С иконой Божией Матери Августовская Победа мы проехали 7 стран: Эстонию, Латвию, Литву, Польшу, Чехию, Словакию, Венгрию, пока, наконец, добрались до Сербии. Различить эти страны не так просто (Чехию я вообще не заметил), поскольку границы отсутствуют. Поэтому мы периодически выясняли, в какой стране мы находимся. Только на границе Сербии вновь пришлось пересекать настоящую границу. Здесь заканчивается Евросоюз и тебе ставять штампик, что его покинул.
Секретарь сербского патриарха Деян Накич, который был главным организатором нашей поездки, при встрече в городе Ниш сказал, что икону пожелал лично принять сам патриарх Ириней, но он сейчас в отъезде и сможет сделать это только после Преображения. До этого мы можем с иконой проехать по Сербии и первое место, где нам необходимо побывать - это Косово.
В Косово я уже был два раза в 2008 году. В первый раз в феврале 2008 года, когда Косово объявило об отделении от Сербии, а второй раз - в том же году в составе депутатской группы Законодательного собрания Санкт-Петербурга, когда мы приняли участие в праздновании годовщины Видовдана (так в Сербии называют день Косовской битвы) на Косовом поле и преподнесли от имени Санкт-Петербурга в Косово большой образ Воскресения Христова. Тогда обстановка была довльно накалена и мы ехали с военным сопровождением. На перекрестках дорог стояли военные блок-посты. Когда я в Приштине на центральной улице вышел из автобуса и стал прогуливаться и фотографировать, албанцы смотрели на священника в подряснике, не веря своим глазам.
Я ожидал, что и теперь нам дадут какое-то сопровождение. Но сейчас ситуация изменилась, по крайней мере, внешне. Военных мы увидели только на границе, где у нас проверяли паспорта. Далее от границы мы следовали по Косово только в сопровождении машины с игуменом Стефаном, который нас сопровождал по всему Косово. Было определенное беспокойство, как нам ездить с детьми одним по Косово? Но ведь мы с Матерью Божией «Августовская Победа»! Победа будет за нами! Сразу скажу, милостью Божией Матери мы провели в Косово три дня и ночевали две ночи, с нами не случилось никаких ЧП, кроме глубоких молитвенных переживаний.
Я спросил, чем вызвано «миролюбие» албанцев? Мне объяснили, что албанцы изо всех сил изображают мир и демократию, чтобы доказать Европе и Америке, что только при их власти могут быть решены проблемы этнических конфликтов, впрочем, проблема решена посредством вытеснения сербов с их исторических земель.
И действительно, демократии в Косово хоть отбавляй. В центре столицы самопровозглашенного государства Приштины на центральном люксовом отеле стоит огромная статуя свободы - уменьшенная копия культового символа Америки. На многих учреждениях и частных домах висят черно-красные косовские флаги, но рядом с ними обязательно вывешен американский флаг (даже не НАТО или ЕС). Большое количество гостинниц с характерными названиями: «Вирджиния», «Калифорния», «Техас» и даже «Аляска». Временами создавалось впечатление, что мы находимся в новом штате Америки под названием Косово. Обращает на себя внимание активное строительство дорог (в отличие от Сербии), сооружается автобан с бетонным разделителем. какие можно увидеть в развитых странах Евросоюза. Зачем они в регионе, где отсутствует промышленность, и за чей счет ведется строительство, остается вопросом. Впрочем, у сербов есть свой ответ на них: все это делают американцы, что бы в час Х быстро перебросить свои войска в сторону России.
В Косово мы посетили само Косово поле два древних храма и 5 монастырей: Дубоки Поток, Баньский монастырь, Грачаница, Заочиште, Высоки Дечани.
В Косове расположены около 1300 сербских храмов и монастырей XII-XX вв. Эти святыни видишь постоянно за окном: либо разрушенные, либо в окружении войск KFOR. Сербы изгнаны со своей земли и лишь их храмы напоминают о них. Можно представить, насколько ненавистны храмы новым поселенцам. Когда албанцы в Косово закончили войну с сербской армией, началась особая война против храмов. Впрочем, храмы уничтожались и в ходе боевых действий, но после изгнания сербов, разрушение храмов стало программой внутренней политики. Их уничтожали открыто, публично методом погрома, если храм не охранялся НАТОвскими войсками. Часто храмы просто минировались и взрывались боевиками, несмотря на то, что они формально находились под охраной KFOR. На местах взорванных храмов тут же устраиваются автостоянки, бензозаправки, чтобы исключить любую возможность восстановления храма. В итоге на сегодняшний день уничтожены, разрушены или осквернены около 150 храмов, причем почти 120 из них в период с 1999 года (то есть после окончания боевых действий и ввода войск НАТО). Это иначе как культурным геноцидом трудно назвать.
Вторую ночь мы как раз ночевали в монастыре, который подвергся разорению албанцев. Это монастырь Зочиште. Его главный храм свв.Косьмы и Дамина стоит на фундаменте 4 века и считается одним из самых древних в Косово. После вывода сербских войск албанцы-террористы заминировали этот храм и взорвали. Сербские монахи пришли на руины. Им пришлось заново отстраивать монастырь. Сейчас, однако, даже трудно представить, что еще восемь лет монастыря по сути не было. Монастырь полностью восстановлен. Это самый достойный ответ разрушителям.
В эту обитель мы с его настоятелем архимандритом Стефаном приехали поздно, уже затемно. Когда занесли икону, увидели удивительную картину - множество горящих свечей: вдоль монастырских дорожек, у входа в храм, на столе, с приготовленной для нас трапезой. Мы решили, что это так братия встречает образ Божией Матери. Но оказалось, что это не от хорошей жизни: здесь часто бывают перебои с электричеством и приходится зажигать свечи. Впрочем, такое количество свечей здесь никогда не зажигали. Это была какая-то почти нереальная картина: весь монастырь в свечах, - такого полиелей я еще не видел.
В монастыре живет всего три монаха. Об этой древней обители и ее обитателях я бы хотел рассказать поподробнее...
(Продолжение следует)
Впревые опубликовано в дневнике протоиерея Геннадия Беловолова