- Телеологический аргумент так же научен, как и нетелеологический:
- Лишение глобального принципа целесообразности мироздания статуса легитимной научной позиции неправомерно с точки зрения философии научного знания.
- Сегодняшнее положение вещей в науке, при котором материализм de facto обладает монополией на трактовку научных данных, вредит самой науке в долгосрочной перспективе.
- Телеологизм является традиционной научно-философской позицией и имеет не менее глубокие корни в истории научной мысли (стоицизм), чем ателеологизм (эпикурейство).
- Апология замысла/oсознанного выбора как категории причинности:
- Без рассмотрения третьей категории причинности - замысла/выбора - наряду со случайностью и закономерностью невозможно деидеологизированное и объективное научное осмысление феноменов интеллекта, сознания, жизни, а также процесса создания и функционирования артефактных систем.
- Исключение из рассмотрения замысла/осознанного выбора объясняется, прежде всего, материалистической монополией на научность и наносит вред самой науке, нарушая принцип объективности научного исследования.
- "Корреляция и причинно-следственная связь - не одно и то же" [Dembski & Wells 2007]:
- Утверждение о том, что гомологичность генетического кода различных видов есть доказательство их общего происхождения, содержит в себе логическую ошибку. На самом деле, это всего лишь одна из возможных интерпретаций имеющихся данных. Другая возможная интерпретация (кстати сказать, бывшая вполне популярной в научном мире до Дарвина и снова отвоевывающая себе популярность на современном этапе развития научной мысли): общность замысла и разработки, хотя, строго говоря, замысел не исключает общности происхождения.
- Теории не доказываются. Теория является не фактом, а интерпретацией данных:
- С точки зрения научного метода
говорить о доказательствах какой-либо теории вообще некорректно. Cтоль
же некорректны заявления о том, что теория эволюции есть научный факт,
ибо как теория может быть фактом?! Доказываются теоремы, теории же не
нуждаются в доказательствах, а оцениваются рядом критериев, в частности:
- принципиальной возможностью опровержения (фальсификации),
- тем, насколько хорошо она описывает экспериментальные данные и осуществляет прогноз,
- а также своей простотой/сложностью.
- Теория Дарвина - как классическая, так и различные модернизированные ее варианты - должна оцениваться именно с этих позиций. О доказательствах теории макроэволюции, как и любой другой, таким образом, речь не идет.
- С точки зрения научного метода
говорить о доказательствах какой-либо теории вообще некорректно. Cтоль
же некорректны заявления о том, что теория эволюции есть научный факт,
ибо как теория может быть фактом?! Доказываются теоремы, теории же не
нуждаются в доказательствах, а оцениваются рядом критериев, в частности:
- "Наука начинается там, где начинаются цифры" [Behe 1997], [Depew & Weber 2011]:
- Неодарвинизм не имеет строгой математической базы. Рискну предположить, что и не будет иметь, по той простой причине, что он лишен способности прогнозировать (ретроспективное прогнозирование на промежуточные звенья эволюционной цепи на практике оказывается весьма противоречивым и неубедительным). В то же время, любая формула как отражение формальной закономерности есть не что иное, как прогноз.
- Спонтанное появление принципиальной новизны не подтверждено экспериментально [Ewert и др. 2012]:
- Так называемые генетические алгоритмы нуждаются в предварительной настройке параметров и работают с имеющимися частями целого, лишь по-разному компонуя их. Каждый такой алгоритм имеет явно выраженную функцию цели и по этой причине он моделирует искусственный, а не естественный отбор.
- Любой алгоритм вообще (и генетические, в частности) телеологичен, так как предполагает движение к цели; эмпирическая наука говорит нам о том, что формализм и интенция движения к цели не порождаются неживой природой, инертной по отношению к ним. Поэтому геном и не мог быть порожден неживой природой. И формализм, и функциональность, и оптимизация целевой функции имеют место только в биосистемах и в артефактных системах обработки информации.
- Самонастраивающиеся и самообучающиеся алгоритмы также, как и всякие другие, создаются в процессе целенаправленной интеллектуальной деятельности. Самонастройка и самообучение являются не чем иным, как сконцентрированной формализацией опыта экспертов, выражающегося в эвристическом направлении поиска к областям фазового пространства, в которых вероятность нахождения решений выше, чем в других.
- Солипсические и эмерджентистские корни дарвинизма не позволяют рассматривать его в качестве серьезной научно-философской платформы. Самоорганизация в строгом смысле слова (самопроизвольное появление иерархических связей и управления в системах обработки информации) в природе не наблюдается, в отличие от рутинного спонтанного упорядочения конфигураций материи. На практике появление функциональной новизны (творчество) вызвано исключительно целенаправленными действиями лиц, принимающих решения.
- Только осознанный выбор способен обеспечить возможность творчества [Abel 2011]:
- Весь научно-технический опыт
человечества говорит нам, что практически неограниченный творческий
потенциал, обычно ошибочно приписывающийся эволюции - то есть, следствию
лишь закономерности и случайности - может быть обеспечен лишь
осознанным выбором:
- начальных условий и рабочих значений параметров системы;
- схемы взаимодействия отдельных функциональных компонентов единой системы;
- алфавита, синтаксиса, семантики и прагматики информационного обмена между компонентами системы, а также материальных носителей символьного обмена информацией.
- Закономерность и случайность недостаточны для обеспечения работы какого бы то ни было алгоритма. Функционирование алгоритмов обеспечивается лишь формальными правилами, то есть осознанным выбором - отличной от случайности и закономерности категорией причинности.
- Весь научно-технический опыт
человечества говорит нам, что практически неограниченный творческий
потенциал, обычно ошибочно приписывающийся эволюции - то есть, следствию
лишь закономерности и случайности - может быть обеспечен лишь
осознанным выбором:
- Работающий алгоритм без разработчика - это нонсенс:
- Сама возможность работы некоторой формальной алгоритмической схемы с геномом указывает скорее на то, что этот алгоритм явился продуктом замысла, а не слепой случайности и необходимости: в неживой природе формализм не возникает спонтанно.
- Если говорить о любом алгоритме без программиста - несерьезно, то тем более некорректно говорить об алгоритмах фильтрации шума и коррекции ошибок, появившихся по ошибке (появление новизны приписывается эволюционизмом ошибкам при репликации [Dawkins 1996]).
- Не подлежит сомнению, что ДНК/РНК
представляет собой код в строгом смысле слова (имеется единый протокол
кодирования/декодирования информации). Любой сколько-нибудь опытный
разработчик программного обеспечения согласится с тем, что добавление
новой функциональности в существующий код происходит не хаотическими
мутациями кода с последующей отбраковкой нефункциональных компонентов
заказчиками (как в неодарвинистских моделях с мутациями и естественным
отбором генетического кода), но в соответствии со следующей схемой:
выработка технических требований - концептуальное решение -
имплементация - тестирование. Новые функциональные модули, процедуры или
структуры хранения данных добавляются сразу целиком в результате
интеллектуальной деятельности целого коллектива программистов.
- Ссылка на гигантские промежутки времени, имеющиеся в распоряжении эволюции, не работает. Это можно продемонстрировать с помощью статистического анализа возможных конфигураций с учетом имеющихся в земных условиях вероятностных ресурсов. Для постепенного накопления такого количества генетического кода, которое необходимо для функционирования живых организмов, времени жизни Земли не хватает даже по самым оптимистическим оценкам (подробнее см. здесь).
- Гипотезы неинтеллектуального инопланетного происхождения жизни на Земле (например, гипотеза панспермии) в принципе не решают проблему необходимой начальной сложности живых организмов: по современным представлениям, возраст Земли имеет тот же порядок, что и возраст Вселенной (1017 секунд).
- Информационный обмен в системах обработки информации не может иметь места без предварительной интеллектуальной настройки [Виолован 1997]:
- Передача информации от источника к приемнику невозможна без использования:
- общего алфавита;
- общего синтаксиса;
- априорно установленного протокола кодирования и декодирования, включающего соглашение о понятии истинности.
- Передача информации от источника к приемнику невозможна без использования:
- Жизнь порождается только жизнью (главный принцип витализма):
- Появление жизни из не-жизни не подтверждено экспериментально и является предметом научной фантастики, а не серьезной науки.
- Сильный удар по абиогенезной гипотезе самозарождения бактерий был нанесен Луи Пастером, экспериментально продемонстрировавшим в 1860-62 гг., что микроорганизмы не зарождаются спонтанно.
- Спонтанная генерация интеллекта - также удел фантастов:
- Практика и здравый смысл говорят о том, что мы всегда получаем "на выходе" меньше, чем вкладываем усилий "на входе". Поэтому машины навсегда останутся машинами и интеллект человека они не заменят.
- А если это так и гипотеза Джона Сёрля сильного искусственного интеллекта неверна [Википедия, Сильный и слабый искусственный интеллект], то и появление интеллекта человека неслучайно.
- Заметим, что о закономерности можно говорить как о предельном выражении случайности, при котором вероятность определенного события стремится к 1.0.
- Нефункциональное не становится
функциональным само по себе, подобно Мюнхаузену, вытаскивающему себя за
волосы из болота вместе с лошадью:
- Спонтанное появление функциональности из нефункциональных компонентов также не находит экспериментального подтверждения. Здесь функциональностью мы называем полезность частей в контексте целого, настроенного на достижение определенной цели [Abel 2011].
- Наблюдаемая изменчивость биосистем сильно ограничена. Спонтанно-закономерные факторы, ответственные за нее, ни в коей мере не могут являться источником биологической новизны (то есть генерации достаточных количеств функциональной информации).
- Функциональность есть свойство живых
организмов и сложных искусственных систем. Неживая природа инертна по
отношению к цели и функции [там же]. Ей все равно, работает что-то или
нет.
- Преадаптация живых организмов предполагает лишь функциональные переключения во вполне определенном биологическом контексте, а не возникновение функции из не-функции.
- Вселенная (локально) настроена для поддержания разумной жизни (сильный антропный принцип, см. [Behe и др. 2000]):
- Гипотеза множественности миров ненаучна по определению, так как научный метод предполагает непосредственную фиксацию и анализ событий лишь нашего мира (опосредованное гипотетическое увеличение вероятностей неправдоподобных событий вследствие введения параллельных миров, таким образом, - не в счет).
- Слабый антропный принцип, согласно которому объяснять феномен тонких настроек нет необходимости ("если бы не было человека, не было бы и наблюдателя тонких настроек"), - не выход из положения, так как он не объясняет причину согласованности множества мировых констант, требуемой для поддержания жизни на нашей планете (корреляция не есть причинность, см. выше).
Литература
- D. Abel (2011), The First Gene.
- M. Behe (1997), Darwin's Blackbox.
- Michael J. Behe, William A. Dembski and Stephen Meyer (2000), Science and Evidence of Design in the Universe, Ignatius Press.
- R. Dawkins (1996), The Selfish Gene.
- W. Dembski and J. Wells (2007), The Design of Life.
- David J. Depew and Bruce H. Weber (2011), The Fate of Darwinism: Evolution After the Modern Synthesis, Biological Theory, 2011, Volume 6, Number 1, Pages 89-102.
- W. Ewert, W. Dembski, R. Marks (2012), Climbing the Steiner Tree-Sources of Active Informationin in a Genetic Algorithm for Solving the Euclidean Steiner Tree Problem, Bio-Complexity Journal (открытый полнотекстовый доступ).
- К. Виолован (1997), Проблемы абиогенеза как ключ к пониманию несостоятельности эволюционной гипотезы. Просветительский центр "Шестоднев".
- Википедия, статья "Сильный и слабый искусственный интеллект".
180. Чистый лист?
179. Ответ на 177., Субъект:
178. Ответ на 177., Субъект:
177. Ответ на 157., прот. Алексий Касатиков:
176. Ответ на 156., прот. Алексий Касатиков:
175. Ответ на 174., Потомок подданных Императора Николая II:
174. Ответ на 172., иерей Е. Селенский:
173. Ответ на 172., парадокс возврата
172. Ответ на 171., Потомок подданных Императора Николая II:
171. Ответ на 110., М.Яблоков: