Святосавское наследие в России: из истории русско-сербских связей

К выходу книги «Святой Савва в русской царской летописи»

Екатерина Василевич 
0
17.03.2013 308

В Сербии недавно вышла в свет книга, написанная Милованом Витязевичем, «Святой Савва в русской царской летописи», в которой упоминается, что Иван Васильевич Грозный, взойдя на царский трон в 1547 году, повелел составить «Летописный лицевой свод» ради утверждения национальной идеи Москва Третий Рим как наследие Византийской традиции в России. Летопись была написана в 10 томах, содержала более 10 тыс страниц, около 18 тыс рисунков, над которыми трудились 40 изографов. Эта летопись включала всю историю человечества от сотворения мира до восхождения на трон царя Иоанна Грозного. Четвёртый том этой летописи посвящался основателю Сербской Православной Церкви и Державы Святому Савве, там находилась и целая генеалогия династии Неманичей, а также описание Косовской битвы. Из этого следует заключение, что личность сербского архиепископа Саввы как наследника Византийской традиции имела ключевое значение для формирования русской национальной идеологии православного самодержавия.

Святой Савва Сербский - первый архиепископ Сербской Православной Церкви, законодатель и устроитель независимого государства, просветитель и учитель Сербского народа родился от Стефана Немани и его жены Анны между 1170 и 1175 годами в городе Расе (недалеко от нынешнего Нового Пазара), в прежней столице Сербской державы. Житие Святого Саввы Сербского известно многим боголюбивым русским православным христианам. Из жития свт. Саввы Сербского мы знаем, что юный Растко, таково мирское имя свт. Саввы, тайно ушёл на Святую Гору Афон вместе с русским монахом, там он принял монашеский постриг и строго подвизался в посте и молитве.

Роковой Четвертый Крестовый поход окончательно погубил Православную Византию, просуществовавшую почти 7 веков. Тогда было образовано Латинское Царство, что увеличило влияние папы Римского на Балканах и в Европе. На Востоке было образовано Никейское Царство в Малой Азии и Епирская деспотия на Балканах. Сербия тогда оказалась в плотном враждебном кольце: от Венеции с запада до Венгрии на севере, от Болгар, Латинян и Епира на востоке и с юга. После усердной молитвы и глубоких размышлений во время пребывания на Святой Горе Афон в 1219 году Савва отправился в Никею к патриарху и царю Феодору Ласкару, чтобы испросить независимость от Охридской архиепископии и устроить Поместную Сербскую Православную Церковь. Никейский патриарх Мануил рукоположил иеромонаха Савву в первого архиепископа Сербского, тогда же вновь рукоположенный архиепископ Савва испросил позволения независимо и самостоятельно рукополагать Сербских епископов на поместном соборе без участия Никейского патриарха. Обретя формальную независимость, архиепископ Савва вернулся в Сербию для рукоположения епископов и устроения Поместной Церкви. Чтобы определить взаимоотношения между Церковью и государством в 1219 году свт. Савва составил «Номоканон» (Законоправило) или «Кормчую Книгу», которая позднее, принесла большую пользу и России. «Кормчая Книга» святителя Саввы представляет собой свод правил, в котором каноны находятся в усеченном виде (из Синопсиса Стефана Эфесского), снабженные толкованиями известного византийского канониста XII в. Номофилакса Алексия Аристина. К ряду канонов помещены были толкования великого друнгария императорского трибунала и государственного секретаря Византии Иоанна Зонары, канониста ХII в. «Кормчая Книга» Святого Саввы включала в себя не только Соборные Постановления и Правила Святых Отцов Церкви, но и такие дополнительные части, как статьи по истории Вселенских Соборов, истолкования молитвы «Отче наш», Символа веры, произведений преподобного Иоанна Дамаскина. Древнейший русский список этой «Кормчей Книги» - Рязанский 1284 г. «Кормчая Книга» - это первый сербский, болгарский и русский гражданский и церковный кодекс. Надо отметить, что первоначальный краткий перевод этой книги на Славянский язык был сделан св. Равноапостольным Мефодием Моравским, просветителем славян. Дошедшее до нас основное издание «Кормчей Книги» в России совершилось только в 1649 - 1650 годах, по благословению Московского Патриарха Иосифа. Хотя мы видим, что ещё при Царе Иоанне Васильевиче Грозном святителю Савве Сербскому был посвящён целый том «Летописного лицевого свода», в котором неминуемо шла речь и о составленной сербским святителем «Кормчей Книге». Утраченная царская библиотека хранит в себе и эту тайну. Так или иначе, в правление Царской династии Романовых «Кормчая Книга» стала основой прав Российского государства и оставалась таковой до 1917 года. В «Кормчей Книге» отразилось духовно-правовое наследие Византийской государственности, пришедшей в Москву-Третий Рим через Святого Савву Сербского. Именно в этой Книге, написанной на славянском языке, отражалась идея симфонии духовной и светской власти. Первым примером среди славянских народов применения в управлении государством ее евангельского значения стало Сербское средневековое королевство.

В Русском монастыре на Святой Горе Афон находился центр переписи богослужебных и святоотеческих книг на русский язык. Самые древние книги в сербской монастырской библиотеке в Хиландаре являются русскими. Исследователи Номоканона также полагают, что «Кормчая Книга», составленная свт. Саввой Сербским имеет отличительные признаки русизма, по всей вероятности, русские монахи помогали святителю Савве в переписывании перевода с греческого на церковно-славянский язык Византийского Номоканона. В 13 веке Кормчая Саввы Сербского была принята в Болгарии. В период с 15 по 17 век - на Украине и в Белоруссии. С 1649 года Сербская редакция «Кормчей Книги» стала основной при издании в Москве. На основе Сербской старославянской Кормчей потом появились новые русские редакции: Софийская, Мясниковская, Чудовская. Следует отметить, что Номоканон Святого Саввы Сербского был лишён цезаропапистских тенденций, свойственных последней исторической фазе Византии.

С давних времён Житие Святого Саввы Сербского широко распространено в России, существовало около 88 списков жития Сербского святителя. В России глубоко почитались на протяжении многих веков Сербские Святые Савва и его отец преподобный Симеон Мироточивый. Так в Архангельском соборе Кремля сохранились до наших дней фрески этих Святых. В центре Москвы на улице Солянке до революции находился храм Святого Саввы Сербского. Это был центр славянофильства, здесь организовывались сборы пожертвований для освободительной войны на Балканах от турецкого ига. Отсюда в конце 19 века отправлялись в Сербию тысячи добровольцев в помощь православным братьям-сербам. Тайна братского единства наших православных народов непостижима умом человеческим, но является Промыслом Божиим ради спасения славянских народов. Любовь к евангельской истине и презрение ложных латинских учений стало главной осью в русско-сербских взаимоотношениях на протяжении полутора веков.

Источники:

СВЕТОСАВСКО НАСЛЕЂЕ У РУСИЈИ: ИЗ ИСТОРИЈЕ СРБСКО - РУСКЕ УЗАЈАМНОСТИ

др. Слободан Ристанович: «Савва Неманич - Святой Савва в истории и традиции» Белград 1990 г. г

Житие Свв. Симеона Мироточивого и Святителя Саввы, Сербских чудотворцев. Шамордино 1916 г

«Кормчая Книга» (Воскресение, Санкт-Петербург, 2011)

"Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter."

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Екатерина Василевич
«Велик долг наш перед Россией»
По сербской земле идет Царский Крестный ход с Казачьей Надымской Имперской иконой Царя Николая
01.10.2018
Яко тает воск от лица огня
Встреча с поэтессой Надеждой Акисовой
26.05.2013
Святосавское наследие в России: из истории русско-сербских связей
К выходу книги «Святой Савва в русской царской летописи»
17.03.2013
Все статьи Екатерина Василевич
Последние комментарии
Мог ли ошибиться следователь Николай Соколов?
Новый комментарий от Анатолий Степанов
16.10.2021 11:04
Хабиб Нурмагомедов распоясался
Новый комментарий от Русский Иван
16.10.2021 10:27
Зачем России феминизм?
Новый комментарий от Калужанин
16.10.2021 10:15
Цель – вакцинирование детей?
Новый комментарий от рyccкий человек
16.10.2021 09:55
«Взять себе в духовные руководители наших боголюбивых предков...»
Новый комментарий от рyccкий человек
16.10.2021 09:43
Социальная заповедь христианства
Новый комментарий от рyccкий человек
16.10.2021 09:33
Снова – «красные» и «белые»? Не надоело?
Новый комментарий от С. Югов
16.10.2021 08:57