Как живется косовским сербам

Интервью с руководителем проекта «Помоги делом» Ольгой Серебровской

Генассамблея ООН по Украине  Новости Москвы 
0
670
Время на чтение 12 минут

Ольга Владимировна Серебровская руководит проектом «Помоги делом», цель которого - оказание помощи косовским сербам, находящимся в тяжелейших жизненных обстоятельствах. Группа «Помоги делом» организует помощь в ремонте жилья, приобретении необходимой дорогостоящей бытовой техники, на благотворительных выставках и базарах реализует изделия косовских рукодельниц. В задачи этого проекта входит и организация поездок косовских детей и молодежи в Россию. Подробную информацию о проекте моно найти на сайте senica.ru.

 

Мы до обидного мало знаем о каждодневной жизни жителей Косова. Как раз об этом хотелось бы с Вами побеседовать. Ольга Владимировна, как часто Вы бываете в Косово?

Я не могу часто ездить в Сербию, включая Косово. Езжу раз в год в отпуск, уже пять лет подряд. Но контакты поддерживаю постоянно, тут очень помогает интернет. Сейчас, кстати, появились и сайты, посвященные жизни сербов этого края. Но большую часть информации о повседневной жизни косовских сербов я получаю напрямую, от них самих.

 

Что значит сегодня для сербов жить на Косово? Что собой представляют анклавы, сколько их, где они находятся?

Мы работаем как раз с южными анклавами, где сербы живут во враждебном окружении албанцев. В городах сербов практически не осталось, а по селам их десятки тысяч.

Тут все по-разному. Есть целые села с сербским населением. Людям, и детям в том числе, есть где погулять, куда сходить. Есть поля, где не страшно работать. Но прокормиться все равно трудно, трудно продать свою продукцию.

И село Осояне, где у нас хорошие друзья, тоже чисто сербское. Там расположена школа, куда ездят дети из всех соседних деревень, есть амбулатория. Дети гуляют по селу свободно. Но и тут не так просто живется. Неподалеку, на холмах - лес. Он и сейчас по всем документам принадлежит сербам. Но рубить там дрова сербы не могут. Велика опасность наткнуться на албанцев, которые рубят лес без всяких разрешений, и всячески запугивают сербов, чтобы они туда не ходили. На моего знакомого албанец бросился с включенной циркулярной пилой, тому пришлось поднять топор, защищаясь. Албанец, увидев, что серб готов дать отпор, не стал затевать схватку, но рубить дрова сербам пришлось в другом месте. Вскоре после этого другой серб с сыном-подростком были обстреляны в том же лесу, и им пришлось спасаться бегством.

Еще хуже обстановка там, где население смешанное, и сербы живут бок о бок с албанцами. Там детей не выпускают за пределы двора, а обрабатывать поля можно только около дома, иначе - опасно. Понимая обстановку, сербское правительство еще несколько лет назад выделило средства, чтобы  учеников, которым приходится ходить в школу в соседние села, возили на машине.

Пример тому - семья Караджичей в селе Дрсник. В этом селе сейчас проживают около 50 вернувшихся сербов, но Караджичи - единственная семья с детьми. Они вернулись в свой собственный дом, где жили раньше. Милице (когда мы познакомились, ей было 8 лет) и Игору (12) просто не с кем было общаться, единственной отдушиной была школа. Мало того, их двор расположен прямо напротив албанского двора, но те - выше по склону, и двор Караджичей открывается прямо как на ладони. Бедные дети наверняка неуютно чувствуют себя под враждебными взглядами. У них есть земля, но глава семьи, Драгомир, говорил, что соседи-албанцы грозились его убить, если он будет обрабатывать поле. Спасаются огородом, как и все, но больше надежд на скотину.

Мы познакомились с ними три года назад, когда они оказались просто в бедственном положении - у них сломалась машина. Драгомир раздобыл какой-то старый автомобиль, но у него не было наличных денег, чтобы его оформить, а за любое оформление документов албанцы дерут с сербов три шкуры. Некоторое время отец водил детей в школу в соседнее село за 5 км пешком. Милица тогда писала в своем сочинении:

«Каждое утро мы с братом и с нашим отцом добираемся до школы в Виданье. Знаю, что вы думаете: в Сербии полно детей, которые так же далеко ездят, но никто не проезжает через запретный город. Никто не боится так, как мы. Никто не просыпается каждое утро со страхом, что будет остановлен и убит. После такого, слишком долгого, путешествия, я радуюсь, когда захожу в школу, в мой безопасный дом. Когда наступает время выхода из школы, вновь ощущаю  страх. Проходя опять по тем запретным улицам и чувствуя на себе ненавидящие взгляды, стараюсь бороться с собой и со своим страхом. Пробую быть храброй и не бояться, потому что я - сербка на своей СВЯТОЙ СЕРБСКОЙ ЗЕМЛЕ».

Тогда мы собрали и передали Караджичам некоторую сумму, за что они были очень благодарны. Конечно, девочку было очень жалко, но уезжать Драгомир решительно не хочет. Он объяснял нам, что это Метохия - священная церковная земля, покидать ее грех, и кто ее бросил, у того ничего хорошего не будет. Примеров тому достаточно, многим косовским изгнанникам действительно тяжело живется и в Сербии, и в европейских странах.

Сейчас семья не бедствует. Драгомир оформился как водитель при собственных детях, которых возит в школу, и получает стабильную зарплату. Еще они получают пособие. Все равно жизнь у них тяжелая, жена больна, ей постоянно нужны лекарства, это тоже недешево.

Надо сказать, что после незаконного провозглашения независимости Косово албанцы заметно присмирели. Если раньше на любого серба могли напасть и убить при полном попустительстве международных сил, то после 2008 года стало спокойнее. Косовские албанцы хотели показать миру, какие они цивилизованные и терпимые. К сожалению, сейчас идет новая волна насилия, хотя бывает по-разному.

В селе Виданье сербы и албанцы живут вперемешку, и Габи со смехом и некоторым удивлением рассказывал, что к его детям на двор (он не огорожен) приходили играть албанские дети. Сам он прекрасно говорит по-албански, так что свободно ездит в Клину за покупками, и его принимают за своего. Сербы тоже могут ходить в магазины и на рынок, но он сам видел, как продавец назвал паре сербов цену вдвое выше, когда те заговорили по-сербски. А ему это же только что продал по низкой цене. В городе Клина все автозаправки в руках албанцев, и есть один хозяин, к которому ездят все сербы. Он с ними вполне дружелюбен, а когда мой друг-серб заправлялся, тот даже извинялся, что плохо говорит по-сербски, сожалел, что мало практики.

Тут многое зависит от везения. Например, когда несколько сербских семей вернулось в село Жач, то на них постоянно шли нападения. Пока для них строили дома по международной программе, они жили в палатках, и их много раз забрасывали камнями. Часть семей не выдержала и уехала. Несколько семей остались.  Тут много зависит от соседей-албанцев, а они в Жаче очень агрессивны. Захватили сербские поля и совершенно не хотят возвращения законных хозяев. Теперь оставшиеся семьи живут в домах, но все равно подвергаются нападениям и обстрелам. Полиция приезжает, обещает разобраться, но никогда никого не находит.

При этом совсем не иметь отношений с албанцами тоже нельзя. В селах нельзя купить дорогих вещей, мебели или техники. Приходится ехать в город, в албанские магазины.

Два года назад мы собирались помочь двум нуждающимся семьям, где родители не имели работы. Выделили им по 150 евро. Один глава семейства захотел на эти средства купить электроплиту, потому что родственники делились с ним мукой, и надо было где-то печь хлеб, а у него была только маленькая плитка.

Второй решил на ту же сумму купить бойлер и маленький телевизор.

Мы с ними поехали в город Исток, где они знали хозяина магазина, албанца. Тот бросился нам навстречу как родным, поздоровался со всеми за руку, сияя улыбкой. Мне это было непривычно, но для восточного торговца все естественно. Вражда враждой, а покупатели для них - святое. Позже его помощник доставил покупки в село.

Не один год я езжу в Косовскую Каменицу (это уже другой конец Косово, самый восточный край). Там сербское меньшинство живет вместе с албанцами. Какое-то время жили довольно мирно, хотя сербы избегают ходить пешком  по албанским кварталам, ездят только на машинах. Есть школа, куда учеников свозят из окрестных сел на автобусах.

И вот около года назад у той самой школы произошло нападение на учеников, вышедших после уроков. Они были избиты своими сверстниками-албанцами. После этого я там побывала, спрашивала, как и что. Мне объяснили, что это приезжие албанцы. Что со «своими» еще как-то ладят, а эти из Албании, с сербами никогда не жили, очень агрессивные. За прошедший год таких инцидентов было уже пять. Иногда детям удавалось убежать, вскочить в подъехавший автобус, а когда-то нет. Одного мальчика избили очень сильно, он попал в больницу.

Так что вопрос безопасности на Косово так и не решен. Похоже, власти чувствуют себя достаточно уверенно, чтобы усилить давление на сербов.

 

Выведен ли из Косова контингент миротворческих сил?

Он сокращен, но миротворческие силы все еще остаются в Косово. Просто вместо войск ООН (КФОР) были введены войска европейских стран - ЕУЛЕКС, т.е. натовцы. К сожалению, и КФОР плохо зарекомендовал себя по отношению к сербам. За редким исключением, от них не было ни помощи, ни защиты. Рассказывают случай, когда к сербской школе подъехал какой-то шиптар (еще до провозглашения независимости, когда инциденты случались постоянно), вышел из машины, достал автомат и начал поливать двор школы, где гуляли дети. Школу охраняло несколько солдат КФОР. При начале стрельбы они побросали оружие и полезли прятаться в свой БМП. Албанец вставил второй рожок, но тот заело, и он вернулся в машину и уехал. Дети, к счастью, не пострадали.

Еще один случай. В южной (албанской) части Митровицы у серба заглох мотор в машине. Вскоре к нему обратились местные жители, поняли, что он серб, вытащили и стали избивать битами. Стоящий рядом пост «миротворцев» 20 минут наблюдал за этим, а когда албанцы утомились и бросили несчастного, вызвали ему скорую помощь. Вот такое отношение иностранного контингента к сербам.

Хотя надо отдать должное, исключения тут тоже бывают.

 

Каков дух косовских сербов - депрессивный, или, наоборот, бодрый с надеждой на будущее?

Каждый раз, приезжая туда, я получаю мощный заряд бодрости и душевной энергии, и это несмотря на все трудности тамошней жизни. Те, кто не мог выдержать - уехали. Остались самые стойкие. Конечно, им очень нелегко. Надеяться не на кого, разве что на чудо, но совсем надежду они не теряют. Безусловно, им помогает православная вера, без этого они бы не выдержали. Они отдались на волю Господа, если можно так выразиться. Как ни странно, у них нет такой депрессии, как иногда встречается в центральной Сербии, где экономическое положение становится все хуже и люди не видят выхода.

Как они умеют общаться, веселиться, как радуются гостям!

 

Чем люди зарабатывают на жизнь?

В сербских анклавах все еще работают учреждения, состоящие на бюджете государства Сербия. Это почта, школы, больницы, поликлиники (так называемые «амбуланты»). Среди сербов считается большим везением устроиться туда хотя бы уборщицей и получать стабильную зарплату. Но это касается лишь малой части сербов. Большинство же кормится натуральным хозяйством. Практически все они имеют участки типа огородов, некоторые до сих пор могут обрабатывать небольшие поля, хотя сильно удаляться от домов боятся.  Держат скот - свиней, коз, овец, реже - коров. Это помогает им выжить, но всех проблем, конечно, не решает.  Им необходимы наличные деньги для оплаты налогов, электричества, воды и пр., не говоря уже о других потребностях, а взять их часто неоткуда. Продать что-то им там очень трудно. На рынках торгуют албанцы.

Отсюда, кстати, наша попытка помочь им, закупая у них предметы рукоделия.

Международное сообщество отчасти помогает сербам возвращаться на Косово, такая у них политика - новопровозглашенное государство должно быть мультиэтничным и толерантным. На это выделяются определенные средства, возвращающимся сербам строятся дома. Другое дело, что дома строятся все одинаковые - две не очень большие комнаты, кухня и удобства. Я видела семью из 7 человек, живущую в таком домике. Два человека спят на полу в кухне, иначе никак не разместиться. Еще одна из проблем, что подряды на строительство отдаются албанцам, которые не только халтурят, но еще и пытаются «сэкономить» на стройматериалах.

 

Много ли в семьях детей? Часто ли встречаются многодетные семьи?

В семьях косовских сербов часто трое-четверо детей, бывает и по десять. Рождаемость тут значительно выше, чем в целом по Сербии.

 

Как обстоят дела с обучением детей в школе? Есть ли музыкальные и художественные школы? Есть ли на Косово сербские высшие или средние специальные учебные заведения?

Там существуют так называемые основные школы, с 1 по 8 класс, и почти нет гимназий (9-11 класс). Основных школ много, они располагаются в больших селах, и в них съезжаются дети из соседних сел. Высшие учебные заведения отчасти сохранились только на севере Косово, где преобладает сербское население. Музыкальных или художественных школ нет, но ансамбли народных песен и танцев есть, так что какое-то музыкальное воспитание присутствует.

Например, в школе города Ораховац, где еще существует сербский квартал, и в школе соседнего с ним села Велика Хоча музыку преподает известный на Косово композитор Гаврило Куюнджич, который основал в Великой Хоче детский хор. Некоторые его бывшие воспитанники вошли в хор «Косовские божури», не раз гастролировавший в России. А там, в школе, создан новый хор - «Метохийские жубори». 

Вообще школам последние годы уделялось довольно большое внимание. С помощью фирмы мобильной связи «Телеком-Сербия» в школах был проведен интернет, установлен как минимум один компьютер (школы бывают и по 15 человек).

Летом младших школьников стараются вывезти на море. Это делается за счет государственных программ Сербии, а также за счет Красного Креста и различных гуманитарных фондов. Старших детей возят уже редко. Бывают поездки за границу. К сожалению, в Россию детей из Косова почти не возят. Получается, что гораздо активнее в этом плане соседние Греция, Италия, даже Франция.

 

Как удается минимизировать негативное влияние на психику детей враждебного албанского окружения?

Живут там люди очень дружно, дети растут в любви и внимании. У нас в Москве мало кто из родителей может столько времени уделять детям. А там отец много играет и занимается с детьми, это самое обычное дело. Конечно, очень помогает православная вера.

 

Восстанавливаются ли разрушенные во время войны православные храмы?

Этот процесс идет очень медленно и отнюдь не повсеместно. Раньше сербы жили везде, а сейчас большинство сел албанские - какой смысл строить там православный храм? Есть, конечно, примеры восстановления. Восстанавливаются разрушенные монастыри. В Осоянах греки построили новый храм. Наверняка есть такие примеры и в других местах, но единичные.

 

Имеют ли сербы возможность посещать храмы? Много  ли людей посещают храмы?

На праздники посещают, конечно. А в остальное время - смотря насколько близко к храму они живут. Далеко не все имеют машину.

 

Много ли действующих монастырей на Косово?

Если говорить о южной части, то на память приходят в первую очередь крупнейшие - Дечаны, Печка Патриаршия, Грачаница. Бог уберег их от разрушения, там можно видеть во всей красе древние фрески. Действуют восстановленные после разрушения Драганац, Зочиште, Девич. Сохранился небольшой монастырь в Великой Хоче. Конечно, это нельзя сравнить с тем, что было до всех этих событий.

 

Ольга Владимировна, расскажите об организованной вами поездке в Россию детского певческого ансамбля из Косова?

Это вторая такая поездка. На этот раз нашими гостями стали девочки их школьного хора «Метохийские жубори», возрастом от 10 до 17 лет. Помимо двух 17-летних, никто из них не выезжал дальше Черногории. Впечатлений у них было очень много: прогулки по Москве, великолепные монастыри Москвы, Сергиева Посада и Переславля-Залесского,  музей Игрушки в Сергиевом Посаде, мастер-класс по изготовлению тряпичной куклы в Долгопрудном, аттракционы на ВВЦ, детский комплекс «Страна сказок» в Переславле - всего просто не перечислить. Через день они давали концерты под аккомпанемент своего руководителя, Гаврило Куюнджича, который играл на аккордеоне. Зрители принимали их на ура! Гаврило прекрасно знают на Косово, некоторые его песни стали поистине народными. В программе концертов были и народные песни Косова и Метохии, и песни самого Гаврило.

 

Насколько мы знаем, это уже вторая поездка косовской молодежи в Россию. В чем Вы видите смысл и пользу таких поездок?

Мне кажется, что польза тут разносторонняя. Во-первых, у детей, живущих довольно ограниченно, заметно расширяется кругозор. Кроме того, сербы довольно мало знают о современной России, идеализированные представления, все еще сохраняющиеся в народе с прошлых времен, переплетаются у них в голове с антироссийской пропагандой прозападных СМИ. Такая поездка - это возможность увидеть своими глазами нашу жизнь, познакомиться не только с произведениями искусства, архитектуры, с нашими замечательными монастырями, но и пообщаться с русской молодежью. Вокруг нашего проекта «Помоги делом» при сайте Сеница.ру сложился круг людей, активно интересующихся Сербией, многие из них говорят по-сербски. Они очень помогали мне в организации пребывания маленьких сербов, могли сходить с кем-то в магазин, помочь в других неотложных делах, просто погулять. Я, конечно, все время была с группой, но иногда приходилось разделяться, и тут нужны были наши добровольные помощники. Естественно, мы хотели сделать поездку не только полезной и познавательной, но и приятной. Надеюсь, это удалось.

 

Искренне желаем Вам успехов в Вашей, такой нужной, деятельности!

Спасибо!

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ирина Борисовна Есинская
Мы должны делом засвидетельствовать свою преданность Царю
Начат сбор средств на воздвижение поклонного креста в Пскове в память о святых Царственных мучениках и всех новомучениках и исповедниках российских
12.12.2016
Героям Первой мировой от благодарной России
Об установке памятных знаков - Георгиевских крестов - в Обнинске, на Дону и на острове Лемнос
16.10.2016
«Историческая справедливость возвышает и укрепляет дух народа»
В Госдуме состоялась выставка-презентация проекта Фонда Владимира Храброго «Светлой памяти русских и сербских героев Великой войны»
26.09.2014
Светлой памяти русских и сербских героев Великой войны
Фонд Владимира Храброго установил в сербском Тополе памятный Крест
14.08.2014
В память о великой Войне
Поклонный Крест в Сербии, в г.Топола
15.11.2013
Все статьи Ирина Борисовна Есинская
Генассамблея ООН по Украине
О Пашиняне и Алиеве, Путине и Пезешкияне,
Эрдогане, Макроне и тюркском мире
30.09.2024
Постпред России на заседании СовБеза
ООН об использовании западного оружия для ударов по России
14.06.2024
Гремучая смесь безволия и апатии
Россия отмахивается от обвинений, вместо того, чтобы предъявлять свои требования
10.01.2023
Победа любой ценой
Поражение обойдётся дороже
17.11.2022
Распад НАТО был бы идеальным вариантом
Есть большая опасность эскалации и расширения конфликта на Украине, но если будет окончательно решен вопрос с Киевом, в структуре блока произойдут изменения
15.11.2022
Все статьи темы
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Многодетным – дополнительный выходной!
Новый комментарий от Русский человек
19.11.2024 12:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
19.11.2024 12:48
Самодержавие и Самоуправление
Новый комментарий от Алекс
19.11.2024 12:32
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
19.11.2024 12:04
Продолжает сжиматься русская провинция
Новый комментарий от Русский человек
19.11.2024 11:55
Генерал, посмевший во время войны публично и нецензурно обругать Сталина
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.11.2024 10:30
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Фромназарет
19.11.2024 10:08