В Москве златоглавой восстановлен храм Христа Спасителя - знаковый символ духовного возрождения России. Возрождаются из руин разрушенные большевиками церкви и монастыри. Все больше и больше людей находят дорогу к храму. Все чаще можно видеть не только пожилых людей, идущих в церковь, но и юных, и совсем маленьких, сияющих от радости детей вместе с заботливыми матерями, нашедшими дорогу к храму. Все это не может не радовать любого неравнодушного и воспитанного человека. Вместе с тем в самом центре Москве появились своеобразные монстры в так называемом сити, которые обезображивают облик древней столицы и по своему внешнему виду напоминают устремленные к небу вавилонские сооружения. Строились они очень быстро, торопились, чтобы бывший градоначальник смог, как можно быстрее, приблизиться таким образом к небу. Эта идея вовсе не нова - Вавилонскую башню пытались построить многие дерзские люди в разные времена, чтобы сразу же взметнуться в небеса и вознестись над народом. В городской суматохе и строительной спешке, как это часто бывает, при возведении московских монстров забыли о самом земном: дороги, ведущие в сити, повисли в воздухе. Как грибы после теплых летних дождей на московской благодатной почве мгновенно выросли и другие монстры-небоскребы, которые не украшают облик столицы и к которым почти невозможно добраться из-за дорожных заторов. В последнее время дорожные заторы в Москве превратились в рукотворное стихийное бедствие, захлестнувшее в той или иной мере каждого жителя и гостя столицы.
В современный лексикон прочно вошли позаимствованные за рубежом слова: «инвестиции», «инновации» и т.п., непонятные по смыслу для многих простых людей и которые якобы отражают реалии нашего времени, а на самом деле скрывают от народа те или иные насущные проблемы. В последние годы проявилась еще одна «инновация» - пробки на столичных дорогах. Эти слова не обходят стороной ни средства массовой информации, ни телевизионные передачи, регулярно показывающие многокилометровые пробки утром, днем, вечером, до и после полуночи. Но почему-то острейшая проблема городских дорожных пробок ускользала от пристального внимания «Момента истины», хотя она уж давно беспокоит не только водителей легкового, грузового и общественного транспорта, но и пассажиров, т.е. всех москвичей.
Совсем недавно, лет несколько назад, слово «пробка» означала в повседневной жизни закупорку для бутылок, которая изготавливалась сначала преимущественно из коры пробкового дерева. Это слово лишь в переносном смысле означало скопление, например, транспорта на дороге. Сейчас же оно в прямом смысле отражает затор на дороге, а слово «затор» исчезло из повседневного лексикона. Зато на московских улицах появились многокилометровые скопления транспорта - по сути своей дорожные заторы.
Проблему заторов на московских улицах пытались решить чиновники города, и она ведома на самом высоком государственном уровне. Тем не менее эта проблема с каждым годом обостряется: если совсем недавно дорожные заторы блокировали город только в часы пик, то сейчас они приостанавливают движение с утра до позднего вечера. Оказавшись бессильными в ликвидации дорожных заторов, некоторые чиновники, оседлав верного коня под названием «Лицом к городу», решили обрадовать москвичей с ехидной улыбкой заявляя: «Разве можно что-нибудь сделать, если москвичи становятся богаче и покупают машины». Однако возникает вопрос: а много ли автомобилей покупают коренные москвичи, у которых едва ли хватает средств на пропитание, не говоря уж о покупке даже однокомнатной квартиры, цена которой взметнулась очень высоко - выше Вавилонской башни.
Решить проблему московских заторов предлагают разными способами: построить дорожные развязки, расширить дороги, ввести платный въезд в центр города и др. При этом и специалисты, и все здравомыслящие люди сходятся во мнении: решить эту проблему так же быстро как она и появилась, т.е. сейчас и сразу, не удастся.
В то же время всем понятно: эту наболевшую проблему следует неотложно решать. В ее решении, как и в любом деле, должен быть системный комплексный подход, основанный на выявлении причинно-следственной связи и, в первую очередь, на всестороннем анализе причин, породивших такую сложную, трудно решаемую проблему.
Можно назвать следующие основные причины дорожных заторов в Москве.
1. За последние два десятилетия были допущены грубые градостроительные ошибки. Строительство велось без надлежащего учета возможностей городских дорог и наземного и подземного транспорта.
2. Огромная «инвестиционная», строительная пирамида под началом городских чиновников накрыла всю Москву, в которую были вовлечены не только все желающие поселиться в Москве, но и все москвичи, коммунальные деньги которых не всегда использовались по прямому назначению; за определенную мзду выдавались разрешения в «установленном порядке» на строительство любого объекта: хоть с видом на Москву, хоть с видом на Кремль, хоть у самых стен древнего Кремля.
3. Дорожное строительство, как не приносящее прибыль, оставалось на прежнем уровне.
4. Чтобы поселиться в Москве, достаточно заплатить немалые деньги - купить квартиру.
5. Строились дома без обеспечения мест для стоянки автомашин: припарковать машину у дома стало почти неразрешимой проблемой.
6. В городе резко увеличилась плотность населения.
7. Сдаются в аренду нежилые помещения даже без наличия мест парковки автомашин.
8. Многие помещения, ранее занимаемые магазинами, эксплуатируются не по профильному назначению (например, на Ленинском проспекте исчезли почти все продовольственные магазины) и многим москвичам приходится ездить за продуктами, простаивая в длинных пробках.
9. Некоторые здания бывших детских садов и даже школ оказались в руках проходимцев, которые бессовестно сдают в аренду «свои» помещения, наживаясь на собственности «Московской недвижимости», ваучеры на которую получили многие москвичи, а в результате обманутые родители вынуждены возить своих детей в отдаленные места, оказывая тем самым дополнительную нагрузку на транспорт.
10. Для работы в Москве (на стройках, в магазинах, ДЭЗах) нелегально привлекается иногородняя многочисленная рабочая сила, которая и без того увеличивает плотность населения в городе и создает еще одну нагрузку на транспорт.
11. Рынками владеют заезжие торговцы, диктуя свои цены на продукцию, бессовестно обвешивая и обманывая покупателей и перекрывая доступ на рынок отечественным производителям. На рынок приходиться ездить многим москвичам, преодолевая дорожные барьеры.
12. Дорожная инспекция не выполняет своих прямых обязанностей - регулирование дорожного движения.
Проанализируем каждую из перечисленных причин и попытаемся назвать способы их устранения.
1. Какие же ошибки московского градостроения последних двух десятилетий? Попытаемся назвать основные из них. В погоне за большими деньгами в центральной части города многие земельные участки продавались под коммерческие застройки без учета мнений и требований коренных москвичей. В результате в центре города уменьшилось число малоэтажных жилых домов, на их месте поднялись многоэтажные здания офисов и других учреждений. Следовательно, люди вынуждены ездить утром на работу в центр и возвращаться домой вечером, простаивая в многокилометровых пробках, чего можно было бы избежать при равномерном распределении жилых и нежилых площадей по всему городу, как это обычно делается во всем цивилизованном мире. Что же делать? Во-первых, необходимо проверить, продавалась ли земля москвичей в центре города на законных основаниях и для каких целей. Во-вторых, необходимо пересмотреть условия аренды нежилых помещений, особенно расположенных в центре города и решить вопрос, можно ли их сдавать в аренду, если нет мест для парковки автомобилей. Чтобы не допустить впредь роста потоков транспорта утром в центр, а вечером обратно, необходимо пересмотреть весь градостроительный план и направить его не на извлечение сверхприбыли, а на налаживание нормальной городской жизни без заторов и других сопутствующих проблем. Необходимо тщательно проверить все строящиеся объекты и нацелить их на решение наболевших городских проблем, а не на продажу по астрономическим ценам квартир и нежилых помещений.
2. Необходимо в законодательном порядке разрубить гордиев узел московской строительной пирамиды.
3. Активизировать дорожное строительство: расширить магистральные улицы как внутри города, так и за городом вплоть до бетонной кольцевой дороги, которую также следует расширить, что освободит Москву от транспорта, следующего транзитом в другие населенные пункты. Конечно же необходимо строить дорожные развязки, чтобы сделать по возможности безсветофорное движение.
4. Следует проанализировать, насколько юридически обосновано поселение в Москве любого желающего путем покупки квартиры. Покупают квартиры прежде всего богатые люди и, в первую очередь, свободные от совести чиновники, разбогатевшие за счет бедных людей, либо вовсе не бедные приезжие люди, и для них нет проблем купить одну, две или более машин, для которых нужны места на стояке и на проезжей части улицы, а это означает, что они вносят свой «вклад» в дорожные заторы. Эту проблему можно в какой-то степени решить предоставлением декларации доходов, чтобы выявить, не улучшает ли покупатель квартиры свои жилищные условия за незаработанные честным трудом деньги.
5. Приостановить строительство домов без надлежащего учета и планирования мест для стоянки автомобилей.
6. Одна из причин резкого увеличения плотности населения в городе состоит в том, что на месте пятиэтажных домов построены многоэтажные, часто без традиционных дворов, скверов и детских площадок, и вблизи построенных домов не хватает мест для стоянки машин. И застройка оставшихся «свободных» клочков земли до сих пор продолжается.
7. Следует разрешить сдавать в аренду нежилые помещения только при наличии мест парковки.
8. Помещения, принадлежавшие ранее магазинам, переориентировать для прямого первоначального назначения, и тогда отпадет необходимость ездить в отдаленные магазины, простаивая в заторах. Ликвидировать многочисленные палатки и магазинчики на колесах внутри жилых кварталов, где продаются товары сомнительного качества и нет надлежащих санитарных условий для хранения продуктов.
9. Бывшие сады и школы вернуть в муниципальную собственность для прямого назначения, и тогда не надо будет возить детей в отдаленные сады и школы, преодолевая дорожные заторы.
10. Проанализировать, насколько целесообразно привлечение иногородней рабочей силы, и обеспечить рабочие места для москвичей.
11. Навести порядок на рынках, чтобы там продавались товары не по завышенным ценам и открылся доступ отечественным производителям.
12. Переориентировать ГАИ со сбора дорожного оброка на оптимальную организацию движения автотранспорта. В ближайшее время можно срочно, оперативно синхронизировать по времени и загруженности все светофоры города, что не потребует каких-либо существенных финансовых средств, но сократит время простаивания у светофора.
Только устранение всех названных причин может привести к предсказуемому результату - постепенному спасению Москвы от заторов на дорогах и решению многих других городских проблем, обрушившихся на древний город при отчаянной попытке возвести московскую Вавилонскую башню.
Спасать Москву от рукотворных проблем не пришлось бы, если бы горе-инвесторы и градоначальники, устремленные к небу, спустились на грешную землю и осознали известную с древнейших времен истину: попытка решить любые проблемы путем наживы всегда греховна и порождает новые трудно решаемые проблемы, ведь любая проблема - это, прежде всего, проблема духовно-нравственного состояния человека.