30 марта 2012 года в Казани прошла конференция «Национал-сепаратизм в Татарстане в начале ХХI века: идеология, организации, зарубежное влияние». Организатором мероприятия выступил Приволжский центр этнорелигиозных и региональных исследований (Приволжский филиал Российского института стратегических исследований).
После определенного дистанцирования от действий татарских национал-сепаратистов, заявивших о себе в Республике Татарстан еще в конце 1980-х годов, в Казанском Кремле вновь решили использовать их в качестве «пугала» для шантажа федеральных властей. Такие выводы сделали эксперты, выступившие с докладами на конференции. По их мнению, в Татарии началась вторая волна национал-сепаратизма. Это, по мнению участников конференции, вызвано желанием республиканских властей «второй раз использовать татарских националистов для ответа на активно звучащий на федеральном уровне в последнее время «русский вопрос».
Организованная Приволжским филиалом Российского института стратегических исследований (РИСИ) научная конференция проходила в формате круглого стола. В дискуссиях приняли активное участие не только докладчики, но и пришедшие на заседание участники-слушатели.
Наибольший интерес участников мероприятия вызвали доклады руководителя Приволжского филиала РИСИ Раиса Сулейманова, профессора кафедры политической конфликтологии Национального исследовательского технологического университета (г.Казань) Сергея Сергеева, аспиранта Института истории Академии наук Татарстана Булата Шагеева.
На мероприятии присутствовал советник Аппарата Полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе Игорь Симонов. Присутствовавшие на конференции лидер немецкой диаспоры г.Казани, руководитель общественной организации «Немецкий дом Республики Татарстан» Виктор Диц и главный редактор газеты «Звезда Поволжья» Рашит Ахметов выступили в качестве оппонентов для многих докладчиков.
Руководитель Приволжского филиала РИСИ Раис Сулейманов полагает, что нынешнее проявление татарского национал-сепаратизма не будет массовым, однако будет пользоваться как минимум информационной поддержкой со стороны республиканских властей. По его прогнозам, татарские националисты не смогут вывести на улицы «больше 200 человек», однако националистов будут использовать власти Татарии, чтобы «попугать ими федеральный центр». Он отмечает, что в информационной поддержке национал-сепаратистов большую роль будет играть республиканский государственный медиахолдинг «Татмедиа», который де-факто в Татарстане выполняет роль Министерства пропаганды. По словам Сулейманова, до недавнего времени республиканские СМИ игнорировали акции татарских националистов. Однако всё изменилось в феврале 2012 года. Тогда организованную молодыми националистами из Союза татарской молодежи «Азатлык» («Свобода») малочисленную акцию - пикет возле консульства Турции в Казани - пришли освещать все местные телеканалы и другие СМИ находящиеся под контролем республиканского Министерства пропаганды («Татмедиа»). Татарские националисты в тот день стояли перед консульством Турции с транспарантом на котором красовалась: «Турция! Ты член НАТО! Защити татар от России!» Лидер «Азатлыка» Наиль Набиуллин признавался что был весьма удивлён - к нему возле турецкого консульства буквально выстроилась очередь из корреспондентов местных телеканалов и печатных СМИ. Складывалось ощущение, что концерн «Татмедиа» получил приказ направить все силы на пиар антироссийского мероприятия сепаратистов.
Желание республиканских властей «второй раз использовать татарских националистов для шантажа московского Кремля» эксперт связывает с тем, что на федеральном уровне в последние три месяца «начал активно звучать русский вопрос». «Волна подъема татарского национал-сепаратизма будет тянуться до тех пор, пока русская тема будет звучать в России»,- заверил учённый. По его оценкам, такая ситуация продолжится в Татарии в ближайшие два-три года.
Раис Сулейманов напомнил собравшимся и о таком реверансе политической элиты Татарстана в адрес татарских националистов, как проведенный с помпой за казённый счёт юбилей известного русофоба, писателя Айдара Халима (наст.имя - Борис Халимов), автора книги «Убить империю». Данный поборник «суверенитета Татарстана» в советские годы был известен в качестве «верного ленинца», воспевателя «успехов великой советской родины». Однако к концу горбачёвский перестройки член Союза писателей СССР Борис Халимов превратился в «Айдара Халима», и из «убеждённого коммуниста» успешно перекрасился в «борца с русским империализмом». В книге «Убить империю» собрано немало весьма радикальных отзывов автора о русском народе. К примеру: «Насилие, мат, водка, грязь, вши, обман, пожары, поджоги, казни, изнасилования, самоубийства - вот что мне принес русский народ. И больше ничего». Русский народ, по мнению писателя, «дебилизированный, люмпенизированный, пьяненький», русский язык - «мафиозный», а браки татар с русскими, оказывается, заражают татарскую нацию «всеми болезнями и нечистотами славянской действительности».
Концерт в честь 70-летия писателя-русофоба 13 марта прошёл в главном театре г.Казани, свою признательность за «заслуги перед республикой» аксакалу выразили представители Министерства культуры республики - именно это ведомство оплачивало данное «культурное мероприятие» за счёт денег налогоплательщиков. Понятно, что чиновники оказались на одной сцене с русофобствующим маргиналом вовсе неслучайно.
Как считает Сулейманов, в современный период взгляды татарских национал-радикалов не претерпели каких-либо существенных изменений и представляют собой сочетание двух основных положений: создание, несмотря на всю утопичность подобных замыслов, независимого татарского государства (сепаратизм) и крайне негативное, шовинистическое отношение к русскому народу. Судя по их словам и действиям, татарские радикал-националисты не способны рационально обосновать необходимость создания независимого государства и свои претензии к русскому народу. Фаузия Байрамова, Айдар Халим и другие лидеры татарского национального движения продолжают демонстрировать крайне негативное отношение к русскому народу, которому безосновательно приписываются «многочисленные преступления против татар», утверждают что «наши энергоресурсы забирают русские и на этом держится их колониальное государство». В 2011 году «бабушка татарского национализма» Фаузия Байрамова (в феврале 2010 года осужденная условно за разжигание межнациональной розни), продолжала утверждать, что «русское государство построено на трагедии татарского народа, на татарской крови, и держится оно за счет энергоресурсов, выкачиваемых из недр татарских земель», «кормят и питают это государство татары», «истинный татарин никогда не пойдет на кровосмешение с русскими» и т.п. В своей статье «Мы - татары, а не русские!» Байрамова призвала татар навсегда размежеваться от русской культуры и России. Как полагает Раис Сулейманов, вытесненные на обочину общественно-политической жизни республики на протяжении как минимум последних пятнадцати лет, татарское национал-сепаратистское движение большинством населения республики воспринимаются как абсолютно маргинальное и ненормальное явление.
В своём докладе учёный коснулся темы фальсификации истории в учебниках, выпускаемых в Татарстане. Более того, с подачи некоторых татарских «историков» русофобские измышления попадают в учебники по истории, которые издаются в Москве и рекомендуются к изучению Министерством образования РФ. Руководитель Приволжского филиала РИСИ процитировал перлы из учебника «История Татарстана. С древнейших времен до наших дней» под авторством Дании Сабировой и Якуба Шарапова, выпущенном в Москве издательством «Кнорус». Данный учебник, как значится на его титуле, «рекомендован в качестве учебника для студентов высших учебных заведений Министерством образования и науки РФ», то есть рекомендован Российским государством. Из учебника под авторством двух татарских профессоров учащиеся узнают, что незадолго до штурма Казани войсками Ивана Грозного «государственную границу Татарстана (!) пересекла русская армия». Из этого же учебника студенты узнают что в ХVI веке «Москва действовала, не считаясь ни с какими моральными и международно-правовыми нормами», «Татарстану не удалось отстоять в полной мере свою национальную самобытность. Страна оказалась расколотой. Она теперь состояла из двух общин: татарской, национально-подавленной, и русской, относящейся к господствующей нации». Термины «Россия», «Москва», «русские» в большинстве случаев подаются в негативной плоскости, причём делается это таким образом, чтобы «помочь» студенту найти соответствие событиям прошлого в современной действительности.
По мнению Сулейманова, «через весь учебник проходит мысль о том, что Татарстан - государство, оккупированное Россией». Как считают авторы учебника, татарский народ уже в момент вхождения в состав Русского государства считал «что в будущем непременно восстановит свою независимость». В учебнике черным по белому написано, что в XVI веке «из двух путей: позаботиться об обустройстве жизни на своей земле или эксплуатировать уже имеющееся у соседей - русское правительство тогда избрало второй».
Взяв пример с грузинских нацистов, объявившими Сочи своим городом и призвавшими к бойкоту Олимпиады, ряд татарских националистов высказался за бойкот казанской Универсиады, т.к., по их мнению, «Россия проводит политику геноцида татар». Идея нашла поддержку у некоторых участников протестных «белоленточных» акций по поводу итогов выборов, сообщил Раис Сулейманов. В ходе таких акций наблюдается трогательное единение: с татарскими националистами-русофобами не гнушаются объединяться ни толерантное «Яблоко», ни члены КПРФ, ни даже представители «демократического движения» позиционирующие себя в качестве русских националистов и ратующие за отделение Северного Кавказа от России.
Как полагает Раис Сулейманов, идея отделения Татарстана от России не отражает чаянья татарского народа и не поддерживается подавляющим большинством татарской молодёжи. «В целом же, - отметил учёный, - современная татарская молодежь оказалась отнюдь не склонна к поддержке сепаратистских идей, демонстрируя высокую лояльность российскому государству и патриотизм».
«Движение в никуда»,- так охарактеризовал профессор кафедры политической конфликтологии Национального исследовательского технологического университета
Сергей Сергеев очередной всплеск активности татарских национал-сепаратистов. Профессор-политолог рассказал о малоизвестном для наших современников факте: актив татарских националистических организаций в конце 1980-х в Казани и Набережных Челнах не просто был сформирован из числа «национально ориентированных» членов
КПСС и комсомольцев, но и в своих антирусских и «антиимперских» акциях фактически направлялся захотевшим поиграть в «суверенитет» Татарским рескомом КПСС во главе с Минтимером Шаймиевым. В тот период татарские националисты-русофобы при негласной поддержке республиканских властей выступали за создание независимого от России татарского государства. Однако в дальнейшем на смену ситуации конца 1980-х - начала 1990-х годов, когда татарское национальное движение воспринималось как влиятельная политическая сила, пришло время, когда татарских националистов перестали воспринимать всерьез, рассматривая их как пережиток эпохи «суверенного Татарстана». Одной из главных причин этого являлось то, что националистическое движение, с точки зрения татарской этнократии, на тот момент выполнило свою миссию, позволив республиканским властям выторговать и выклянчить в конце ХХ века максимум преференций у федерального центра.
Тем не менее, отказавшись от услуг татарских националистов, Шаймиев продолжал чётко и последовательно реализовывать стратегию выдавливания русских из республиканских органов власти, причём делал это под прикрытием заявлений о том что Татарстан «составляет единое целое с Россией» и является «толерантной республикой в которой царят межнациональный и межрелигиозный мир и согласие».
Профессор Сергеев согласился с Сулеймановым в том, что власти Татарии решили «использовать националистов второй раз». Однако, по мнению политолога, даже если нынешние власти республики решат в прежнем объёме восстановить поддержку национал-сепаратистов - былой мощи татарскому национальному движению уже не обрести. Политолог отметил, что «по сравнению с той активизацией, что была в конце 80-х, начале 90-х, - это намного более слабое движение». Он подчеркнул, что татарский национализм не может «существовать без поощрения властей Татарстана», которые «использует его, чтобы имитировать общественное мнение» и «представить этот сепаратизм противовесом усилившемуся русскому движению».
Лидер немецкой диаспоры г.Казани Виктор Диц в своём коротком выступлении во время дискуссии, последовавшей после доклада Сергея Сергеева, отметил что «политическое положение в республике можно охарактеризовать так: вся власть в руках татар, дело остаётся за немногим - объявить о завершении формирования татарского национального государства де-юре». По его мнению, «де-факто оно было сформировано ещё в бытность на посту президента Татарстана Минтимера Шаймиева».
Как считает лидер казанских немцев, «представители всех нерусских народов России, считающих её своей Родиной, а себя - её гражданами, должны сплотиться вокруг русского народа и помочь ему построить единую успешную страну». «Если убрать из состава России любой её народ, кроме русских и задать себе вопрос, останется ли на Земле Россия, то ответом будет - да, конечно останется»,- заявил он. «Но если убрать русских - России не будет, - продолжил свою мысль Диц, - Россия будет сохранена и сможет стать успешной только при непременном условии - здоровом этническом самочувствии русского народа». Как полагает руководитель общественной организации казанских немцев, «Москва совершает ошибку, делая ставку на договоренности с татарской этнократией, а не на завоевание симпатий русского населения и русофилов из числа татар». «Даже мне, нерусскому человеку, немцу, это понятно», - подвёл своеобразный итог своему эмоциональному выступлению Виктор Диц.
Доклад председателя Общества ревнителей истории Василия Ордынского был посвящён теме симбиоза татарских национал-сепаратистов из числа язычников-неотенгрианцев и марийских язычников-националистов. Татарско-марийский этно-националистический русофобский симбиоз удостоился внимания зарубежных «благожелателей» России. Нездоровую «отеческую» заботу о неоязычниках-сепаратистах проявляют всевозможные «правозащитные» организации, особенно - «Международная хельсинская федерация за права человека» и «Московская хельсинская группа». Эксперт напомнил о том что в период перед президентскими выборами 2012 года татарские неоязычники-тенгрианцы и их марийские союзники влились в ряды «белоленточной» оппозиции, причём даже не скрывая от других участников «оранжевого» протестного движения - что мечтают о распаде России на удельные княжеств [1].
По мнению Василия Ордынского, в последние годы стало очевидно, что западные «доброжелатели» пытаются сделать искусственно раздуваемый «марийский вопрос» вместе с искусственно раздуваемым «мордовским» вопросом козырной картой в своей геополитической игре, нацеленной на формирование внутри России единого «финно-угорского фронта». «Благодаря» деятельности некоторых активистов татарского национального движения, «горючим материалом» в деле отторжения от России финно-угорских регионов теперь являются не только марийские, мордовские и удмуртские националисты, но и их единомышленники из числа татарских национал-сепаратистов.
Как полагает Ордынский, все националистические русофобские движения на территории нашей страны в той или иной степени контролируются и направляются спецслужбами США и др. враждебных по отношению к России государств. По его мнению, государство должно осуществлять противодействие антироссийской деятельности национал-сепаратистских движений не только путём карательных мероприятий осуществляемых органами ФСБ и МВД («Центр «Э»), но прежде всего - противодействовать идеологически.
В своём выступлении Василий Ордынский также вынужден был затронуть тему фальсификации истории в региональных учебниках выпускаемых в национальных республиках. «Большой бедой является то, - полагает эксперт, - что труды татарских историков, до сих пор находящихся под влиянием национал-сепаратистской идеологии, продолжают выпускаться тысячными тиражами». В Республике Марий Эл «широкое распространение получили псевдоисторические опусы марийских язычников».
По мнению председателя Общества ревнителей истории, «до сих пор большинство татарской молодёжи не знает о том, что в войске Ивана Грозного при штурме Казани до 40% составляли служилые татары». В свою очередь, «представители марийской молодёжи не знают о том, что их предки, стремясь освободиться от власти Казанского ханства, послали князя Акпарса и других своих предводителей в Москву просить Ивана Грозного принять их под свою руку, как и о том, что Акпарс сделал многое для утверждения русской власти на Волге». Как считает Василий Ордынский, государственные органы образования должны следить за тем, чтобы со школьной скамьи молодёжь получала патриотическое воспитание, основанное на знании истории своего Российского Отечества, включая историю своего региона. «Если татарская и марийская молодёжь будет знать историю своего родного края, то националистам-русофобам не удастся позиционировать в их глазах русский народ в качестве врага-завоевателя»,- полагает эксперт.
Российскому государству для того чтобы успешно противостоять сепаратистским движениям, нужно иметь чётко сформулированную национальную идею. По мнению эксперта, «в этом вопросе не надо изобретать ничего нового - есть хорошо проработанная идея Третьего Рима, идея о России как державе, удерживающей мир от победы зла».
Василий Ордынский также согласился с предыдущими докладчиками в том что нынешние власти Татарстана вновь начали заигрывать с национал-сепаратистским движением.
Согласился с этим утверждением и присутствовавший на конференции главный редактор газеты «Звезда Поволжья» Рашит Ахметов, известный в Татарии в качестве либерала-»прохоровца», одновременно сочувствующего идеям татарских националистов. По мнению Ахаметова, власти Татарстана «вынуждены идти навстречу татарскому национальному движению». По его мнению, это вызвано неким «общедемократическим подъемом последнего полугодия как в России, так и в Татарстане». «Это вызвано больше необходимостью, чем искренним желанием правящих кругов Татарстана», - уверен Ахметов. В своём выступлении он также высказал странную мысль о том что «если Россия вновь превратится в империю - то её ждёт гибель», и признался что мечтает о России как о «демократической конфедерации, в которой Татарстан будет иметь столько суверенитета - сколько захочет, включая возможность иметь собственную армию». Последнее заявление татарского «демократа» вызвало шквал смеха со стороны присутствующих.
Доклад аспиранта Института истории Академии наук Татарстана Булата Шагеева был посвящен деятельности Союза татарской молодёжи «Азатлык» (молодёжное крыло татарских национал-сепаратистов) и его лидера Наиля Набиуллина.
Набиуллин в 2008 г. организовал и регулярно стал проводить заседания молодёжного дискуссионного клуба, под названием «Фикер» («Мысль»), ставшего своеобразной кузницей молодых татарских националистов.
После создания дискуссионной площадки Набиуллин стал организатором практически ежемесячных уличных акций протеста татарских националистов, причем по разным поводам, но так или иначе касающихся татарского национального движения: против изучения русского языка в школах, в память о депортации крымских татар, в поддержку др. тюркских народов России и др. Для мероприятий «азатлыковцев» закономерно характерна антироссийская направленность («Вечер памяти Джохара Дудаева», митинг с лозунгами «Чемодан! Вокзал! Россия!», «Татарстан - это не Россия!», пикет в поддержку журналистки государственного республиканского телеканала «Татарстан - Новый Век» Эльмиры Исрафиловой, назвавшей публично русских Татарстана «оккупантами» и др.).
Наиль Набиуллин стремится к количественному расширению рядов своей организации, с целью вербовки сам лично ходит по общежитиям казанских ВУЗов, выискивая плохо знающих русский язык выходцев из татарских деревень. Тем не менее, наблюдатели уже давно заметили малочисленность участников акций протеста, организуемых молодыми татарскими националистами. Неоднократно бывали случаи, когда на очередном уличном мероприятии «азатлыковцев» элементарно не хватало людей чтобы держать транспаранты с антироссийскими лозунгами. Сам Набиуллин признавался, что уже устал от равнодушия татарской молодежи, нежелающей приходить на многочисленные пикеты и митинги, организуемые «Азатлыком». Фактический отказ татарской молодёжи от поддержки акций проводимых организацией «Азатлык» ознаменовал собой кризис в среде татарского национал-сепаратизма, особенно его молодежного крыла. Однако Набиуллин рассчитывает на поддержку республиканских властей, а также на поддержку со стороны представителей других государств.
В своём докладе Булат Шагеев раскрыл факт зарубежного влияния на молодёжное крыло татарских националистов - со стороны Азербайджана. Набиуллин не скрывает от своих соратников, что получил от представителей некоей азербайджанской «неправительственной организации» девять тысяч рублей на популяризацию азербайджанского (зороастрийского) праздника «Навруз» в столице Татарстана. По замыслу Набиуллина, татары должны воспринимать Навруз «как свой национальный праздник», в частности для того чтобы «сильнее отличаться от русских в культурологическом плане и быть похожими на другие тюркские народы». В свою очередь, Набиуллин периодически в татароязычных и азербайджанских интернет-СМИ делает публичные заявления о поддержке антиармянских акций азербайджанского государства, причём заявления эти делает от имени всего татарского народа.
Советник Аппарата Полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе Игорь Симонов задал вопрос присутствующим: решён ли в Татарстане вопрос о реализации прав русских детей на изучение русского языка в школах в том же объёме - в каком его изучают в школах других регионов России? Он очень удивился, когда ему ответили, что вопрос так и не решён: ведь почти год назад премьер-министр Республики Татарстан Ильдар Халиков представителям русской общественности дал обещание взять решение данного вопроса под свой контроль. Ещё больше Игорь Симонов удивился, когда узнал, что всех детей, независимо от этнической принадлежности, по распоряжению республиканских властей начали учить татарскому языку с детского сада, а в 9-х классах школ введён ЕГЭ по татарскому языку.
Представитель федеральных властей поинтересовался и отношением бизнес-структур Татарстана к татарским националистам и ваххабитам. Было интересно наблюдать, как после конференции к Игорю Семёнову подходили люди с «челобитными», сообщая о проблемах, которые не могут решить власти Татарстана: наличие сильного ваххабитского сообщества в г.Нижнекамске, в которое входят чиновники мэрии, директора крупных фирм и градообразующих предприятий; засилье татарских националистов и их симпатизантов во властных структурах г.Набережные Челны; отвратительное качество дорожного покрытия на улицах Казани; продолжающееся выдавливание русских из кадров государственных учреждений в Татарстане. Сообщили ему и о том, что в правительстве Татарстана решили вернуться к обсуждению вопроса о возведении памятника павшим защитникам Казани от войск Ивана Грозного в 1552 году. Рабочее совещание, посвященное обсуждению этой антироссийской акции было внесено в расписание премьер-министра Татарстана Ильдара Халикова 11 марта 2012 года. Однако в итоге совещание почему-то отменили и перенесли на неопределенный срок. Между тем, по мнению многих представителей русской общественности Татарстана и русофильского татарского молодёжного движения «булгаристов» (т.н. «правые булгары») [2], памятника заслуживают те татары, которые решили связать судьбу своего народа с судьбой русского народа и штурмовали Казань в составе войск русского царя, будучи поборниками единого государства.
Показательно, что буквально на следующий день после конференции лидер движения «Азатлык» Наиль Набиуллин представителям СМИ в очередной раз сообщил, что активисты татарского национального движения рассчитывают на поддержку со стороны республиканских властей. «Если не будет поддержки, Москва оборзеет и подомнет республику под себя», - сказал Набиуллин, отметив, что уже сейчас «по приказу президента Татарстана Минниханова республиканские СМИ освещают мероприятия «Азатлык». «Мы не против того, чтобы нами пугали федеральный центр,- признался Наиль Набиуллин.- Когда мы станем силой, мы сами будем диктовать условия и пугать кого захотим». Он полагает, что движение татарских националистов «будет переживать расцвет в ближайшие три года» [3].
Ссылки:
1. Василий Ордынский. Передовой отряд антипутинской оппозиции. В ряды «белоленточных» влились татарские и марийские националисты, мечтающие о распаде России на удельные княжества. http://ruskline.ru/analitika/2012/02/27/peredovoj_otryad_antiputinskoj_oppozicii/
2. Страница татарского молодёжного движения русофилов в социальной сети http://vk.com/bulgar_rus_brat
3. Цитирую по материалам русофобского интернет-ресурса татарских национал-сепаратистов http://vk.com/tatar_bozqurd
3. Re: Москва совершает ошибку, делая ставку на татарскую этнократию
2. Re: Москва совершает ошибку, делая ставку на татарскую этнократию
1. Re: Москва совершает ошибку, делая ставку на татарскую этнократию