Не то, что у о. Тихона...

О еще одной попытке дискредитировать книгу «Несвятые святые»

Новости Москвы 
0
1763
Время на чтение 7 минут

7 апреля 2013 года на сайте Полит.ру была опубликована рецензия Алексея Муравьева (судя по Википедии - историка и религиоведа, 1969 г.р., выпускника кафедры классической филологии МГУ 1992 года, заместителя директора Московского духовного училища Русской православной старообрядческой церкви) на серию новелл Михаила Ардова «Цистерна». (http://polit.ru/article/2013/04/07/ardov/)

В ней помимо естественных похвал в адрес автора («Язык, которым написана книга - ее главное достоинство»), есть камень (если не булыжник) в огород архимандрита Тихона (Шевкунова) и его хорошо известного сборника рассказов «Несвятые святые». Чтобы не быть голословным, лучше процитировать:

«Другое достоинство книги - внутренне угадываемая система ценностей, построенная на глубоко органичном народном христианском мировоззрении. В изломанных судьбах героев книги - курсантов, героев, летчиков, курячего доктора существует некий фон, некоторая важная отправная точка, из которой разворачивается система координат. Сказать, что главная тема книги - православная вера, будет не совсем верно. Автор пишет о русском человеке и пытается понять, что с ним стало, отчего он стал таким, каким мы видим героев повести. Очевидно, что ответ лежит примерно в плоскости, близкой к религиозной, но автор имеет деликатность говорить об этом не напрямик, а как бы вокруг, описывая круговое пространство - и за это его хочется поблагодарить.

Именно из-за такого, кружного, описания выходит ужасная и яркая, но не совершенно безнадежная картина. Проза Ардова в этом смысле кажется даже более «говорящей» о православии, чем такие бестселлеры, написанные церковными людьми, как «Несвятые святые» о. Т. Шевкунова или проза О. Николаевой. Там все прямолинейно и просто, даже чудеса какие-то двухмерные, а здесь - все многомерно и объемно, но это и есть традиция русской литературы, роднящая автора и с Гоголем, и с Лесковым, и с физиологической прозой, с Платоновым и даже с фантасмагорическим русским путешественником Венедиктом Ерофеевым, в полупьяном бреду едущем в мистические Петушки».

Похоже, позицию, занятую полгода назад светскими «друзьями народа» из жюри Национальной литературной премии «Большая книга» (см., например, «Кому угодно, только не Тихону») с готовностью поддержали люди, считающие себя православными (скорее, «истинно православными», катакомбными - в отличие от РПЦ).

Не будучи специалистом, не берусь в полной мере оценивать то, что рецензент назвал главным достоинством, - язык. Скажу только что в отличие от него, родившегося как раз в те годы, когда происходят многие из как бы описываемых событий, и могущего оценивать язык того времени только «из вторых рук», мне тогда доводилось и самому слышать русскую речь далеко не только в Москве и вообще не только в городах. Возможно, я ошибаюсь, но у меня такое впечатление, что автор «Цистерны» отнесся к многообразным выразительным возможностям русского языка вполне утилитарно: каждому вымышленному (и, в большинстве своем нелюбимому им самим, о чем чуть позже) персонажу он просто придумал свою «стилистическую физиономию» и довольно механически «тиражировал» одни и те же особенности стиля на протяжении «как бы записанного» монолога.

Мне все-таки представляется, что рецензент лукавит, делая акцент на языке как на главном достоинстве «Цистерны» и отодвигая на второе место «систему ценностей» катакомбного «протоиерея Михаила Ардова». Он как бы прячет более важное за менее важным. Маскирует для большей эффективности действия.

В отличие от рассказов о. Тихона в «Несвятых святых», большинство которых написано от первого лица и о том, в чем рассказчик сам участвовал, книга М.Ардова имеет многослойную структуру, в которой сам он прячется так, что и концов не найти. Возможно, ближе всего к нему самому то, что написано в самом начале и в самом конце прописными буквами. В конце - это просто слова из церковной службы: «...ХРИСТЕ БОЖЕ НАШ, И ТЕБЕ СЛАВУ ВОССЫЛАЕМ СО БЕЗНАЧАЛЬНЫМ ТВОИМ ОТЦЕМ И ПРЕСВЯТЫМ И БЛАГИМ И ЖИВОТВОРЯЩИМ ТВОИМ ДУХОМ НЫНЕ И ПРИСНО И ВО ВЕКИ ВЕКОВ, АМИНЬ». А вот из самого начала: «...ПАПКА С НАДПИСЬЮ «ЦИСТЕРНА» ДОСТАЛАСЬ МНЕ СЛУЧАЙНО ОТ ПЛЕМЯННИЦЫ ДАЛЬНЕГО МОЕГО ЗНАКОМОГО... КАЮСЬ, КАК ТОЛЬКО Я ОЗНАКОМИЛСЯ С СОДЕРЖИМЫМ, У МЕНЯ НЕ ОСТАЛОСЬ НИ МАЛЕЙШЕГО СОМНЕНИЯ, ЧТО ЗДЕСЬ СОДЕРЖИТСЯ МНОЖЕСТВО КЛЕВЕТНИЧЕСКИХ ИЗМЫШЛЕНИЙ, ПОРОЧАЩИХ СОВЕТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ. ОДНАКО ЖЕ, СО СТОРОНЫ ЧИСТО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ, ВСЕ ЭТО ПОКАЗАЛОСЬ МНЕ ДОВОЛЬНО ЗАНЯТНЫМ... ПРОШУ ВАС, ГРАЖДАНЕ СУДЬИ, ПРИ ВЫНЕСЕНИИ МНЕ ПРИГОВОРА ПРИНЯТЬ ВО ВНИМАНИЕ ВСЕ ВЫШЕИЗЛОЖЕННОЕ».

В общем, «я не я и хата не моя». Здесь исходно та же позиция, что и у рецензента: «какой замечательный язык!» важнее того, что этим языком говорится. А говорится (как бы летчиком-профессионалом в новелле «Миллион двести тысяч»), в частности, и о том, что Гагарин в последний свой полет отправился пьяным: «А вон Гагарин-то с Серегиным. С похмелья они были с великого. А там, между прочим, руководителя полетов оправдали вчистую. Он им так и сказал: «Я запрещаю вам». Но ведь Гагарин. А Серегин-то был командир полка. Взяли машину, взлетели и понеслись... Они брали сверхзвуковую скорость на неположенном типе. Самолет-то не приспособлен. Пастух стоит - бах! - сверхзвуковой хлопок. Очевидец-пастух рассказывает. В километре от него под углом семьдесят градусов. Ну как так можно? Скафандр с головой в сторону, сигара в земле... Искали их в течение месяца» (для справки: «Как ни кощунственна сама мысль, что они могли совершить полет нетрезвыми, но и она не осталась обойденной. Был произведен тщательный химический анализ останков и крови летчиков. После тщательного изучения было установлено отсутствие в останках и крови 8 летучих веществ, 10 тяжелых металлов, а также барбитуратов, алкалоидов, этилового алкоголя, метилового алкоголя. Выявлено также, что содержание в мышечных тканях углеводов, гликогена и молочной кислоты было в пределах нормы». http://storyo.ru/100zag/96.htm).

Разумеется, Ардов - вслед за анонимным последним обладателем «рукописи» - может сказать: «Так это ж не я, а пьяный летчик наболтал сдуру. Тоже метилового спирта наглотался да и помер. Туда ему и дорога». Но ведь помер-то он - не сам, а по воле автора (или одной из его масок, личин). В новелле «Предварительный некрополь» прямо написано: «14. Балтийский моряк, оплот революции, Енька Шорин не слушался докторов, хлебнул на дармовщинку, дух вон и яйца кверху - +

15. Бульдозерист Федя, единственное ты мое светлое пятнышко... ладно, уж пусть живет, посадить его, что ли, на пятнадцать суток, пока в городе гуляет отрава...

16. Миллион двести тысяч, ехал бы ты лучше в Калугу или в Тамбов, адье, адье, май нэтившо - +».

Вот такая она - любовь автора к персонажам.

Ближе всех к автору («чисто технически», по сюжету) тот самый «дальний знакомый». Вот что он пишет о самом себе: «Гимназия была первым в моей жизни стадом, и вот это было непереносимо... Я ненавидел своих соучеников, никого в отдельности, но именно всех вместе - всю эту прыщавую, неопрятную, гогочущую свору...».

Ну, сам-то он, конечно, не такой как все, чистюля: «Знавал я и такую Москву, где каждая улица соответствовала пункту в негласном прейскуранте... Самые дешевые - на Цветном бульваре и на Трубе один рубль. Неглинная - классом выше - три рубля, а Петровка - все пять... Впрочем, я недолго гарун-алъ-рашидствовал в этих веселых кварталах, я скоро облюбовал себе одно определенное заведение (из дорогих, из дорогих, разумеется, папенька раскошеливался весьма охотно)...

Но вот чего я терпеть не мог и к чему прибегал лишь в исключительных случаях, так это - унылый и отчаянный в своей унылости советский разврат... После службы, на липких клеенчатых диванах или в жалкой комнатке лучшей подруги, которая дала ключ...

Нет, у мадам Люсьен, на Рождественском бульваре все это было поставлено на профессиональную ногу, а я, грешник, питал и питаю неизбывную слабость к любому профессионализму и терпеть не могу дилетантства...»

Как-то не очень верится после этого в то, что со временем этот «герой» перековался и стал даже находить что-то положительное в «тупой сталинской гвардии»: «Сегодня, едучи в нашем тесном лифте, внимательно разглядывал белоглазого. Морда умная и недобрая... Хороший рост, очки в основательной оправе, надето все безупречное...

Знаю я эту породу, хотя очень немного видел их. Когда я уже выходил в отставку и хлопотал себе пенсион, они еще только-только зарождались, еще были в диковинку, но я все-таки успел разглядеть и даже оценить их неглупых, циничных, не имеющих решительно никаких убеждений, ничего, кроме потребностей и запросов...

Эти белоглазые абсолютно серьезно считают себя наиболее совершенным продуктом исторического прогресса и развития цивилизации. Это ради них пал Рим и воздвигался Тадж-махал,..., ради них палила «Аврора» и неслась буденновская конница, ради них раскулачивали мужиков и водрузили флаг над Рейхстагом,... ради них кропотливые немцы и японцы собирают изящные радиомашинки... И насколько же они не в пример страшнее своих предшественников - тупой сталинской гвардии, краснорожих подполковников и майоров».

И с любовью к родине у автора как-то странно получается: если ты христианин («нет ни эллина, ни иудея»), то какая у тебя может быть родина:

«Я не много в моей жизни читал Евангелие, оно и сейчас у меня пылится где-то в ящике из-под макарон, но кое-что я все-таки усвоил. Христос родился и прожил жизнь в стране, порабощенной римлянами. Он был распят легионерами, но ни разу слова не сказал, пальцем не шевельнул, чтобы переменить такое положение... (Хотя, кажется, эти еврейчики только того от Него и ждали.) А Он велит им исправно платить подать ненавистному кесарю...

Вот тебе и патриотизм! Вот тебе и национально-освободительное движение малых наций!

Ума не приложу, как эти, наши, ухитрились в свое время пристегнуть Христа к своему квасу?..

Эх, поговорить бы об этом с умным человеком...

Только негде мне такого собеседника взять... Не с соседним же сосунком мне обсуждать эти материи. (Да и он, вот видишь, куда-то запропастился.)

Нет, мне нужен из них кто-нибудь самый главный и бесспорно честный... Сергия бы Радонежского об этом спросить, вот кого...

А на меньшее - я не согласен».

Вот так: каким он был в гимназистиках («не как все»), таким и остался на склоне лет.

И еще очень личное-логичное: «И не замечал я в своем запале, не хотел замечать до сих пор, что все искусство это - бесовское. Нет, не только мои записные книжки да рассказики - все, все, все, вся изящная словесность начиная с Данта и кончая самим Федором Михайловичем... Как бы ни клялись они и ни божились, что преданы Христу, - все это чистейшая прелесть в полном, богословском смысле этого слова! Гоголь, Гоголь, сжигающий «Мертвые души», - вот он теперь мой новый идеал!

В мире есть Один, только Один Свет...».

Ну, так не носился бы со своими «записными книжками да рассказиками». Нет, свои - это нечто!!! Не то, что у о. Тихона.

Леонид Сергеевич Гребнев, доктор экономических наук, профессор

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

2. Книга о. Тихона просвещает...

Если у человека есть душа, разум и сердце то труды о. Тихона помогут ему постичь мудрость Божиего мироустроения. На место хаоса приходит космос. Многообразие жизненных ситуаций и судеб и тоски душевной, и утешение в лоне любящего Отца! А желающим "примазаться" к достойному труду о. Тихона и выразить свое никому не интересное мнение можно только посочувствовать как одержимым низкими страстями.
Владимиръ / 16.04.2013, 10:53

1. Re: Не то, что у о. Тихона...

Что бы не писали рецензенты, книга уже вписала себя в историю. Когда люди крещенные, но далекие от церкви, вдруг случайно прочитав часть книги, говорят "теперь я понимаю, что моя основная проблема гордость" и не имея возможности дочитать ищут и покупают книгу. Это и есть лучшая и высшая оценка.
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Леонид Сергеевич Гребнев
«Всё врут календари»
Какая календарная реформа нам нужна?
01.10.2024
Третий Рим: важен исторический контекст
Обсуждение статьи «Третий Рим: краеугольный камень русской идеи и камень преткновения»
12.03.2024
Правитель и два стула
Размышляя об Адаме из Эдема и не только… : эссе / Л.С. Гребнев. — Москва : ИНФРА-М, 2023. — 282 с.
13.02.2024
Священное Писание и неканоничность
Доклад Макарие-Калязинскому клубу
16.11.2023
О праве на ошибку
Еще раз о юлианском и григорианском календарях
16.01.2023
Все статьи Леонид Сергеевич Гребнев
Новости Москвы
«Мы не тщеславимся этими цифрами, но и замалчивать их не надо»
В общемосковском крестном ходе приняли участие не менее четырёхсот тысяч человек
12.09.2025
Любовью и единением спасёмся…
Заметки крестоходца о московском крестном ходе
12.09.2025
Очередное убийство русского парня
Когда же наступит конец миграционному беспределу?!
27.08.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Почему Пётр Первый отменил Патриаршество?
Новый комментарий от Vladislav
18.09.2025 21:36
Двойные стандарты Бориса Корчевникова
Новый комментарий от Человек
18.09.2025 20:50
Общемосковский крестный ход
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
18.09.2025 20:32
Фантазия или реальность?
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.09.2025 17:22
«Освежить голову вежеталем… и умереть»
Новый комментарий от Русский Иван
18.09.2025 13:34
«Без импорта и экспорта Израиль не продержится и года»
Новый комментарий от Русский Иван
18.09.2025 13:02
«Будущее Отечества в руках Учителя»
Новый комментарий от Апографъ
18.09.2025 12:55