Часть 1
Ведущий: Весь прошлый год был переполнен в средствах массовой информации (главным образом, в светских) некоей истерией о том, что год наступающий - это год конца света. Как Вы относитесь к такого рода информации? Может быть, какие-то смущения есть у православных людей наших, мощная была волна, что это последний год существования человечества?
О. Кирилл: Наша община, как известно, занимает антиглобалистскую позицию, давно это известно, давно на слуху. Сейчас у нас определенные сложности возникли в связи с перерегистрацией. Тем не менее, нам свойственна трезвенность в этих вопросах. Что касается назначения сроков конца света, мы знаем из Св. Писания, что о дне и часе том никто не знает. Признаки известны, но сроки назначать - это дело ненужное. Нужно жить так, как будто любой год, день и даже час может быть последним для нас и соответственно бодрствовать, не поддаваться всяким искушениям. Что касается итогов года. Конечно, мне ближе церковный аспект, хотя практически ежедневно мои помощники с десяти сайтов снимают объемный материал о важнейших событиях в мире. Что касается церковного аспекта. Прошедший год был очень насыщен событиями. Собрание московского духовенства, прошедшее как обычно в конце декабря месяца в храме Христа Спасителя, было очень плодотворным, проходило динамично. Святейший Патриарх подвел впечатляющие итоги года. Собрание проходило очень живо. В прошлые годы приводилась статистика, которая в общем-то имеет справочный характер. Патриарх в своем докладе этот материал разместил в подстрочнике и привел только основные цифры. 850 единиц - храмов, монастырей, подворий имеется в нашем стольном граде. Дай Бог эту цифру запомнить. На этом собрании выступали и другие: архиереи и священники. Патриарх в конце собрания отвечал на вопросы. Было очень ценно, что были ответы на вопросы, которые волнуют московское духовенство.
Еще одна цифра запомнилась, озвученная на этом собрании - о том, что за прошедший год 23 новых епархии появились в нашей Церкви на территории Российской Федерации, и 3 епархии вне ее, итого 26. В самом конце декабря был двухдневный Синод, на котором были образованы Тверская, Новгородская, Архангельская, и Новосибирская митрополии и еще больше епархий. Итого их значительно более 30-ти. Получается, что в месяц возникало по 3 новых церковных образования. Большие епархии стали делить на 2, а то и на 3 части чаще всего. На территории Тверской области, например, появились епархии с центрами во Ржеве и в Бежецке. Это процесс оправданный, закономерный и он должен привести к более плодотворным итогам церковной работы. Еще какие события запомнились за прошедший год? Для меня было очень важным заседания Синода, на котором было принято решение повсеместно открывать храмы, молитвенные дома, комнаты, устанавливать поклонные кресты и вокруг этих мест организовывать церковную жизнь мирянским чином т.е. сами миряне за неимением пока еще возможности священнику быть в этих местах, должны, пользуясь пособиями, например, которые издавал Данилов монастырь, вычитывать то, что можно делать мирянину по уставу, какие-то поучения прочитывать и тем самым эти люди, живущие в таких населенных пунктах, не имеющих постоянно действующих храмов, они не будут оторваны от соборной молитвы всего нашего народа.
Я как то пофантазировал: допустим, я благочинный где-нибудь в глубинке России - в Ярославской или Костромской области. Иду на службу в воскресный день, к 8-ти или 9-ти часам утра, под колокольный звон, и мою душу греет сознание того, что в это же самое время во всех населенных пунктах благочиния, где в домике, где в руинированном пока еще храме, где у поклонного креста, призываемые, где в колокол, а где, может быть, в рельсу, идут, тянутся струйки людей, чтобы быть на молитвенном предстоянии Богу в воскресный день. На эту тему еще в 90-е годы у меня была докладная записка на эту тему, переданная тогдашнему управляющему делами Московской Патриархии митрополиту Воронежскому Сергию. Было очень приятно, что через несколько лет эта идея нашла отклик. Очень важно отметить, что начала реализовываться программа строительства 200-х храмов в Москве. Были озвучены некоторые данные в этой связи на собрании - о том, что более 20-ти участков уже выделены в Москве для строительства этих храмов. На Дубровке, где произошел известный теракт, там завершено, как я понял, строительство храма в честь свв. Кирилла и Мефодия - первого храма в честь этих угодников Божиих в нашем стольном граде. Наша община причастна к этим планам, к одной из точек, где намечено строительство храма- в Новопеределкино. Мы были приглашены руководством народного штаба по поддержке строительства 200-х храмов. В принципе, эти земельные участки являются бесхозными. И то, что, допустим, там сейчас есть автостоянки или еще как-то они используются эти земельные участки - все это не оформлено, поэтому Патриархия имеет полное право на то, что предоставлено городскими властями, доводить до конца.
Ведущий: То есть чей-то материальный интерес затрагивается.
О.Кирилл: Несомненно, что есть такой подтекст. Еще бы я сказал, что лично для меня прошедший год был важен тем, что я, вместе с членами своей общины, имел возможность неоднократно совершать молебны по старому обряду не только в нескольких храмах столицы, но и на своей малой Родине в Донбассе, на родине отца в Воронежской области, у мощей Святителя Тихона Задонского. Служил также эти молебны в Грузии, на Афоне и на Синайской горе. Хотел бы еще отметить, что прошедший год знаменовался повышенной активностью на Украинском направлении. 5 визитов Святейшего Патриарха было совершено на Украину, в частности, на Буковину. Впервые Патриарх посетил Луганскую епархию. Впервые в эту поездку был приглашен Патриархом и я, принимал участие в совершении литургии на центральной площади г. Луганска. Там будет строиться кафедральный собор. Важной была поездка Патриарха в Сирию. В принципе это традиционные визиты новоизбранного Главы Церкви в братские Поместные Православные Церкви. Святейший Патриарх посетил Сирию в трудную минуту- все мы знаем о тех событиях, которые проходят там. Он поддержал тамошних православных.
Мы знаем из Писания, что здесь, в Антиохии, верующие во Христа впервые были названы христианами. Хотелось бы, чтобы такая проблема, как совершение крещения, которое согласно канонам должно совершаться полным погружением, чтобы эта проблема более активно решалась. Многое уже сделано. Отрадно, что в Московском Патриархате мы видим эту тенденцию, в отличии от непризнанного Киевского Патриархата. Помню, в беседе с главой этого образования, услышал такие слова: мы православная церковь с обливательным крещением. Ну это, конечно, нонсенс. Это очень важный вопрос, эта одно из тех средостений, на которые обращают внимание представители старой веры, старообрядцы. Если коснуться общественного аспекта, то можно вспомнить, например, попытку косовских сербов получить Российское гражданство, впрочем, не теряя своего гражданства. Хочу напомнить, что 15.февраля отмечается День Сербской государственности. В этот день косовские сербы намерены громко заявить о своих правах, о своих проблемах. О вступлении в ВТО достаточно почитать подборку публикаций на Русской Народной линии, о том какие негативные последствия ожидают нас. 4 декабря на праздник Введения у нас были выборы. В принципе я никогда ничего не предписывал своим прихожанам как им поступать в вопросах принятия или непринятия современных документов с глобалисткой символикой, номерами, и т.д., так же как и об участии в общественной жизни. В этот день я с несколькими членами общины нашего храма был в одном московском храме, где мы молились о Русских патриотах, которые по обвинению в нарушении 282 -й,«русской» статье, находятся в узах. Мы сугубо помолились о них и о тех кому грозит участь так же попасть в места не столь отдаленные. Я имею ввиду сопредседателя Союза Православных братств, руководителя главу Союза «Христианское возрождение» Владимира Николаевича Осипова.
Вот еще: так называемая «Арабская весна», прокатившая по ряду стран Арабского Востока: Египет, Тунис, Йемен, Ливия. Для проживающих здесь христиан эти события имели негативные последствия. Об этом было сказано и в заявлении Владыки Иллариона и самого Святейшего Патриарха. Вот недавно потребовали египетские имамы, чтобы телевидение коптов прекратило свое существование. Дмитрий Рогозин поставлен у нас на ВПК( военно-промышленный комплекс), в то время как Сурков переведен из Администрации Президента в аппарат Правительства вице- премьером по модернизации- интересное примечательное событие. Я тут мельком как-то посмотрел пару раз выступления на этнографическом празднике, где показаны танцы народов, проживающих на территории России. Удивило, что ведущим был Михаил Ефимович Швыдкой. Знаете, как-то несколько искусственно смотрелось его руководство, его реплики, его представления на этом празднике. Я не удивлюсь, что если в одной из ближайших подобных передачах Михаил Ефимович появится в косоворотке, а рядом с ним ведущая, подобная ему...в сарафане. Вот такие метаморфозы можно наблюдать в нашей жизни.
Ведущий : Мы к старообрядчеству переходим. Да, Батюшка? Вот давайте начнем беседу с вопроса о том, откуда у Вас лично взялся такой столь пристальный интерес к старообрядчеству? И почему Вы так искренне ратуете, если так можно выразится, за наполнение нашей церковной жизни обрядами, обрядовой стороной старообрядческого периода нашей Церкви?
Отец Кирилл: О том, как у меня появился такой интерес, я подробно пишу в 1-ой части своих воспоминаний. Я уроженец Донбасса и в Луганской области, где я родился, единственный старообрядческий храм был в поселке Городище Перевальского района откуда я родом. Там живут мои родственники, я к ним приезжал. Мой приход к Церкви произошел где-то в 13 лет. Параллельно он сопровождался соприкосновением с миром старообрядчества. Во-первых, это книга Катунского из серии «Современные религии»- «Старообрядчество» - так она называлась. Помню, учась в средней школе проштудировал всю эту серию. Когда я впервые стал посещать храм в нашем районном центре в городе Алчевске, сейчас, кстати, правящий Архиерей, Митрополит Иоаникий, носит титул Луганский и Алчевский, меня поразила неотмирность атмосферы в храме. То есть вокруг суета шум, а там, внутри храма тишина, мерцание лампад, благоухание ладана. Кстати, это был неповторимый запах из моего церковного детства, больше я никогда не встречал его в последующей своей жизни. Какой-то непередаваемый такой запах, запомнившийся на всю жизнь.
Ведущий: А у Вас, батюшка, среди родственников были старообрядцы или это Ваш личный такой порыв?
О. Кирилл: Нет, никого не было. Мой отец родом с Воронежской области, которая стала заселяться в Петровскую эпоху выходцами из разных российских губерний. В одно время у меня было предположение, что выходцы отца из Орловщины поселились на свободных Воронежских землях, будучи вынужденными это сделать по причине преследований за старую веру. Это предположение питало наименование сел, которые они образовали, например, Ерышевка. «Ершистые люди»- так можно сказать о старообрядцах - такие бывают их в среде. Никаких, однако, памятников материальной культуры в виде литых восьмиконечных крестов, очень старых икон в этой Ерышевке, где наша община дала толчок в возрождению местного Казанского храма, не было обнаружено. Кстати, на Воронежской земле мы дали импульс к возрождению 12 сельских храмов, установили 13 поклонных крестов, открыли два молитвенных дома. Так что корней у меня нет, только чтение книг, встречи, личные наблюдения и впечатления. Вот в прошлом году, Сергей Николаевич, исполнилось 460 лет Стоглавому Собору. Он проходил в 1551 году в правление молодого Иоанна Грозного при Митрополите Макарие, который был канонизирован нашей Церковью в год1000 летия Крещения Руси. На этом Соборе была упорядочена церковная жизнь: 100 глав, 100 пунктов решений было принято-отсюда название «Стоглавый Собор».
Вопрос слушательницы о старообрядцах: находятся ли они в лоне Церкви? И как батюшка относится к Патриарху Никону: достоин ли он быть причислен к лику святых?
О. Кирилл: Что касается первого вопроса, то общеизвестна вещь, что в большинстве случаев каждая конфессий, считает себя единственной исключительной. Мы входим в лоно Православной Церкви, являемся членами одной из одной 16-ти Поместных Церквей, образующих собой Вселенскую Православную Церковь. Старообрядцы, в свою очередь считают, что они обладают полнотой церковности. Что касается Патриарха Никона, то на мой взгляд, мягко говоря таких оснований нет. Какими бы не были благими его побуждения для проведения реформы, мы ведь судим по результатам, не так ли? А результат печальный: большое количество не самых плохих русских людей не приняли эту реформу и подверглись репрессиям. Рана церковного раскола кровоточит на теле нашей Церкви до настоящего времени. К тому же почитайте текст официального обвинения Никону, подписанный патриархом Иоакимом. В этом документе перечисляются факты поведения Никона, противоречащие моральным нормам. Вообще эти вопросы глобальные, я бы на более простой уровень предложил бы снизойти, а именно: если в отношениях между нами возникли серьезные средостения, приведшие к разделению, то нужно разбираться, почему это произошло? Надо начать, в конце концов систематический разговор, хотя бы с истории вопроса - а с чего все начиналось? Как относиться, например, к епископу Коломенскому Павлу, репрессированному за несогласие с реформами? Если Аввакум и иже с ним были сожжены за «великие хулы на царский дом», т.е. за политические преступления, то, может быть, потомкам дома Романовых раскаяться за такую зверскую форму репрессий и тем самым показать пример церковным инстанциям? А потом, если в церковных верхах все колеблются и никак не решаются выразить сожаления, покаяния за гонения, может быть, начать снизу этот процесс - как в частных исповедях, так и в общих - скажем, приходам и монастырям в Прощенное воскресенье? Именно так поступила наша община несколько лет тому назад. Вообще, я всегда был пессимистом в отношении перспектив восстановления единства со старообрядцами. Это, конечно же, не означает, что ничего не нужно делать. Ясно одно, что если бы это каким-то чудом произошло на твердом основании верности церковной правде без всякого давления и хитромудростей, небеса бы ликовали, и это стало бы мощнейшим импульсом к нашему возрождению.
Ведущий: Батюшка вот Вы так достаточно настойчиво говорите о возрождении двуперстия, вот в частности в церковном обиходе, не приведет ли это к каким-то нестроениям, расколу внутри церковной жизни, если это начнется повсеместно внедряться и т.д.?
О. Кирилл: Огромная масса наших прихожан совершенно в этом вопросе не ориентируется, да таких немало и среди духовенства и архиереев. Для них теоретически все равно, как креститься, и, стало быть, копья ломать не стоит. Есть, конечно, такие, которые считают, что двоеперстие - это заблуждение, чуть ли не ересь, что реформа патриарха Никона устранила невежество и привела наш богослужебный уклад в соответствие с изначальными образцами, с тем, как крестились во всем православном мире. Это неверно. Давно этот штамп опровергнут православными же исследователями, такими, например, как профессоры Московской Духовной Академии Каптерев и Голубинский. Повсеместное и изначальное распространение двоеперстия мы видим и в Греции, и в Риме с Венецией, на Афоне, не говоря уже о России. Так, например, на всех иконах, приписываемых кисти евангелиста Луки, персты Младенца Христа сложены двоеперстно. Двоеперстие мы видим: на бронзовой статуе Христа в храме апп. Петра и Павла в Риме, на мозаиках Равеннской церкви Апполинария Нового (VI век), на мозаичном изображении «Сошествие Святого Духа на апостолов» в одном из куполов Софийского храма в Константинополе (тоже VI век), на Корсунской иконе Божией Матери, написанной всего лишь через пять лет после крещения Руси на мозаичной иконе в Венеции в храме св. ап. Марка (XI век) и над главным входом в собор в Монреале (XIII век), на Петровской иконе Божией Матери в ризнице Троице- Сергиевой Лавры (XIV век), на изображении преподобного Сергия Радонежского на окладе Евангелия (1392 год).
Стоглавый Собор 1551 года даже оградил клятвой употребление двоеперстия в перстосложении. Кстати, текст этой клятвы почти дословно взят из древнегреческого потребника.
О двоеперстии пишет первый всероссийский патриарх Иов в послании к грузинскому митрополиту Николе. Когда я в 90-е годы опекал собор Василия Блаженного, то всегда обращал внимание на старинный образ Блаженного Василия в иконостасе с рукой, вознесенной с двоеперстием для крестного знамения.
В Малороссии реформа, подобная никоновской, была проведена без каких-либо потрясений при митрополите Петре Могиле (30-40-е годы XVII века).
Однако еще в 20-х годах XVII века в известных авторитетных книгах, изданных в Киеве, говорилось о двоеперстии («Книга о вере», «Большой Катехизис» и др.). Кстати, воссоединение с Малороссией тоже повлияло на проведение никоновской реформы - с целью стандартизации Богослужебных обрядов в едином государстве. То есть просматривается такой имперский подтекст, когда церковная правда приносится в жертву политическим соображениям. Двоеперстие мы видим на мощах св. благоверной княгини Анны Кашинской и прп. Ильи Муромца. В то же время в пользу троеперстия мы не встречаем практически ни одного авторитетного свидетельства.
Двоеперстие даже чисто визуально, самим своим торжественным видом привлекает сердца. Я уже не говорю о богословском содержании: здесь и Троица изображается, так как дело нашего спасения - совершено Богом Единым в Троице славимом. Отец благоволил послать Сына на крестные страдания, Сын искупил нас на кресте, а Дух Святой усвояет нам искупительные плоды Жертвы Христовой. Но распят был Христос, а не Троица. Не логичнее ли поэтому именно два перста, знаменующих Богочеловека, налагать на чело? Обратите внимание на то, что на иконе Божией Матери «Державная» персты Младенца Христа сложены тоже двоеперстно. Пора бы прекратить разнобой, когда один и тот же святой разными иконописцами изображается то с двоеперстием, то с так называемым имясловием. Вот, только что просмотрел видеофильм о выдающимся подвижнике XX века старце Сампсоне. Была показана икона старца с двоеперстием.
Ведущий: Упоминают прп. Серафима Саровского, который говорил о связанности на том свете тех, кто крестится двоеперстно.
О. Кирилл: Пару лет тому назад мы совершали паломничество в Дивеево. Помню, благочинная долго не отпускала нас, всё просила петь еще и еще по старым текстам древними распевами.
Есть несколько вариантов объяснения по поводу отношения прп. Серафима к этому вопросу. На мой взгляд, все они имеют право на существование. Это и вариант позднейших вставок в житие в духе официальной линии, также, как массово замазывали двуперстное благословение на старых фресках и иконах и изображали имясловное (заплаты до сих пор видны).
Не безпочвенны и предположения о криптостарообрядчестве прп. Серафима, т. е. о его тайном сочувствии древнему благочестию, о чем пишет Б. П. Кутузов. В самом деле, как можно было в первой трети XIX века в обычном монастыре так просто носить «старообрядческую» полумантию и древнерусскую лестовку? Не было ли это внешним выражением его внутреннего положительного отношения? Резонно предположить, а не за это ли во многом были гонения на старца? А потом, мог ли прп. Серафим, допустим, говоря о связанности на том свете крестящихся двоеперстно, иметь в виду верных чад Церкви, придерживающихся старого обряда в ее лоне уже с 1800 года? И, наконец, опять напомним, что в любом случае соборная позиция выше частного мнения, каким бы авторитетным лицом оно не было бы высказано. Кстати, в нашем храме есть икона прп. Серафима дореволюционного письма с двоеперстием.
Когда говорят о смущении в связи с высказываниями людей, которых Церковь канонизировала, то я спрашиваю: «А как же недавно канонизированный митрополит Филарет (Дроздов), который освятил несколько десятков единоверческих церквей, утверждавший, что на тех, кто вошел в лоно Церкви на правах единоверия, клятвы не распространяются? А свщмч. Вениамин, опекавший единоверческие церкви Петроградской митрополии, будучи викарным епископом? А св. Патриарх Тихон, рукоположивший первых четырех епископов для единоверцев? А единоверческий епископ Симон (Шлеев), прославленный и Зарубежной Церковью, и Московским Патриархатом как новомученник? А единоверческий благочинный Московской епархии прот. Константин из Богородска (нынешнего Ногинска) - тоже новомученник?
На мой взгляд, сейчас прежде всего необходимо покаяние. Это первое, что нужно сделать безотлагательно, как это сделала Русская Зарубежная Церковь на своем Соборе в 2000 году. Смотрите, что получается, репрессированы многие тысячи ревнителей древнего благочестия. Есть безспорные документы о причастности духовных лиц официальной Церкви к этим гонениям. Довольно свирепые гонения были в правления царевны Софьи и Анны Иоанновны, Николая I, я уже не говорю о Петре I. С правления Екатерины II и затем Павла I происходил процесс постепенного пересмотра отношения к древнерусскому богослужебному укладу, как к имеющему серьезные искажения. Синод РПЦ в 1929 году упразднил ужасные клятвы на старые обряды. Собор 1971 года это решение утвердил. И вот теперь старообрядцам говорят - давайте брататься, присоединяйтесь, чего Вам еще не хватает.
Как же так? Пролились потоки крови тех, кто был против сомнительной никоновской реформы, внедрившей латинское влияние в наш церковный организм, «западный струп», по словам еп. Игнатия (Брянчанинова). Противников реформы, отстаивавших родное благочестие, пришедшее к нам из Византии вместе с крещением, называли раскольниками, еретиками, преступниками. Отрубали пальцы за двуперстное крестное знамение, вырывали ноздри, четвертовали и т. п., а теперь говорят - ошибка, мол, вышла, смотрели де несколько узко, односторонне, можно и так, и так молиться. Тогда из-за чего сыр-бор, за что столько людей русских погибло? Когда сейчас говорят, не будем, мол, копаться в прошлом, давайте дружить - это мне напоминает ситуацию, когда поссорились два соседа, один другого оскорбил и избил, а потом говорит: забудем, давай дружить. Будет ли такой подход плодотворным? Не нужно ли сначала попросить прощение и примириться? Это было бы очень серьезным шагом вперед, способствовало бы «разрядке напряженности», ослаблению «посттравматического шока» от жестоких гонений, который передается на генном уровне. А далее, безусловно, нужно возвращаться к дониконовскому богослужебному укладу во всей его полноте. Возьмите, например, Псалтырь. Современные исследователи (Кутузов, Смирнов и др.) сравнивали редакцию старой Псалтыри с новой и почти в 100 процентах случаев они отдают предпочтение старой редакции.
Казалось бы, какая разница сугубить аллилуию, т. е. петь ее два раза или три. Ну вот, смотрите, что получается. Сугубая аллилуия утверждена Стоглавым Собором 1551 года на основании видения прп. Ефросином Псковским Богоматери, повелевшей ему так поступать и запретившей петь по иному. Мало того, что за сугубой аллилуией авторитет канонизированного святого, есть еще и соборное утверждение.
А что делают участники Большого Московского Собора 1666-1667 годов, среди которых не было ни одного святого, зато были проходимцы типа Газского митрополита Паисия Лигарида? Они налагают ужасные клятвы на наше древнее благочестие, упраздняют ряд решений Стоглавого Собора, принятых, якобы, по нерассудительности и невежеству. Дошло до того, что прп. Ефросина Псковского деканонизировали в 1683 году, как и св. прп. Анну Кашинскую. Кстати, один из архиереев-новолюбцев разгибал персты мощей святой, сложенные двуперстно, пытался сложить их троеперстно, но они упорно складывались по-прежнему. Тогда решили упразднить канонизацию святой. И смех и грех! Вот еще, например, Символ веры. В седьмом его члене, например, там, где говорится о Царстве Христовом. В старой редакции было: «Его же Царствию несть конца», т.е. в настоящем времени, а в новой редакции звучит - «Его же Царствию не будет конца» - то есть, так же, как и у католиков - в будущем времени. Это изменение вносит двусмысленность, позволяющую полагать, что вечное Царство Христово с его воплощением, искупительной жертвой на Кресте и Воскресением еще не наступило, но лишь наступит в будущем. Это, кстати, перекликается с иудейским представлением, что мессия еще придет в мир и воцарится в нем. В восьмом члене - опустили слово «Истинный» в приложении к Духу Святому. А ведь Сам Христос прилагает это слово к Духу Святому (Ин.14.17). Ведь это слово подчеркивает равночестность Святаго Духа с другими Лицами Святой Троицы. Вообще при сравнении старого и нового текстов возникает ощущение, что книги « исправляли» только ради того, чтобы в них все стало не так, как было раньше. Патриарх Никон так и говорит Арсению Греку (правщику книг), воспитаннику иезуитской коллегии в Риме, чтобы тот правил книги «как-нибудь, лишь бы не по-старому», чем тот и занимался.
Или вот такая деталь, как печать на просфоре. До реформы печать несла в себе всю информацию о Спасителе: о том, что Он Царь Славы, Сын Божий, Спаситель рода человеческого, Помазанник Божий. Что Он был распят, воскрес, победил смертию смерть. После реформы печать стала другой, ничего не говорящей о Христе распятом и воскресшем. Факт ухудшения налицо.
Вопрос слушательницы: Выступая на радио «Радонеж», в беседе с Н. Карташевой Вы говорили о преп. Серафиме Саровском: «Если он нас не чтил, то и мы его не чтим». В этом ответе, конечно, есть гордыня.
О. Кирилл: Я хочу напомнить что наш приход церкви св. Николы на Берсеневке является старообрядным приходом Московского Патриархата. Мы имеем официальное благословение Патриарха на практикование старого обряда в Богослужении нашего храма. Что касается Вашего утверждения, что мною якобы так было сказано о преп. Серафиме, то могу определенно сказать, что таких слов я не говорил. В нашем храме имеется икона преп. Серафима с двоеперстием, кстати дореволюционного письма. Мы вполне почтительно относимся к этому угоднику Божию.
Ведущий: А в процентном соотношении вот сейчас старообрядцы какое место занимают в России? Сколько вообще их?
О. Кирилл: Как известно, примерно 1/3 жителей Московского государства не приняли церковных реформ в 17 веке. Пред революционная официальная статистика такова: в Российской империи жило по миллиону с лишним старообрядцев-поповцев и безпоповцев. На самом деле - умножай на порядок больше. Сейчас фигурирует цифра в один миллион старообрядцев, живущих на территории России, Украины, Белоруссии, Молдавии, Румынии, США, Австралии, в странах Латинской Америки и т.д.
Ведущий: Спаси Господи. Мы вернемся к теме старообрядчества наверное уже после Рождества. Если Бог даст мы встретимся в этой студии и сделаем еще одну передачу. Еще раз всех Вас, дорогие братья и сестры, поздравляем с праздником Рождества Христова и желаем всем самого наилучшего.
Часть 2
Ведущий: Знаменитый поэт серебряного века Н. Клюев тяготел к старообрядчеству. О нем известно, что он поддерживал большевизм, рассматривая его как прорыв народной воли, как силу, свергнувшую немецкое романовское иго, возвращение к истокам. Есть мнение, что старообрядцы в своем большинстве поддерживали эту идею. Конечно, имеется в виду большевизм не Троцкого и Каменева, а такого национального типа. Что Вы думаете по этому поводу?
О. Кирилл: В прошлый раз, завершая разговор о старообрядчестве, Вы, Сергей Николаевич, подняли вопрос об отношении старообрядцев к монархии, их участии в различных народных движениях, крестьянских восстаниях и т.д.
Ведущий: Да, может быть, их участие было результатом накопленной обиды, несправедливости по отношению к ним, что привело к такому выплеску.
О. Кирилл: В принципе, они монархисты. Например, они чтут Михаила Романова, как последнего царя, пребывавшего в благочестии - так они говорят. Сама идея монархизма не отвергается ими. Живя в Российской империи, они испытывали разное отношение к себе со стороны правящих монархов. Их положение при Екатерине II, Павле I с одной стороны, и при Николае I существенно отличалось. Я уже не говорю о Николае II, при котором в 1905-м году вышел указ о веротерпимости. Период с 1905 по 1917 годы называют «золотым веком старообрядчества». Тогда старообрядцы построили сотни храмов, издавали газеты, выступали их знаменитые хоры и т.п. Вы говорили о Клюеве, о национал-большевистской тенденции, а я хотел бы копнуть поглубже. Вот, например, Разин, крестьянская война под его руководством. Это приводится в качестве доказательства антимонархических настроений среди старообрядцев. Вы знаете, а вообще-то точно неизвестно, был ли Разин старообрядцем. Да, на его стороне воевало немало, например, казаков, не принявших никоновских реформ. Очевидно, что главными мотивами у восставших были социальные. Что еще немаловажно - это обращение бунтовщиков к патриарху Никону стать знаменем восстания. Уже это одно противоречит представлению о «старообрядческом характере» разинского восстания. В пугачевском движении мы тоже не усматриваем акцента на старой вере. Известно, что Пугачев был крещен не у старообрядцев, а в обычном храме. Что касается Кондратия Булавина, его восстания, это уже время правления Петра, там - да, старообрядческие мотивы в большей степени просматриваются. Кстати, эпицентром восстания была территория нынешней Луганской области Украины, откуда я родом. Если перенестись в 20-й век, в годы гражданской войны, то знаете ли Вы, что в Сибири, например, с красными активно боролись полки Исуса, состоявшие из старообрядцев?
Ведущий: Нет, я не знал.
О. Кирилл: Старообрядцы, как правило, были крепкими, состоятельными хозяевами, теми, кого называли кулаками - навешивали такой ярлык, и, поэтому они, их общины, анклавы их проживания подвергались репрессиям в первую очередь. Как и единоверцев - тех, кто практиковал старый обряд в лоне Православной Церкви. Их рассматривали как социально чуждый элемент. Вообще старообрядцы были сторонниками консервативного уклада жизни. У них, конечно, были не самые приятные воспоминания о своей жизни в период царствования отдельных монархов и, наверняка, принимая участие в вышеупомянутых движениях, они надеялись добиться избавления от ограничений дискриминационного характера в отношении старой веры, свободного ей следования. Во второй части моих воспоминаний помещена моя переписка с о. Львом Лебедевым, давно уже перешедшим в мир иной. Мы с ним познакомились в Даниловом монастыре в 1984-м году. Он писал мне о Гучкове, Рябушинском, имевшими контакты с врагами престола. О Савве Морозове, который одно время поддерживал деньгами революционеров. Кстати, он вовсе не покончил жизнь самоубийством, а был убит за то, что перестал снабжать деньгами крамольников, стал отходить от них. Самоубийство было инспирировано. Старообрядцы очень щепетильны в этих вопросах, они проводили тщательное расследование, после которого С. Морозов был отпет. Обо всем этом подробно говорится в последнем номере старообрядческого журнала «Церковь».
Ведущий: Батюшка, давайте теперь поговорим о другом. В период советского лихолетья, когда Церковь была в довольно трудном положении, в совершении такого важного Таинства, как крещение, распространилась практика совершения его через обливание. Почему Вы придаете такое большое значение этому вопросу. Мне приходилось слышать мнения, что этот вопрос является второстепенным.
О. Кирилл: Насколько я понимаю, наша сегодняшняя беседа является заключительной и поэтому логично, в контексте темы о старообрядчестве, коснуться этого вопроса. Было бы несерьезно, говоря о разногласиях со старообрядцами, не коснуться вопроса о крещении. Что касается мнения о второстепенности этого вопроса - я с этим не согласен. Вообще все, что касается вопросов веры важно. Вспомним слова Спасителя: «Сие надлежит делать и того не оставлять». Крещение - это дверь, ведущая в спасительную ограду Церкви. Его совершение требует особо тщательного подхода. Святые отцы строго предупреждают об опасности что-то упустить из чина крещения. А что касается погружения, то собственно погружение и является крещением, ведь известно, что в переводе с греческого крещение - «погружение».
Ведущий: Неужели так важно именно погружение?
О. Кирилл: Это главный момент, когда происходит не только символическое, но и реальное соумирание и совоскресение со Христом. Пятидесятое апостольское правило гласит, что, если священник не крестит в три погружения, да будет извержен. Интересная деталь: в начале прошлого века известный старообрядческий деятель епископ Арсений Уральский тщательно рассмотрел чин крещения и произвел в нем небольшие перестановки, внес в него незначительные изменения, казавшиеся ему более логичными. Собор, однако, это отверг, т.е. в этом вопросе была проявлена особая щепетильность. О погружении говорят святые Василий Великий, Иоанн Златоуст, Кирилл Иеросалимский, Григорий Нисский и др. Всецелое погружение в воде - всецелая отдача себя Христу. Внешний обряд отражает внутреннее духовное состояние. Один ревнитель канонов собрал свидетельства из трехсот источников о необходимости именно погружения при крещении. Наши Соборы - Владимирский в 1274 году, Собор 1620 года при Патриархе Филарете, я уже не говорю о Стоглаве - все говорят строго о погружении. А вот Собор 1667 года, утвердивший никоновскую реформу, отменил принятие латинян через крещение, как обливанцев. Даже после этого о погружательном крещении ревновали Патриарх Андриан и ряд архиереев синодального периода, например астраханский архиепископ Никифор Феотоки, погребенный в Даниловом монастыре. В 90-е годы прошлого века Барнаульское и Луганское епархиальные управления издавали циркуляры, в которых предписывалось священникам крестить через погружение. О том же был циркуляр одесского митрополита Агафангела несколько лет назад. Вспомнил, как в прошлом году, во время встречи с главой непризнанного Киевского Патриархата Филаретом Денисенко, я затронул этот вопрос. Он поразил меня своей реакцией: «Мы Православная Церковь с обливательным крещением». Ну, тут, простите, я «сорвался с цепи», потому что это мой «конек», эту тему я будирую много лет. Я стал запальчиво об этом говорить, мой собеседник заметно напрягся. Ну, в самом деле, Православная Церковь с обливательным крещением - это нонсенс. Ведь обливание допустимо лишь только в крайнем случае. У меня это за 25 лет моего священнического служения было только один раз - я крестил тяжелобольного человека в больничной палате. Он едва стоял на ногах. Я трижды окатил его из ведра водой. Однажды крестил парализованного. Удалось трижды погрузить его в ванне.
Я не касаюсь сейчас еще проблем катехизации, того, что вода должна быть живой, а не кипяченой - мертвой. Не говорю о том, что крещение - дело соборное, праздник для всей общины, и оно должно совершаться не скороговоркой где-то в углу храма. Иногда в оправдание обливательного крещения приводят случай с крещением песком. Об этом рассказывается в книге «Луг духовный». Проходя по пустыне, монахи обратили к вере молодого еврея, который потом ночью заболел. Братия «крестили» его песком, а когда пришли к епископу, тот велел крестить «крещеного» песком еврея в воде, ни во что вменив крещение песком. Хочу сказать, что для меня крещение всегда особое событие. От священника требуется большая собранность, сосредоточенность. Реально ощущаешь противодействие вражьей силы. Никогда не бывает без искушений. Помню, читал заклинательные молитвы у входа в храм на подворье Данилова монастыря в селе Долматово, вдруг огромный черный пес чуть не вбежал в храм. Когда вливаются в общину новые люди, то у многих выявляется следующее: крещены были без подготовки, поспешно, молитвы оглашения, заклинательные были прочитаны «с пятого на десятое». А после юбилея - Тысячелетия Крещения Руси (конец 80-х, начало 90-х годов), когда были массовые крещения, многие крещены обливательно, мочением лбов, даже окроплением... Также множество всяких упущений выявляешь на исповеди. Практически у каждого человека есть какие-то проблемы. Женщина, над которой не были прочитаны молитвы сорокового дня, тоже не редкое явление. Снижено было качество церковного попечения о людях, наблюдается поточность, конвейерность. Несомненно, это повлияло на снижение духовной планки, на то, что, скажем, общинная жизнь в таком неудовлетворительном состоянии.
Практика нашего храма - непременная подготовка желающих креститься. Правда, в этом плане очень часто встречается какая-то пассивность у самих людей. О своем желании креститься заявляют иногда заочно - тут же настаиваешь: придите, пожалуйста, в храм для первого контакта, для разговора. Иногда этим все и ограничивается, и тогда всякие напоминания, приглашения придти не находят отклика в сердцах людей. Я не знаю, как другим священникам удается организовать какие-то подготовительные курсы для желающих креститься. Правда, у нас своя специфика - храм находится в центральной части города, напротив храма Христа Спасителя, через Москву-реку, на набережной, где отсутствуют жилые массивы, поэтому и нет такого потока людей, желающих креститься. А те, которые приходят, нередко ограничиваются первым контактом и потом все зависает в воздухе. Но в любом случае даешь людям какую-то литературу, просишь, чтобы почитали Евангелие, изучили основные молитвы, стараешься тщательно совершать само крещение. Взрослые, желающие креститься, непременно должны исповедаться. Потом, по окончании крещения, я приглашаю их на трапезу. Мы приурочиваем к этому моменту общую трапезу, обед. Новорожденного в духовную жизнь каждый член общины поздравляет с этим большим событием, также, как и венчающихся в нашем храме поздравляют с вступлением в благословленный Господом брак.
За 25 лет моего священства я не помню ни одного случая, чтобы не было искушений при крещении. Однажды в селе Россыпном Воронежской области я крестил сразу 53 человека. Крестил в пруду, а потом совершал миропомазание уже в храме. Совершается процесс миропомазания - помазываю все полагающиеся по чину части тела крещенных, и у меня постепенно кончается миро, а половина людей еще не миропомазана. Пришлось помазывать им только чело и говорить, чтобы остальное довершили, по их просьбе, местные священники. Еще один случай. В том же селе староста храма - переселенец из Узбекистана, в жены себе взял нашу прихожанку, москвичку, и поселился с ней в этом селе. Я их венчал, у них уже трое детей. Попросили они меня окрестить младенца - девочку. Предложил им два варианта: либо в райцентре, либо в селе. Предпочли храм в райцентре - в г. Калаче. Крещение там совершается по нескольку человек сразу, проходит быстро, вода на донышке купели кипяченая, разбавленная, «мертвая», а по Уставу должна быть естественная, «живая» вода. Направляюсь туда, а у меня уже дрожь по телу - как-то все будет? Как будет с водой, какая будет обстановка, какое будет отношение? Но все прошло нормально. Я совершил крещение, приехали домой, на обед после крещения, и меня пронзает мысль - я ведь забыл одно действие совершить - троекратный обход вокруг купели. Враг препятствует, тормозит. Советуюсь с опытным духовником - как быть? А все, оказывается, просто - все упущенное при крещении должно быть восполнено.
Или вот еще. Одна матушка, жена священника, говорит: «Возьмите меня в чада духовные». Спрашиваю ее: «У Вас как было крещение?» С этого начинаю с ней разговор. - «А вот как, - говорит, - у меня брат священник, иеромонах. Он крестил в нашем селе людей разного возраста. Уже шло крещение, а тут я мимо шла, и он говорит мне: «Иди сюда, будешь креститься». Получается, что она не была с самого начала на крещении. В это время уже миропомазывали. Священник ей на голову полил водичкой... Я ее спрашиваю: «А молитвы оглашения, заклинательные читал ли он?» Они, ведь, очень важны (дети болеют и потому, что были упущены эти молитвы ограждения от злой силы), а она отвечает: «Нет, я подключилась, когда уже шло крещение...». Естественно, что это нужно восполнить. Все упущенное должно быть восполнено.
Ведущий: Да, ситуация очень далеко зашла. Что же делать? Какие пути решения этой проблемы на Ваш взгляд?
О. Кирилл: Как и многие другие беды, это у нас идет от злополучной никоновской реформы, когда начала расшатываться крепость церковных устоев. С того времени, и особенно с петровской эпохи, выходцы из Малороссии во множестве заняли у нас и архиерейские кафедры, и должности настоятелей храмов и монастырей. Уже подвергнутые западному, латинскому мощному влиянию, они везде насаждали привычное им обливательное крещение. XX век положение усугубил - это и обновленцы с их либеральным подходом, и множество «западэнцев», которые после войны в большом количестве поступали в наши духовные школы и оседали в России.
Осознание серьезности положения уже очень важно. Далее необходимо глубокое покаяние за кощунственное небрежение к этому великому Таинству. Каждый священник и епископ должен покаяться в этом грехе, это должно сделать и на соборном уровне. После этого на будущее строго запретить это безобразие, а нарушителей строго наказывать. Обязать повсеместно устраивать баптистерии, особенно в кафедральных соборах, крупных городских приходах. Обратить самое серьезное внимание на это дело в программах духовных школ, на епархиальных собраниях, в церковных газетах и журналах.
Почивший Патриарх Алексий II неоднократно призывал к восстановлению погружательного способа крещения. В его обращении к участникам съезда Союза Православных братств в 1991 году обратили на себя внимание слова: «Младенцы должны креститься в любых условиях только погружением. Для крещения взрослых надо во всех храмах изыскивать возможность для устройства баптистериев, а крещение их должно предваряться катехизацией».
Так вот, нарушения в этом плане, мягко говоря, очень смущают наших братьев - старообрядцев. Я как-то посетил своего давнего знакомого, старообрядческого священника, настоятеля храма в Подмосковье. Мы с ним знакомы еще с 70-х годов, я был тогда студентом светского вуза, а он - прихожанином безпоповской моленной на Преображенском кладбище. Мы несколько лет не виделись. Когда встретились, то главной темой, как всегда, была тема крещения. У каждого старообрядца, старообрядческого священника имеется багаж негатива от соприкосновения с храмами РПЦ МП. Так и сейчас, при встрече, опять примеры крещения в кафедральном соборе г. Калуги без раздевания, только мочением головы... Он показал мне книгу «Самарский батюшка», в которой есть фотография, как почтенный священнослужитель «крестит», поливая из сосуда на голову.
Нужно категорически не допускать такие фотографии в церковные издания, а также не пропускать и в виде видеоматериалов. Скажу откровенно, что каждый раз, когда я сталкивался с подобными вещами, то поручал кому-то из членов общины написать письмо тому, кто так делал с приложением подборки правил на тему погружательного крещения.
Ведущий: Батюшка, служба по старому обряду более длительная по времени. Как это сочетается с темпом современной жизни?
О. Кирилл: Если говорить о крещении, то могу сказать, что, как правило, все были благодарны. Люди отмечали то, как все было неспешно, размеренно, нескомкано. Службы по старому чину, конечно, значительно дольше совершаются. Мы начинаем всенощное бдение с малой вечерни в 15 часов и слышим благовест в храме Христа Спасителя к началу службы в 17 часов. Когда мы достигаем кульминации - чтения Евангелия и затем прикладываемся к нему - на другом берегу Москва-реки слышим трезвон по окончании всенощного бдения. Конечно, что греха таить, не все приходят к началу службы.
Вопрос радиослушательницы: Меня крестили обливанием в 1997-м году. Скажите, нужно ли мне с этим что-то делать?
О. Кирилл: Я так отвечу на этот вопрос. Сразу скажу, что я не претендую на решение этой проблемы во всероссийском масштабе. У меня есть свой участок - моя община, и я решаю проблемы только в этом объеме, только по отношению к тем, кто меня избрал своим духовником. С такими людьми я основательно все анализирую, ничего сам от себя не делаю, не обратившись к духовнику. Не зная Вас, Ваших обстоятельств, я не могу сказать публично на всю страну, не могу дать исчерпывающего ответа. Думаю, что логично обратиться к своему духовнику, а духовник должен быть у каждого человека (не имеющий духовника именуется в церковных книгах несовершенным христианином). Есть архиерей в каждой епархии. Думаю, что ответы в разных местах, от разных священнослужителей будут разными. Скорее всего, скажут те, кто так делает: «Ничего страшного, все равно как крестить, главное, чтобы была вера» и т.п. Как-то один священник ответил вопрошающему на эту тему, что, мол, этот грех будет на мне, Вы не безпокойтесь, а тот ему: «Мне нет дела до Ваших грехов, извольте совершать службы как положено». Все, что сегодня говорилось на эту тему - это своего рода информация к размышлению для всех нас: меня, Сергея Николаевича, для той радиослушательницы, которая сейчас позвонила, для ее духовника, если таковой имеется, для архиерея, в епархии которого произошел такой случай. Поэтому думайте, советуйтесь, я не решу за других эти вопросы и не буду брать на себя ответственность громогласно об этом говорить. Мне Господь вверил конкретное стадо словесных овец и в рамках своих полномочий, постоянно советуясь с духовником, я решаю эти вопросы.
Ведущий: Батюшка, осталось две минуты до окончания нашего эфира. Что бы Вы сказали в заключение нашего цикла передач на тему старообрядчества.
О. Кирилл: Если говорить о перспективах какого-то объединения со старообрядцами, то тут ситуация тупиковая, хотя очень бы хотелось, чтобы наш народ был более сплоченным и консолидированным. Можно, может быть, говорить о каком-то чуде, предполагать непосредственное вмешательство Бога в разрешение этого узла «ими же веси судьбами». Если говорить о вещах, лежащих на поверхности, то они, как мне кажется, следующие: совершать крещение должным образом, осознать несправедливость гонений на ревнителей древнего благочестия, а, осознав, выразить за это сожаление и даже покаяние, чтобы тем самым, хотя бы, образно говоря, «расчистить площадку», подготовить почву для конструктивного диалога, ну а дальше все в руках Божиих.
7. Re: О старообрядцах и о важности погружательного крещения
6. Re: О старообрядцах и о важности погружательного крещения
5. Не все у нас правильно...
4. Re: О старообрядцах и о важности погружательного крещения
3. Re: О старообрядцах и о важности погружательного крещения
2. Re: О старообрядцах и о важности погружательного крещения
1. Всё у нас неправильно...