Перестроенную Москву за два прошедших десятилетия и поглощённую дорожными заторами, собираются расширять в юго-западном направлении. Но всё ли при этом продумано, чтобы избежать очередной беды для москвичей при дальнейшей застройке?
Москва златоглавая продолжает стремительно застраиваться. На дорогой московской земле, как грибы после тёплых летних дождей, вырастают семнадцатиэтажные и более высокие здания, включая небоскрёбы, с помощью которых бывший градоначальник чудесным образом пытался вознестись на небеса. Взметнулись в облака небоскрёбы-монстры так называемого сити в самом центре столицы. Они вовсе не украшают облик Москвы, и в этом может убедится каждая домохозяйка, наблюдая панораму города с Воробьёвых гор. Почти мгновенно в злачных местах выросли и другие разные небоскрёбы, стеклянные, разноцветные, причудливой формы - круглые, овальные, в виде паруса, застывшего в движении, и в загадочных формах, не доступных для понимания простому москвичу. Строились такие монстры на якобы свободных местах, а, на самом деле, где попало - прямо перед окнами давно построенных жилых домов, заслоняя им солнечный свет, на площадках вблизи домов, предусмотренных для стоянки автомобилей. Таких небоскрёбов-новоделов бывших столоначальник намеревался возвести не менее ста. Спрашивается - зачем, если на фасадах многих из них, давно построенных, годами висит начертанное крупными буквами «Продаются квартиры»? А это означает, что заоблачные, астрономические цены таких «драгоценных» квартир с голыми стенами отпугивают даже тех, кто в мутной воде отечественного «бизнеса» смог выловить золотую рыбку. Конечно же, подобные чудо-квартиры не по зубам простым смертным москвичам - чтобы честным трудом заработать деньги хотя бы на однокомнатную квартиру, не хватит и всей земной жизни, и такую сермяжную арифметику давно усвоила каждая кухарка, которая, по меткому выражению «вождя» мирового пролетариата, может и должна управлять государством, что не так уж далеко от истины нашей современной, отечественной действительности.
Строились в Москве и обычные семнадцатиэтажные жилые дома. Казалось бы, что плохого в этом? Разве не нужно городу новое жильё? Чтобы ответить на эти вполне правомерные вопросы, в качестве примера рассмотрим, как в последние два десятилетия перестраивались Новые Черёмушки. Здесь на месте снесённых пятиэтажек построены семнадцатиэтажные жилые дома настолько плотно друг к другу, что не осталось мест для традиционных дворов, без которых любое застроенное пространство превращается в мёртвую зону, где все проживающие вынуждены бороться за выживание. Рядом, через дорогу, в нескольких десятков метров воздвигнут небоскрёб Газпрома и продолжают строится другие высотные здания на якобы свободных местах. В результате в этом районе резко возросла плотность застройки и, следовательно, также резко возросла плотность населения, и с нахлынувшим пассажиропотоком не могут справится ни наземный перегруженный общественный транспорт, ни метро, переполненные вагоны которого пассажиры вынуждены брать штурмом. Многие уважаемые господа приезжают на работу в Газпром и другие фирмы на личных автомобилях, оставляя их на проезжей части дороги не в один, а в два ряда, что приводит к сужению проезжей части и, следовательно, к непрекращающимся заторам, блокирующим уличное движение. Отравленным воздухом вынуждены дышать не только водители, застрявшие в непробиваемых дорожных заторах, именуемых пробками, но и терпеливые жители близлежащих домов, внутри которых на подоконниках вырастает чёрный слой копоти. Вёрткие, «сообразительные» водители пытаются объехать злосчастные уличные пробки дворами, и все узкие дорожки между домами заполнены потоком непрерывно снующих легковых автомобилей, несмотря на то, что всё скудное внутридворовое пространство заставлено машинами - исключения не составляют ни тротуары и даже газоны. Поставить машину вблизи собственного подъезда, или, как сейчас говорят, припарковаться у своего дома - сплошная головная боль: освободившееся место сразу же занимают непрошеные заезжие гости Газпрома и иже с ними организаций.
Тесно прижатые друг к другу жилые дома с окнами, смотрящими друг на друга и на шумную улицу, а не во дворы с посаженными деревьями, газонами и детскими площадками, оказались в плену дорожных заторов, непрекращающегося автомобильного шума, и заполненными отравляющими выхлопными газами.
Новые Черёмушки, построенные в Москве в середине прошлого века, были образцом для строительства в других городах нашей страны. Новейшие же Черёмушки, возведённые в последние два десятилетия, наверняка, войдут в новейшую историю градостроительства как ярчайший пример того строительного безобразия, которое по воле городских чиновников, свободных от совести, пышным цветом расцвело на московской земле.
В подобном плачевном состоянии оказались не только Черёмушки, но и другие застроенные районы Москвы, и одно из подтверждений тому - многокилометровые заторы, поразившие весь город. Многие коренные москвичи были принудительно выселены из центра столицы. Кто-то из выселенных попал на далёкую окраину города, откуда разве на крыльях можно долететь до места работы. А кому-то ещё больше «повезло» - их поселили в дома, построенные на удобренной земле, где раньше располагались очистительные сооружения. Некоторые активные москвичи пытались противостоять такому насильственному выселению. Но разве можно что-нибудь сделать, если деньги и власть в одних и тех же цепких руках? Разве можно найти правду, если суды играют без промашки в одни и те же ворота?
На месте жилых домов, снесённых в центре города, появились современные новоделы вовсе не для жилья, а для крупных и мелких организаций, включая супермаркеты для торговли залежалым импортным товаром, многочисленные, так называемые, офисы по оказанию мыслимых и немыслимых услуг, в том числе «бесплатной» психологической помощи или якобы бесплатной юридической помощи с полной гарантией выиграть дело в любом суде. Всё это означает, что рабочие места сосредоточились в бывшем жилом центре Москвы, превратившемся в нежилой, куда в утренние часы на работу устремляются мощным потоком люди, проживающие вне центра города, а вечером такой же поток поворачивается в обратном направлении. В результате и утром, и вечером образуются дорожные заторы, парализующие уличное движение, и общественный транспорт не в силах справится с чрезмерно большими пассажиропотоками. Подобная рукотворная беда не случилась бы, если бы жилые дома и нежилые здания были равномерно распределены по всей площади города, как это делается во всех цивилизованных странах и как это было в Москве два десятилетия назад.
Высокая плотность городской застройки, скученность населения, возможность поселиться в Москве, купив квартиру вне зависимости от прежнего места проживания - вот основные причины всех бед, обрушившихся на головы москвичей, вынужденных пожинать плоды скороспелого новостроя, который достиг гигантских масштабов под «мудрым» руководством бывшего столоначальника, утратившего в погоне за наживой совесть и всякую ориентацию во времени и пространстве.
Может быть, этому удельному «князю» московскому, потерявшему доверие у высоких чинов, было неведомо простое правило: сначала надо думать, а потом действовать, или прежде, чем что-то строить, надо решить, стоит ли это делать. Это нехитрое, простое правило он не просто усвоил, но и им руководствовался, правда, когда строилось жильё не для москвичей, а для него - когда возводилось его собственное имение в ближайшем Подмосковье, где пока ещё сохранилась девственная природа, где весной и летом не умолкает многоголосое пение птиц и где пчёлы на своей пасеке собирают нектар из благоухающих цветущих растений. В этом райском уголке всё сливается с природой. Здесь всё продумано до мелочей, чтобы жить и наслаждаться жизнью, дыша свежим, чистым воздухом, напоённым кислородом, а не выхлопными газами. Продумано всё до мелочей, не упущена ни одна даже самая мелкая деталь при строительстве другого пышного имения для этого «прозорливого» человека и его семьи за рубежом - в живописнейшем месте Европы, где также сохранилась первозданная природа, где все условия для долгой райской жизни и где можно спокойно жить после утраты доверия, когда секреты его лукавого управления уже разгаданы высокими властями, указавшими ему истинное место.
Многие московские беды не случились бы, бывший градоначальник и его окружение руководствовались не свободой от совести, а свободой творить добро не на словах, а на деле, для ближнего своего и для терпеливых москвичей.
Бывшие московские чиновники во главе со своим «уважаемым» управителем, поглощённые «инвестиционной» финансовой пирамидой, оставили москвичам «богатое» наследие в виде трудно решаемых городских проблем, которые пытаются решить пришедшие на смену нынешние власти под покровительством высоких чинов. И многое делается не ради наживы, а ради спасения москвичей от рукотворных бед. Выделяются полосы для общественного транспорта, который гораздо эффективнее легкового. Пополняется и обновляется его парк. Сокращаются интервалы движения. Планируется повысить темпы строительства метро. Благоустраиваются дворовые территории и принимаются другие меры, чтобы повернуть жизнь москвичей в нормальное русло.
В прошлые два десятилетия Москва стремительно росла вверх в пределах Московской кольцевой автомобильной дороги. К настоящему времени все земельные участки, купленные и перекупленные в чертах прежнего города, уже застроены. Всем понятно, что столица должна развиваться. В этой связи было принято решение о расширении её территории. В правильности и обоснованности такого решения вряд ли можно было бы сомневаться, если бы у любого здравомыслящего человека не возникало два вопроса. Первый - зачем строить новые жилые дома, если в уже построенных москвичи не могут купить квартиры? И второй вопрос: в каком географическом направлении целесообразно расширять Москву? Первый вопрос остаётся без ответа. А по второму вопросу уже принято решение - столица будет расширятся в юго-западном направлении. При этом отводится огромная территория, по площади превосходящая территорию нынешней Москвы. На этой подмосковной земле, пока мало застроенной, худо-бедно сохранилась живая природа, не загублены растительность и смешанный лес, составляющий часть зелёного пояса столицы. Юго-западное направление в не далёком прошлом облюбовал «вождь» всех народов, для которого в небольшом лесу построили ближнюю дачу. Хоть и был он полуобразованным человеком, но знал, что такое роза ветров. Понимал, что роза ветров в московском регионе такова, что преобладают юго-западные ветры, несущие свежий воздух из зелёной не застроенной территории Подмосковья, а не отравленный городской воздух. Благодаря сохранившейся растительности и лесу в юго-западном направлении обогащённый кислородом воздух освежает всю Москву.
Зелёный пояс Москвы, называемый лёгкими города, бережно сохраняемый в недалёком прошлом, в последние два десятилетия сильно разрушен. Дальнейшее его разрушение и, особенно в юго-западном направлении, приведёт к необратимым процессам в биосфере. Нарушится хрупкое экологическое равновесие. Отравленный городской воздух планируемой новейшей столицы ветром будет уносится на всю Москву, включая Кремль - не защитят и его высокие мощные стены.
Невольно напрашивается образное, хотя и вульгарное, сравнение: расширять Москву в юго-западном направлении всё равно, что плюнуть против ветра и не отойти.
Любому здравомыслящему человеку понятно, что всякие научно не обоснованные вмешательства в природу, стремление любыми средствами её победить и завоевать, а не сохранить, заканчиваются страшными человеческими последствиями для нынешних и грядущих поколений. Чтобы подобное не случилось, много не нужно - надо твёрдо усвоить упомянутое выше простое правило: сначала необходимо думать, а потом действовать. На строгом языке это означает: любому практическому действию, включая расширение Москвы, должно предшествовать естественнонаучное исследование, критерий истины которого - эксперимент и опыт, а не абстрактные рассуждения о единственно «верных» решениях.
Только в этом случае грядущие поколения с благоговением и благодарностью вспомнят своих предков - благочестивых и благородных людей, сумевших спасти Москву от очередной рукотворной беды.
Степан Карпенков, профессор, лауреат Государственной премии Российской федерации в области науки и техники
2. Тесно прижатые друг к другу жилые дома с окнами, смотрящими друг на друга и на шумную улицу, а не во дворы с посаженными деревьями, газонами и детскими площадками, оказались в плену дорожных заторов, непрекращающегося автомобильного шума, и заполненными о
1. Re: Против розы ветров