В Казани вспоминали русского адмирала фон Эссена и «Лемносское сидение» Белой армии

В столице Татарии состоялась презентация книги директора РИСИ Леонида Решетникова «Русский Лемнос»

Новости Москвы 
0
655
Время на чтение 9 минут
3 апреля 2012 года в Казани состоялась презентация третьего издания книги Леонида Петровича Решетникова «Русский Лемнос» (М., 2012. - 136 с.). Книга посвящена трагическому эпизоду Русского исхода, следствию национальной катастрофы 1917 года. Остров Лемнос в Эгейском море стал местом изгнания нескольких тысяч русских людей, переживших трагедию крушения православной императорской России.

На мероприятие были приглашены представители Казанского дворянского собрания, Казанского губернского отделения всероссийского Общества ревнителей истории, Общества русской культуры г.Казани, Казанского отделения Монархической партии, Общества св.Гурия, организации «Белое движение» (выступает за увековечивание памяти белогвардейцев в России), сотрудники музея Евгения Баратынского. Презентация книги прошла в офисе Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований (РИСИ).

В рамках мероприятии состоялась встреча русской молодёжи Казанского края с предводителем Казанского дворянского собрания (данная организация является местным отделением Союза потомков российского дворянства) Алексеем фон Эссеном, внучатым племянником знаменитого русского адмирала Николая Оттовича фон Эссена.

Открывая презентацию, руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Раис Сулейманов отметил, что РИСИ уделяет много внимания не только проблемам современности, но и историческому прошлому Российской империи. Ведь защита национальных интересов России в гуманитарной сфере, противодействие фальсификации истории - одно из приоритетных направлений в деятельности данного научного учреждения.

«Мы много говорим о стратегии национального развитии России, о разных аспектах ее безопасности, о геополитических интересах нашей страны, но часто упускаем из виду, что наша история также находится под угрозой - со стороны профессиональных фальсификаторов и исказителей», - заявил эксперт. Как считает Сулейманов, цель этих фальсификаторов - внушить «комплекс вины» новому постсоветскому поколению граждан нашей страны, и предъявить различные компенсационные претензии России и её народу.

По мнению руководителя Приволжского филиала РИСИ, в прошлом нашей страны до сих пор остаётся много «белых пятен», в том числе в истории Гражданской войны 1918-1920 гг. и белой эмиграции. «Книга «Русский Лемнос» рассказывает как раз об одной из таких страниц общенациональной трагедии», - отметил Сулейманов.

С детальным докладом об авторе книги и ее содержании выступил научный сотрудник РИСИ Василий Иванов. Исследователь на основе книги рассказал присутствующим об истории появления белогвардейцев на греческом острове Лемнос, подробно проиллюстрировал их быт, трудности проживания, оценил высокий уровень самоорганизации и стойкости.

В своём докладе Иванов также коснулся темы фальсификации истории в ущерб России и русскому народу. Даже такая трагическая страница истории России, как Русский исход вследствие национальной катастрофы 1917 года, либеральными историками освещается таким образом, чтобы формировать у русской молодёжи негативное отношение к белой эмиграции.

Сотрудник РИСИ процитировал учебное пособие для студентов РГГУ «Российская эмиграция в Турции, Юго-Восточной и Центральной Европе» (Москва, 1994 г.): «Вся знать и аристократия, эвакуированная из России, быстро нашла себе применение на службе в полиции англичан и жандармерии французов в Константинополе». Не нужно быть семи пядей во лбу, для того чтобы понять - невозможно зачислить всю (!) эмигрировавшую российскую знать в состав полицейских подразделений. Это какое же количество полицейских и жандармских подразделений держали союзники в этом городе, чтобы в их состав можно было зачислить столько русских эмигрантов? Видимо, по мысли авторов учебного пособия, англичанам и французам не хватало своих собственных полицейских и жандармов. Далее в книге красочно описывается роскошная жизнь русских беженцев в Константинополе: балы, званые вечера и т. п. При этом авторы ссылаются на изданные в 1925 году в СССР мемуары некоего А. Слободского, решившего вернуться из эмиграции на Родину. Вряд ли авторы учебного пособия не понимали, что такой опус мог быть опубликован в то время только под контролем и диктовку ОГПУ, одной из главных задач которого были дискредитация и разложение белой эмиграции. Данное учебное пособие, несмотря на то что выпущено в 1994 году, доступно в сети интернет и активно используется студентами для написания рефератов и курсовых работ.

Докладчик рассказал о том, что в книге Л.П.Решетникова «Русский Лемнос» не обойдена вниманием тема исторических фальсификаций сторонников «независимых» Кубани и Дона, которые в 1920-1930-е годы сбивались в различных странах в кружки, и «занимались мифотворчеством на тему страны «Казакии» и самобытного казацкого народа». Эти худшие представители русского народа оказались готовы с оружием в руках участвовать в расчленении России для достижения своих целей. Как пишет Л.П.Решетников в своей книге, «главное, что их объединяло, как объединяет всех «самостийников» вообще, - это ненависть к русскому народу». По мнению автора книги, эти предатели русского народа бросились к германским нацистам, «интуитивно чувствуя их реальные цели - раскромсать, уничтожить Россию как государство, а русских как нацию».

Пропаганда, основанная на исторических фальсификациях казачьих «сепаратистов», оказала пагубное воздействие на малообразованную часть русских эмигрантов, истосковавшихся в изгнании по родным Дону и Кубани. Анализируя настроения в среде белой эмиграции накануне Второй мировой войны, Л.П.Решетников пишет: «...Некоторые отцы-командиры, особенно Краснов, Шкуро, заигравшись за годы эмиграции в политику, запутавшись в связях с различными иностранными структурами, в том числе со спецслужбами, выступили с призывом встать в один ряд с немцами «для освобождения Родины». Краснов, этот бывший патриот и монархист, на старости лет напялил на себя немецкий мундир».

Особенный упор в своём докладе Василий Иванов сделал на то, что многие «лемносцы» во время Второй мировой войны воевали на стороне антигитлеровской коалиции. Немало «лемносцев» воевало в армиях Франции (до 3000 человек), Великобритании и США, стали членами движения сопротивления во Франции, Чехословакии, Бельгии, Югославии. В отличие от «власовцев» и тех, кто пошёл за Шкуро и Красновым, эти люди не сочли для себя возможным воевать против своего Отечества, несмотря на то, что пострадали лично от советской власти

«Даже в трудное время патриот остается патриотом своей страны, какой бы политический режим не был в его стране», - сделал вывод эксперт.

Предводитель Казанского дворянского собрания Алексей фон Эссен рассказал о том что среди русских офицеров участвовавших в «Лемносском сидении» было много потомков остзейских дворянских родов. Эти люди носили немецкие фамилии, но были патриотами России и считали себя русскими людьми, даже несмотря на то что многие из них формально были лютеранами.

От «Лемносского сидения» и событий Русского исхода предводитель казанского дворянства перешёл к предшествовавшим им событиям начала Первой мировой войны. Алексей фон Эссен рассказал о брате своего деда, русском адмирале Николае Оттовиче фон Эссене, про которого даже враги говорили что «он кристально бескорыстный, крайне независимый человек». Адмирал фон Эссен показал себя прямым последователем идей вице-адмирала С.О. Макарова, руководил разработкой и принятием плана действий русского флота на случай войны, созданием минно-артиллерийских позиций для обороны петербургского направления. Под командованием героя русско-японской войны адмирала Николая фон Эссена Балтийский флот встретил начало Первой мировой войны в полной готовности к отражению нападения противника.

15 июля Австро-Венгрия объявила войну Сербии. Не имея приказа от вышестоящего командования, адмирал фон Эссен 17 июля 1914 года на свой страх и риск решил ставить минные заграждения. Все подступы к Финскому заливу были надежно закрыты. На следующий день, 19 июля, Германия официально объявила войну России. Но когда немецкий посол Пуркалес вручал министру иностранных дел России Сазонову ноту об объявлении войны, российская столица была практически недосягаема для германских корабельных орудий. Первоначально русский флот под командованием фон Эссена действовал оборонительно. Но затем Балтийский флот перехватил инициативу. В начале сентября 1914 года адмирал фон Эссен с крейсерами и эсминцами ходил до Готланда.

Господь уберёг Николая Оттовича фон Эссена от созерцания крушения императорской России. Отдавая всего себя делу, адмирал мало заботился о своем здоровье. 1 мая уйдя на миноносце в Ревель он серьёзно простудился на холодном балтийском ветру и слег с воспалением легких. 7 (20) мая 1915 года адмирал фон Эссен умер. Смерть адмирала оказалась тяжелым ударом для всего русского флота. Общее впечатление русских моряков-балтийцев выразил один офицер: "Теперь нет самого главного, умерла душа, нет хозяина".

Морской министр адмирал И.Григорович тогда поклялся назвать именем фон Эссена лучший из новых кораблей. Но клятву свою он, увы, не смог сдержать. После революции 1917 года имя героического адмирала на многие десятилетия было сокрыто от русских людей.

Однако в конце концов историческая справедливость восторжествовала. 8 июля 2011 года в Калининграде состоялась закладка сторожевого корабля ВМФ России «Адмирал фон Эссен». Почетными гостями церемонии были предводитель Казанского дворянского собрания Алексей фон Эссен и его сын Николай, преподаватель Казанской духовной семинарии РПЦ.

Алексей фон Эссен тогда перед военными моряками присутствовавшими на торжественной церемонии зачитал отрывок из приказа командующего Балтийским флотом адмирала фон Эссена 19 июля (1 августа) 1914 года в связи с началом Первой мировой войны: «Поздравляю Балтийский флот с великим днем, для которого мы живем, которого ждали и к которому готовились. С этого дня каждый из нас должен забыть все свои личные дела и сосредоточить все свои помыслы и волю к одной цели - защищать Родину от посягательств врага и вступать в бой с ним без колебаний, думая только о нанесении врагу самых тяжелых ударов, какие только возможны. Да исполнит каждый из нас величайший долг перед Родиной - жизнью своей защитит ее неприкосновенность и да последует примеру тех, кто двести лет назад с великим императором во главе своими подвигами и кровью положили в этих водах начало нашему флоту!»

Во время рассказа Алексея фон Эссена было видно, что присутствовавшие на мероприятии в Казанском офисе РИСИ представители русской молодёжи первый раз слышат о великом русском адмирале. Как потом признался один из участников мероприятия, «я был очень удивлён что человека с немецкой фамилией называют русским адмиралом, и я ещё больше удивился когда узнал что этот человек был патриотом России даже во время войны с Германией».

Научный сотрудник РИСИ Василий Иванов отметил, что среди участников «Лемносского сидения» были не только русские немцы, но и буддисты-калмыки, и военнослужащие мусульманских подразделений Русской армии. По мнению эксперта, именно имперская идеология Третьего Рима была тем стержнем который объединял все народы России на поприще служения православному государю, для выполнения главной миссии российского государства - удержания мира от победы сил зла. Представители нерусских народов не видели ничего противоестественного в том чтобы быть патриотами России и служить русскому царю. Как считает Василий Иванов, даже не будучи православными по вероисповеданию, находясь в окружении русской среды, эти люди на подсознательном уровне ощущали качественные отличия Российской империи от других государств. Ведь после падения Византии именно на Русской земле христианская Римская империя возродилась из пепла, опираясь на незыблемые принципы, заложенные святым равноапостольным императором Константином. Поэтому не было ничего удивительно, что русские немцы даже зачастую оставаясь лютеранами - были патриотами Российской империи, а не «родной» (по крови) Германии.

По мнению Иванова, Россия выполняла роль державы удерживающей мир от победы сил зла и в период диктатуры атеизма - которая, как выяснилось позже, была явлением временным. «Зримым подтверждением сохранения у нашей страны этой роли является победа в Великой Отечественной войне, когда только Россия смогла остановить экспансию германского нацизма», - отметил сотрудник РИСИ. По мнению исследователя, в период временного господства атеизма на Русской земле отчетливо проявилась уникальная роль Московского Патриархата, который стал единственной реальной альтернативой тоталитарной безбожной идеологии, не будучи и зависимым от геополитических оппонентов России.

Возвращаясь к теме Русского исхода, руководитель Приволжского филиала РИСИ Раис Сулейманов отметил удивительную странность: за весь постсоветский период в Татарии не было проведено ни одного научного мероприятия по истории Гражданской войны. «Вроде бы никакого табу на эту тему в Татарстане нет, однако почему-то до сих пор не было проведено ни одной конференции или круглого стола, посвященных этому братоубийственному противостоянию», - отметил эксперт.

В ходе дискуссии, развернувшейся при обсуждении книги «Русский Лемнос», присутствовавшие пришли к выводу о необходимости изучения и обсуждения на конференциях и круглых столах в Казани великого имперского прошлого России, участия татар в ратных подвигах во имя страны, истории монархизма, консервативного движения, белого движения с учетом региональной специфики Татарстана. Раис Сулейманов поддержал эту идею, рассказав о работе Казанского экспертного клуба РИСИ. «Это удобная площадка, на которой мы могли бы обсуждать разные аспекты истории российского прошлого», - сказал ученый. Сулейманов пригласил участников мероприятия на конференции запланированные в текущем году Казанским филиалом РИСИ: «Казань в истории белого движения в годы Гражданской войны: события и имена», «Татары на службе России в средние века: история и опыт прошлого».

Василий Ордынский, Казань
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Re: В Казани вспоминали русского адмирала фон Эссена и «Лемносское сидение» Белой армии

Леонид Решетников на видео о Милошевиче. См.: http://www.youtube.com/watch?v=9dvPnizRZcA
АМ / 01.05.2012, 19:39
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Василий Ордынский
Казань реабилитирует имя великого просветителя
О конференции, посвященной Н.И.Ильминскому
06.06.2012
В Казани вспоминали татар-черносотенцев
В столице Татарии прошла конференция «Кадимизм в религиозной и общественно-политической жизни татар Российской империи»
10.05.2012
«Братья-мусульмане» в России: проникновение, характер деятельности, последствия для страны
Запрещённая организация наращивает своё присутствие в России
20.04.2012
Все статьи Василий Ордынский
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28
Теряем здравый смысл...
Новый комментарий от Человек
18.04.2024 19:31
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от Андрей Х.
18.04.2024 19:23
Заметки из бывшей Северной Фиваиды
Новый комментарий от РОНОЛ
18.04.2024 19:14