О безумном богаче

Прочтение рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» в контексте евангельской притчи

0
1040
Время на чтение 7 минут
Рассказ «Господин из Сан-Франциско», появившийся в печати в 1915 году, составил, по мнению историков литературы, с двумя другими произведениями 1914-1916гг. - «Братья» и «Сны Чанга» - органичную художественно-философскую трилогию.

По своей нравственной мощи и масштабу поставленных проблем «Господин из Сан-Франциско» выделяется не только из этой трилогии, но занимает особое место в творчестве И.А. Бунина.

Максим Горький восторженно писал Бунину: «Знали бы вы, с каким трепетом читал я «Человека из Сан-Франциско» [3,109]. Действительно, этот «трепет» испытывает каждый читатель, погружаясь в глубину «плотной», насыщенной бунинской прозы...

Сюжет рассказа достаточно прост: богатый американец, достигший высокого положения в обществе, отправляется в двухлетнее путешествие на знаменитом пароходе «Атлантида», «громадном отеле со всеми удобствами». Следуя точности и предельной достоверности, абсолютным критериям бунинской эстетики, писатель очень тщательно, с детальными подробностями, описывает обширный маршрут путешествия, распорядок дня отдыхающих, особенности гостиничного сервиса, элементы одежды господина и членов его семьи.

За этот, искусственно созданный, с достоверной предметностью воспроизведенный художественным словом мастера мир, блестящий золотом и драгоценностями, переливающийся в огнях иллюминаций мир внешней жизни героя, где все учтено и продумано, было щедро заплачено человеком, который, как пишет Бунин, «только начинает жить». Наблюдая за поведением господина, пытающегося преодолеть возрастные ограничения, следуя за его желаниями и стремлениями, можно увидеть, с какой неутолимой жаждой далеко не молодой человек хочет насладиться всеми прелестями мира сего и обладать всеми «земными сокровищами».

Динамика сюжета, ритм рассказа, его звуковая организация, особенности художественных характеристик, отмечаемая современниками писателя уникальная способность Бунина передавать «впечатления от внешнего мира во всей сложной совокупности ... формы, цвета, света, звука, запаха, температурных особенностей и осязательных характеристик»[3,133]  первоначально убеждают читателя во всемогуществе американского миллионера, в его подлинном господстве в мире людей и вещей.

Однако тщательно продуманный и насыщенный план начинает рушиться на глазах: хмурая, капризная погода, которую невозможно «купить», «заказать», «обманывает» надежды американца и заставляет его в поисках солнца отправиться из Неаполя на Капри.

Здесь уместно вспомнить, что ранняя рукопись рассказа носила название «Смерть на Капри», что в значительной степени помогает раскрыть тайну произведения - тайну жизни и смерти, которая и определяет идейно-художественное своеобразие «Господина из Сан-Франциско».

Неожиданно с наречия «вдруг» возникает кульминационная сцена внезапной и «нелогичной» смерти главного героя, которая сопровождается подробным описанием ожесточенной физической борьбы человека со смертью, которая не входила в его планы, не подразумевалась и внезапность которой шокировала окружающих. Страх и ужас предсмертной агонии свидетельствуют о полной беспомощности богатого старика перед властью чего-то непостижимого и неподвластного ему и его финансовым возможностям.

В целях постижения глубинного смысла рассказа и полноты раскрытия образа главного героя целесообразно прочитать это произведение в контексте евангельской Притчи о безумном богаче, духовно-нравственный потенциал которой поможет раскрыть причину трагедии личности героя.

В 12 главе Евангелия от Луки  повествуется о том, как один человек обратился ко Христу с просьбой помочь ему с братом поделить имение, доставшееся в наследство. Господь в ответ на это предостерегает от недуга любостяжания, то есть страсти к приобретению богатства, имений, в том числе в целях наслаждения благами мира сего. «Жизнь человека, - говорит Он, - не зависит от изобилия его имений», и рассказывает в подтверждение Своих слов притчу:

У одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю : сломаю житницы мои и построю большие ,и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей: душа! Много добра лежит у тебя на долгие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с теми ,кто собирает сокровища для себя , а не в Бога богатеет (Лк. 12, 16 - 21).

В притче Бог открывает нам ненасытные помыслы безумного богача. Получив хороший урожай, он не считает это благом от Бога, а считает его плодом собственного труда. Он говорит: «Хлеб мой и всё добро моё» и не думает при этом о тех, кто беден и нуждается. Он планирует сломать старые и построить новые житницы, чтобы жить и наслаждаться. «Душа! - говорит он, - много добра лежит у тебя на многие годы. Ешь, пей, веселись». Богач сам назначает себе долголетнюю жизнь, но Бог сказал ему: «Безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя». Бог называет богача безумным, ибо как безумен тот, кто не знает, что мера жизни в руках одного Бога, и никто сам себе не может определить ее.

Богач и не подозревает, что наступил последний день его земной жизни и ему не придется насладиться собранными сокровищами. Омраченный богатством и своим мнимым могуществом, он внезапно охватывается смертью и не успевает привести в исполнение свои намерения. В тот самый час, когда составляются грандиозные планы, он решительно исторгается из среды живых.

Блаженный Феофилакт Болгарский, толкуя притчу, пишет, что «мера сей жизни не соразмеряется с изобилием имения. Ибо кто если имеет многое, то это не значит еще, что он уже и проживет долго» [2,378]. Поэтому Господь говорит в подтверждение мыслей любителей богатства: «Несчастный и бедный! Неужели от многого имения прибавится тебе и долголетие? Ибо неизвестно, достигнешь ли ты старости, для которой собираешь».

Смерть господина из Сан-Франциско - знак фатального несовпадения человеческих замыслов и возможности их осуществления. Трагическая смерть на Капри - это закономерный итог всей жизни американца. Дело не в том, что он много работал и материально преуспел, а в том, ради чего он все это делал, в том, что он забыл и что утратил в этой погоне за полнотой обладания земными сокровищами. Американский миллионер, как и те люди, взятые им за образец, погубил в себе самое главное, самое ценное, без чего жизнь человека пуста, призрачна и бессмысленна.

Речь идет о бессмертной душе человека, в которой могут копиться совсем другие богатства, вечные, нетленные. Бунин подчеркивает абсолютную внутреннюю пустоту главного героя, отказывает ему в малейших движениях мысли, мистических чувствах, душевных порывах, нравственных понятиях, эстетических переживаниях. Душевная опустошенность человека, совершенно глухого к тайне человеческой жизни и смерти, граничит с безумными представлениями о своем могуществе как условии бесконечности своего земного существования. И это результат господствующего над человеком греха любостяжания (приобретения), который и помрачает ум, делает американского богача безрассудным и роднит его с евангельским персонажем.

«Учение притчи о нелепости жадного, своекорыстного и самонадеянного богатолюбия... Кто хочет богатеть так безумно и так несчастно?» - спрашивает  святитель Филарет Московский в своем сочинении в 1877 году [2,373].

И.А.Бунин, создав незабываемый художественный образ американского миллионера, вынес смертельный приговор не только своему герою, но и всей европейской цивилизации, подменившей духовные ценности материальными. Мотив Апокалипсиса - один из основных в рассказе, не случайно в ранней редакции рассказу был предпослан эпиграф: « Горе тебе, Вавилон, город крепкий». Восстановленный контекст можно прочитать в заключительной книге Нового Завета: «Горе, горе тебе, Вавилон, город крепкий! Ибо в один час пришел суд твой» (Откровение св. Иоанна Богослова, 18,10).

Внешне герой рассказа - господин в окружающем его мире, внутренне - раб своих многочисленных страстей, во главе которых стоит гордыня. «Чем больше в душе человека возрастают низменные страсти, стремление угождать плоти своей, тем более он расточает все духовные, все высокие стремления, когда - либо бывшие в нем. Ибо духовные сокровища несовместимы с тем, что делает человек, служащий всецело плоти своей» - пишет святитель Лука Исповедник (Войно - Ясенецкий) [ 2, 388]. 

В рассказе с необыкновенной художественной выразительностью и убедительностью раскрывается ничтожество и безликость существа, претендующего на сверхуважение в обществе, но не случайно лишенного писателем даже имени, а, следовательно, индивидуальных, личностных характеристик и основной из них - речевой.

Святые отцы Церкви, рассуждая о евангельском безумном богаче, помогают осознать смысл и цель человеческой жизни, открывают нам действующие и поныне законы внутренней (духовной) жизни, пренебрежение которыми приводит к нравственной деградации человека и гибели его души. Они вслед за Спасителем предупреждают нас: вместо того, чтобы собирать земные богатства, надо в «Бога богатеть», то есть заботиться о стяжании вечных, нетленных сокровищ, какими являются традиционные христианские добродетели: сострадание, кротость, терпение, любовь к ближнему, милосердие - которые можно приобрести, расходуя свои материальные доходы не на чувственные плотские наслаждения и дальнейшее обогащение, а на добрые дела всякого рода.

Рассказ «Господин из Сан-Франциско», созданный почти 100 лет назад, поражает актуальными, значимыми для каждого из нас проблемами, задуматься над которыми приглашает нас великий русский писатель - Иван Алексеевич Бунин.

 

Литература:

1.Священное Писание Нового Завета.  

2.Рече Господь...Толкования на Евангельские притчи. - М.: Изд - во Лепта Книга, 2011.

3.Большая литературная энциклопедия для школьников и студентов. - М.: Изд - во Эксмо, 2006.

 

Щелкунова Светлана Александровна, учитель русского языка и литературы средней общеобразовательной школы №22 ( г.Сергиев Посад)

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Автору

Спасибо. Как всё это хорошо написано! К сожалению, не смог открыть ссылку на РНЛ с Вашей статьёй о гоголевской "Шинели". Поискал в сети и тоже не нашёл. Очень бы хотелось прочитать. Спасибо.
Лесничий А.Л. / 04.03.2013, 18:49
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Светлана Александровна Щелкунова
Уроки преподобного Сергия
Ко дню памяти печальника Земли Русской
17.07.2013
Проблема счастья, или лишний человек в русской литературе
Заметки учителя литературы после прочтения романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
05.06.2013
Весна души
О грехопадении и Воскресении в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». К Лазаревой субботе
26.04.2013
«Служение красоте есть нравственное дело и религиозный подвиг»
Н.В.Гоголь об искусстве и художнике в повести «ПОРТРЕТ»
03.04.2013
Все статьи Светлана Александровна Щелкунова
Последние комментарии
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Павел Тихомиров
18.11.2024 19:55
Греция – Македония: спор из-за Александра Македонского не утихает
Новый комментарий от Павел Тихомиров
18.11.2024 19:48
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Константин В.
18.11.2024 19:37
Колчак – предатель России или герой?
Новый комментарий от Наталья Сидорина
18.11.2024 19:31
Символ и цель. Иван Грозный
Новый комментарий от Человек
18.11.2024 19:00
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от seaduck
18.11.2024 17:59
Что же такое «христианский сионизм»?
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.11.2024 17:12