Боголюбовский Крестный ход - это разноплановое мероприятие. Молитва в пути, службы в местах остановки перемежается с простым человеческим общением, с посещением значимых для всех нас мест, где стоят в молитвенном подвиге и выполнении заповедей Божиих настоящие герои нашего времени. Бывает так, что нас просят выступить перед людьми и мы организуем общественные слушания по конкретным вопросам, родительский форум или вместе с большими крестоходными иконами Божией Матери «Владимирская» и «Боголюбская» заходим в дом, в котором случилось горе. Так было в Жировицах. Иконы принесли в семью, где недавно умер муж, отец пятерых детей, р.Б. Андрей. Это событие стало большим утешением и радостью для глубоко скорбящей вдовы и всех детей. Бывает, что после молитвы мы с детьми делаем импровизированный концерт православных и патриотических песен для детей из детского дома, и конечно встречаемся с местными многодетными семьями, рассказываем им о наших делах, стараемся объединить, организовать сообщества и помочь друг другу.
В Почаеве участникам нашего Крестного хода представилась возможность посетить совершенно уникальное место - Православный Дом Милосердия, находящийся прямо у стен Почаевской Лавры. Знакомство наше началось еще в прошлом году, когда духовник Дома Милосердия отец Ювеналий приезжал в Москву к своим чадам, нашим друзьям и соратникам. Очень мудрый, обаятельный, легкий в общении батюшка, он был прекрасно осведомлен о происходящих у нас процессах и разговаривал с нами о важных для нас вопросах. Он даже не просил помощи, просто показал фотографии обитателей Дома Милосердия. Всем стало не просто ясно, что нужно помочь, а что в этом случае нельзя не помочь. Старенькие монахини, подвизавшиеся по 30 лет на послушании в Лавре и желающие умереть возле родных стен, раковые больные, у которых нет дома и родных, их со страшными язвами никуда не берут, калеки с запущенными обмороженными ногами, трудно залечивающимися страшными ранами и еще много несчастных, больных и безвестных нашли приют в Доме Милосердия. Много лежачих больных, некоторые на колясках. Там их лечат, причащают, кормят, моют, дают кров и все что нужно для нормальной жизни и достойной человека смерти. Меня поразило, что помимо такой трудной работы с болящими и стариками Дом Милосердия помогает нуждающимся многодетным семьям! Вещи им детские собирают, передают сладости, канцелярию. Да еще и кормят всех, кто попросит! Не отпустят никого голодным и неутешенным.
В Москве старались собрать теплые вещи, деньги. Только проводила батюшку на вокзал, страшная новость: в Доме Милосердия произошел пожар. Дотла сгорел келейный корпус, в котором жили все подопечные, домовый храм. Чудом никто не погиб и не обжегся, успели всех вынести из огня. Пожар длился целых 9 часов, сгорело абсолютно все: одежда, постели, мебель, даже стены. Не сгорели только иконы «Нерушимая стена», «Троица». Они сейчас в палаточном храме, сильно мироточат.
Милостью Божией нашлись добрые люди, помогли старикам и убогим, дали одежду, одеяла, белье. Перезимовали. Но как оказалось, и до сих пор многим нужна нормальная обувь и теплые вещи, куртки, ватники. Но главное, что люди не бросили, не разбежались, не отчаялись...
И вот наш Крестный ход в Почаеве. После утренней Литургии, у стопочки Божией Матери, я встретила женщину с двумя большими просфорами в руках. На мой вопрос «где тут дают просфоры?» она с дружеской улыбкой просто отдала мне одну, так и познакомились. Анна, так зовут мою новую знакомую, приезжает в Почаев из Киева, знала что в это время сюда должен прийти наш Крестный ход и спросила меня об этом. Оказалось, она даже прекрасно знает нашего Игоря Друзя, одного из участников и организаторов наших Крестных ходов! Я искала где бы купить большие ажурные покровцы для наших икон Божией Матери и она вызвалась показать мне магазин. Как оказалось, Анна часто бывает в Доме Милосердия! Туда она и направлялась. Конечно же я решила воспользоваться давним приглашением и пошла с ней! Я так обрадовалась, что даже забыла в храме сумку с иконой Державная, с которой в Могилеве произошло чудо,с ценными для меня семейными фотографиями, телефонами и множеством других вещей.
В Доме Милосердия, несмотря на отсутствие отца Ювеналия, меня приняли очень тепло. Матушка Елизавета, в миру Надежда Морошан, фактически начальница обители милосердия, несмотря на множество текущих дел, проводила меня в домовый палаточный храм, удивительно теплый и намоленный, показала вновь отстроенный корпус, рассказала о текущей ситуации и проблемах с покупкой котла для отопления этого корпуса, познакомила с некоторыми насельниками и даже показала только что родившихся цыплят - индоуток, которые очень удобны для разведения. Она дала мне удивительную книжку про милосердие, выписки из святых отцов, фактически теоретическое обоснование жизни всей обители, составленную отцом Ювеналием. Матушка Елизавета показала мне много фотографий из истории жизни обители, многие совершенно шокирующие, не для слабонервных. Я посидела в храме, потом меня позвали и покормили за общим столом в открытом дворике типа патио с чудесным видом на величественную Лавру.
Как раз в это время планировался Крестный ход вокруг Почаевской Лавры с нашими иконами и я очень надеялась, что мы сможем зайти в Дом Милосердия, занести сюда наши большие иконы, чтобы пронести их над всеми насельниками и дать неходячим людям приложиться и помолиться Божией Матери. Но получилось немного иначе.
Мы принесли в Дом Милосердия большие крестоходные иконы «Владимирская» и «Боголюбская» ближе к вечеру, после того, как все участники Крестного хода побывали в пещерке св. Иова Почаевского. Многие хотели пойти купаться на святой источник на скит Святой Анны, другие помолиться в Успенском соборе, но я уговорила народ пойти в Дом Милосердия. Потом все сказали, что правильно сделали, что пошли.
Нас очень ждали. Знакомые ярко-голубые ворота открыл радостный дежурный и увидев наши иконы, распахнул калитку, громогласно оповестил: «Божия Матерь идет!» Все ходячие обитатели Дома Милосердия высыпали во двор, становясь один за другим на коленочки, чтобы попасть под иконы. Наши обрадовались, заулыбались: «Сразу видно, к своим пришли!». Никому не надо объяснять и звать приложиться или поклониться иконам Божией Матери как в больших городах, где народ будто только что с дерева слез. Иконы благоговейно внесли в домовый храм. Оказалось, это тот самый храм, в котором несколько лет шло постоянное молитвенное стояние рядом с Радой, украинским парламентом, где люди со всех городов собирались на молитву по противодействию внедрению на Украине универсальных электронных карт и биочипов, предтечи печати антихриста.Мы были в этом храме буквально накануне его штурма и разорения омоном в мае прошлого года. Помню, какое сильное впечатление произвела на меня их твердость, мужество и духовная сила. Сколько лет здесь идет непрестанная молитва! Нам бы так у нашей Госдумы или в Страстном монастыре на Пушкинской площади в Москве! Видела, что там очень сильно мироточило огромное количество икон, а люди с батюшкой день и ночь горячо молятся, предстоя Господу за весь наш народ, за Святую Русь. Вместе с Татьяной Львовной Шишовой и другими приглашенными на Всеукраинский Родительский Форум, мы с благоговением прикладывались к иконам, звонили в колокола и фотографировались, радостно впитывая благодать и учась настоящей стойкости у простых людей, даже не предполагая что это был последний день этого храма...
Теперь историческая палатка в Доме Милосердия и мы поставив наши иконы рядом со здешними, мироточащими иконами Песчанской Божией Матери, Нерушимой стеной и другими, чудом оставшимися целыми после страшного пожара, вместе с насельниками воодушевленно прочитали акафист и молитвы. Все, кто мог передвигаться, подошли и со слезами приложились к иконам, а к остальным мы принесли иконы прямо в кельи, обустроенные из одного коридора в небольшом саманном домике. Мы рассказывали про наш Крестный ход, про святого князя Андрея, про наши иконы «Владимирскую», «Боголюбскую» и мироточивую «Иверскую», прошедшие уже десятки тысяч километров, к которым приложились десятки тысяч людей. Как же радовались эти бабушки, старые монахини, фронтовички! Бабушка Клавдия, бывшая разведчица, прошедшая всю войну, восклицала: «Божия Матерь пришла! Ко мне, грешнице, чудо-то какое!» Как же они радовались, плакали, молились, воздевая руки к Небу, к Божией Матери! Плакали от радости, захлебываясь рассказывали про свою жизнь, чудеса, про войну, про то как хорошо живут сейчас, в чистоте, молитве и покое в Доме Милосердия...
Не знаю, кому больше был нужен наш визит в Дом Милосердия, наверное, все-таки нам, чтобы увидеть настоящую веру, молитву, терпение скорбей, труд и подвиг служения этим людям. Многие наши тоже не прятали слез. А уж как нас благодарили! От всей души, от всего сердца! Что мы пришли к ним, не забыли их, убогих, принесли такие чудесные огромные и иконы! Мы поняли, что для этих людей это стало очень важным Событием!
Потом нас усадили за стол «попить чаю». Сначала все стеснялись,«ну как же мы можем объедать больных и убогих!», старались взять поменьше. Но прием был столь радушным, все было настолько вкусно, что устоять было невозможно! Чай оказался из трех горячих блюд и множества замечательных домашних закусок из баклажан, помидор, огурцов, заготовленных здесь же, в Доме Милосердия. Мы с детьми сделали концерт из наших православных и патриотических песен, выученных в семейном летнем лагере«Много деток - хорошо!». Особенно понравилось «Прощание славянки» и наш гимн «Всей церковною семьей к Правде, к Свету!» Пели на «бис». Многие ребята спрашивали можно ли приехать и помочь, поработать на послушании, оказалось что можно. Работы очень много. Нужны и специалисты, и строители, и женщины вареники лепить, их же надо на всех сделать! Сегодня вон женщины из Бердичева приехали, всем автобусом вареники лепят! И вещи очень нужны, особенно теплые и простая кожаная обувь, и всевозможные медикаменты, потому что приходят разные люди, приходится обрабатывать ужасные раны, иногда с червями. Стареньким монахиням нужны подрясники, пусть даже б/ушные. Постели нужны, белье. Но самое главное - срочно нужен котел для обогрева нового келейного корпуса. Зимой буржуйками или электрическими обогревателями не протопить. А не будет котла - негде людям будет жить. Стоит он дорого, взять негде... Еще одна проблема связана с нашим российским УФМС. Бывает так, что в Дом Милосердия попадают бабушки или больные люди из России вообще без документов, и если они нетранспортабельны, паспорт восстановить просто невозможно. А похоронить без документов тоже нельзя. Была одна уникальная старушка 102 года, которая была на послушании в Почаевской Лавре более 30 лет, так ее похоронили только благодаря тому, что в Лавре дали официальную справку о том, что она там на самом деле работала. Получается, что наши русские бабушки, даже инвалиды и участники войны, Россию просто не интересуют? Чиновники УФМС даже не считают нужным отвечать на запросы и письма. Кто и как может решить этот вопрос?
Пока взрослые сердечно общались и обменивались синодиками для молитвы и координатами, детям разрешили поиграть с маленькими утятами и цыплятами, а потом они сами нашли маленького симпатичного котенка, тоже прибежавшего под наши иконы. Двухлетний Федя лег на землю прямо рядом с котенком, как у себя дома.
Насельники Дома Милосердия очень радовались, глядя на наших детей, мы понимали насколько это для них, одиноких, важно и нам было очень жаль уходить, но наступал вечер, стены Лавры красиво освещало закатное солнышко, а рано утром - снова в путь. Мы сделали общее фото во дворике Дома Милосердия, на фоне сверкающей Лавры и простившись с гостеприимными обитателями и матушкой Елизаветой, оставив там кусочек своего сердца, покинули Божию обитель.
Люди, православные, давайте вспомним заповедь: «Блаженны милостивии, яко тии Бога узрят». Не молитвенники, не постники, и даже не мученики, а «милостивые»! Милосердие - самый простой и короткий путь к Богу.
Давайте поможем Дому Милосердия кто чем может. Кто денег пошлет, кто одежду отвезет, кто и поработать сможет для спасения души.
Для Дома Милосердия в Почаеве нужны: сапоги, валенки,
ботинки, куртки,
пуховые платки, детская обувь. Срочно нудны деньги для оплаты стройматериалов
для строящегося корпуса и покупки котла для отопления.
Счет для благотворителей:
Сбербанк Украины ф-л No. 6351/020 Кременецкое отделение в г. Почаев
МФО 338 545
093 38 500 код
филиал 10019 - 043
рас. счет 2909294109
счет 30157
Морошан Надежде Константиновне
Боровикова Татьяна Михайловна, многодетная мама, руководитель Всероссийского Сообщества многодетных семей «МНОГО ДЕТОК - ХОРОШО!», председатель Координационного Совета по возрождению Страстного монастыря