осуществляли трудовую деятельность на общественно-полезных работах. НО при этом задача российского государства в этой ситуации - защищать граждан России от тех издержек, которые неизбежно несет в себе массовая иностранная и, зачастую, инокультурная миграция. Правда, различия в менталитетах нас и части приезжих связано не столько в межнациональных и религиозных отличиях их от россиян, сколько в противоречиях между городской (урбанистической) и сельской культурой. Ведь сейчас более 80% жителей Российской Федерации горожане, а приезжающие ныне из стран «ближнего зарубежья» - люди деревенской культуры.
Затрону ещё один важный аспект, так или иначе связанный с массовой миграцией в Россию.
По экспертным оценкам, приведённым на заседании Общественно-консультативного совета при УФМС России по г.Москве врачом высшей категории Храмцовым В.Г. - 600-800 тысяч российских граждан ежегодно умирают от эпидемиологических заболеваний или болезней, связанных с ослаблением организма после них.
Количество таких заболеваний прирастает, по настоянию экспертов, и за счёт увеличивающегося потока носителей заразы из-за рубежа.
Разумеется, не только иностранные рабочие являются причиной инфекционных заболеваний россиян. Поддельные медицинские справки и «липовые» освидетельствования массово получают как иностранцы, так и граждане России.
А внутренняя миграция, значительно превосходящая зарубежную, происходит в условиях слабости медицинского контроля и безответственности, как самих граждан, так и «ответственных» структур. Грязь и антисанитария, разводимые бродягами и другими асоциальными элементами, находящимися в местах массового скопления людей возле вокзалов, супермаркетов, рынков и станций метро, также вносят свой значительный вклад в дело заражения россиян различными заболеваниями.
Большие проблемы порождает отсутствие должного медицинского обслуживания в странах исхода иностранных рабочих, и отсутствие медицинского контроля на каналах въезда, и отсутствие должного медицинского обслуживания въехавших иностранных рабочих, прежде всего из стран Средней Азии, многие и которых не имеют полисов медицинского страхования.
Одно из заседаний Общественно-консультативного совета при УФМС России по г.Москве, возглавляемого генеральным директором Фонда развития международных связей «Добрососедство» Николаем Алисовым, было специально посвящено этой теме - влиянию внешней миграции на эпидемиологическую обстановку в столице. На нём очень активно выступали беспокоящиеся за ситуацию в городе представители Роспотребнадзора, эпидемиологических служб Москвы, Департамента здравоохранения Правительства города, эксперты-общественники, представители национальных диаспор.
Некоторые выводы:
- Первое: в настоящее время иностранные рабочие, въезжающие в Россию в безвизовом режиме по нашему законодательству:
- не обязаны представлять справку о своём здоровье сразу после появления в стране;
- могут не проходить медицинское обследование, находясь в поисках работы до 90 суток;
- получили право работать у физических лиц по патентам, не проходя при этом медицинское обследование;
- если не приобретут медицинского полиса, у них нет права на бесплатную медицинскую помощь (за исключением экстренных случаев).
- Второе: эксперты делают предположение, что заразных больных намного больше, чем указывается в отчетах, чему способствует отсутствие в России системы медицинского освидетельствования мигрантов (как впрочем, и всеобщей диспансеризации российских граждан). Реальных данных о состоянии здоровья приезжих практически нет, так как опасные заболевания у иностранных работников выявляются зачастую только тогда, когда они попадают в стационар во время обследования. Но и это не гарантия их дальнейшего лечения, так как к врачам они не ходят, а по указанным адресам зачастую не живут. Тысячи диагнозов по туберкулезу и другим заболеваниям мигрантам ставятся вне больницы, зачастую после смерти, у многих болезнь развивается и приводит к летальному исходу в течение года, что тоже трудно выявить. Это ведет к заражению их товарищей по работе, соседей, вместе с которыми они живут, и российских граждан.
- Третье: бюджеты регионов России и регионов тратят большие деньги на лечение, обеспечение вызовов неотложной помощи иностранными гражданам, заболевшим ещё до въезда в нашу страну, которые и не должны вообще пересекать её границы. Да и их последующее содержание в спецприемниках, высылка и депортация также стоят денег налогоплательщиков, отнимая ресурсы у госструктур.
- Четвертое по счёту, но очень важное замечание: пользуясь пробелами в законодательстве, представители бизнеса в сфере ЖКХ, строительства и общественного питания предпочитают максимально экономить на своих сотрудниках, нанимая персонал из числа приезжих из государств СНГ. Из-за низких «черных» зарплат, а также из-за стремления «сэкономить» многие иностранные рабочие не снимают нормальное жилье, а живут в местах, не предназначенных для этого, в том числе и по медицинским показаниям: в промзонах, в подвалах, на чердаках жилых домов, в подсобных помещениях.
Эта ситуация, безусловно, подкреплена коррупцией в сфере ЖКХ со стороны управляющих компаний (предоставляющих им жильё), в муниципальных органах власти (принимающих их на работу), а также в органах правопорядка (большей частью это касается участковых уполномоченных и сотрудников патрульно-постовой службы).
Незаконное использование нежилого фонда, отселенных домов, подвальных и чердачных помещений жилых домов противоречит всем санитарно-эпидемиологическим нормам и требованиям, ведёт к распространению болезней, которые ещё недавно казались в России побежденными (туберкулез, холера и другие инфекционные заболевания).
Нашими экспертами особо оговаривалась мысль, что в наведении порядка в этой сфере заинтересованы не только граждане нашей страны, но и сами иностранные рабочие, которые подвергаются наибольшей опасности от нахождения в одних помещениях с больными, как во время работы, так и после неё. И начинается это буквально с момента начала их путешествия в Российскую Федерацию, ведь они вместе едут в одних поездах и автобусах, летят на одних самолетах. Так что в выявлении и профилактике инфекционных заболеваний заинтересованы все.
Следует отметить, что в настоящее время федеральные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления в своей деятельности по налаживанию миграционного контроля всё больше опираются на социально активных граждан, структуры гражданского общества. Это отмечают как эксперты, так и гражданские активисты.
Власти Москвы весьма заинтересовано относятся к предложениям общественности. В частности, ими была поддержана и реализована инициатива, высказанная на заседаниях Общественно-консультативного совета при УФМС России по г.Москве о создании в структуре Московского городского штаба Народной Дружины (начальник Семерда В.И.) специального подразделения (возглавляет Вовк Г.Г.), тесно взаимодействующего с региональным Управлением ФМС (начальник Кириллова О.Е.). Дружинники оказывают существенную помощь правоохранительным структурам в выявлении нарушителей миграционного законодательства, в частности лиц, использующих поддельные медицинские справки и др. фальшивые документы.
Во время проведения многих слушаний и заседаний представителями общественности высказывались мнения, что необходимость мер по исправлению ситуации в сфере здравоохранения назрела.
В частности заслуживают внимания предложения, высказанные на заседаниях Общественно-консультативного совета при УФМС России по г.Москве, его научно-экспертного совета, встречах рабочих групп и других мероприятиях:
1. В связи с участившимися случаями выявления поддельных медицинских справок, предъявляемых при оформлении разрешения на работу иностранными гражданами, возникает серьезный риск распространения социально опасных заболеваний (СПИД, туберкулез, сифилис, гепатит и пр.) на территории России. В целях искоренения данного правонарушения сформировать объединенный банк данных медицинских заключений, выданных иностранным гражданам, пребывающим на территории РФ, с возможностью обращения в него в режиме on line.
2. Обязать медицинские учреждения (прежде всего частные) предоставлять информацию о выявленных случаях социально опасных заболеваний иностранных граждан в соответствующие инстанции. В случае укрывательства таких больных со стороны медицинских учреждений применять к ним санкции вплоть до отзыва лицензий.
3. Участниками ряда круглых столов и экспертами было обращено внимание на участившиеся случаи использования незаконных схем (фирм однодневок) при организации использования иностранной рабочей силы, что приводит к невозможности привлечения компаний - нарушителей к ответственности в рамках законодательства РФ. Эти схемы используются не только для уклонения от налогов, но и для найма иностранных рабочих без соответствующих медицинских документов. Для пресечения данных фактов участники предложили разработать механизм по привлечению к ответственности генерального подрядчика в случае незаконного использования субподрядными организациями труда иностранных граждан с фальшивыми медицинскими документами.
4. В качестве меры воздействия на работодателей, использующих труд иностранных рабочих, было бы целесообразно отстранять от участия в заявочных кампаниях на привлечение иностранной рабочей силы организации, допустившие в предыдущие годы правонарушения в порядке оформления иностранных граждан на работу, в том числе и при оформлении медицинских документов.
5. Повысить ответственность за изготовление и сбыт (продажу) фальшивых медицинских справок об инфекционных заболеваниях, введя штрафы до 800 тысяч рублей за каждую справку, в таком порядке, как сейчас применяется за каждого нелегально работающего иностранца (в основных мигрантопринимающих регионах штраф ныне составляет до 1,5 миллиона рублей).
6. Работающие на основании патента («патентники») ныне вовсе выпали из поля медицинского контроля и совсем не обследуются. При выдаче разрешения на приобретение патента также необходима медицинская справка, как и при оформлении разрешения на работу.
7. В связи с тем, что гепатит является одной из основных вирусных инфекций, от которой болеют и в конечном итоге погибают российские и иностранные граждане, необходимо расширить число обязательных анализов, сдаваемых при проверке здоровья иностранными гражданами, внеся в их перечень также проверку на гепатит.
8. В связи с тем, что эпидемиологическая обстановка, в немалой степени зависит от контроля за миграционными процессами, с целью недопущения пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан, больных инфекционными заболеваниями необходимо:
- правоохранительным органам, прежде всего полиции, а также ФМС, более активно взаимодействовать с общественными структурами и общественными активистами, помогающими выявлять и предотвращать правонарушения, прежде всего: с народными дружинами и опорными пунктами охраны порядка;
- в составе имеющихся и создающихся региональных народных дружин в субъектах РФ по примеру Москвы создать специальные подразделения, тесно взаимодействующее с региональными Управлениями ФМС;
- исключить возможность использования отселенных или выселенных жилых домов для проживания в них российских и иностранных граждан, оперативно решать вопрос о сносе таких домов;
- в качестве одного из шагов по наведению порядка усилить административную ответственность должностных лиц ДЭЗов, ЖЭКов и управляющих организаций, за попустительство нелегальному проживанию любых людей в объектах городского нежилого фонда, введя для ответственных должностных лиц соответствующие штрафы, определить ответственность собственника здания, управляющей компании, организации, эксплуатирующей жилой дом, в том числе отселенный, за незаконное представление помещений гражданам для проживания;
- наделить субъекты Российской Федерации полномочиями определять требования к государственным и негосударственным медицинским учреждениям для проведения медицинского освидетельствования иностранных граждан, планирующих осуществлять трудовую деятельность и составить реестр таких уполномоченных заведений;
- ввести в качестве обязательного требования к иностранному гражданину одновременно с подачей заявки для оформления разрешения на работу, предоставление документов, подтверждающих отсутствие у него заболеваний, представляющих опасность для окружающих;
- в целях усиления миграционного контроля целесообразна обязательная дактилоскопия иностранных граждан всех иностранных граждан пребывающих в нашу страну.
9. Необходим универсальный медицинский полис иностранного гражданина, в обязательном порядке приобретаемый при въезде, по которому иностранным рабочим и просто гостям страны смогут оказывать помощь в любом регионе России. Эта мера должна касаться и работающим на основании патента («патентников»), которые ныне совсем не обследуются.
10. На заседаниях ОКС звучало предложение о создании соответствующих межведомственных комиссий как на федеральном, так и на региональном уровнях для разработки экстренных мер по нормализации эпидемиологической обстановки. В состав этих Комиссиях должны войти представители ряда профильных региональных департаментов и ряда федеральных ведомств - департамента здравоохранения, департамента труда и занятости, департамента жилищно-коммунального хозяйства, несущего непосредственную ответственность за допущение массового проживания мигрантов в нежилых помещениях, а также ФМС, МВД, Прокуратуры, Роспотребнадзора, Минздравсоцразвития, Минсоцтруда и Росстата.
11. В связи с тем, что одними запретительными и карательными мерами проблему жилья для приезжих не решить, следует разработать программу по переоборудованию нефункционирующих промышленных объектов под проживание приезжих из российских регионов и иностранных граждан на законных основаниях, оказании поддержки соответствующим структурам по расселению их в приспособленных для этого помещениях и зданиях. Также с целью стимулирования строительства общежитий необходимо упростить законодательство, которое в настоящее время накладывает множество неоправданных ограничений для создания общежитий гостиничного типа, что порождает дефицит легального, дешевого жилья.
12. На общественных мероприятиях, посвящённых вопросам миграции, поднимался вопрос о проблемах социального обеспечения детей иностранных граждан (прежде всего приехавших из безвизовых стран), и в этой связи высказывались предложения о дополнительном рассмотрении урегулирования правового статуса детей иностранных граждан (в том числе и в случае нелегального нахождения на территории РФ родителей данного ребенка) и разработке эффективного механизма обеспечения детей иностранных граждан правом на медицинское обслуживание, что не только будет содействовать адаптации и интеграции приезжих, но и будет способствовать улучшению эпидемиологической обстановки.
13. Необходима предварительная проверка тех из иностранных граждан, кто отправляется на заработки в Российскую Федерацию (на туберкулез, ВИЧ, сифилис, лепру, а в перспективе и на гепатит) с целью недопущение на территорию Российской Федерации тех из них, что болен заразными болезными.
Концепция государственной миграционной политики предполагает уже на первом этапе реализации (2012-2015 гг.) «создание центров ... медицинского освидетельствования иммигрантов, в том числе за рубежом».
Заслуживает внимания положительный опыт российских неправительственной организации - Фонда развития международных связей «Добрососедство» (генеральный директор Н.А. Алисов), который при содействии Федеральной миграционной службы России и миграционных служб Киргизии и Таджикистана в аэропортах «Манас» (г.Бишкек) и Душанбе создал «Выносные единые миграционные центры» (ВЕМЦ). Подобные центры будут открыты в Оше, а затем в Ташкенте.
ВЕМЦ уже сейчас помогает иммигрантам подготовиться к жизни в России: собрать пакет документов, необходимых для легализации, получить правовой минимум и иные услуги.
Представляется целесообразным процедуру первичного медицинского освидетельствования организовать также в этих центрах, непосредственно в странах исхода мигрантов. Это приведёт к улучшению общеэпидемиологической обстановки не только в Российской Федерации, но и на всём постсоветском пространстве.
В более отдаленной перспективе именно такие зарубежные миграционные центры помогут рациональнее распределять потоки трудовой миграции по России, содействовать профессиональной подготовке, адаптации и интеграции иностранных граждан.
14. Требуется организовать выпуск соответствующей разъяснительной литературы для иностранных граждан и российских работодателей об их правах и обязанностях по соблюдению режима эпидемиологического контроля на территории Российской Федерации, по правам в области получения медицинской помощи, привлекая к её выпуску и распространения некоммерческие и религиозные организации, вести работу в области адаптации и интеграции иностранных граждан.
15. Разумеется, необходима серьезная научная работа для изучения тех миграционных процессов, которые идут и будут идти в нашей стране, являющейся частью глобализирующегося и урбанизирующегося мира. При этом нам необходимо изучать не только зарубежный опыт и практику, но и не забывать историю собственной страны, весьма успешно справлявшейся с аналогичными проблемами.
16. Конечно же, для реализации задач по улучшению миграционной обстановки в стране и связанной с нею эпидемиологической ситуации необходимо более широкое привлечение к их решению общественных объединений, в том числе общественных советов при органах государственной власти, некоммерческих организаций и просто неравнодушных граждан.
Комплекс предлагаемых мер поможет не только улучшить эпидемиологическую обстановку в России и в сопредельных государствах, снизит смертность среди населения и улучшит демографическую ситуацию - он будет способствовать росту взаимного доверия и развития добрососедских отношений между странами и народами, будет содействовать снижению уровня ксенофобии и экстремизма, и, в конечном итоге, приведёт и к снижению социальной напряженности в российском обществе.
Юрий Московский, Ответственный секретарь Общественно-консультативного совета при УФМС России по г.Москве, директор проектов Фонда развития международных связей «Добрососедство».
http://dobrososedstvo.info/dobro/ru/information//o_36343