«Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных».
(Еф.6:11-12)
Теперь же, когда книги церковные и толкования, кои изрекали святые Божии люди, движимые Духом Святым, приобрести легче, чем хлеб насущный, именно теперь, присваивая себе имя христиан, обрушиваются на Церковь еретичествующие служители сатаны. Они возвещают вероломство под предлогом веры, антихриста под именем Христа, прикрывая ложь правдоподобием, хитростью, уничтожают для нас истину. И «...Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лк.18,8). Вот какая страшная опасность грозит миру! Как жить нам на этой обезумевшей от зла земле?..
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
Сегодня в России существуют многочисленные организации нетрадиционных «религий», которые вовлекают в свою деятельность множество людей...
О сектах, методах их воздействия и далеко не безобидных последствиях их влияния на человека нам расскажет Федор Викторович Кондратьев - доктор медицинских наук, заслуженный врач РФ, профессор, более 30 лет руководивший экспертным отделением Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П.Сербского.
Судебной экспертизой Федор Викторович занимается 55 лет! Последние несколько лет он посвятил изучению тоталитарных сект. Проводил экспертизы в отношении «Богородичного центра», «Свидетелей Иеговы», сайентологов, а также лиц, принадлежащих к различным сатанистским течениям. Со своими предложениями о внесении поправок в проект ныне существующего Закона «О религиозных объединениях» Ф.В. Кондратьев неоднократно выступал на парламентских слушаниях. Также он известен благодаря выступлениям по данной теме в российских и зарубежных СМИ. Научные труды Федора Викторовича переведены на многие языки мира.
- Федор Викторович, в чем Вы видите основную причину распространения в современном обществе такого явления, как секты?
- Разрешите мне предварительно заложить некий фундамент под нашу беседу. Слово «секта» не имеет юридической валидности. По существу - это все новое, что появляется в религиозном контексте. Христианство, когда она только появилось тоже назвали сектой. Казалось бы, мало различий между понятиями ересь и сектантство, однако различие принципиально велико. У еретиков была своя духовная истина, за которую они бескорыстно боролись и были готовы отдать свою жизнь, сектантов же интересует не духовное (у них его просто нет), а все земное, в первую очередь деньги, власть, слава. Реальная же религия основана на извечном внутреннем чувстве человека, выражающем его связь с неким духовным началом. Даже в наскальных рисунках доисторического человека находят изображения чувственного обращения к Небу.
Констатация религиозности у всех этносов и во все времена свидетельствует о том, что религиозное чувство реально, оно присуще всему роду человеческому как таковому. Не найдено ни одного племени ни на одном материке, у которого бы не имелось этого чувства ни в настоящее время, ни в прошлом. И люди всегда хотели понять смысл и назначение этого чувства. В этом поиске сформировались так называемые традиционные религии. Однако не все положения традиционных религий выдерживали испытание временем, люди не находили простых и ясных ответом на новые вызовы быстро изменяющихся социальных ситуаций, носящих, как правило, кризисный, стрессовый характер. Этот спрос на духовную поддержку и породил предложения нового, нетрадиционного «духовного» товара - таковы законы рынка. Понятно, что такие предложения первоначально появились в странах рыночной экономики.
Рассматривая проблему распространения «нетрадиционных религий» с этих позиций, можно обнаружить, что деструктивные тоталитарные секты берут свое начало на Западе и, в первую очередь, в США, где в основном сосредоточены организационные и финансовые центры различных сект.
Во второй половине XX века в США создалась крайне благоприятная ситуация для роста и распространения тоталитарных сект. Это произошло (кстати, по мнению самих же американских психологов) в силу распространения в США бездуховного менталитета и ориентации на материальные, сиюминутные блага, прочно укоренившихся в обществе. Не имея национальной традиционной духовности, всуе упоминая Бога (обозначив Его Имя даже на долларах), Соединенные Штаты в основе своей духовной культуры имеют так называемую интерконфессиональность. Они терпимо относятся ко всем религиям без исключения. Именно веротерпимость создала благоприятные условия для появления множества маргинальных верований, преисполненных в том числе прямых нападок на христианство.
В 1974 году мне пришлось побывать в Новом Орлеане. Имея свободное время, я заглянул в «молельный дом». Даже вспоминать об этом жутко: в большом зале с пустующими скамейками стоял высотой метра в три крест, на котором болтался и пел привязанный к перекладине мужчина, изображавший Иисуса Христа. Под крестом сидела и ему аккомпанировала на аккордеоне женщина (Мария Магдалина?). И никого вокруг, хотя казалось, что зал заполнен сатаной . . . я буквально убежал.
Отмеченное положение является отдаленным результатом процесса, который начался в далеком 1054 году, когда произошло отделение католической церкви от Единой Святой Апостольской Церкви. Далее, через пятьсот лет, от католицизма отделился протестантизм, а затем началось прогрессирующее деление на новые ветви. Чем дальше эти ветви были от ортодоксального ствола (Православной Церкви), тем меньше в них было духовности. Человек все более терял смыслообразующие ценности бытия, нравственную, социально-духовную ориентацию своего «Я», которая все более замещалась идеологией плотского наслаждения. К настоящему времени, чтобы как-то завлечь прихожан, учителя новых маргинальных религий вынуждены заигрывать с ними, даже в прямом смысле слова, устраивая совместные спортивные игры и крайне упрощая духовные обряды. Так, к примеру, в США можно обвенчаться, не вылезая из автомашины, которая въезжает прямо в молитвенный дом. Понятно, что все это выхолащивает религию, создает тот духовный вакуум, которой ведет к росту преступности и наркомании, столь характерному для США.
Напомню, в настоящее время в США действует несколько тысяч различных сект тоталитарного типа, нередко с криминальным содержанием.
Постепенно в США образовался своего рода религиозный «рынок» (причем, первыми о его возникновении заговорили сами американцы), на котором опытные «предприниматели от религии» обеспечивают потребителям широкий выбор «духовного товара», ассортимент которого отвечает вкусам и предпочтениям той или иной прослойки общества. Поэтому небывалый рост числа неокультных групп в США - это прямое и естественное следствие возникновения свободного рынка вероисповеданий. В действительности же это даже не рынок, а какой-то дикий базар, на котором знающие основы маркетинга откровенные мошенники, шарлатаны и самозваные «пророки» занимаются тем, что ловко облегчают кошельки своих наивных горе-последователей. Для таких манипуляторов, многие из которых заняты деятельностью, носящей ярко выраженный криминальный характер, религия становится наиболее предпочтительной сферой реализации их коммерческих интересов.
- Почему так происходит? Очевидно, для этого правительство США предоставляет социально-политические условия?
- Во-первых, в Соединенных Штатах религия защищена Первой поправкой к Конституции, религиозные организации освобождены от уплаты налогов. Все это, естественно, сулит ловкому и беспринципному дельцу-сектостроителю такие выгоды, каких не могли бы предоставить ему ни самая дорогая общественная информация, ни юридические эксперты, ни связи. В условиях запутанного и необузданного религиозного рынка культовые лидеры с легкостью скрывают свои вполне меркантильные цели.
Во-вторых, в духовной сфере назрел кризис. Люди не видят, чтобы институты общества, в котором они живут, сохраняли и поддерживали верования, еще недавно являвшиеся основополагающими. Религия как фундамент человеческой психики утрачивает свое традиционное значение. Вместе с тем, потребность в религии остается. Хорошо зная и трезво оценивая сложившуюся в обществе ситуацию, учитывая все особенности психологии современного человека, аферисты легко находят пути завоевания и полного подчинения человеческих душ.
Попытки же выступлений против ничем и никем не ограниченной торговли религиозными суррогатами встретили (по словам американского исследователя неокультов Rosedale) «резкую, хорошо организованную контратаку клики специалистов по так называемому «гражданскому освобождению», которые спекулировали нерушимостью свободы совести и жизнеспособностью новых религиозных движений».
Кроме того, бороться с этими структурами становится все сложнее, ведь доход некоторых неокультовых организаций (по данным средств массовой информации) может достигать миллиона долларов в день, что, естественно, позволяет им иметь сеть ангажированных политиков, юристов, журналистов, экспертов психологов и психиатров для защиты своих интересов от попыток противодействия разрушительной активности неокультов со стороны, в первую очередь, представителей традиционных религий.
- Известный исследователь основ и эволюции европейского религиозного сознания Ольга Николаевна Четвирикова в одном из своих исследований приводит убийственные факты. Оказывается, крупные секты обладают большими ресурсами, они снабжены такими финансовыми, юридическими и коммуникационными структурами и средствами, которые превосходят даже возможности отдельных государств. Например, она писала, что бюджет «Церкви сайентологов» сравним сегодня с бюджетом стран Бенилюкса (только в России они зарабатывают ежегодно 50 млн. долл. в год), а базовый капитал мормонов превышает 30 млрд. долларов, и т.д.
- Сегодня финансы решают все. Современные культовые образования, в отличие от сект прошлых времен, сочетают в себе стремление к максимальной материальной выгоде и гладкого приспособления к социальным реалиям. Их религиозная «духовность» - лишь ширма, которой они прикрывают свою коммерческую и политическую деятельность.
Вы упомянули сайентологов... так вот, эта международная организация, пользуясь статусом религиозной, имела немалые выгоды, однако их неприкрытая меркантильность была разоблачена, и в ряде стран статус «религиозной организации» был с нее снят и заменен на более подходящий: «криминальная коммерческая организация с элементами психотеррора». Однако это не мешает сайентологам творить свои злодеяния и по сей день. В настоящее время сайентология, возглавляемая Дэвидом Мискавиджом, является четко иерархизированной, многоуровневой организацией, разветвленной по всему миру и проявляющей активность во всех сферах жизни, включая бизнес, политику, культуру и образование. В нее входят дочерние организации, каждая из которых управляется из центра менеджмента в США и направлена на пропагандирование и маркетинг технологий Хаббарда.
- В чем заключаются эти технологии?
- Для того чтобы ответить на Ваш вопрос, я процитирую некоего социолога от сайентологов с фамилией Дирекибур: «Применяемая сайентологией религиозная философия воспроизводит ценности и идеалы либерального общества: индивидуальный успех, морализацию конкуренции между людьми с целью избежания одичания, утверждение влияния экономики, науки и техники, обеспечивающих благосостояние, веру в постоянный прогресс цивилизации...». Видите, таким образом, секту можно определить как бизнес-корпорацию. Идеология сайентологов сакрализует такие понятия, как прибыль, рынок, превращая менеджеров в харизматичных духовных лидеров. Поэтому в современном обществе все это очень и востребовано, и актуально, и модно. Одна из религий, обслуживающих либерализм... Судите сами: по собственным данным организации, она насчитывает 3100 так называемых «церквей», «миссий» и филиалов в 107 странах, в которых состоит около 8 миллионов членов. Ни больше и ни меньше... Делайте выводы...
- Каков ассортимент «рынка религий» в США? Я слышала, что 90% современных сект имеют американское происхождение, и столько же процентов денежных фондов этих организаций после сложных перемещений возвращается в эту же страну...
- В канун нового тысячелетия число неокультов в США стало резко увеличиваться. По данным Теда Дэниелса, возглавляющего «Институт слежения за наступлением нового тысячелетия», в США сейчас практикуют 1200 «крупных пророков, не считая множества более мелких». Собственно неокультовых организаций в США насчитывается несколько тысяч. Самыми древними по истокам и самыми потенциально опасными являются современные модификации сатанизма. Судебно-психиатрические экспертизы по фактам ритуальных убийств, совершаемых сатанистами, уже не являются редкостью.
- Федор Викторович, я знаю, Вы отдельно занимались феноменом сатанизма в психиатрии. Расскажите, что такое сатанизм, в чем его опасность?
- Прежде всего, это духовная ориентация отдельного человека, групп, сообществ и государств на разрушение. Противоположная духовная ориентация - на Любовь. Я исхожу из общепринятого определения, согласно которому Бог есть Любовь, сатана же - противник этой Любви, стремящийся уничтожить все, Ею созидаемое. Вот базовая, изначальная позиция при рассмотрении проблемы сатанизма, позволяющая понять внутреннюю суть этого явления.
- Но то, о чем Вы говорите, больше сфера духовная, чем научная... Об этом еще Достоевский писал: «...здесь Бог и дьявол борются друг с другом, а поле боя - сердце человека». ХХ век стал для человечества роковым. Не случайно говорят, что началась эра глобальной борьбы за овладение именно сознанием народов с использованием новейших информационных технологий. То есть войны из привычных для человечества наземных операций переместились в пространства человеческого ума и сердца. Поэтому, Достоевский в этом смысле не только выдающийся писатель, но пророк.
- Так и есть! Да, нас предупреждали еще в прошлом веке! Завладев сознанием, овладевают миром.
Дело в том, что человек постоянно находится внутри некоего нравственного пространства с двумя духовно противоположными полюсами, между которыми ему приходится выбирать. В этом выборе сталкиваются два начала, два чувства человека, которые при поверхностном взгляде могут даже показаться сходными, но именно в них кроется корень противостояния добра и зла: чувство собственного достоинства и гордость. Однако если первое идет от осознания себя созданным по образу и подобию Божию, то второе - главный сатанинский соблазн, посредством которого «отец лжи» воздействует на людей. Суть этого соблазна в том, что сатана внушает человеку: «Ты - вовсе не любимое творение Божие, обязанное во всем следовать Его воле, но существо самостоятельное, самодостаточное, более того, ты сам можешь быть богом». Гордость приобретает в человеке самые разнообразные формы, носит характер как скрытый, так и явный, но цель ее всегда - удовлетворить чувство собственного превосходства над другими людьми, природой, а в итоге - над Самим Богом.
История - и библейская, и самой цивилизации, - богата примерами того, как эта страсть, гордость, становилась главной движущей силой, основным мотивом человеческой, в том числе общественной, деятельности - будь то строительство Вавилонской башни или предвыборные кампании настоящего времени. Можно сказать, почти вся история из подобных примеров и состоит - от первых до последних страниц.
Таким образом, все культовые новообразования, отрицающие или извращающие смысл и назначение Слова Божьего, так или иначе ведут нас к крайнему падению, а именно к сатанизму. Я убежден, что сами тоталитарные секты - это изобретение сатаны для своей экспансии. Такова духовная, метафизическая сторона вопроса.
Оглядываясь назад на американскую историю, можно сказать, что сначала «Красный мятеж» с его требованием абсолютного отделения Церкви от государства, затем «Зеленый бунт» 60-х годов с отстаиванием сексуального освобождения, сочетавшегося с вызовом по отношению к традиционной религии со стороны восточного мистицизма, который, видимо, придавал своего рода осмысленность наркотическим галлюциногенным опытам молодежи, помогли сделать Америку намного более «терпимой». Произошло, если можно так выразиться, «одухотворение» культа гедонизма, возведение греха в ранг святыни. Так создавалось пространство для нового глобального движения New Age («Новый Век»), девиз которого: «Делай свое собственное дело». По сути это призыв к новой, не осуждающей порок, антиинтеллектуальной духовности: «Если что бы то ни было доставляет тебе удовольствие - делай это сейчас и здесь».
Если прежде Америка была страной, в которой преобладали христианство и иудаизм, то теперь это преобладание резко ослабилось, она сделалась страной религиозно полиморфной; в обществе центральную позицию заняла ориентация на блага исключительно материального, сиюминутного характера.
В это трудно поверить, но факт остается фактом: в США сатанизм стал религией. И если только не совершаются какие-либо незаконные действия, сатанист волен следовать этой религии, исповедовать ее, не опасаясь преследований со стороны правительства или полиции. Уже теперь любой служащий вооруженных сил США может быть обвенчан, похоронен и обеспечен службой сатанистского «священника».
Более того, сегодня Америку, при всем моем глубоком уважении к многогранной культурной жизни этой страны, можно назвать центром мирового сатанизма, распространяющим свое влияние на весь мир. Из числа наиболее известных действующих там сатанистских организаций можно назвать такие, как «Церковь сатаны», «Международная ассоциация ведьм и колдовства», «Зеленый орден», «Церковь последнего суда», «Международная ассоциация люциферов» и многие, многие другие. Видимо, скоро сатанисты потребуют предоставление им оплачиваемых праздничных отпусков в дни их ритуальных сборищ. Такова веротерпимость по-американски!
Как писал известный исследователь сайентологии П.Ариас, «сатанизм - это не рак в здоровом организме, а метастаза больного общества».
- Федор Викторович, расскажите, что представляет собой современная идеология сатанистов, - об этом нужно знать, чтобы хоть как-то обезопасить себя и своих близких.
- Отметим две «базовые» по своему характеру книги: «Сатанинскую библию» Ла Вэя и «Книгу Закона» Кроули. «Сатанинская библия» - последовательная, со своеобразной логикой, работа, рисующая систему верований, которая вызывает огромный интерес у молодых людей. Она пропагандирует неистовую независимость, анархию, бунт и радикальную самодостаточность, отрицание любого авторитета - религиозного, общественного или родительского.
Ла Вэй, представляющий свое учение как «религию плоти», утверждает: любые моральные кодексы - просто препятствия, которые необходимо преодолевать. Он проповедует полную свободу инстинктов и, в первую очередь, тех, которые сдерживаются существующими в обществе нравственными законами. В его словах звучит прямой призыв к неограниченному потворству (принцип «здесь и сейчас») естественным побуждениям, особенно агрессивным и сексуальным.
Сходную установку - «Делай, что хочешь, в этом весь твой закон» - дает и Кроули.
И, конечно, на сознание подростка, особенно в период, когда формируются основополагающие установки относительно авторитетов и власти, подобная «проповедь» действует с силой поистине убийственной. Бунт против авторитетов - достаточно характерная черта так называемого переходного возраста; неудивительно, что сатанистская идеология крайне привлекательна для подростков, которые успели встретиться с трудностями, связанными с определенными ограничениями. Льстит и другое положение сатанистских наставников: следует не подавлять свои инстинкты (в том числе и самые низменные), а всячески им потворствовать. Сексуальные и агрессивные побуждения в юности весьма интенсивны, и в этом также заключается объяснение того, почему именно сатанистская философия столь притягательна для молодых. В своем логическом завершении данная философия попросту пропагандирует одну долгую, нескончаемую партию потворства человека самому себе. Она предлагает то, что может показаться сегодня «мечтой подростка»: «сатана олицетворяет потворство вместо воздержания», «сатана олицетворяет все так называемые грехи, они ведут к физическому, умственному или эмоциональному удовлетворению!», - заявляет Ла Вэй. Получай удовольствие за счет других - вот, по сути, девиз теоретиков сатанизма.
- « Бери от жизни все!», «Я этого достойна!» - да это же рекламные лозунги, которые день за днем вдалбливаются нам в головы с экрана телевизора. Поразительно! Человека приучают думать, что его бытие - сплошная погоня за развлечениями, удовольствиями и новыми ощущениями. Выходит, сатанизм к нам намного ближе, чем мы об этом думаем. Сатанизм - это не только, так сказать, его крайние формы, кровавые жертвоприношения, романтика зла и пр., но и сами наши будни. Он проникает в сам образ мыслей современного человека!
- Так и есть.
- В субкультуре современной молодежи существенное место занимает музыка «тяжелого металла» (heavy metal music), тяжелый рок. По существу, эта музыка тоже прославляет сатанизм...
- Достаточно вспомнить названия лишь некоторых популярных групп: «Slayer» («Убийца»), «KISS» (в буквальном переводе означает «поцелуй», но фактически является аббревиатурой слов «Kids In Satan's Servisе», то есть «Ребята на службе сатаны»). Даже самое поверхностное знакомство с репертуаром подобных «коллективов» говорит само за себя: «Шабаш, кровавый шабаш», «Число зверя» и т.д. В песнях отчетливо проступают две темы. Первая - самоубийство, вторая - ритуальное убийство и расчленение. Самоубийство предстает здесь как лучший способ разрешения всех жизненных проблем, как ритуальный или даже религиозный акт мужества и ревности. Песни «Решение - самоубийство», «Обязательное самоубийство», «Убить себя, чтобы жить», «Ветры самоубийства» превозносят достоинства подобного выбора. Согласно исследованиям американской National Edication Association, порядка 6000 самоубийств в год, совершаемых молодежью, вызвано именно влиянием подобной фаталистической музыки.
Более того - для многих рок-музыкантов сатанизм является сегодня религией, которую они исповедуют. Так, в своем интервью журналу «Rolling Stones» ударник группы «KISS» заявил: «Я так же верю в сатану, как верю в Бога. Ведь можно обращаться к любому из них для достижения поставленной цели». Характерно и заявление Nikki Sixx: «На сцене мы пользуемся пентаграммами с острием, торчащим вниз, черепами, изображениями головы рогатого козла, перевернутыми крестами и другими символами сатанизма... Я всегда флиртовал с диаволом». А один из концертов группы Iron Maiden, участники которой признают, что они занимаются оккультизмом и колдовством, был открыт словами: «Добро пожаловать в святилище сатаны!» В выступлениях некоторых рок-групп можно прямо усмотреть элементы черных месс. Так, во время концерта группы «Swart» один из его участников отрезал от чучела, изображающего человека, голову и совершил нечто подобное ритуальному кроплению кровью зрителей. Затем члены группы черпали кровь «убитого» и, вымазав ею лица и тела, пили ее. Кроме того, привозя на сцену животных, они там же вырывали у них кишки...
- Федор Викторович, подводя промежуточные итоги нашего разговора, можно сказать, что современные секты отнюдь не представляют собой какое-то периферийное, экзотическое явление. Причем усвоение идеологии сект идет даже не через формальное вступление в эти организации, а через формирование в головах отдельных людей и целого общества единой картины мировоззрения, так сказать, образа жизни на либеральный лад. На фоне разъедаемого экуменизмом западного христианства, теряющего последние крохи апостольского наследия, все формы современного сектантства, напротив, обретают единую псевдохристианскую (а, по сути, антихристианскую) основу, превращая все общество в духовную «мегасекту» (очень точное выражение И.Адливанкина, автора книги «Нашествие. В окружении сект и оккультизма»). В этом опасность для духовного и психического здоровья человека ХХI века.
Но в этой связи невозможно не заметить, что всё, о чем Вы сейчас рассказали про США, весьма схоже с процессами, происходящими сегодня в нашей стране. Тот же дикий, необузданный религиозный рынок! И, как следствие, - сломанные судьбы, разрушенные семьи, инциденты, носящие прямо криминальный характер, не говоря уже о практически насильственном внедрении в сознание граждан России совершенно чуждых для нас религиозных взглядов и систем ценностей. А при попытке как-то ограничить деятельность неокультов - тут же шум в прессе, обвинения в «ограничении свободы совести» и т. п. Глобализация в действии!
- Теперь буквально на глазах полностью подтверждаются слова русских пророков. «Россия без Христа - это хаос и всеобщее совокупление», - писал Ф.М.Достоевский. «Прогресс, отрицающий Бога и Христа, в конце концов становится регрессом, цивилизация завершается одичанием; свобода - деспотизмом и рабством. Совлекши с себя образ Божий, человек неминуемо совлечет, - уже совлекает с себя - и образ человеческий, и возревнует об образе зверином», - писал гениальный И.С.Аксаков...
В настоящее время достаточно один вечер «погулять» по телевизионным каналам, чтобы убедиться в той реальности сегодняшней жизни, о которой предупреждали нас русские пророки. Нужно только немного потрудиться, проанализировать некоторые факты, чтобы тайное стало явным.
Ритуальные убийства православных священников, надругательства над христианскими святынями, массовые крестоповалы по всей России и на Украине, нашумевшая история с Pussy Riot, осквернения православных могил... Что это, как не «метастаза больного организма»? Господи, воистину терпение Твое о нас непостижимо!
Однако заметьте: очень редко можно услышать, что тем или иным судом вынесен обвинительный приговор по уголовному делу подобного рода. Как правило, даже если уголовные дела и возбуждались, более того - доходили до суда, там они, говоря на языке адвокатов, «рассыпались». И это, к сожалению, не удивительно: «хорошая» работа адвокатов и прямое запугивание свидетелей могут «рассыпать» любое обвинение - даже в самом очевидном преступлении. Обо всем этом я знаю из своего более, чем пятидесятилетнего опыта работы судебным экспертом.
- Каковы предпосылки существования неокультов в России?
- Последним годом, когда в Москве не было совершено ни одного убийства, был год перед либеральным переустройством России в 1861-м году. С либеральными реформами в Россию ворвался дух мирового зла. Представляете, насколько все символично! А далее как по сценарию: революции, падение самодержавия, антихристианский тоталитарный троцкизм, атеизм, Гитлер, уничтожение цвета русской нации. А в результате, в конце ХХ века, - обескровленная, по сути положенная на черный жертвенник Россия, лишенная и исторической, и религиозной памяти. Вам это ничего не напоминает? Воистину, Русь - святая! Она - мученица!
Крах тоталитарной системы в России рубежа веков принес состояние религиозного вакуума и полного несложения в умах русских людей. Те резкие социокультурные изменения, которые произошли со сменой политической парадигмы в нашей стране с конца 80-х годов, привели как к деформациям сложившегося за годы советской власти общественного менталитета, так и к нарушениям жизненного стереотипа нашего населения. Резкий слом устоявшегося атеистического менталитета homo soveticus привел к непривычной для него идеологической дезориентации. В догматически-материалистическом мировоззрении появилась брешь. Постепенно оживал потенциальный интерес к религиозным ценностям. Жизненный стереотип нашего населения был нарушен непривычными для него требованиями новой социально-экономической ситуации, переориентацией на западный характер приоритета пресловутых материальных ценностей общества потребления. Для многих само крушение старого мировоззрения оказалось тем стрессовым обстоятельством, которое и предрасположило к восприятию неокультовых учений.
О процессах, происходивших на тот момент в обществе, лучшим образом свидетельствовала корреспонденция, поступавшая в Информационно-консультационный центр святого Иринея Лионского Патриархата Алексия II, с которой мне в течении 8 лет приходилось работать: анализировать, делать выводы о состоянии общества и т.д. Так вот, во многих письмах отмечалась мешанина из традиционных и неокультовых религиозных представлений и научной мистики. В них присутствовали идеи «информационной константы реинкарнации», компьютерные интерпретации предсказаний Нострадамуса и Откровения св. Иоанна Богослова об Армагеддоне, наукообразные идеи о подключении к мировому Космосу и заселении Земли душами давно умерших людей. Авторы предлагали Патриархату принять квазирелигиозные идеи типа «астроматематической теории» развития человека и возникновения Христианства на основе «эфирной сущности человека» и «энергии глубинных корешков человеческого организма», использовать современные технологии для «дистанционного общения с Богом, принятия таинств исповедания и причастия» и т.д.
На фоне явных пробелов нынешнего россиянина в знании сущности традиционных религий стало расхожим положение, будто любая дорога ведет к Храму, что любая «духовность» - это благо. Такое положение делало людей беззащитными перед каждым гуру, который приходит к ним с каким бы то ни было «писанием» в руке и утверждает, что Бог - един, а посему не важно, как в него верить и во что, собственно, верить - лишь бы была «духовность».
Далее, на фоне обескровленного состояния традиционных религий, последовал роковой Закон РСФСР «О свободе вероисповеданий», принятый на волне необузданного либерализма в 1990 году и создавший крайне благоприятные условия для официального распространения на российском духовном пространстве различных культовых новообразований, в том числе и сатанистского толка. Этот закон оказался для нашей страны ножом, вонзенным под ребро.
...За время «религиозной свободы» в России знакомство с неокультом для многих граждан нашей страны обернулось подлинной трагедией.
- Федор Викторович, расскажите, как действует пропаганда сектантов, какие методы ими используются?
- Либеральные реформы в нашей стране принесли, среди прочего, информационную свободу, которая, как и всякая другая свобода, может быть использована и во благо, и во зло. Сатанистская идеология использует эту свободу в своих целях более чем успешно. Сегодня российские СМИ: телевидение и радио, газеты и журналы, а также всевозможные специальные книги по оккультизму и сатанизму широко распространяют без каких-либо ограничений сатанистскую идеологию не только завуалировано, но и цинично обнажено. Даже среди студентов МГУ вышеупомянутая «Сатанинская библия» и другая сатанистская, оккультная литература, дающая достаточно информации для «теоретической» подготовки, пользуется широким спросом.
Говоря о сатанистской пропаганде, я не имею в виду только явно сатанистскую литературу и телевизионные передачи наподобие «Третьего глаза», телерекламы различных оккультисток и колдунов. Гораздо серьезнее замаскированное распространение идеологии сатанизма, о котором мы с Вами уже немного говорили. Мировоззрение весьма близкое к нему формируется современной поп-культурой и постепенно становится характерной чертой менталитета значительной части сегодняшней российской молодежи, как бы исподволь, шаг за шагом превращаясь в основу ее «духовности». Оно создает нравственную атмосферу, благоприятную для непосредственного восприятия идей сатанизма. В России, как и в США, эту атмосферу усугубляет массовый информационный выброс криминальных сюжетов, превращение их в нечто, с социально-духовной точки зрения, вполне естественное.
В советское время посмеивались над выражением «растлевающее влияние Запада». Посмеивались потому, что не знали реальной опасности. Теперь же становится совершенно очевидно, что главный источник разлагающего влияния нигилизма и примата чувственных удовольствий (вспомним «Сатанинскую библию») - Соединенные Штаты. И реальными последствиями этого влияния у нас становится нравственная деградация общества, - процессы, сходные с теми, что мы с Вами уже отметили для жизни современной Америки. И это то, к чему мы движемся!
Для обывателя многие социальные явления, о которых мы с Вами говорили, остаются незаметными (часто размышляют: «меня не касается, значит, этого нет»), но нужно сказать, что вокруг вопроса о деятельности культовых новообразований в России бои-то идут нешуточные! Это, можно сказать без преувеличения, самая настоящая война!
С одной стороны, многочисленные случаи психических расстройств у лиц, вовлеченных в тоталитарные, деструктивные секты, свидетельствуют о явном вреде деятельности этих сект для психического здоровья, с другой - имеют место как отдельные заявления купленных психиатров, так и хорошо организованные групповые выступления, проводимые под руководством пресловутой сектозащитной Независимой психиатрической ассоциации о том, что пребывание в секте не оказывает вреда психическому здоровью.
Упомянутая Независимая психиатрическая ассоциации России не только практически в каждом номере своего журнала публикует статьи в защиту тоталитарных сект, обрушивается с некорректными нападками на психиатров, выступающих против деструктивной деятельности неокультов, но и организует многодневные, дорогостоящие, с арендой загородных пансионатов семинары на тему о взаимоотношениях психиатрии и религии. При этом характерно, что сектозащитная деятельность «независимых психиатров» сочетается с нападками на традиционные религии! Они утверждают, что традиционные религии не имеют принципиальных различий с культовыми новообразованиями.
Более того, в последнее время сектозащитниками развернута в средствах массовой информации активная кампания с целью дискредитации официальной психиатрии, озабоченной проблемами неокультов. При этом специально вновь поднята шумиха о «карательных» традициях отечественной психиатрии, теперь уже в отношении не диссидентов, а «инаковерующих». Все чаще в публикациях «независимых» психиатров навязываются представления о том, что официальная психиатрия «призывает к психиатрическим и уголовным преследованиям сектантов», предлагает свои «карательные услуги» православной церкви. Так, помощник депутата Госдумы В.Борщева Лев Левинсон на страницах Независимого психиатрического журнала утверждал, что якобы существует «госзаказ» превращения «психиатрии в аппарат преследования инаковерующих». Он и до этого со своим шефом, известным экс-депутатом Госдумы Г.Якуниным, распространял эту небылицу. Все списывается на свободу вероисповедания и права меньшинств... А теперь и сам В.В. Борщев, уже как модный «правозащитник» продолжает по радио Свобода и на публичных собраниях обвинят меня в том, то раньше я злоупотреблял психиатрией в отношении диссидентов, а теперь «штампую шизофрению» тем, кто имеет иное, не традиционное религиозное убеждение. Пользуясь случаем утверждаю, что ни одному диссиденту судебно-психиатрической экспертизы не проводил, поскольку просто не имел специального допуска к этой работе, и диагнозов шизофрении «за нетрадиционную религиозность» не ставил.
- Это излюбленный и вездесущий метод. Например, действующая в Германии секта раелитов недавно сравнивала отношение нетерпимости к ним с преследованием евреев в годы Третьего рейха. В то время как совершенно очевидно, что в современной геополитике бал правят именно постоянно «обижаемые» меньшинства, причем всех родов и видов. Что ж, век беззакония на дворе! В наше время все чаще вспоминается извечное: «И Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лк. 18.8). Но, вместе с тем, божественная София все так же! Она все так же постоянна, все столь же незыблема и прекрасна... Она та определяющая константа, которая вносит в нашу беспорядочную, перевернутую вверх дном жизнь высший смысл, именно она превращает хаос в гармонию, проливает свет тихого Божиего промысла на происходящую в мире вакханалию темных сил... именно она, сколько существует человечество, возвещает одно, извечное - «Бог есть свет, и нет в нем никакой тьмы» (1 Иоан. 1.5). Все просто! Воистину, «имеющий уши, да слышит».
- Да, это тот сакральный момент, когда всякая наука заканчивается и уступает место религии. Более полувека занимаясь человеческими душами, я понял одно: главная тайна человека - в сердце его. Объясняя слова Господа «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21), преподобный Марк Подвижник говорил, что «прежде должно возыметь в сердце действительную благодать Святого Духа и потом соответственно сему войти в Царствие Небесное». Поэтому многие святые отцы считают главным духовным делом именно стяжание «умного сердца», в котором действовала бы нетварная благодать Божия. Тогда наставником христианина становится Бог, а путь его безопасно направляется Святым Духом. В этом смысле становится очевидным, что все дело в том, что «сила сердца» бывает разной, и глубина сердца, сама убежденность в истинности своей веры - тоже бывают различными. И там, где нет сильного чувства и крепкой убежденности в вере, где Дух Божий отступил, там под натиском антропогенного воздействия может произойти изменение религиозности, переход в другую веру или даже в тоталитарную секту.
Вот именно эта «слабость сердца» и есть характерная особенность современного человека, именно «слабость сердца» одновременно предполагает толерантность к иным верованиям, даже если они несовместимы со своей исходной верой. В этих случаях открыта дорога к экуменизму, к иной религиозности. Для православного - это прямой путь к потере истинной веры.
- Конечно же, на фоне мировых глобализационных процессов России сегодня как воздух необходима прочная государственная идеология, нужна сила, способная оградить ее от мирового зла. Такой силой, несомненно, является православная вера.
- Вы знаете, несмотря на все сложности нашего времени, есть один большой плюс, которому можно радоваться - это книги истинных духоносных отцов, которые вновь увидели свет, снова пришли к верующим. Читайте святых! Читайте святителя Игнатия Брянчанинова, Иоанна Златоуса, Иоанна Кронштадтского, читайте старцев Афона, Греции и Синая! Внимайте прочитанному, и козни вражии не посмеют коснуться вас, следующих их мудрым, духоносным советам. И в завершение нашей беседы мне хочется процитировать Феофана Затворника, отвечающего на сложный, мучительный вопрос нашего времени «как жить в мире беззакония?». «Чада, отступление попущено Богом: не покусись остановить его немощною рукою твоею... Устранись, охранись от него сам; и этого для тебя довольно. Познай дух времени, изучи его, чтобы по возможности избежать его влияния. Да сохраните главное - веру православную».
- Золотые слова!
17 февраля Федору Викторовичу Кондратьеву исполнилось 80 лет! Мы от всей души поздравляем его с этой замечательной датой, желаем крепкого здоровья, бодрости духа, счастья, любви, терпения, мира, благополучия! Федор Викторович удивительный человек, светлый, Божий, у него детская, легкая, увлекающаяся душа, пытливый ум и неравнодушное сердце - и это вопреки всему злу, с которым, промыслом Божиим, этому воину Христову приходится бороться всю свою жизнь. Поистине, такие люди, как Федор Викторович, - лучшее доказательство самого близкого, самого реального присутствия промыслительного Божия попечения о нас. Такие люди - евангельское чудо наших дней!