Прибыль и ссудный капитал

Инвестиции православного предпринимателя

Новости Москвы 
0
753
Время на чтение 9 минут

...читал Адама Смита

И был глубокой эконом,

То есть умел судить о том,

Как государство богатеет,

И чем живет, и почему

Не нужно золота ему,

Когда простой продукт имеет.

Отец понять его не мог

И земли отдавал в залог.

А.С. Пушкин [1]

 

Миссия православного предпринимателя осмысляется следующим образом: «Удовлетворение социальных потребностей в работах, товарах или услугах и получение прибыли». Формулируя свою миссию таким образом, православный предприниматель делает приоритеты на клиенте, на своей общественной значимости и отодвигает проблему прибыльности бизнеса, но об этом мы поговорим в следующей главе. Причем, это справедливо не только для православного предпринимателя, но и всей существующей российской экономики и ее хозяйствующих субъектов.

Если прибыль не является основной целью православного предпринимателя и миссией его деятельности, то кому и зачем она нужна?

Прибыль - понятие экономическое и определяется как положительная разница между доходами и себестоимостью. [2] Себестоимость - часть расходов, включаемых в расчеты при исчислении налога на прибыль и регламентированных государством. Итак, первый, кто заинтересован в прибыли, - государство - именно она является базой для исчисления налога на прибыль. Государство регулирует как ставку налога на прибыль, так и положение о составе затрат - себестоимости. Причины могут быть самые разные: забота о государственном бюджете, некие действия, призванные к стимуляции предпринимательской активности в определенных областях. Так, амортизация [3] - постепенный перенос стоимости основных средств на единицу готовой продукции включается в себестоимость, увеличение норм амортизационных отчислений увеличивает расходы и, следовательно, уменьшает прибыль и налог на нее. Но в то же самое время финансовый инструмент амортизации позволяет предпринимателю быстрее обновлять основные средства за счет внутренних инвестиций.

Инвестиции - вложения на условиях возвратности, доходности и ликвидности. [4] Инвестиции классифицируются: краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные; внутренние и внешние; государственные и частные; отечественные и иностранные; финансовые и товарные; и т.д. При этом хотелось бы обратить ваше внимание на два момента:

1. К внутренним инвестициям предпринимателя относятся уже упомянутые амортизация и прибыль.

2. Предприниматель, привлекающий инвестиции из внешних источников, должен четко понимать, что для погашения потребуются внутренние инвестиции. То есть главным, базовым источником при привлечении внешних инвестиций является наличие внутренних, в первую очередь - прибыли.

Поэтому второй, кого интересует ваша прибыль после государства, - ваши инвесторы. При этом, если сгруппировать инвесторов, то это две большие группы - участие в капитале (акционеры, пайщики, дольщики, ...) и инвесторы в ожидании процентов на ссудный капитал (банки, лизинговые компании, инвестиционные фонды, ...). В первой группе тоже могут быть ожидания процентов с капитала - дивидендов, но такие инвесторы могут получить свою прибыль от продажи или выкупа долей, из-за роста стоимости компании, ее капитализации. В отличие от второй, где решения изначально принимается в расчете на проценты с вложенного капитала. В любом случае главный инвестор православного предпринимателя - тот, кто образует внутренние инвестиции - его клиент. Потребитель его товаров, работ или услуг. А как сотрудничать с остальными инвесторами, решение православный предприниматель принимает только сам, будет ли он реализовываться как менеджер, либо использовать заемные средства и платить проценты за ссудный капитал.

В этой части православному предпринимателю Бог даровал достаточно широкие рамки обозначив его предназначение. Сравните отношение к инвесторам и ссудному капиталу в исламе и иудаизме:

«Не давай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что возможно отдавать в рост; иноземцу отдавай в рост, чтобы Господь Бог твой благословил тебя во всем, что делается руками твоими на земле, в которую ты идешь, чтобы владеть ею.» [Вт, 23:19, 20.] Да, Ветхий Завет является частью Святого Писания для христиан, Тора для иудеев. Указание давать в долг распространяется и на тех и других. Однако в отличие от христиан, у иудеев нет Нового Завета.

«Те, которые пожирают лихву, восстанут, как восстает тот, кого дьявол поверг своим прикосновением. Это потому, что они говорили: «Воистину, торговля подобна лихоимству». Но Аллах дозволил торговлю и запретил лихоимство. Если кто-нибудь из них после того, как к нему явится увещевание от его Господа, прекратит, то ему будет прощено то, что было прежде, и его дело будет в распоряжении Аллаха. А кто вернется к этому, те станут обитателями Огня, в котором они пребудут вечно.» [Коран. Сура Аль-Бакара (Корова) Аят: 275]

Как видно из цитаты, в отличие от иудеев и христиан, для мусульман содержится прямой запрет ростовщичества - лихоимства. Причем, как давать, так и брать в долг под проценты - грех.

Для иллюстрации отношения к ссудному капиталу православного предпринимателя я позволил себе без толкований о Втором Пришествии использовать одну из самых известных притч Иисуса Христа, Притчу о десяти талантах: «Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал Он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно также и получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего. По долгом времени приходит господин рабов тех и требует у них отчета. И подошед получивший пять талантов, принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал; и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое. Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я пришел получил бы мое с прибылью; итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму кромешную: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит.» [Мф. 25:13-30]

Бог наделяет нас талантами по силам. Но отдавать деньги под проценты, в рост, торгующим, причем наименьшую ее часть, Бог дозволяет лукавым и ленивым, не могущим применить их в деле.

Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин гениально описал экономическую модель современной цивилизации, по которой она развивалась последние двести лет за исключением тех стран, где проводился коммунистический эксперимент или действовали законы шариата. Думаю, что каждый православный предприниматель за рамками школьной программы с помощью гениальных стихов сможет найти свой простой продукт, обеспечив жизнь и богатство государства. Простой продукт создают менеджеры и предприниматели, и их трудами достигается мощь и величие государства в его самых амбициозных проектах.

Я далек от мысли призвать всех православных предпринимателей отказаться от прибыли. Прибыль - не только источник дохода предпринимателя. Прибыль - не только та часть дохода, с которой платятся налоги. Прибыль - не только источник внутренних инвестиций предпринимателя, обслуживающих внешние инвестиции. Прибыль - не только экономическое понятие, но и бухгалтерское. Поэтому прибыль как понятие необходимо использовать при инновационном и инвестиционном проектировании. Прибыль необходимо использовать как показатель одной из трех функций управления - контроля, после планирования и организации. Но прибыль ради прибыли, деньги ради денег не могут и не должны быть миссией предпринимательской деятельности православного человека.

Наблюдаемые нами финансовые кризисы XIX-XXI веков не что иное, как кризисы ветхозаветного ссудного капитала, когда деньги ссужаются под проценты, обслуживающие другие проценты и т.д. У ссудного капитала появилась разновидность - финансовые рынки, на которых, так или иначе, продают чужие долги. С сожалением приходится констатировать, что от процентов с ссудного капитала начинают страдать не только предприниматели, но и государства. Под финансовые кризисы попадают такие православные страны, как Греция и Россия. Бог создал православного человека для дела, а ссудные проценты лишь умножают ленивых и лукавых людей, когда «делать» деньги можно, лишь их ссужая или занимая, вкладывая под другие, более высокие проценты.

У приведенных в этой главе цитат из Танаха и Корана более широкие задачи, чем просто проиллюстрировать отношение к ссудному капиталу. Православные отличны от других христиан тем, что они на протяжении столетий в мире и дружбе прожили с представителями других религий. Знание и понимание их религиозно-культурных особенностей стало сильной стороной русского народа. По окончании богоборческих времен появляются не только православные, но и мусульманские, иудейские предприниматели, предприниматели-атеисты. А культура ведения бизнеса, ведения переговоров и заключения сделок за прошедшие девяносто лет оказалась практически полностью утрачена. Обычаи делового оборота оказались большей частью заимствованными из переводных учебников по менеджменту и предпринимательству. Достаточно много появилось предпринимателей - атеистов, изучавших экономику по трудам К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ульянова (Ленина) и преследующих исключительную цель - получение прибыли. Они, не ведающие понятия греха, для православного предпринимателя, руководствующегося принципами христианской любви к ближнему, наиболее опасны и требуют особой аккуратности в ведении дела и оформлении документов.

Коммунистическая идеология при всей ее классовой борьбе с «эксплуататорами» трудового народа, религией, однако сумела подменить великую цель народов Российской Империи «Москва - третий Рим» и в некоторых областях добилась более чем внушительных результатов. Однако помимо дворцов и храмов не меньше, а пожалуй, больше всего пострадала православная семья.

Православный предприниматель, наделённый харизмой [5] - Божьим Даром, является источником внимания для окружающих. Лидером для своих работников. Примером для подражания и поводом для обсуждения у местного сообщества. Как нельзя быть предпринимателем только в рабочее время. Как нельзя быть православным только по выходным и праздникам. Так нельзя быть примерным семьянином только дома. Семья - понятие экономическое.

 

Примечания:

1. Александр Сергеевич Пушкин. Евгений Онегин. Собрание Сочинений в десяти томах. Том четвертый. Государственное издательство Художественной Литературы. Москва, 1959.

2. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Глава 25. "Собрание законодательства РФ", 07.08.2000, N 32, ст. 3340

3. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 13 октября 2003 г. N 91н «Об утверждении методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств». "Российская газета", N 250, 10.12.2003

4.Экономический глоссарий

5. Русско-греческий тематический словарь. М.: Ти энд Пи Букс Паблишинг, 2010. 384 с.

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

21. Re: Прибыль и ссудный капитал

Конкуренция качества - это мастодонт, который всем известен тем, что он вымер. (с) И тут все кофеманы засмеялись, ведь чашка кофе стоит в сетевых кофейнях примерно одинаково, но вот качество приготовления (как и скорость) сильно различаются.
рудовский / 13.06.2012, 21:15

20. Ответ на 17., Андрей Карпов:

Это не конкуренция качества

А чего же? Добавление функционала позволяет держать цену.

В конечном итоге покупатель за ту же цену, сейчас приобретает гораздо более совершенный и производительный комп: лаптоп, который в 1995 году мог позволить себе только миллионер, сейчас имеет почти любой студент. Аналогично дело обстоит и с другой техникой. Что касается космоса, то несколько недель назад призошел качественный прорыв: частная американская компания доставила гуз на МКС (и обратно) своим собственным космическим аппаратом. Так что мечты фантастов о космическим "ковбоях" еще имеют шанс осущесывиться.
Субъект / 13.06.2012, 19:51

19. Ответ на 16., Андрей Карпов:

Бойкоты - это в духе "гражданского общества", но к сути капитализма никакого отношения не имеют.

Почему не имеют? Этическое ведение бизнеса стало реальным фактором конкуренции. Капиталист решает такую проблему через отправку бойкотируемого товара на развивающиеся рынки, в целом погоня за прибылью не страдает.

Страдает: даже "отправка" на развивающиеся рынки - это как минимум дополнительные издержки. Кроме того, рынок стал глобальным, информация сейчас легко доступна всюду. И иформированные потребитель на "развивающемся рынке" тоже становится чувствительным к этическим критериям.
Субъект / 13.06.2012, 19:44

18. Re: Прибыль и ссудный капитал

Прибыль - не только источник дохода предпринимателя.

Как может быть прибыль источником дохода, если она – его часть? Может, источник накоплений? У Пушкина в черновом варианте вместо «простой продукт» было написано: «Когда … кредит имеет» (ПСС. М., изд-во «Воскресенье», 1995 г., т. 6, с.220 (переиздание ПСС АН СССР 1937 г.).
_Ольга_ / 13.06.2012, 19:37

17. Ответ на 13., Субъект:

каких инноваций? Для чего инноваций? Разных. Для улучшения качества и расширения свойств продукции, для снижения издержек.Давайте вспомним фантастику 50-х. Как легко человечество обустраивало Землю и перемещалось по Вселенной... И что? Далеко не вся фантастика реализуется в реальности, тем более - при нашей жизни, тем более - так, как ее мыслили писатели. В той же фантастике того времени компьютеры, помогавшие бороздить Вселенную были как правило огромными шкафами. А обустройство Земли там предполагалось далеко не быстрым.Конкуренция качества - это мастодонт, который всем известен тем, что он вымер. С чего вы взяли, что он вымер?Конкуренция качества предполагает стабильность цены, в результате потребитель выбирает более качественный продукт за ту же цену. Это - ситуация, которая м.б. нарисована в теории, но нереализуема на практик Простейший пример: цена компьютера-лаптопа средних параметров остается на протяжении 20 лет примерно $800-1200. Однако, сейчас вы можете за эту цену купить такой лаптоп, которого 15 лет назад просто не существовало (даже в проекте).

Это не конкуренция качества. За это время издержки производства подобных лаптопов значительно упали. Добавление функционала позволяет держать цену.
Андрей Карпов / 13.06.2012, 19:31

16. Ответ на 12., Субъект:

Бойкоты - это в духе "гражданского общества", но к сути капитализма никакого отношения не имеют. Капиталист решает такую проблему через отправку бойкотируемого товара на развивающиеся рынки, в целом погоня за прибылью не страдает.
Андрей Карпов / 13.06.2012, 19:29

15. Re: Прибыль и ссудный капитал

То что русские купцы были еще те плуты свидетельствует П.Н. Мельников чиновник по особым поручениям МВД в 30-40 гг. 19в. Тогда он облазил все Верхнее Поволжье. Свои впечатления изложил в романах "В лесах", "На горах". Хоть там поминаются в основном старообрядцы, но наши единоверцы недалеко от них ушли.

14. Re: Прибыль и ссудный капитал

Но отдавать деньги под проценты, в рост, торгующим, причем наименьшую ее часть, Бог дозволяет лукавым и ленивым, не могущим применить их в деле.

. Братья Рябушинские выразили бы протест.
_Ольга_ / 13.06.2012, 19:14

13. Ответ на 10., Андрей Карпов:

каких инноваций? Для чего инноваций?

Разных. Для улучшения качества и расширения свойств продукции, для снижения издержек. Давайте вспомним фантастику 50-х. Как легко человечество обустраивало Землю и перемещалось по Вселенной...

И что? Далеко не вся фантастика реализуется в реальности, тем более - при нашей жизни, тем более - так, как ее мыслили писатели. В той же фантастике того времени компьютеры, помогавшие бороздить Вселенную были как правило огромными шкафами. А обустройство Земли там предполагалось далеко не быстрым. Конкуренция качества - это мастодонт, который всем известен тем, что он вымер.

С чего вы взяли, что он вымер? Конкуренция качества предполагает стабильность цены, в результате потребитель выбирает более качественный продукт за ту же цену. Это - ситуация, которая м.б. нарисована в теории, но нереализуема на практик

Простейший пример: цена компьютера-лаптопа средних параметров остается на протяжении 20 лет примерно $800-1200. Однако, сейчас вы можете за эту цену купить такой лаптоп, которого 15 лет назад просто не существовало (даже в проекте).
Субъект / 13.06.2012, 19:08

12. Re: Прибыль и ссудный капитал

Между прочим, на "бездуховном" Западе нравственные требования уже стали бизнес-фактором, когда, например, потребители бойкоритуют продукцию компаний, использующих особо вредные для нащей среды обитания технологии. Этика бизнеса стала фактором маркетинга. Компании рекламируют свои неэкономические ценности, этические кодексы и хартии социальной ответсвенности.
Субъект / 13.06.2012, 18:56
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Виктор Сергеевич Ерастов
«Профессионалам» русской культуры, не знающим отечественной классики
Богатство современного русского языка позволяет крайне широко трактовать понимание того, что означает сделать интерпретацию «по мотивам»
12.03.2015
70-летие ликвидации Сарапульской епархии
Экскурсия по памятным местам, связанным с жизнью и служением Сарапульских епископов
18.11.2013
Снова о «Страстях по Чапаю»
Шаблоны современного кинематографа
28.02.2013
Все статьи Виктор Сергеевич Ерастов
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Фромназарет
13.11.2024 15:21
«Столыпин» без Столыпина
Новый комментарий от Рабочий
13.11.2024 14:34
Царь Иоанн Грозный не виновен в смерти святителя Филиппа
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
13.11.2024 13:57
Русскому человеку нужно одуматься и покаяться
Новый комментарий от Русский танкист
13.11.2024 13:54
Два полюса украинского Православия
Новый комментарий от Сергей из НН
13.11.2024 13:31
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
13.11.2024 13:24
Церковные дела в Германии
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
13.11.2024 12:02