Многие экономисты сходятся сегодня во мнении, что мировой финансовый кризис угрожает самому факту существования среднего класса. Более того, ухудшающееся положение миддл-класса - один из принципиальных факторов набирающего обороты кризисного процесса, поскольку именно представители этой социально-экономической прослойки определяют и, что важнее, потребляют тот набор товаров и услуг, который обеспечивает стабильность современного западного общества.
Сползание в бедность
Современная экономика находится в состоянии системного сбоя. Невооруженным глазом виден разрыв давних и прочных взаимосвязей между производительностью и заработком, между трудом и капиталом, между наиболее оплачиваемыми должностями и всеми остальными. Если перейти на бытовой уровень, то, согласно докладу аналитического центра Pew Research Center, средний доход американской семьи упал в течение первых двух лет после того, как схлынула первая волна кризиса, как и в течение предыдущих двух лет спада. Статистика показывает, что, начиная с 1947 года доход американских корпораций в процентах от ВВП находится сегодня на уровне исторического максимума, тогда как та часть ВВП, которая состоит из зарплат - в минимуме. Высший сегмент представителей зарплатной кривой и инвесторы продолжают делать деньги. Средний класс в Америке продолжает сползание в бедность.
Джордж Фридман, директор аналитического центра Stratfor, в своей статье «Кризис среднего класса угрожает могуществу Америки» пишет: «Если Америка докатится до уровня социальной системы, в которой половина страны стагнирует или вообще теряет почву под ногами, тогда как другая половина жирует, то этим она поставит под угрозу важнейшие институты общества и государства, а вместе с ними и весь запас накопленного Соединенными Штатами геополитического влияния».
Сорок лет назад практически все американские мужчины со средним образованием имели работу. Но и те, кто не окончил школу, не пополняли армию маргиналов. Наличие постоянной работы было нормой. Большинство мужчин, независимо от уровня их образования, могли обеспечить себе и, что важно, своей семье достойную жизнь. Любого мужчину, не работающего в течение нескольких лет подряд, считали отбросом общества. С тех пор мужчины стабильно покидают ряды армии труда, но, опять таки, неравномерно. 90% мужчин с высшим образованием по-прежнему работают. Но 20% мужчин с аттестатом о среднем образовании не работали в 2008 году, а сегодня нигде не работают уже 25% из них. Среди мужчин, которые не окончили среднюю школу, не работает каждый третий. Америка пестрит районами, где мужская незанятость является нормой.
Между тем, пресловутая вертикальная мобильность - краеугольный камень американского общества. Ожидание роста собственных доходов встроено в американский образ жизни, в американскую культуру. Именно поэтому многие американцы брали кредиты, ни секунды не сомневаясь, что смогут их выплачивать без лишних проблем.
В 2011 году средние доходы одного американского домохозяйства были на уровне 49 тыс. долларов. «Если учесть инфляцию, то мы получим сумму меньшую, чем в 1989 году и на 4 тыс. долларов меньшую, чем в 2000 году, - подсчитывает в своей статье Джордж Фридман. - Чистый годовой доход среднего домохозяйства после вычета всех местных и федеральных налогов, а также выплат по социальному страхованию, составляет немногим меньше 40 тыс. долларов. Это означает, что одно американское домохозяйство в среднем зарабатывает около 3 300 долларов в месяц. Важно помнить и то, что доходы более половины всех американских домохозяйств меньше даже этой суммы. Но что более значимо, так это не разница между 1990 и 2011 годами, а между 50-ми и 60 годами ХХ века и веком ХХІ. В 1950-х и 1960-х годах средний уровень дохода позволял одному среднему домохозяйству среднего класса нормально себя чувствовать с одним-единственным добытчиком, как правило, отцом семейства....Они могли себе позволить недорогой дом, один новый автомобиль и один постарее. Как правило, они куда-то ездили в отпуск всей семьей и даже делали некоторые сбережения... Все эти «мелочи» сегодня по карману лишь тем домохозяйствам, чьи годовые доходы находятся на уровне около 70 тыс. долларов».
Получается, что структура доходов должна вернуться как минимум в 50-е годы, когда никакого «среднего» класса и в помине не было, и люди были привычны жить если не бедно, то, во всяком случае, экономно.
А что в Европе?
Кризис не обошел стороной и Старый свет. Роль ненадежной ипотеки в Европе сыграли южные страны континента. В результате резкого понижения кредитных ставок, там возник большой спрос на жилье. Например, в конце прошлого десятилетия каждый второй дом в ЕС строился в Испании (объем жилищного строительства в этой стране превышал показатели Германии, Франции и Великобритании вместе взятые), а доля строительного сектора в ВВП этой страны превышала 15% - в 2,5 раза больше, чем в России на пике строительного бума.
Сегодня на балансах банков в Испании висит полтриллиона евро ипотечных кредитов, большая часть из которых вряд ли когда-нибудь будет возвращена. Заемщики не в состоянии платить по векселям, банки отбирают дома, но не могут их реализовать. Таким образом в Испании разорились девелоперы, риелторы, строители. Эти люди пополнили собой армию безработных (уровень незанятости в этой стране составляет больше 22%). Впрочем, уровень занятости упал по всей еврозоне, за исключением Германии.
При этом товары первой необходимости (бензин, продукты, промтовары) продолжают дорожать, а в ближайшем будущем, как предрекают эксперты, будут дорожать агрессивно. Значит, нужно повышать зарплату вслед за ценами и не увольнять часть персонала. Но бизнес хочет минимизировать свои расходы. Стало быть, неизбежен рост безработицы и ограничение трат домохозяйств. Средний класс превратится в новых нищих.
Евростат утверждает, что розничные продажи за последние годы упали на 10%, зарплаты американцев падают уже в течение 11 лет, потеряли уже 25% от пикового значения и вернулись к уровню 1958 года. В Германии сейчас средняя зарплата в реальном выражении намного ниже, чем 10-15 лет назад. Что сразу отражается на спросе: реальные розничные продажи сейчас на 10-12% ниже двадцатилетней давности пика.
Что будет со средним классом? Речь при этом идет не о сотнях тысяч, речь идет о сотнях миллионов человек.
Кредиты нужно возвращать. А это значит, что резко упадет уровень жизни частных заемщиков. Нынешний кризис - не кризис государственных долгов или финансовых институтов. Это лишь симптомы, но не причина болезни. Это кризис всей экономической системы в целом, системы, сформировавшейся в последние 30 лет. И этот кризис будет развиваться до тех пор, пока сдувающийся после кредитного застолья спрос и чрезмерно разбухшее предложение не придут в равновесие. Так что возмущение и недовольство привыкшей к красивой жизни публики хоть и понятно, но не конструктивно. Попытки правительств, несмотря ни на что поддерживать прежний уровень жизни приводит только к дальнейшему раздуванию долга, да и очевидно, что потенциал этого инструмента практически исчерпан.
Жизнь взаймы
Что же такое средний класс? Мнения социологов, экономистов и политологов часто разнятся в определении этого термина, несмотря на то что есть довольно четкие критерии, по которым определяется принадлежность того или иного индивида или группы людей к миддл-классу. Это, прежде всего, наличие городской недвижимости, загородной недвижимости и автомобиля. Образование часто не попадает в этот краткий список, уступая место наличию счета в банке. Безусловно одно: средний класс - это хлеб насущный рекламщиков и маркетологов, ибо именно эта прослойка является основным потребителем всевозможных товаров.
Некоторые экономисты считают, что средний класс - это конструкция, придуманная на Западе в ходе противостояния двух социальных систем, с целью продемонстрировать преимущества западной экономической модели и разрушить классовую концепцию марксизма. И действительно, буржуазия и средний класс в целом стали подавляющим большинством населения наиболее развитых стран. Причем большинством благополучным, обеспеченным всем необходимым, даже зажиточным. Когда развитым странам удалось создать такой социум, основывающийся на среднем классе, преимущества социализма стали выглядеть уже не столь убедительно, привлекательность общества равных возможностей начала таять на глазах.
Источниками формирования миддл-класса было перераспределение прибыли внутри всего западного общества (в США в 60-е годы верхняя ставка подоходного налога была выше 90%) и широкое кредитование потребителей (основной смысл «рейганомики» в начале 80-х заключался в стимулировании частного спроса за счет кредитования и, главное, перекредитования).
Именно Соединенные Штаты в последние годы использовали опасную и неэффективную, по мнению некоторых экономистов, форму перераспределения, субсидируя ипотеку для семей с низкими доходами. Механизм кредитной накачки, которая в течение четверти века стимулировала спрос, создал пресловутый миддл-класс - основу социально-политической стабильности современного западного обществ. Группу людей, по мнению экономиста Михаила Хазина, «с типовым потребительским поведением... под которую выстроена вся система тотальной рекламы и образования, направленные на максимальный рост потребления».
Стоимость кредитов постоянно снижалась. Если в 1980 году ставка составляла 19%, к концу 2008 года она опустилась фактически до нуля. Эта тенденция за последние 10 лет дала многим простым американцам иллюзию постоянного повышения уровня жизни. Долг домохозяйств (в США его отношение к доходу удвоилось за 25 лет) в какой-то момент стал расти по экспоненте, вызвав кризис финансового сектора. Только в США около 3 трлн долларов в год превышения спроса над реально располагаемыми доходами населения. Коллапс кредитной системы перекинулся на реальный сектор экономики - потребители перестали брать взаймы.
Сила действия равна силе противодействия, гласит третий закон Ньютона. Поскольку размах стимулирования был чрезвычайно широким, то и падение спроса будет весьма заметным. Против законов физики экономика бессильна.
Аутсорсинг неизбежен
Многие экономисты в один голос утверждают, что нынешняя форма глобализированного капитализма разрушает социальную основу среднего класса, на котором держится либеральная демократия, собственно и возникшая в XVII веке на основе роста сначала торгового, а затем и промышленного среднего класса в Европе. Стало быть, под угрозой находится сама социально-политическая формация, первая светская идеология, радикально повлиявшая на общемировое развитие, на исторический процесс. Футуролог Фрэнсис Фукуяма, ведущий научный сотрудник Института международных исследований Фримена Спольи при Стэнфордском университете, в своей статье «Будущее истории», опубликованной не так давно в журнале Forieng affairs, ставит вопрос: что если дальнейшее развитие технологий и глобализации подорвет средний класс, сделает невозможным достижение статуса среднего класса для большинства граждан?
Глобализация, согласно Фукуяме, является определяющим фактором, подрывающим доходы среднего класса в развитых странах. Со снижением транспортных расходов и расходов на связь, а также с присоединением к глобальным трудовым ресурсам сотен миллионов работников в развивающихся странах, работа, которую прежде выполнял старый средний класс, теперь обходится гораздо дешевле в странах третьего мира. При экономической модели, приоритетом которой является максимизация совокупного дохода, аутсорсинг неизбежен.
Тем не менее, многие экономисты не разделяют апокалиптических настроений и уверены, что средний класс никуда не исчезнет. Многие считают, что посткризисное развитие Америки превратит США в мощную страну среднего класса, где будет доминировать интеллектуализм и высокий уровень инновационной экономики, что антикризисная программа Обамы приведет к сглаживанию социальных различий и мультикультурных противоречий. Джим О'Нил, главной экономист Goldman Sachs полагает, что в ближайшие годы скорость роста средней прослойки возрастет (он относит к среднему классу людей с доходом от 6 тыс. долларов до 30 тысяч, и в последние годы количество таких потребителей ежегодно увеличивается на 70 млн человек). К 2030 году численность этого социального слоя будет ежегодно увеличиваться в мире уже на 90 млн человек. И только через 20 лет, когда представителей среднего класса станет на 2 млрд больше, чем сейчас, темпы прироста замедлятся.
Но вот, что интересно. Особенно быстро численность среднего класса будет расти в шести странах так называемой группы Next-11 (Египет, Филиппины, Индонезия, Иран, Мексика, Вьетнам) и трех странах БРИК (Китай, Индия, Бразилия). На эти страны будет приходиться 60% мирового ВВП. В результате, через 40 лет качество жизни в Китае будет приблизительном тем же, что и в Британии, но не исключено, что и выше (по данным Goldman Sachs, к средней страте общества уже к 2020 году будет относиться 70% китайцев). Уровень жизни в Индии будет таким же, как в Британии - только четверть века назад (в Индии, где сейчас средний уровень доходов только у 5% жителей, к 2040 году средним классом станет большинство жителей страны).
Различия между странами стираются. Если сейчас стиль жизни среднего класса доступен, в первую очередь, в Европе и Америке, то всего через десятилетия такой образ жизни станет глобальным стандартом. Он будет недоступен лишь Африке, в которой к тому времени станут проживать 90% жителей планеты с низкими доходами. Тон в мире будущего будет задавать новый средний класс, сосредоточенный преимущественно в Азии.
Три источника, три составные части
Однажды мадам де Сталь в разговоре с российскими знакомыми сочувственно произнесла: «Среднего класса (class moyenne) у вас нет, и от этого происходят многие неудобства российской политической жизни. Из-за этого между властью и народом нет никакого посредника». Так что идея, что средний класс - это огнетушитель, призванный гасить в случае чего политические пожары, существует давно. Поэтому вопрос о наличии и сохранении среднего класса в России - отнюдь не праздный.
Как зарождался средний класс в России? Дворянская семья должна была иметь дом, поместье за городом и выезд, экипаж. Когда появились деньги, этими тремя необходимыми элементами обзавелось купечество. Они строили себе дома, покупали вишневые сады, загородные дома и выезды.
В 30-е годы ХХ века, время появления советской элиты, люди получали в пользование те же три блага: казенную квартиру, дачу и машину с шофером. Тот же джентльменский набор мы видим и в брежневскую эпоху: квартира, пусть и «хрущоба», шесть соток, плюс «Москвич» или «копейка».
Чем обзавелись новые русские, первое поколение постсоветских богатых людей. В первую очередь, они приобретали машины. Затем, если дела шли по-прежнему хорошо, покупали дома в подмосковных коттеджных поселках. А в Москве ремонтировали, перестраивали квартиры. Именно эта триада в очередной раз составила модель потребления.
Сегодня все изменилось. «Среди предпринимателей первое место среди признаков, характеризующих принадлежность человека к среднему классу, заняло образование, считает руководитель отдела социокультурных исследований «Левада-центра», кандидат искусствоведения, профессор кафедры методов сбора и анализа социологической информации Факультета социологии ГУ-ВШЭ Алексей Левинсон. - Второе и третье место поделили характер потребления и то, чем человек занимается, а на последнем месте оказался доход».
Средний класс расплылся в обществе за счет присоединения к нему, с одной стороны, высокодоходных слоев бюрократии, а с другой, - за счет того, что само понятие широко распространилось в обществе. Как показывают социологические исследования, за последние восемь лет предпринимательская компонента в среднем классе относительно уменьшалась (да и в абсолютном выражении она не росла), а вот бюрократическая быстро разрасталась. С этим посылом согласен социолог Овсей Шкаратан: «По сути, в России нет того самого среднего класса, на который опирается, например, Барак Обама в США. В состав российских серединных по благополучию слоев населения (которые большинство моих коллег, более склонных к оптимизму вместе с руководством страны, называют «средним классом») входит, например, огромная масса чиновничества».
Если спросить кого-нибудь на улице «относите ли вы себя к среднему классу?» - положительный ответ дает до 80% населения. Средний класс - это не только уровень дохода: важны социально-культурные характеристики, уровень накоплений, специфика профессии, отмечает главный экономист «Тройки Диалог» Евгений Гавриленков: «Уборщица, трудясь в трех местах, тоже может зарабатывать полторы тысячи долларов, но ее сложно отнести к среднему классу».
В условиях псевдорыночной экономики в России, в которой к тому же нарастает технологическая отсталость, а национальные ресурсы сосредоточены в узком слое властвующей «элиты», население страны в основной своей массе оценивает свое состояние как «бедность». Бедность укоренена в сознании. Мало кто относит себя к среднему классу. Поэтому, скорее всего, социального взрыва, которым пугают власть политологи, не случится. Во всяком случае, не средний класс послужит детонатором.
***
Первый раз в средний класс
Экономисты и социологи оценивают российский средний класс максимум в 20-30% и сосредоточен он в основном в крупных городах, в первую очередь в столице. Министерство экономического развития зачисляет в эту категорию 22% россиян. По данным Центра стратегических исследований компании «Росгосстрах», примерно 15% жителей страны относят себя к среднему классу.
Компания HeadHunter провела опрос среди почти 4 тыс. москвичей разных специальностей с целью выяснить, кто из них считает себе типичным представителем среднего класса. Оказалось, что в столице таких больше половины - 55%.
Среди принявших участие в опросе только 26% имеют банковские вклады. 39%, считающих себя средним классом, имеет доход ниже 20 тыс. рублей в месяц. Среди тех, у кого зарплата составляет от 20 до 39 тысяч, таких уже 53%. Ну а больше всего назвавшихся представителями среднего класса среди тех, кто зарабатывает от 130 тыс. рублей и выше - 76%.
Лишь 48% идентифицирующих себя в качестве среднего класса имеют в собственности дом или квартиру, 45% - личный автомобиль, 44% процента могут позволить себе отдых за границей. Остальные довольствуются массовым досугом - посещают кино, театры, фитнес (61%) или балуют себя спонтанными покупками (58 процентов).
Чаще всего о своей принадлежности к среднему классу заявляют представители топ-менеджмента (66% ), а также работники рекламы и PR (61%). Среди учителей и преподавателей вузов этот показатель также высок - 59%. Только 42% врачей и фармацевтов готовы признать себя средним классом. 47% представителей обслуживающего персонала также отнесли себя к среднему классу.
По мнению директора Независимого института социальной политики Татьяны Малевой, для определения среднего класса нужно использовать как минимум три критерия. Это уровень доходов, уровень образования и занимаемая должность и, наконец, социальное самочувствие. По данным Татьяны Малевой, всеми тремя признаками среднего класса обладают 7% российских семей. Еще 12% имеют по два признака.
Согласно данным маркетинговой группа Market Up и рекламного агентство Sauce Strategy, москвичи считают себя средним классом, если их доход выше 2 тыс. долларов на человека. Им совершенно все равно, где жить, но обязательные атрибуты среднего класса - дача и дорогой автомобиль.
3. Re: Исчезающий вид
2. Re: Исчезающий вид
1. Re: Исчезающий вид