В Киеве всё спокойно?

Размышления о церковной журналистике

Геннадий Тарадин 
0
18.07.2013 923
В обществе, так или иначе связанном с церковной жизнью, периодически возникает вопрос, как подходить к оценке различных событий. При этом, какой бы случай или событие не обсуждались, точки зрения значительно разнятся в широком спектре от «молчать» (не обсуждать, не судить и не высказываться) до маргинальных заявлений, очерняющих всею Церковь в целом, ее внутрицерковный уклад.

Непосредственным поводом для этой статьи явилась публикация в издании «Православие в Украине» главного редактора «Церковной православной газеты» (http://cpg-ru.in.ua/), официального печатного издания Украинской Православной Церкви (УПЦ) архимандрита Лонгина (Чернухи), являющейся, в свою очередь, ответом на мнение протодиакона Андрея Кураева о церковной журналистике http://diak-kuraev.livejournal.com/489688.html. Ключевым абзацем статьи отца Кураева, определившим решимость архим. Лонгина высказаться по теме, явился, по-видимому, этот: «Признак истинно церковного журналиста: не замечать даже самых очевидных, кричащих проблем. Реагировать - так последними. «Мудро и взвешенно». И это при бесконечных заверениях в том, что мы находимся на фронте объявленной нам информационной войны. Но коли так, то на войне надо вести себя как на войне и, значит, соизволить заметить: танки Гудериана уже под Минском (или в данном случае - Киевом), а наша «Правда» все еще говорит о мирном советском небе и нерушимых границах». Понятно, что протодиакон Кураев иронично характеризует образ «истинно церковного журналиста».

Итак, самый публикуемый и известный дьякон в России, отличающийся нередко своими нестандартными и спорными высказываниями, в этом случае просто констатирует, что в Украине в силу подозрительно странного молчания в отношении целой вереницы событий принято вообще не высказываться о самой УПЦ, ее рядовых священниках и, тем более, архиереях.

В основе главной надвигающейся беды на территории православной Украины лежит явно обозначенный крен в сторону раскола. А именно отделение УПЦ от юрисдикции Русской Православной Церкви (РПЦ). Наметившаяся тенденция к одностороннему достижению автокефалии в свете происходящих событий вызывают тревогу среди огромного числа верующих, монахов, священников УПЦ. Напомню, что в постановлении Поместного Собора РПЦ 6-12 июня 1990 года, было подчеркнуто, что «наша многонациональная Церковь благословляет национально-культурное возрождение входящих в нее народов, но отвергает шовинизм, сепаратизм и национальную рознь». При предоставлении УПЦ независимости и самостоятельности в ее управлении отмечено: «Образование независимой УПЦ открывает возможность избежать раскола и изоляции от Вселенского Православия, осуществлять дальнейшее совершенствование своей самостоятельности, не погрешая при этом против священных канонов и сохраняя любовь и мир между чадами церковными» http://www.bogoslov.ru/text/269165.html#_ftn2

Тревога раскола не зародилась внезапно и на пустом месте. Своеобразие украинского православия обусловлено постоянной экспансией Украинской греко-католической церкви, напрямую подчиняющейся Ватикану при внешнем сохранении верующими и духовенством византийского (православного) обряда. Кроме того, с 20-х годов прошлого века существует непризнанная Украинская автокефальная православная церковь, возникшая в результате движения за отделение УПЦ от государственной власти и одновременно от РПЦ. В 1992 году образовалась новая религиозная организация УПЦ так называемого «Киевского патриархата», не признанная ни одной поместной Православной Церковью. Главным организатором самозваной Церкви является бывший митрополит Киевский и всея Украины Филарет (Денисенко), извергнутый на Архиерейском Соборе РПЦ 11 июня 1992 из священнического сана, а 27 февраля 1997 отлученный от Церкви и предан анафеме. Все волны созданий различных вариантов самостоятельной или автокефальной Православной Церкви в Украине всегда совпадали с политическим стремлением к независимости и, в первую очередь, с совершенно четко прослеживаемым стремлением полностью отделиться от РПЦ.

Безусловно, в свете исторических данных и внешнеполитической деятельности официального Киева не может не вызывать беспокойство современное состояние самой УПЦ Московского патриархата (УПЦ МП).

Возвращаясь к теме настоящей статьи, напомним, что сама заметка о.Андрея Кураева была посвящена факту упоминания известного архиепископа Александра (Драбинко) в деле, связанном с похищением монахинь Свято-Покровского женского монастыря, а именно игуменьи Каллисфении и ее помощницы Екатерины 14 июня 2013 года.

Вчитываясь в фразы архим. Лонгина (Чернухи), возникают вопросы по затронутой теме, тем более что отец Лонгин попытался в рамках своей статьи представить молчание подавляющего большинства своих коллег журналистов как проявление мужества...

«Среди моих друзей - коллеги из разных церковных изданий. В основном это те, кто очень хорошо знаком с современными проблемами внутрицерковной жизни. Все глубоко верующие, прекрасно понимающие природу Церкви христиане». Зачем и для чего архим. Лонгин нам об этом говорит? Это каким-то образом придает убедительность его словам? Да и фраза - «все глубоко верующие» - достаточно странная. Сначала о. Лонгин говорит о друзьях, что они «в основном», а далее «все глубоко верующие, прекрасно понимающие природу Церкви христиане». Кстати, почему не указано, какие «христиане»? Это разве автоматически указывает, что среди его друзей исключительно православные христиане УПЦ МП?

Допустим, что отец Лонгин знает «глубину веру» и «прекрасное понимание» друзей-христиан «природы Церкви», хотя и это странно, на мой взгляд, так говорить обо всех друзьях. Но однозначно по-разному знакомы с «проблемами внутрицерковной жизни» его друзья, представленные во френд-ленте в Facebook в количестве более 2300 человек https://www.facebook.com/longinkpl?fref=ts. Понятно, что не все друзья в социальной сети являются настоящими друзьями архим. Лонгина в жизни, может авторитетный священник просто делится мнением своих коллег все-таки выборочно? Например, униат архимандрит Тихон (Кульбака), являющийся Генеральным викарием Священнического Братства Святого Климента Римского в содружестве православных священников и приходов в единстве с Римским Апостольским Престолом (г.Донецк) http://vk.com/id8443691 по-своему понимает проблемы внутрицерковной жизни, а архимандрит Виктор (Бедь) или архиеп. Александр (Драбинко) - на свой лад. Далее главный редактор «Церковной православной газеты» предполагает, что им (тем, которые «прекрасно понимают природу Церкви») «хотелось бы во всеуслышание кричать о церковных проблемах, но есть духовные и нравственные принципы, которые останавливают их». Но, почему подчеркнут такой драматизм в словах, что им «хотелось бы во всеуслышание кричать» на догадке «может быть»? Ведь с одной стороны не ясно кому и о чем хочется «кричать»? Затем, уже без предположения констатируется, «но есть духовные и нравственные принципы, которые останавливают их».

Здесь хотелось бы остановиться, так как этот аспект является одним из принципиальных в видении главной проблемы УПЦ. Эта точка зрения, облаченная в благородные слова «духовные и нравственные принципы», останавливающие говорить о «церковных проблемах», достаточно популярная, причем те, которые предпочитают молчать, в основном представлены на самом деле людьми, хорошо разбирающиеся в нюансах религиозной конъюнктуры, а тема раскола и отмежевания УПЦ от РПЦ к ним как раз и относится.

Из уст украинских православных священников звучат нередко мнения, в отношении будущего УПЦ, что сейчас даже «политически выгодно» иметь практическую свободу действий на месте, но духовное руководство находится в Москве. Некоторой сенсацией стали слова о. Николая Данилевича (УПЦ МП), который заявил, что УПЦ и униатам следует решать свои проблемы напрямую, минуя Москву. В Киеве 8 июня 2013 г. на заседании круглого стола «Украина в православно-католическом диалоге», организованного униатской комиссией по «содействию единству христиан» и католической экуменической комиссией, в присутствии папского нунция Галликсона и кардинала Коха протоиерей Николай Данилевич на основе «духовных и нравственных принципов» заявил следующее: «Сейчас назрела необходимость решать напрямую проблемы, которые были (или остаются) у греко-католиков и православных на Украине. То есть между нами самими, а не в Москве или Ватикане, которые далеко, и возможно, не всегда в курсе того, что на самом деле происходит». http://risu.org.ua/ua/index/all_news/confessional/interchurch_relations/52567/ Лукавство этого заявления доказывается четким пониманием самим о.Николаем и его коллегами, что автокефалия или неприятие главенства Папы Римского Украинской греко-католической Церковью исключены по определению, а вот активный процесс отделения от РПЦ - уже в реальном действии.

Архим. Лонгин в отношении обсуждения церковных проблем достаточно виртуозно переходит от темы «нравственного принципа обличения согрешающего» к совету малодушным церковным журналистам: «И тут, если человеку не хватает духу наедине поговорить с согрешающим, остается честно терпеть. А для этого также требуется мужество». Но, следует отметить, что «неприятные» вопросы, поднимаемые церковными журналистами, возникли главным образом вследствие абсолютного информационного вакуума.

Этот острый дефицит информации о событиях в жизни УПЦ, в определенной мере обусловлен, что писать на самом деле и некому. Пишущих журналистов на православные темы в Украине можно посчитать на пальцах одной руки. В православном обществе ощущается острая нехватка информации об основных событиях церковной жизни, и не о пикантных фактах из жизни тех или иных архиереев, а именно дефицит анализа, подачи событий и обоснованной позиции журналиста, на основании которых у многих формируется мнение, что же происходит на самом деле. При этом, как правило, и это становится уже «регламентской нормой», само руководство УПЦ хранит молчание созерцателя.

Любой пишущий или выступающий человек и, особенно, журналист, затрагивающий злободневные вопросы общественной и религиозной жизни в стране, в которой преобладают верующие УПЦ именно Московского патриархата, моментально получает гневный отклик, мол, «не суди», «это передергивания», «сведение личных счетов», «об иереях не судят», «дух алармизма» и даже звучат обвинения в содействии раскола (!) единой Церкви.

Церковь находится рядом с катастрофой, а журналистов просят успокоиться и ждать пока «само рассосется». По меткому сравнению о.Андрея Кураева «танки Гудериана уже под Минском.., а наша «Правда» все еще говорит о мирном советском небе». Архим. Лонгин странным образом уходит от обсуждения проблематики в жизни УПЦ и от самого главного вопроса, который не может его как монаха и священника не волновать - будущего УПЦ.

Большинство православных журналистов, которых приходится читать, беспокоит не частная жизнь того или иного священника, не «обличение в грехах» известного архиерея, а именно позиция УПЦ в отношении самых важных проблем, волнующих общество. Понятно, что в условиях абсолютного информационного провала, а также при очевидных странных, мягко говоря, событиях, касающихся той или иной причастности руководящих чинов УПЦ, возникают даже не обвинения, а скорее недоумения, которые волнуют большинство людей. При чем здесь «если человеку не хватает духу»? Мы говорим не об обличении в совершении греха или преступления, а задаем вопросы, в частности, какое отношение к упомянутому похищению имел архиеп. Александр (Драбинко) со своеобразным прошлым, своеобразным авторитетом среди мирян и духовенства. Сам архиепископ Александр, при монашеском постриге сохранивший свое мирское имя и возведенный из дьякона в сан архимандрита в течение примерно двух месяцев, был освобожден 21 февраля 2012 решением Синода УПЦ от должностей председателя Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) УПЦ и главного редактора официального сайта УПЦ и выведен из состава постоянных членов Священного Синода УПЦ. Личность архиепископа уж очень противоречивая. Ведь не православные журналисты вынесли решение памятного для многих Священного Синода с характеристикой архиеп. Александра (Драбинко): «Его деструктивные действия и недостойное поведение, интриганство и образ жизни, сеют смуту и подозрение среди епископата и духовенства, порождают большое искушение среди верующих. Пользуясь должностью секретаря Предстоятеля УПЦ, постоянного члена Священного Синода Украинской Православной Церкви и главы ОВЦС УПЦ, он позволяет себе в эфире светских общенациональных средств массовой информации, которые и без того относятся к нашей Церкви с необоснованной предубежденностью, открыто выступать с критикой решений Высшей Церковной власти, искусственно противопоставляя Священный Синод Украинской Православной Церкви ее Предстоятелю, что является клеветой на соборный разум Церкви и хулой на Духа Святого. Он позволяет себе недвусмысленно порочить своих собратьев-архипастырей, членов Священного Синода». См. Ближайший сподвижник митрополита Владимира смещен с ключевых постов и обвинен членами Синода в «смуте», «клевете на соборный разум Церкви и хуле на Духа Святого»

И вот произошло резонансное событие - похищение монахинь из Свято-Покровского монастыря. И опять в прессе появляется имя этого архиепископа, пресс-секретаря самого Митрополита Владимира (Сабодана). Были похищены две монахини, причем не из территории своего монастыря, а из Киево-Печерской Лавры. Одним из свидетелей является именно архиеп. Александр (Драбинко), а арестован некто Сергей Бут. Кто этот арестованный человек - духовное чадо, друг, просто знакомый или деловой партнер - так и не понятно. Неужели это опять необоснованные наветы о близком знакомстве архиеп. Александра и арестованного С.Бута?

Архим. Лонгин пишет: «если человеку не хватает духу наедине поговорить с согрешающим, остается честно терпеть. А для этого требуется мужество». Честно говоря, я не совсем пойму, о чем и кому говорит уважаемый отец Лонгин? Этот совет вообще или в отношении конкретной ситуации? Кому и с кем тогда следует «поговорить»? А как можно терпеть «нечестно»? И далее еще непонятнее: чтобы «честно терпеть», «требуется мужество». Может архим. Лонгин пытался сказать своими словами другое и, смею предположить, следующее. Если по каким-либо причинам (недоказанность преступления или из-за нехватки силы духа) нет возможности заявить правонарушителю (согрешившему) об этом лично, то лучше православным журналистам просто молчать.

Но, в этом как раз и кроется парадокс ситуации. В прессе и сети так и нет прямых обвинений, предъявленных архиеп. Александру (Драбинко). В сложившейся ситуации как раз имеется множество вопросов, на которые никто не дает подробных объяснений, способных внести хотя бы условную ясность. Следствие молчит в силу понятных причин не причинять себе вред и не выдвинуть преждевременно необоснованные обвинения, а руководство УПЦ хранит молчание.

На мой взгляд, в этой запутанной ситуации с похищением монахинь с фигурированием в качестве свидетеля известного архиепископа, страшным является, как ни странно это звучит, именно отсутствие удивления по факту причастности к делу архиеп. Александра. Чем закончится это дело и какой будет судейский вердикт, покажет время, но может быть эти православные журналисты и рады были бы «честно терпеть», но сам Владыка Александр не дает успокоиться церковной и светской общественности.

Кстати, уже отмечалось, что возможно благодаря оперативному информированию со стороны ряда журналистов через собственные страницы в социальных сетях и блогах, многочисленным перепостам новости об исчезновении монахинь удалось предотвратить трагедии.

Обсуждая роль архиеп. Александра (Драбинко) в этом деле, до сих пор не понятна позиция митрополии УПЦ. Увы, так и не высказана позиция Блаженнейшего митрополита Владимира в связи произошедшим преступлением, начинавшегося на территории Киево-Печерской Лавры, в котором в качестве свидетеля проходит его личный пресс-секретарь. Не ясно до сих пор, подал ли прошение о зачислении за штат сам архиепископ, уволен ли с должностей викария Киевской епархии и секретаря Предстоятеля УПЦ, поэтому общественности и остается только сетовать: «можем предполагать». http://srn.kharkov.ua/ru/journalism/45-novosti/966-hsrn.html

На всем этом фоне считаю, мягко выражаясь, странными слова протоиерея Георгия Коваленко. Буквально на днях отец Георгий, являющийся Главой Синодального информационно-просветительского отдела УПЦ, в интервью с шеф-редактором информационного портала УПЦ Юлией Коминько видимо отважился внести ясность в отношение последних событий. Так на действительно актуальный вопрос: «Почему церковные СМИ не сообщают всю информацию по тем или иным интересующим общественность вопросам?», протоиерей Коваленко просто пытается сделать из читателей... людей с ограниченными умственными способностями и, не отвечая на сам вопрос, заявляет: «К сожалению, не все, о чем говорят СМИ в наше время, является информацией. Более того, чем дальше, тем больше СМИ превращаются в источник распространения слухов, сплетен». Все. Точка. На вопрос: «Почему церковные СМИ не предоставляют информацию по важным вопросам?» дан исчерпывающий ответ: «Не все, о чем говорят СМИ является информацией».

И далее задают вопрос о. Георгию: «Но церковные СМИ о тех или иных проблемах и ситуациях часто не подают никакой информации. Отсюда и то, что люди включаются в обсуждение злых гипотез. Других же у них нет... Ответ: «Церковь - это место, где должна распространяться информация о Христе, о добродетелях, а не об антихристе, грехах и страстях. Поэтому церковные СМИ должны рассказывать о Христе и о жизни во Христе». http://orthodoxy.org.ua/node/77097 Уж лучше бы молчал протоиерей Георгий Коваленко, чем поразмыслив, не спеша в пределах курируемого им портала, так высказаться как глава информационно-просветительского отдела УПЦ о скандальных событиях с участием первых лиц.

И опять, возвращаясь к теме, кто же поведает правду, просветит смущенный православный люд, предупредит о грядущей опасности? Диакон Георгий Максимов пишет: «Наиболее благоприятным фактором для распространения раскольнического мировоззрения является невежество. Общая размытость и неопределенность экклезиологии[1] в умах многих православных приводит к нечувствию всей тяжести греха раскола, непониманию того, что это духовная смерть и богоборчество и что в отношении Церкви раскольники становятся не менее чуждыми, чем еретики, которых они любят поносить. А низкий уровень познаний в духовной жизни не позволяет многим понять, что подозрительность и презрение к начальствующим, ненависть к ближним, страсть к осуждению и гордыня, которую раскольники пытаются прикрыть и оправдать «борьбой за чистоту веры», делает человека чуждым Богу и лжецом» http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/43329.htm. В словах протоиерея Коваленко, прикрывающегося борьбой за «чистоту веры» и исключительно схоластической ролью Церкви, как раз чувствуется отношение к пастве как к темной и необразованной массе.

Кстати, после появления информации о заявлении архиеп. Александра зачислить его «за штат» и возможных догадок о смещении его с должностей, мне лично не попадались какие-либо радостные или саркастические материалы, написанные церковными журналистами. Ведь в контексте происходящих событий, так и остался ряд важных вопросов, беспокоящих мирян, монахов и духовенство. Кто бы, что бы ни говорил, призывая «честно терпеть» и «не выносить сор из избы», для большинства неравнодушных к жизни УПЦ очевидным является существование многих важных проблем.

- Очередной скандал, так или иначе связанный с личностью фактически второго лица в УПЦ - это общая боль и позор нашей Церкви, в лоне которой стало возможным не просто появление некогда дьякона Александра Драбинко, но и за быстрое время сумевшего занять высокое место в церковной иерархии.

- Как бы ни закончилось расследование, проблемы в самой УПЦ не упраздняться, так как они не связаны исключительно с личностью архиеп. Алескандра (Драбинко), а опасность раскола будет сохраняться, продвигаемого возможно более изощренными и «легитимными» путями.

- Практически вся деятельность руководства УПЦ в последнее время демонстративно развернута против РПЦ и ориентирована в сторону Ватикана и Запада. Активность ускоренной автокефализации подчеркивается и переводом богослужений с церковно-славянского на украинский язык, и тем фактом, что на Пасхальной службе 5 мая Пасхальное Евангелие было прочитано на 11 (!) языках, но сознательно не на русском, и переименованием Праздника Крещения Руси в «Крещение Киевской Руси-Украины», и исчезновением с официального сайта УПЦ обозначения «Московского патриархата» и многим другим.

- Так и остались смущенными умы миллионов верующих после проведенного впервые гей-парада 25 мая 2013 г. в Киеве. Проведение парада содомитов планировалось заранее, свою гражданскую и нравственную оценку дали десятки общественных организаций, тысячи граждан. Почему так и не выразила свое отношение к запланированной демонстрации порока УПЦ? Понятно, запретить Церковь, отделенная на конституционном уровне от государства, не может, но голос иерархов УПЦ, в преддверии грядущего события, был невероятно востребованным и ожидаемым именно для верующих и граждан, чтущих мнение своей Церкви. А в ответ - все та же пугающая тишина. Это что - пустяк? Событие, сложно трактуемое христианством? Украина как будто бы впервые в истории и в мире внезапно столкнулось с надвигающимся событием, которое в силу своей беспрецедентности невозможно заранее охарактеризовать и дать нравственную и религиозную оценку.

- Остались вопросы к самому высокому лицу УПЦ - Митрополиту Киевскому и Всея Украины Блаженнейшему Владимиру (Сабодану). Он с самого начала монашеской и священнической жизни Александра Драбинко неизменно его благословлял, рукополагал, постригал, хиротонисал, а после тяжелых февральских дней 2012 г. даже утешал. И уже 19 марта 2012 года Блаженнейший Митрополит лично поздравил археп. Александра (Драбинко) с 35-летием, наградив юбиляра орденом «Знак отличия Предстоятеля УПЦ». http://www.fotolitopys.in.ua/album/517/ Будучи в качестве личного секретаря митрополита Владимира, архиеп. Александр фактически обрел всю полноту власти в сложный период для жизни Церкви.

- Произошла своеобразная деформация в сознании части украинского духовенства. Обозначились даже свои разные и личностные отношения к будущему УПЦ. Не кажется ли вам странным, что в вопросе канонического единства Церкви у разных верующих и священников уже оформилось «особое» или «личное отношение»?

Не секрет, что некоторые, «кто очень хорошо знаком с современными проблемами внутрицерковной жизни», жаждут получение УПЦ статуса автокефальной, принимая в этом активное участие. И это при том, что на сегодняшний день нет необходимости в историческом, политическом, социальном и, главное, духовном плане для полного отделения от РПЦ. УПЦ, повторюсь, является самоуправляемой Церковью с широкими правами автономии. Все влияние РПЦ на УПЦ заключена фактически в двух положениях: УПЦ является самоуправляемой митрополией в составе РПЦ и избранный украинским епископатом Предстоятель УПЦ благословляется Святейшим Патриархом Московским и всея Руси.

Среди открытых апологетов автокефалии - небезызвестный митрополит Софроний Черкасский и Каневский УПЦ МП. Недавно он призвал переводить богослужения в украинских храмах на украинский язык, при этом прямо завил, что сейчас настало время для этого. Родной язык поможет прихожанам «понять смысл богослужений», потому что зачастую люди «не могут осмыслить всей глубины богослужения на церковнославянском языке». Митрополит давно выступает за предоставления автокефалии УПЦ и независимость от Московской Патриархии. http://www.rusimperia.info/news/id16575.html

Таким образом, самой актуальной темой в жизни УПЦ на сегодняшний момент является сохранение целостности единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. То, что сейчас происходит, иначе как делание беззакония назвать нельзя. Архим. Лонгин считает, что нужно «удерживать церковных журналистов от публичной критики», приводя слова из Первого послания к Коринфянам апостола Павла (1Кор. 6: 4-7). При этом в качестве примера приводит позицию многих своих коллег, обладающих «немалым мужеством, терпя лишения, но охраняя репутацию Церкви, если хотите, честь мундира». Произнесено ярко и экспрессивно. Вот мне не понятно, например, о какой чести и какого мундира идет речь, так как и то и другое попирается самими «героями», причем светской хроники. Что же остается православным журналистам: просто быть хроникерами отдельно взятых неконфликтных событий? А если произошел конфликт, если совершенно преступление, что делать? Промолчать, «терпя лишения», переключиться только на описание «нейтральных» событий, обладая «немалым мужеством». Неужели проповедники «мужественного молчания», общаясь с прихожанами, иноками и священниками, да даже между собой удовлетворены информационным освещением событий в Украине? Если ревнители веры Христовой сами путают, что является сегодня злом в УПЦ, пытаясь переключить внимание верующих на другие темы, фактически покрывают преступников в духовном и гражданском смысле.

Неужели не очевидно, что интерес со стороны пишущей православной братии прикован не к особенностям монашеской жизни верховного духовенства, не к меню трапезного стола или личному автопарку (это как раз интересует светских и невоцерковленных людей, который писали, пишут и будут писать), а к волнующим вопросам, кто руководит «кораблем» УПЦ и каков его намеченный курс? И проблема отделения УПЦ от РПЦ не высосана из пальца и представляет реальную надвигающуюся угрозу. Вот эти советы «честно терпеть», «охранять репутацию», «не выносить сор из избы» или ждать «официального заявления церковного руководства» фактически призывают прекратить какую-либо деятельность в информационном поле. В таком случае, в условиях цепи резонансных событий в жизни Церкви происходит обнуление личной позиции православного человека и не только журналиста, размытие четких понятий правды и лжи, добра и зла. Сами священники прекрасно понимают, что в общем люди не всегда разбирается в особенностях церковного устройства, современных процессах, происходящих внутри УПЦ, но считаю недопустимым подобное высокомерное отношение к верующим, тем более тактической задачей активистов автокефалии является усыпление бдительности православных. Вот как раз незамутненное чувство правды, неконъюнктурное соблюдение чистоты веры и зиждутся в народных массах. И эти чувства живее и подлиннее многих витиеватых трактовок рьяных архитекторов современного православного пространства Украины.

Замечательный русский писатель, философ и публицист И.А.Ильин писал в своей знаменитой работе «О сопротивлению злу силою»:

«В самом деле, что означало бы «непротивление» в смысле отсутствия всякого сопротивления? Это означало бы приятие зла: допущение его в себя и предоставление ему свободы, объема и власти. Если бы при таких условиях восстание зла произошло, а несопротивление продолжалось, то это означало бы подчинение ему, самопредание ему, участие в нем и, наконец, превращение себя в его орудие, в его орган, в его рассадник, наслаждение им и поглощение им. Это было бы, в начале, добровольное саморастление и самозаражение; это было бы, в конце, активное распространение заразы среди других людей и вовлечение их в сопогибель.

...Поэтому несопротивляющийся злу рано или поздно приходит к необходимости уверить себя, что зло - не совсем плохо и не так уж безусловно есть зло; что в нем есть некоторые положительные черты, что их притом немало, что они, может быть, даже преобладают. И лишь по мере того, как ему удается уговорить себя, заговорить свое здоровое отвращение и уверить себя в белизне черноты, угасают остатки сопротивления и осуществляется самопредание. И когда отвращение стихает и зло уже не переживается как зло, тогда приятие незаметно становится цельным: душа начинает верить, что черное - бело, приспособляется и уподобляется, становится сама черною, и вот уже одобряет и наслаждается и, естественно, восхваляет то, что дает ей наслаждение». Именно словами Ильина и можно охарактеризовать пассивное, безропотное принятие продвигаемого, очевидного, планомерного зла в современной Украине - политики раскола.

Сама идея автокефалии и абсолютной независимости УПЦ от Московского патриархата является политическим проектом с религиозной подосновой. На самом деле, во внешней политике идет навязывание извне Украине «свободы выбора» в пользу Евросоюза и удаления от любого эффективного диалога с Москвой, отказа от членства в Евразийском экономическом сообществе и Таможенном Союзе.

При этом, анализируя историю создания всех независимых Православных Церквей в Украине, даже не затрагивая Украинскую греко-католическую Церковь, очевидно, что за каждым самостоятельным религиозным проектом стояли и стоят политики с отчетливой антироссийской позицией. В 1919 году автокефалию УПЦ провозгласила Директория Украинской Народной Республики во главе с Симоном Петлюрой. В 1992 году активную поддержку при образовании УПЦ т.н. «Киевского патриарха» оказал первый Президент Украины Леонид Кравчук. Во время одного срока своей президентской каденции украинский мечтатель и пассионарий Виктор Ющенко буквально лично принимал участие в строительстве Единой Украинской Церкви, изумляя своей активностью самого лже-патриарха Денисенко. http://nr2.com.ua/kiev/186050.html

В стремлении максимально дистанцироваться УПЦ от юрисдикции РПЦ на современном этапе невероятный, прямо таки религиозный энтузиазм выражают абсолютно все члены нынешней оппозиции, националисты, представители националистических партий и, особенно, ВО «Свобода». Вероятно, в пестром и конфликтующем оппозиционном лагере нет более явной объединяющей идеи, как обретение статуса автокефалии и отделение от РПЦ.

Разоблачился в качестве союзника сторонников автокефалии и предстал во всей своей красе сам ветеран освободительного движения православной Украины лже-патриарх Денисенко. Не скрывая радости по поводу возможной автокефалии, непризнанный патриарх сказал: «Я и наша Церковь следим за тем, что происходит у наших братьев из УПЦ МП и мы встревожены этим. Нас беспокоят попытки Московской патриархии так или иначе лишить УПЦ МП прав независимости в управлении. Почему это нас беспокоит? Потому, что с УПЦ МП в нынешнем ее состоянии мы можем вести диалог о преодолении церковного разделения, о создании единой Поместной Церкви». Подчеркиваю, пан Денисенко тонко узрел «нынешнее состояние» УПЦ. «Мы же хотим вести диалог и прийти к объединению в поместную Церковь - поместную не Московскую, а Киевскую». Потом анафема перешел в наступление: «Вы видите, как действует Москва, чтобы ограничить права УПЦ МП? Она бьет по тем, кто эти права защищает. Прежде бьет по митрополиту Владимиру, потому что митрополит Владимир не дает патриарху Кириллу осуществить вредные для статуса УПЦ МП намерения». После «доказательств» «вредных намерений» со стороны руководства РПЦ пан Денисенко делает собственное резюме в отношении архиеп. Александра (Драбинко): «Поэтому эти нападки в прессе, критика архиеп. Александра (Драбинко), требования его отставки - не за то, что он что-то плохое делал или в чем-то преступном участвовал. Архиеп. Александра (Драбинко) ругают за сопротивление Москве». С таким адвокатом можно лишь порадоваться за архиеп. Александра: из числа противоречивых архиереев он может стать прямо «страстотерпцем» за создание автокефальной УПЦ в «жестокой войне с Москвой».

http://www.cerkva.info/uk/publications/intervju/3626-na-zakhyst-upcmp.html

Свят. Николай Сербский (Велимирович) говорит о единой, Святой, Вселенской и Апостольской Церкви: «(Церковь Христова) называется святой, потому что освящена святым Словом, делами, жертвой и страданиями ее Основателя, Иисуса Христа, на что Он пошёл ради того, чтобы спасти людей и привести их к святости. Церковь называется Вселенской потому что она не ограничивается ни местом, ни временем, ни народом, ни языком. Она обращается ко всему человечеству. Православная Церковь называется апостольской, потому, что дух, учение и труды Апостолов Христа полностью сохранены в ней».

Убежден, что поднятую тему нужно продолжать и развивать. И роль малочисленной православной журналистики - невероятно важна. Необходимо информировать общественность, что происходит на самом деле в Церкви, какие опасности существуют, как предотвратить раскол. Полагаю, что большинство людей, глубоко знающих вопросы церковной жизни, структуру и угрозу автокефалии, давно определились со своей позицией: находится внутри УПЦ, сохранившейся в духовном и каноническом единстве с РПЦ, или идти по пути раскола, инициируемого, в первую очередь, Ватиканом, а осуществляемого на политическом уровне ярыми противниками единства Православного Мира в любом формате.

Да, и наконец, вопрос, который адресован всем сторонникам идеи автокефалии: как люди, считающие себя христианами, читающие духовное наследие святых подвижников веры Христовой, не боятся пророчеств святых старцев? «Когда появится малая свобода, будут открываться церкви, монастыри и будут ремонтировать их, тогда все лжеучения выйдут наружу вместе с бесами и безбожниками тайными (католики, униаты, украинцы-самосвяты и другие) и сильно на Украине ополчатся против канонической Православной Церкви, ее единства и соборности. Этих еретиков будет поддерживать безбожная власть, а поэтому будут отнимать у православных церкви и верных избивать. Тогда Киевский Митрополит (недостоин сего звания) вместе со своими единомышленными архиереями и иереями сильно поколеблет Церковь Русскую. Бес в них войдет и они с сатанинской злобой ополчатся против Православной Веры и Церкви, но им будет позорный конец, а их последователи понесут небесную кару от Господа Царя Сил. Все наветы лукавого и лжеучения в Руси исчезнут, а будет Единая Церковь Православная - Русская». Преп. Лаврентий Черниговский (1868-1950).

На фото: архимандрит Лонгин (Чернуха)



[1] Экклезиология - (от греч. ἐκκλησία - церковь и λόγος - знание) отрасль христианского богословия, изучающая природу и свойства Церкви. Является учением о Церкви как раздел догматического богословия и как элемент богословия того или иного св. отца

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

7. В Киеве не спокойно!

«Отец Лонгин попытался в рамках своей статьи представить молчание подавляющего большинства своих коллег журналистов как проявление мужества...» Увы – на самом деле – все наоборот. Ибо молчанием предается Бог, как известно. Но, слава Богу, есть еще православные журналисты, которые не боятся никого, кроме Бога, и говорят правду на всеуслышание: http://ruskline.ru/news_rl/2013/07/04/kak_ukrainskij_arhierejavtokefal_sam_sebya_nakazal/ http://t-34-111.livejournal.com/65915.html . Вот это я называю проявлением мужества, т.к. за такие статьи можно теперь реально опасаться наказанию со стороны преступного окружения А. Драбинко, или даже церковного запрещения по инициативе того же. Назвать его архиереем, язык просто не поворачивается. Сами святые апостолы, и церковные каноны и правила подадут нам образец архиерея, которым Драбинко во всех отношениях никак не соответствует. Где там чистота, достоинство, непорочность??? Дерзну даже сказать, что он создал некий анти – образ архиерея, даже антихристианский. Ибо кто пропагирует на своем сайте содомский грех и ряда других пороков и этим соблазняет верующих, не говоря уж о похищении монахинь, кражи огромных сумм денег во время его руководства строительства кафедрального собора, и т.д., тот явно действует против Христа и свидетельствует о себе как о слуге сатаны. Не более и не менее. Он стал позором для всей УПЦ – МП! А митрополия держит гробное молчание, несмотря на многочисленные обращения верующих с требованием созыва Священного Синода и проведения Церковного суда над Драбинко. Не надо предавать себя иллюзию, что во всем виноват только он… Намного печальнее тот факт, что Блаженнейший полностью покрывает своего любимца! И стремительно рулит корабль Церкви к подводным скалам автокефалия, т.е. к расколу! Боюсь, что именно к нему относятся слова пророчества прп. Паврентия Черниговского, которых автор цитирует в своей статьи. А ждать, пока «само рассосется» не следует, а действовать надо. Беззаконие, каторое ныне творится в киевской митрополии, вопиет к Небу! А бездействием и молчанием мы вольно – невольно сделаемся соучастниками беззакония. Кто любит свою Церковь, тот и будет защищать ее от внутренних врагов. Навязывается впечатление, что руководстве нашей УПЦ – МП не до нас и не до наших проблем. Блаженнейщий объявил, мол, закон против абортов – не нужен, и стыдно, но почти все еретики и раскольники выступали против проведения парада извращенцев в Киеве, а наша митрополия – молчала! Выводы сделайте сами… Разрыв церковной иерархии с церковным народом становится все больше и глубже. Ни к чему хорошему самоуправление УПЦ – МП не привело. Слышны уже требования о возвращении статуса эксархата МП. Это был бы один путь, как оградить Церковь от катастрофы! Но пока надо очищать ее от архиереи, недостойными своего звания. Писарю: Вы много всего пишите, но, как мне кажется, не о главном. Вы слишком далеко отходите от проблемы, и вообще от темы статьи. А какое может быть «второе крещение» от человека, который предан анафеме? Естественно и ясно, что все его бредни не имеют никакой законной основы, поэтому и безсмысленно, предать самое «второе крещение» анафеме.

6. Драбинко - гнойный нарыв на теле Церкви

Драбинко это язва, нарыв, раковая опухоль на теле Православнй Церкви, она разрастается, отравляет церковный организм, пускает метастазы. Вскрыть этот нарыв, удалить эту опухоль нужно пока не поздно. Замалчивать преступлния Драбинко также жестоко по отношению к Церкви как жестоко по отношению к больному не вскрывать гнойную рану, для того чтобы человек сгнил заживо и умер в страшных мучениях. Речь идет о душах миллионов чад Православной Церкви. И ради спасения этих душ необходимо немедленно провести хирургическую операцию по удалению Драбинко и полному его отлучению от Церкви
Лесник / 19.07.2013 19:43

5. 4.Фильтру.

Увжаемый Фильтр. Все основные вопросы,- вопросы жизни и смерти здесь и сейчас, всегда решались в Православной Церкви и только Православной Церковью. Больше никем. Точка. "Второе крещение руси" возгласил анафема-Денисенко. Да,Денисенко лично, был предан Церковью анафеме,но не "учение". Так мое глубокое убеждение,-пока "вероучение" во "второе крещение руси" не будет предано анафеме,законным образом,говорить можно о чем угодно,сделать ничего нельзя. Это очевидно. Такого не бывает,-Православная Вера сама по себе,жизнь сама по себе. Еще одна точка. Пока дух "второго крещения", будет безпрепятственно!, "витать" меж нами,все будет идти так,как идет сейчас,поелику невозможно преодолеть то, что преодолевается средствами духовными, средствами публицистики, политики и дипломатии.
Писарь / 19.07.2013 13:19

4. Re: В Киеве всё спокойно?

Как всегда, Писарь затеял псевдоинтеллектуальный спор, уводящий от сути статьи. А ведь данном глубоко верном материале речь идет о том, что если не вырвать с корнем драбинковщину, процветающую благодаря "широкой автономии УПЦ МП" и лично Митрополиту Владимиру, то Русскую Церковь ждет раскол, по масштабам превышающий раскол 17 века. Ведь едва ли не половина приходов РПЦ находится на Украине. Вот о чем надо говорить, а не писать отвлекающую от темы философию.
Фильтр / 19.07.2013 11:46

3. 2.Павлу Тихомирову.Ответ.

Уважаемый Павел Тихомиров. "Философию" затеял не я, я всего лишь указал на причину,если вы внимательно читали. Те,"чудовищные последствия",что творятся в Киеве,это проявления природы явления,но не причина. Потому предложение простое,-упразднить причину,но не вести суетную, безплодную и выматывающую борьбу со следствиями,посвятив этой борьбе жизнь. Жизнь человеку дается для другого. Сейчас,выбор, перед каждым человеком простой. 1025 лет прошло с Крещения Руси и 25 лет со "второго крещения руси". Какого духа держаться,-Крещения Руси,что обитает в Православной Церкви уже 1025 лет или "второкрещального",который обитает в "национальной церкви" и который самым наглым образом навязывается,выдавая себя, не за то что он есть на самом дел. Коему от роду, вроде всего 25,но это по видимости,на самом деле,он,этот "дух" гораздо старше. Это не вопрос вкуса,но жизни и смерти,в буквальном смысле слова. И не дай Бог ошибиться. Впрочем,даты юбилейные и Господь,полагаю,все расставит на свои места. Видимым,вещественным образом. Словом можно, и воскресить и убить. Как показала история,целую страну. Страну,но не Православную Церковь.
Писарь / 19.07.2013 10:35

2. Писарю вопрос

ув.Писарь, Вы хоть читали саму статью о.Андрея Кураева? При чем тут размышлизмы про нацию?! Он конкретно обратил внимание на то, что в Киеве творятся в церкви чудовищные вещи, а все мы лепечем о десятистепенных вещах. А арх.Лонгин не нашел ничего лучше, как защитить честь киевского мундира/подрясника, вывернкв ситуацию таким образом, что помалкивание о подрывной деятельности Драбинко преподносится в качестве акта мужества. Вот об этом разговор, а то Вы опять затеяли философию, простите.

1. Re: В Киеве всё спокойно?

о.А.Кураев,мягко выражаясь говорит неправду,ничего подобного газета "Правда" не писала. Ну да Бог ему Судия. о.Кураева, кроме интеллигенции,в том числе "церковной",никто не слушает. Хотелось-бы обратить внимание на объективное обстоятельство,вызывающее к жизни,"публицистов",вроде о.Андрея Кураева. Впрочем,если-бы только это. "Наша многонациональная Церковь благословляет национально-культурное возрождение входящих в нее народов,но отвергает шовинизм, сепаратизм и национальную рознь". Это невозможно. Одно без другого не бывает,"национально-культурного" возрождения, не бывает без шовинизма,сепаратизма и национальной розни. "Национально-культурное" возрождение означает только одно,-возрождение "национализма",его духа,языческого,со всеми присущими ему "достоинствами". Между "нацией" и "народом",-пропасть вселенская. "Нация" категория политическая,как и "национальность",народ,- этническая. У "нации",-своя культура и это культура борьбы за власть,иной культуры "нация" не содержит,по природе своей. Культуре "классовой". Православная Церковь,Церковь только и исключительно Народная и объединяет Народ Православный,во Спасение. "Многонациональная церковь",-это безусловно категория политическая,ставящая своей целью,объединение "многих национальностей" в одну "нацию", в "национальную церковь". Силой,преследуя целью,-борьбу за власть. Так что ничего нет удивительного в происходящем с Церковью,все идет по писаному. Ни одно слово,не остается без последствий. Всякое слово,особенно противоречивое по духу,если не упразднено, неизбежно влечет за собой следствия,иногда разрушительные. И последнее. "Нация" возникает исторически,на волне Великой Французской Революции и как сущность,по природе свой стремится к одному,-уничтожению Церкви и Государства. Способы могут разные,в том числе путем "трансформации",к примеру,Православной Церкви, в "национальную". Интеллигентскую. Однако,как возникла,так и упразднится. И пусть мертвецы сами хоронят своих мертвых.
Писарь / 19.07.2013 08:07
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Геннадий Тарадин
«Церковь - Тело Христово...»
Первая беседа после украинского плена
08.03.2016
Бандеровское зверство
Донецкий пастырь архимандрит Никон (Дубляженко) посажен в застенки СИЗО в Мариуполе
22.12.2015
Все статьи Геннадий Тарадин
Последние комментарии
Мигрантов – выдворять!
Новый комментарий от Валерий
28.01.2022 18:07
Гайдар и его команда
Новый комментарий от Туляк
28.01.2022 17:02
О «Заговоре Тухачевского» по мнению В.И.Алксниса
Новый комментарий от Туляк
28.01.2022 16:47
«Русофобия - это разновидность паранойи»
Новый комментарий от Тюменец
28.01.2022 14:46
«Жить в любви и чистоте…»
Новый комментарий от Людмила Московская
28.01.2022 14:39
Подробнее об «омикроне» и пандемии коронавируса
Новый комментарий от Владимир (пенсионер)
28.01.2022 12:59