В
современном бурно меняющемся мире вновь обостряется вопрос о
взаимоотношениях государства и общества, о качестве и пределах
государственного управления. Сторонники неолиберального подхода, по
сути, заявляют, что современное развитое государство уже давно
ограничено в своих функциях, присущих исторически сформировавшемуся
национальному государству, поскольку гражданское общество с его
многочисленными общественными «союзами» и организациями
саморегулирования, с развитой «демократией» и свободой личности не
нуждается в архаичной государственной опеке.
В
то же время сторонники «сильной государственной власти», исходя из
своего эмпирического опыта, особенно в странах развивающихся экономик,
вполне резонно указывают, что резкое сужение функционала
государственного управления в условиях отсутствия реальных
демократических институтов ведет к росту социальных и экономических
дисбалансов, напряженности и способно привести к самым крайним
проявлениям нестабильности.
Фетишизация
государства, как управленческой системы, которая должна управлять
всеми, и все должно быть ей подвластно, так же ненаучна и пагубна, как
и неолиберальный постулат о недопустимости вмешательства государства в
процессы экономического и социального планирования и развития. Причем в
этом дискурсе не «замечают» важнейшей разницы, состоящей в том, что
управлять напрямую всем и вся вовсе нетождественно понятию
ответственности за всех и все. Государство не управляет всем и вся, но
отвечает за дела в обществе и во всех сферах жизнедеятельности
сложнейшего организма страны.
Установление правил - законов, нравственных императивов общежития, именно это мы понимаем под всеобъемлющей ответственностью государства. Причем в этом с государством соработничает и общество, и группы, и каждый человек.
Последователи
и апологеты неолиберализма сознательно внедряют в сознание
общественных масс постулаты явно ограниченного применения, так как
обслуживали и все более отчетливо обслуживают интересы родившегося
нового, доселе не существовавшего класса. Обращение к традиционным
категориям, используемым для описания классовой структуры общества,
таких, как, например, «буржуазия» в марксистском категориальном
словаре, в данном случае мало функционально. Формирование новой
исторической реальности глобализованного мира заставляет в очередной
раз ставить вопрос об обновлении представлений о классообразовании.
Придумать
сходу научное название этому классу представляется затруднительным. Но
уже возможно нарисовать его портрет. Что его характеризует?
1.
Прежде всего, его особенностью является интернациональный
глобалистический характер. Когда некоторые пытаются возложить на
администрацию США полную ответственность за разразившийся в 2008 году
системный кризис современного мироустройства (начавшись как финансовый,
кризис перерос в финансово-экономический, а теперь признается
экспертами как системный), на самом деле, они преувеличивают
ответственность государственной системы США.
Соединенные
Штаты Америки сами являются заложниками нового мирового класса. Если
ему будет выгодно, то США он может когда-нибудь и «пожертвовать».
Исторически мировой финансовый центр уже не единожды дрейфовал по миру:
из Венеции - в Голландию, из Голландии - в Англию, из Англии - в
Северную Америку. Этот путь, без всякой конспирологии, был достаточно
подробно описан Фернаном Броделем. Нет никакой гарантии, что новая
геофинансовая реконфигурация не произойдет и в уже обозримом будущем.
Об
интернациональном характере нового мирового класса можно получить
представление, воспользовавшись данными списка долларовых миллиардеров
журнала «Forbes» за 2011 г. Представленные в нем богатейшие люди
планеты распределены по 56 странам. Половина этих стран - вне
традиционных границ западной цивилизации. Американцы, конечно, занимают
доминирующее положение - более трети членов клуба миллиардеров. Но в
различных пропорциях в него входят представители всех существующих
геополитических и цивилизационных ареалов. Это указывает на то, что
реконструируемый класс интерцивилизационен, интергосударственен, лишь
концентрируясь в некоторых государствах, как своих временных
исторических «штаб-квартирах» (рис. 1.). Это действительно мировой
класс.
Рис. 1. Доля стран и регионов мира в списке долларовых миллиардеров журнала «Forbes» за 2011 г., в %
2. Этот
новый класс сосредоточил в своих руках критически большую массу
глобального богатства в Мире и, прежде всего, финансового
капитала. Общий объем капиталов, находящихся в руках номинантов
«Forbes» составляет 4468 млрд. долларов. Это существенно больше, чем
резервный запас любого государства мира. Это в 3 раза больше, чем,
например, валовой внутренний продукт Российской Федерации.
Ни одно государство сегодня не устоит при целенаправленном применении против него консолидированных в руках нового класса капиталов.
3. Этот
класс почти полностью узурпировал право на информационно-управляющие
системы (глобальные космические системы телекоммуникаций, Интернет,
специальные и общественные сети). Проблема монополизации медиа-ресурсов
возникла еще в девятнадцатом веке. Представление о современном
положении дел с контролем массовой информации можно получить по
рейтингу выручки крупнейших медиакомпаний мира. На 50 мировых компаний
приходится доход в размере 381,3 млрд. евро. Абсолютное доминирование
принадлежит медиакорпорациям Запада (рис. 2).
Рис. 2. Географическая привязка доходов крупнейших медиакомпаний мира
4.
Этот класс практически узурпировал каналы виртуальных потоков
финансового капитала, как когда-то Британия захватила контроль над
мировыми торговыми путями. Принципиальное значение здесь имел переход
функции эмиссии из рук государства в руки частных компаний. Рубежное
значение имел в этом отношении 1913 г. - год учреждения Федеральной
резервной системы США. Легитимизация новой модели геофинансовых потоков
произошла в 1978 г. с утверждением Кингстонской валютной системы. Если
ранее деньги соотносились с обеспечивающим их золотым запасом, то
теперь эмиссия тех же долларов может быть любой. Американский печатный
станок был включен после Кингстона на полную мощь.
Сформировалась экономика «мыльного пузыря», которая, в соответствии со своей имманентной логикой, рано или поздно должна была лопнуть.Отказ от Бреттон - Вудской системы и отрыв валют от золотого эквивалента привел к неконтролируемому росту фиктивного капитала, который в конечном итоге способен похоронить под собой реальные экономические сектора («физическую экономику»). Участившиеся мировые финансовые кризисы есть порождение этой системы. Ее будущий исход - глобальный мировой финансовый обвал.
5. Этот класс на протяжении XIX-XX вв. смог консолидировать под своим контролем в своеобразный альянс сателлитов государственные системы развитых и многих развивающихся государств, за исключением государств альтернативной социальной ориентации: СССР, Китая и стран социалистического лагеря. Стремление к универсализации мира под властью нового мирового господствующего класса предполагает демонтаж исторически сложившихся центров силы. Это без конфликтов не происходило никогда. А накопление беспрецедентных военных расходов за спиной этого класса говорит само за себя.
6. Именно этот класс через функционирование подконтрольных ему государственных и специально созданных формально негосударственных систем одержал победу в т.н. «холодной войне», добился развала СССР и социалистического лагеря, а в дальнейшем обеспечил переориентацию подавляющего числа бывших стран социалистической ориентации на вектор приверженности современной унифицированной глобалистской социально-экономической формации. Советский Союз самим фактом своего существования являлся вызовом интересам мирового господствующего класса.
После распада СССР описываемый нами класс перешел в фронтальное наступление. Устранение геоэкономической системной альтернативы в лице международной социалистической системы предоставило возможность диктовать свою волю.
Основными
акторами мировых экономических процессов стали распределившие между
собой зоны влияния Транснациональные корпорации. Свидетельством
наступления этого класса интересантов становится не только игра с
ценами на нефть и золото, но уже и рост цен по большинству значимых
товаров в мире, включая продовольствие. Если еще в 1990-е годы ценовое
наступление ТНК не было столь очевидно, то в 2000-е оно затрагивает уже
большинство мирового населения (рис. 3).
Рис. 3. Индексы цен Всемирного Банка, 1990 г. - 100%
7.
Анализ происходивших и происходящих в мире событий позволяет с
существенной степенью достоверности выявить ключевые цели данного
класса. Прежде всего, ему необходимо добиться полного и безоговорочного
торжества «мира потребительства». Этот мир уже создан.
В нем под лозунгом «спрос - двигатель экономического развития» осуществляется глобальная манипуляция общественным сознанием, устраняются даже малейшие ростки духовности, исторических традиций, национальной культуры и самобытности.
Казалось бы, что плохого в росте уровня материального потребления современного человека? Потребительский рост - как индикатор развития. Это не очевидно на первый взгляд, но рост потребления не может выступать постоянным фактором развития. В истории нередки провалы и даже катастрофы в условиях модели линейного роста потребления. Много раз по одной и той же схеме повторялся алгоритм развития и гибели цивилизационных систем в периоды доминирования именно потребительских ценностей (рис. 4).
Рис. 4. Обобщенный по истории человечества алгоритм гибели великих государств
На стадии возникновения великих государств духовная компонента мотивации деятельности и развития общества и государства всегда преобладала над материальной. Выдвигалась новая ценностно-мировоззренческая парадигма. Духовное развитие тянуло за собой развитие материальное. Обратное соотношение не наблюдалось никогда. Но на определенном этапе материальное целеполагание начинает доминировать над духовным. Достигается критический порог разрыва материального и духовного развития. Система начинает деградировать и распадаться.
Достаточно небольшого сбоя в динамике потребительского роста, чтобы вся система государственности посыпалась. Материальный движитель прогресса ограничен. А в футурологическом отношении безысходен.
Этот
вызов брошен историей миру в целом. Сопоставление потенциала духовного
состояния мира и материального роста позволяет говорить именно о
ценностно-мировоззренческом основании современного системного
кризиса. Достигнут исторический максимум разрыва материального и
духовного потенциалов человечества. Неизбежен вывод о перспективе
смены миростроительской парадигмы (рис. 5).
Рис. 5. Соотношение духовного и материального потенциалов развития мира в XX-XXI вв.
Но
объектом консъюмеристского агрессивного воздействия стали сегодня все
категории граждан от тинэйджеров до стариков. Последние «достижения» в
этой области - воздействовать на детей младшего школьного возраста.
Вспомните рекламу детской косметики: «Моя косметика лучше, чем у мамы!».
В
сознании человека базовые, в том числе заложенные в самой его природе
ценности замещаются удобными для манипулирования ценностными
суррогатами. Священность человеческой жизни, важность традиций для
развития, ценность семьи и связь поколений, святость материнства,
признание человека существом общественным, важность свободы личности, -
все это подменяется пропагандой не только суррогатов, но даже
контрприродных отклонений, которые за счет массированной рекламы
вырастают в социальные пороки, но таковыми не признаются.
К
таким явлениям следует отнести пропаганду беспредельного индивидуализма
и пренебрежения интересами других. Неважно, идет ли речь об интересах
соседа по улице или интересах граждан, живущих в Ираке, Ливии, Египте,
Алжире, Тунисе, Сирии, Израиле, странах Африки или Латинской Америки,
России, Индии или Китая. Агрессия
НАТО против Ирака (под сфабрикованным предлогом наличия у этого
государства оружия массового поражения как угрозы западному миру и
человечеству) даже после официального признания администрацией Буша и
правительством Блэра, что эта информация была ложью, не повлекла за
собой сколь-нибудь протестной реакции американцев и европейцев. Не было
требований привлечь государственных лжецов, виновных в гибели десятков
тысяч своих граждан и иракцев, к ответственности. Атомизированное
пропагандой предельного индивидуализма западное общество «проглотило» и
эту ложь под предлогом защиты «общечеловеческих ценностей» (но только
англосаксонской цивилизации).
Точно
так же «загипнотизированно» Запад отреагировал на войну, развязанную
НАТО против Ливии. Конечно же, опытные и искушенные в политике эксперты
сразу после одобрения резолюции ООН «О закрытии воздушного пространства
Ливии» (Резолюция СОВБЕЗА ООН № 1973) предвидели, чем это закончится,
поскольку даже в штаб-квартире ООН некоторые американские генералы
буквально уговаривали российских коллег повлиять на Вашингтон, так как
одновременно третьей войны США просто не выдержат.
Показательным явлением современного общества потребления становится практически полная бездуховность и аморальность.
Попытка свести все интересы человека и основания его жизни в современном обществе только к наживе и индивидуалистскому доминированию - это, по сути, программа реформирования человеческого сообщества в послушное стадо, беспрекословно исполняющее социальный маневр по заказу властителей. При всех обширных рассуждениях о свободе личности, о конкуренции и общечеловеческих ценностях глобальное общество должно исповедовать лишь то, что позволяет осуществлять уверенное социальное управление для достижения поставленных целей защиты основ общества - armament protected consumerism (защищаемого вооруженной силой общества консьюмеризма (потребления)). С разоблачением консьюмеризма, как одной из фундаментальных угроз человечеству, выступали выдающиеся мыслители, представляющие разные цивлизации и религиозные конфессии. Как опасная форма радикального капитализма характеризуется он, в частности, в знаменитой энциклике Иоанна Павла II «Centesimus Annus» . Сопредседатель Мирового общественного форума «Диалог цивилизаций» футуролог Джагдиш Капур жестко противопоставлял вызов глобального потребительства идеалам гуманизма. В полисекулярном западном мире ценности - вера в Бога, добродетель, нравственность, любовь к ближнему, святость материнства, семьи как основа сохранения и развития человечества - давно сведены к неким привычкам, например, ходить в церковь по воскресеньям. Или вообще выхолащиваются, как например Рождество, как праздник рождения Иисуса Христа, победы духовного начала в человеке сведено к периоду массового потребления от рекламируемой Санта Клаусом туалетной бумаги до дорогостоящих предметов роскоши.
В русле подобного мутационного трансформирования ценностей лежит и такое явление социальной жизни как агрессивная пропаганда защиты т.н. «сексуальных меньшинств».
Разнузданная пропаганда гомосексуализма захлестнула информационные каналы. Похоже, что нет сегодня более важной проблемы у глобального общества, чем защита интересов именно этих «меньшинств».По оценке медицинских экспертов распространенность генетического сбоя, приводящего к возникновению необычной сексуальной ориентации человека, составляет в природе приблизительно 4%. Но если оценить степень активности представителей этой группы в средствах массовой информации, громкость акции и т.п., создается иллюзия, что скоро нормально ориентированные граждане займут место «меньшинства», что, конечно же, невозможно.
Когда 17 мая 1990 г. гомосексуальность была исключена из Международной классификации болезней, вряд ли кто предвидел, что вскоре речь пойдет о пропаганде гомосексуальных отношений как «нормального» явления. В эту сферу втягиваются вовсе недевиантно ориентированные молодые люди, в отношении которых, особенно в среде шоу-бизнеса, осуществляется неприкрытое социальное принуждение. То же можно увидеть и в распространении педофилии. За последние 10 лет число всевозможных организаций гомосексуалов выросло в мире по данным экспертов с 40 до 400. Эти отношения открыто пропагандируются через рекламу различных представителей этой группы в шоу-бизнесе, а теперь и политике. Появились новые термины «LBG» и «GBG», что означает «лесбиянка до окончания университета» и «гомосексуал до выпуска». Мало кому известно происхождение слова «GAY». Все привыкли, что так называются гомосексуалисты в английском языке. Но во время пребывания в США еще в 1986 году один знакомый американский профессор поведал мне, что «GAY» - это аббревиатура трех английских слов: «good as you» («хорош, как ты»), но целью движения за права «меньшинств» является «BETY» - «better than you» («лучше, чем ты»). Непредвзятый исследователь социальных трендов западного общества может воочию увидеть эту эволюцию.
Западное общество снисходительно относится к распространению этого явления, мол «вырастут - перебесятся». Очень опасное заблуждение, так как происходит насаждение определенных социальных моделей общества консьюмеризма, которое влечет за собой деградацию и переформатирование личности, сужение природной человеческой среды обитания и, в том числе, сокращение рождаемости и демографический кризис. Конечно, аморально преследовать человека за то что, он «другой». Но не более ли аморально возводить ошибку природы в норму и позволять развитие социального гомосексуализма, когда в ненормальные с точки зрения законов природы сексуальные отношения втягиваются, да еще и с использованием методов социального и психологического давления, вполне нормальные молодые люди и дети. И это опять-таки делается сознательно. Первоначально базой являлась мальтузианская теория перенаселения и попытка найти способ сокращения рождаемости, прежде всего в странах так называемого «золотого миллиарда», т.е. высокоразвитых странах Европы и США. Ведь известно, что Томас Мальтус в конце XVIII века рекомендовал для ограничения роста народонаселения, в том числе, не заботиться о чистоте в среде бедняков, а наоборот, строить узкие улочки в городах для того, чтобы вернулась чума. В дальнейшем в результате стараний таких организаций, как, например, «Римский клуб», вполне возможно, что идеологи упомянутого «класса» пошли еще дальше и мобилизовали современных, усовершенствованных, мальтусов и ницше. Можно предполагать, что ими действительно выработана «перспективная» модель «глобального общества» с модернизированным «мировым правительством» и его программой. В этом случае, действительно, никакая человеческая и цивилизационная индивидуальность не может быть приемлема. Приемлема только глобализация соответствующего содержания.
Но, в отличие от многообразного мира равных цивилизаций, взаимодействующих в формате диалога и взаимного признания, полная унификация может создать только мир тотального управления. Тоталитаризм мирового масштаба угрожает человечеству.Писатели-фантасты - братья Стругацкие, А. Беляев, С. Лем, А. Хейли, А. Кларк, А.Азимов, описывавшие различные виды будущего общества, от коммунистического до постъядерного, сегодня выглядят как пророки, через десятилетия предсказавшие черты сегодняшнего мира. Одним из эффективных способов глобального подавления инакомыслия стало создание управляемых экономических кризисов, которые пришли на смену стихийным кризисам периода раннего капитализма.
Сегодня более чем актуально вернуться к оценке последствий отказа от золотого эквивалента в международных финансовых расчетах. Беспристрастный анализ хотя бы последнего финансово-экономического кризиса показывает, что на деле это решение привело к созданию неконтролируемого и даже де-факто негосударственного центра эмиссии резервной валюты, который упомянутому классу дал неоспоримые преимущества для форматирования глобального мира. За счет чудовищного диспаритета цены и ценности (отношение мировых финансов к мировому валовому продукту 10:1), владения эмиссионным центром мировой резервной валюты, использования «виртуальных денег» в виде различного рода деривативов и финансовых производных инструментов этот класс создал мощный инструмент финансового управления глобальной экономикой и углубления неравенства развивающихся стран и стран «золотого миллиарда». Экономические отношения между ними можно сравнить лишь с периодом ранней колонизации, когда ценности развивающихся стран обменивались на «стеклянные бусы» западного мира. Сегодня «бусы» стали «бумажными» и приобрели зеленый цвет.
8. Признаками этого класса является узурпирование права на реализацию в глобальном масштабе политики «защиты окружающей среды». Тема экологических угроз активно использовалась в трудах упомянутого выше «Римского клуба». В первых выступлениях представителей организации начала 1970-х гг. вступление в фазу глобальной катастрофы прогнозировалось на 20-е годы третьего тысячелетия. Пафос серии аналитических докладов «Римского клуба» определялся, прежде всего, вызовом несоответствия ресурсных потенциалов Земли и возрастающей численности населения. Рекомендации «органического роста», перехода к системе распределенных между мировыми регионами функций предполагали глобальные политические изменения в мире. Идеи клуба были отчетливо альтернативны апеллирующему к равенству всего человечества советскому проекту. Из докладов «Римского клуба» следовало, что принцип равенства в глобальном масштабе нереализуем, поскольку ресурсов Земли для недостаточно.
Советский проект отвечал на этот вызов декларацией о необходимости объединения сил человечества для перехода к новым ресурсным парадигмам. Он корреспондировал в этом плане с известной философской идеологемой «русской идеи», проектными разработками русской общественной мысли, такими как федоровская «философия общего дела». Космический прорыв вытекал из подобных замыслов, частично объясняя советский приоритет в освоении космоса. «Римский клуб» предлагал противоположную идеологию. Согласно теории «органического роста» фактически закреплялось страновое неравенство. Сверхпотребление - для одних, ограниченное - для других, минимально - достаточное для третьих. Выдвигалась модель «многоэтажного человечества». Соответственно требовалось установление контроля стран нижних этажей.
В этой связи обеспокоенность экологическим состоянием оказывалась зачастую не более чем предлогом для продвижения экономических и политических интересов нового мирового класса.
Бесспорно, и не надо быть ученым-климатологом, чтобы видеть гибельность хищнического отношения человека к природе. Озоновые дыры, запустынивание земель, болезни, вызванные загрязнением среды обитания человека, нехватка воды, природные катаклизмы и техногенные катастрофы, - все это, действительно, создает угрозу существования человечества.
Как предлагается человечеству бороться с этими проблемами? Прежде всего, путем сокращения выброса вредных веществ в атмосферу, использования энергосберегающих технологий и технологий на основе возобновляемых источников энергии. Развертывается мощная программа против использования атомных электростанций и т.п. Казалось бы, это является свидетельством того, что и на общественном, и на государственном уровне в западных развитых странах осознали пагубность грубого насилия над природой. Однако, почему тогда США отказались присоединиться к Киотскому протоколу об ограничении выбросов в атмосферу Земли вредных продуктов индустриального производства? Или, - как развивающиеся страны решат проблемы нехватки энергии для своего развития?
Очень просто! Ответ готов: они должны закупить самые современные и передовые технологии у западных владельцев. Коль скоро это очень дорогостоящие технологии, Запад будет готов на эти цели предоставить кредиты, которые и поддержат его развитие, а развивающиеся страны поставят в еще большую зависимость. Вот и еще один очень мощный рычаг глобального управления.
Несколько лет тому назад на конференции «Global Business Policy Council», созданной около 20 лет тому назад очень неординарным человеком, главой компании «A.T. Kearny» Полом Лаудичиной, был приведен очень интересный пример. В борьбе за экологию Швейцария отказалась закупать производимые перуанскими крестьянами фрукты и овощи. В результате около 15 тысяч крестьянских хозяйств разорились, а люди остались без средств к существованию. Защита ли это экологии или «общечеловеческих ценностей» методами военной агрессии - все это подойдет с точки зрения сохранения доминирования стран «золотого миллиарда» во главе с США - важен результат!
Этим результатом будет создание «нового глобального мира потребительства», в котором, с одной стороны, собственные граждане «запрограммированы» на необходимость реализации именно предложенной антипарадигмы развития, а развивающиеся и растущие экономики должны быть втиснуты в «прокрустово ложе» ресурсных, экономических и политических интересов «высших представителей» западной цивилизации.
Уместно подчеркнуть, что для класса, который теперь можно условно назвать «классом глобальных олигархов», абсолютно безразличны как судьбы большинства граждан развитых стран, так тем более судьбы цивилизаций и народов Латинской Америки, Африки, Азии и Востока в целом.
Именно
поэтому класс «глобальных олигархов» столь спешно и агрессивно пытается
задавить сегодня любые очаги духовного и социально-экономического
сопротивления, будь это Ирак или Иран, Ливия или Сирия, Россия или Куба
и т.д.
Точно
так же, прагматически, относятся они к формированию новой глобальной
системы отношений с Китаем, Бразилией, Индией, Россией и рядом других
развивающихся экономик. Они не намерены спокойно ждать, когда Китай
станет первой экономикой мира, а Индия и Россия обойдут страны
«Золотого миллиарда». Поэтому
сама идея диалога цивилизаций в многополярном мире является для этого
класса опасным вызовом. Противостоять ему они смогут только в мире
конфронтаций, военных конфликтов и разделенного предрассудками и
страхом мира.
Именно
поэтому столь важно организовать борьбу за победу парадигмы «Нового
Человеческого Гуманного Общества» с признанием равенства цивилизаций,
их культурного и духовного наследия, их права на выбор самостоятельного
пути при условии уважения прав «Других».
«Другие
- не значит Враги» - этот тезис, прозвучавший с трибуны МОФ «Диалог
цивилизаций», должен стать базой для восстановления межцивилизационных
отношений обществ, принадлежащих к разным цивилизациям, в их
строительстве гуманного, справедливого и счастливого будущего для себя
и грядущих поколений.
Владимир
Иванович Якунин, Президент ОАО «РЖД», доктор политических наук, научный руководитель Центра
проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования
Впервые опубликовано на сайте Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования
5. "Новый класс" и духовный люмпен.
4. Отклик
3. А куда деться от иерархии?
2. Re: Новый мировой класс - вызов для человечества
1. Re: Новый мировой класс - вызов для человечества