По своей нравственной мощи и масштабу поставленных проблем «Господин из Сан-Франциско» выделяется не только из этой трилогии, но занимает особое место в творчестве И.А. Бунина.
Максим Горький восторженно писал Бунину: «Знали бы вы, с каким трепетом читал я «Человека из Сан-Франциско» [3,109]. Действительно, этот «трепет» испытывает каждый читатель, погружаясь в глубину «плотной», насыщенной бунинской прозы...
Сюжет рассказа достаточно прост: богатый американец, достигший высокого положения в обществе, отправляется в двухлетнее путешествие на знаменитом пароходе «Атлантида», «громадном отеле со всеми удобствами». Следуя точности и предельной достоверности, абсолютным критериям бунинской эстетики, писатель очень тщательно, с детальными подробностями, описывает обширный маршрут путешествия, распорядок дня отдыхающих, особенности гостиничного сервиса, элементы одежды господина и членов его семьи.
За этот, искусственно созданный, с достоверной предметностью воспроизведенный художественным словом мастера мир, блестящий золотом и драгоценностями, переливающийся в огнях иллюминаций мир внешней жизни героя, где все учтено и продумано, было щедро заплачено человеком, который, как пишет Бунин, «только начинает жить». Наблюдая за поведением господина, пытающегося преодолеть возрастные ограничения, следуя за его желаниями и стремлениями, можно увидеть, с какой неутолимой жаждой далеко не молодой человек хочет насладиться всеми прелестями мира сего и обладать всеми «земными сокровищами».
Динамика сюжета, ритм рассказа, его звуковая организация, особенности художественных характеристик, отмечаемая современниками писателя уникальная способность Бунина передавать «впечатления от внешнего мира во всей сложной совокупности ... формы, цвета, света, звука, запаха, температурных особенностей и осязательных характеристик»[3,133] первоначально убеждают читателя во всемогуществе американского миллионера, в его подлинном господстве в мире людей и вещей.
Однако тщательно продуманный и насыщенный план начинает рушиться на глазах: хмурая, капризная погода, которую невозможно «купить», «заказать», «обманывает» надежды американца и заставляет его в поисках солнца отправиться из Неаполя на Капри.
Здесь уместно вспомнить, что ранняя рукопись рассказа носила название «Смерть на Капри», что в значительной степени помогает раскрыть тайну произведения - тайну жизни и смерти, которая и определяет идейно-художественное своеобразие «Господина из Сан-Франциско».
Неожиданно с наречия «вдруг» возникает кульминационная сцена внезапной и «нелогичной» смерти главного героя, которая сопровождается подробным описанием ожесточенной физической борьбы человека со смертью, которая не входила в его планы, не подразумевалась и внезапность которой шокировала окружающих. Страх и ужас предсмертной агонии свидетельствуют о полной беспомощности богатого старика перед властью чего-то непостижимого и неподвластного ему и его финансовым возможностям.
В целях постижения глубинного смысла рассказа и полноты раскрытия образа главного героя целесообразно прочитать это произведение в контексте евангельской Притчи о безумном богаче, духовно-нравственный потенциал которой поможет раскрыть причину трагедии личности героя.
В 12 главе Евангелия от Луки повествуется о том, как один человек обратился ко Христу с просьбой помочь ему с братом поделить имение, доставшееся в наследство. Господь в ответ на это предостерегает от недуга любостяжания, то есть страсти к приобретению богатства, имений, в том числе в целях наслаждения благами мира сего. «Жизнь человека, - говорит Он, - не зависит от изобилия его имений», и рассказывает в подтверждение Своих слов притчу:
У одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю : сломаю житницы мои и построю большие ,и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей: душа! Много добра лежит у тебя на долгие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с теми ,кто собирает сокровища для себя , а не в Бога богатеет (Лк. 12, 16 - 21).
В притче Бог открывает нам ненасытные помыслы безумного богача. Получив хороший урожай, он не считает это благом от Бога, а считает его плодом собственного труда. Он говорит: «Хлеб мой и всё добро моё» и не думает при этом о тех, кто беден и нуждается. Он планирует сломать старые и построить новые житницы, чтобы жить и наслаждаться. «Душа! - говорит он, - много добра лежит у тебя на многие годы. Ешь, пей, веселись». Богач сам назначает себе долголетнюю жизнь, но Бог сказал ему: «Безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя». Бог называет богача безумным, ибо как безумен тот, кто не знает, что мера жизни в руках одного Бога, и никто сам себе не может определить ее.
Богач и не подозревает, что наступил последний день его земной жизни и ему не придется насладиться собранными сокровищами. Омраченный богатством и своим мнимым могуществом, он внезапно охватывается смертью и не успевает привести в исполнение свои намерения. В тот самый час, когда составляются грандиозные планы, он решительно исторгается из среды живых.
Блаженный Феофилакт Болгарский, толкуя притчу, пишет, что «мера сей жизни не соразмеряется с изобилием имения. Ибо кто если имеет многое, то это не значит еще, что он уже и проживет долго» [2,378]. Поэтому Господь говорит в подтверждение мыслей любителей богатства: «Несчастный и бедный! Неужели от многого имения прибавится тебе и долголетие? Ибо неизвестно, достигнешь ли ты старости, для которой собираешь».
Смерть господина из Сан-Франциско - знак фатального несовпадения человеческих замыслов и возможности их осуществления. Трагическая смерть на Капри - это закономерный итог всей жизни американца. Дело не в том, что он много работал и материально преуспел, а в том, ради чего он все это делал, в том, что он забыл и что утратил в этой погоне за полнотой обладания земными сокровищами. Американский миллионер, как и те люди, взятые им за образец, погубил в себе самое главное, самое ценное, без чего жизнь человека пуста, призрачна и бессмысленна.
Речь идет о бессмертной душе человека, в которой могут копиться совсем другие богатства, вечные, нетленные. Бунин подчеркивает абсолютную внутреннюю пустоту главного героя, отказывает ему в малейших движениях мысли, мистических чувствах, душевных порывах, нравственных понятиях, эстетических переживаниях. Душевная опустошенность человека, совершенно глухого к тайне человеческой жизни и смерти, граничит с безумными представлениями о своем могуществе как условии бесконечности своего земного существования. И это результат господствующего над человеком греха любостяжания (приобретения), который и помрачает ум, делает американского богача безрассудным и роднит его с евангельским персонажем.
«Учение притчи о нелепости жадного, своекорыстного и самонадеянного богатолюбия... Кто хочет богатеть так безумно и так несчастно?» - спрашивает святитель Филарет Московский в своем сочинении в 1877 году [2,373].
И.А.Бунин, создав незабываемый художественный образ американского миллионера, вынес смертельный приговор не только своему герою, но и всей европейской цивилизации, подменившей духовные ценности материальными. Мотив Апокалипсиса - один из основных в рассказе, не случайно в ранней редакции рассказу был предпослан эпиграф: « Горе тебе, Вавилон, город крепкий». Восстановленный контекст можно прочитать в заключительной книге Нового Завета: «Горе, горе тебе, Вавилон, город крепкий! Ибо в один час пришел суд твой» (Откровение св. Иоанна Богослова, 18,10).
Внешне герой рассказа - господин в окружающем его мире, внутренне - раб своих многочисленных страстей, во главе которых стоит гордыня. «Чем больше в душе человека возрастают низменные страсти, стремление угождать плоти своей, тем более он расточает все духовные, все высокие стремления, когда - либо бывшие в нем. Ибо духовные сокровища несовместимы с тем, что делает человек, служащий всецело плоти своей» - пишет святитель Лука Исповедник (Войно - Ясенецкий) [ 2, 388].
В рассказе с необыкновенной художественной выразительностью и убедительностью раскрывается ничтожество и безликость существа, претендующего на сверхуважение в обществе, но не случайно лишенного писателем даже имени, а, следовательно, индивидуальных, личностных характеристик и основной из них - речевой.
Святые отцы Церкви, рассуждая о евангельском безумном богаче, помогают осознать смысл и цель человеческой жизни, открывают нам действующие и поныне законы внутренней (духовной) жизни, пренебрежение которыми приводит к нравственной деградации человека и гибели его души. Они вслед за Спасителем предупреждают нас: вместо того, чтобы собирать земные богатства, надо в «Бога богатеть», то есть заботиться о стяжании вечных, нетленных сокровищ, какими являются традиционные христианские добродетели: сострадание, кротость, терпение, любовь к ближнему, милосердие - которые можно приобрести, расходуя свои материальные доходы не на чувственные плотские наслаждения и дальнейшее обогащение, а на добрые дела всякого рода.
Рассказ «Господин из Сан-Франциско», созданный почти 100 лет назад, поражает актуальными, значимыми для каждого из нас проблемами, задуматься над которыми приглашает нас великий русский писатель - Иван Алексеевич Бунин.
Литература:
1.Священное Писание Нового Завета.
2.Рече Господь...Толкования на Евангельские притчи. - М.: Изд - во Лепта Книга, 2011.
3.Большая литературная энциклопедия для школьников и студентов. - М.: Изд - во Эксмо, 2006.
Щелкунова Светлана Александровна, учитель русского языка и литературы средней общеобразовательной школы №22 ( г.Сергиев Посад)
1. Автору