Книга издана в книжной серии РИСИ выпускаемой совместно с издательством «ФИВ».
Книга «Русский Лемнос» (М., 2012. - 136 с.) посвящена трагическому эпизоду русского исхода, следствию национальной катастрофы 1917 года. Остров Лемнос стал местом изгнания нескольких тысяч русских людей, переживших трагедию крушения православной императорской России. Книга повествует об истории казачьих корпусов генерала Врангеля, попавших в 1920-1921 гг. на далекий греческий остров.
Она повествует о силе духа наших соотечественников, вынужденных покинуть Родину и в тяжелейших условиях продемонстрировавших величайшее терпение и смирение.
Более 30 тысяч человек - кубанские, донские, терские и астраханские казаки, офицеры и солдаты Русской армии, гражданские беженцы, - прошли через Лемнос. Более 380 из них навсегда остались на греческом острове. Усугубляет трагедию Лемноса то, что здесь более 80 детских могил.
Первое издание «Русского Лемноса» увидело в свет в 2009г. в издательстве Новоспасского монастыря г.Москвы., затем в 2010г. этим же издательством книга была переиздана [1].
Третье издание значительно дополнено, и во многом книга представляет собой новое произведение. Книга издана в «подарочном» формате. Обращает на себя внимание изящная, оригинальная эстетика обложки, выдержанная в русле «державнической» стилистики книжной серии РИСИ. В целом книга имеет прекрасное оформление, в чем большая заслуга её редактора М.Б.Смолина и художника Д.Е. Бикашова.
Автор книги Л.П. Решетников - известен не только как историк и директор РИСИ, член Научного совета при Министре иностранных дел Российской Федерации. Леонид Петрович Решетников является руководителем Попечительского совета Новоспасского ставропигиального мужского монастыря города Москвы. Возглавляя такое стратегически важное для Российского государства научное учреждение как РИСИ, Л.П.Решетников не скрывает своих православных имперских взглядов [2].
В книге «Русский Лемнос» рассказывается о восстановлении русских кладбищ на далёком греческом острове. Именно Л.П.Решетникову принадлежит заслуга обнаружения двух русских кладбищ на Лемносе и руководство по их восстановлению под духовным водительством архиепископа Костромского и Галичского Алексия (Фролова).
Книга имеет несомненную ценность благодаря описанию огромного числа подробностей из жизни русских людей на греческом острове, публикации большого количества фотоматериалов и факсимиле документов касающихся «Лемносского сидения». Все три издания богато иллюстрированы хроникальными и современными фотографиями. Третье издание дополнено фотоматериалами, включая фотографии иллюстрирующие работу православного молодёжного отряда «Лемнос».
Большое внимание в книге уделяется истории восстановления русских кладбищ на далёком греческом острове, которым в 2004-2011 гг. занимались Л.П.Решетников и его соратники.
Созданный в 2004г. под руководством Леонида Петровича при Попечительском Совете Новоспасского монастыря православный молодежный отряд «Лемнос» из года в год продолжает начатую работу по приведению в порядок русских кладбищ на острове.
В своей книге Л.П.Решетников ярко описывает трагедию русских людей, потерявших на Лемносе своих близких, причём описывает это ни как отстранённый наблюдатель: видно, что автор сопереживает и сочувствует этим людям. Первые месяцы пребывания русских людей на Лемносе были очень тяжелыми. Многие умирали от недоедания, от инфекционных и других заболеваний. На русских кладбищах Лемноса похоронены рядом друг с другом отцы и дети, родные и двоюродные братья.
На состоявшейся 6 февраля 2012 г. в РИСИ презентации третьего издания книги «Русский Лемнос», архиепископ Костромской и Галичский Алексий, который уже 8 лет духовно руководит восстановлением русских кладбищ на греческом острове, подчеркнул, что «Лемнос - это русская Голгофа».
В марте-мае 1920 г. находившиеся на Лемносе русские священники отпевали умерших чуть ли не через день. Но русский дух и в таких крайне тяжёлых условиях не угасал. Его поддерживала вера, религиозные чувства, усилившиеся в дни лишений и испытаний. В тяжёлых условиях «Лемносского сидения» наши соотечественники не забывали о своей Православной вере.
Для многих русских людей смерть их близких на Лемносе стала лишь прелюдией к новой трагедии. После возвращения в Россию в результате кровавой расправы, учинённой «революционерами» под руководством Р.Землячки и Б.Куна, погибли многие русские офицеры, которые не захотели или не смогли уйти в эмиграцию. В кровавой бойне устроенной захватившими русскую землю атеистами погибли жены и дети офицеров, ранее переживших лемносскую трагедию.
Со временем командованию Лемносской группы войск Русской армии удалось открыть на острове 7 пунктов дополнительного питания для больных, женщин и детей. С ноября 1920 г. начали свою работу русские госпитали эвакуированные вместе с Донским и Кубанским казачьими корпусами. Через русские госпитали на Лемносе прошли не только военнослужащие, но и беженцы - женщины, дети, старики. Был организован туберкулёзный санаторий - палатки и бараки приблизительно на 100 больных со своими врачами и медсестрами. Для беженцев - одиноких женщин с детьми и для детей-сирот был организован «женско-детский приют» примерно на 60 человек.
Благодаря Всероссийскому союзу городов 26 июня 1920 г. был открыт детский сад, начали свою работу приготовительная школа и гимназия. Преподавателями стали бежавшие от террора атеистов профессора российских университетов. Кроме того, были созданы две общеобразовательные школы. Была создана даже гимназия для взрослых: среди казаков были и те, кто из-за войны вынужден был прервать своё образование. Была организована и библиотека-читальня. Были организованы сапожная, столярная и протезная мастерские (в них работали полковники и даже генералы).
Что поражает при чтении книги - уровень организации русской колонии на Лемносе. И это - не просто организация «сверху» со стороны вышестоящего командования Русской армии. Организация «сверху» здесь сочеталась с самоорганизацией людей «снизу». Л.П.Решетников пишет: «Всю трудную, огромную работу по налаживанию более или менее терпимой жизни наших соотечественников вели они сами - врачи, преподаватели, земские деятели, чиновники различных ведомств, священнослужители». По всей видимости, высокий уровень самоорганизации русских людей на Лемносе можно объяснить тем, что в императорской России, благодаря существованию земств, было развито муниципальное самоуправление. Большую роль в налаживании человеческих условий существования для русских людей на Лемносе сыграли деятели Всероссийского земского союза.
При чтении книги «Русский Лемнос» возникает вопрос: а если в наши дни власть в России вновь захватят фанатики-атеисты, вновь храмы будут взрывать либо превращать в свинарники, вновь начнутся массовые репрессии против священнослужителей и мирян? Если русским православным людям вновь придётся бежать из своей страны, сможем ли мы организоваться на чужбине также, как это сделали «лемносцы»? Думается, что в наши дни, к сожалению, русские люди вряд ли смогут также самоорганизоваться в изгнании. В том числе и потому, что земские традиции самоуправления в России давно утеряны.
В июне 1921 г. на Лемносе началась переброска казачьих частей и беженцев в Болгарию и Югославию. В декабре 1921 г. остров покинула последняя группа беженцев. Во второй половине 1920-х годов многие участники «Лемносского сидения» уехали в другие государства: Францию, Чехословакию, Германию, США. Однако ядро «лемносев» до начала II мировой войны оставалось на Балканах.
В книге описывается как сложились судьбы «лемносцев» в эмиграции. В 1941 г. «лемносцы», как и вся белая эмиграция, оказались перед выбором: поддержать Гитлера ради свержения любой ценой ненавистной атеистической диктатуры в России или, по меньшей мере, отойти в сторону, осознав, что речь идёт не о смене режима, а о порабощении так любимой ими Родины. Многие «лемносцы» избрали первый путь.
Здесь следует сказать следующее. В настоящее время появились «исследователи», которые утверждают что большинство белоэмигрантов во Второй мировой войне выступили на стороне нацистской Германии. Эти же люди занимаются апологией генерала Андрея Власова и «власовцев». И эти же «исследователи» как правило утверждают что во Вторую мировую войну все белоказаки выступили против России на стороне нацистов. Безусловно, подобные утверждения являются ничем иным как фальсификацией истории.
Что поражает, в наши дни на большинстве интернет-сайтов, посвящённых истории Белого движения и истории казачества, предатели русского народа Петр Краснов и Андрей Шкуро, сформировавшие под контролем германских нацистов подразделение «Казачий стан», преподносятся как борцы за «освобождение Родины». Русской молодёжи предлагается брать пример с них [3].
При этом для большинства современных публикаций об участии белоэмигрантов во II мировой войне, размещённых на «белогвардейских» и «казачьих» интернет-ресурсах, характерна самая неприкрытая апология предателей Родины Краснова и Шкуро.
В книге «Русский Лемнос» читатель не увидит апологии Шкуро и Краснова. Анализируя настроения в среде белой эмиграции накануне II мировой войны, автор пишет: «...Некоторые отцы-командиры, герои Белой борьбы Краснов, Шкуро и другие, заигравшись за годы эмиграции в политику, запутавшись в связях с различными иностранными структурами, в том числе со спецслужбами, выступили с призывом встать в один ряд с немцами «для освобождения Родины». Краснов, этот бывший патриот и монархист, на старости лет даже напялил на себя немецкий мундир».
При этом из книги читатель узнает о том, что тысячи русских людей (включая «лемносцев») во II мировую войну сражались против гитлеровской Германии в армиях Франции, Великобритании и США. Узнает он и о том, что даже среди югославских титовских партизан были русские белые офицеры и казаки. Автор особо акцентирует внимание на позиции Главы русских церковных приходов в Болгарии архиепископа Серафима (Соболева), который отказывал в благословении желающим вступить в созданный гитлеровцами «Русский охранный корпус». Поэтому те «лемносцы», которые сохранили крепкую связь с Русской Церковью в Болгарии, не пошли, за редким исключением, воевать на стороне гитлеровцев.
В своей книге Л.П.Решетников не обходит вниманием и сепаратистские настроения сторонников «независимых» Кубани и Дона, сыгравших в годы Гражданкой войны предательскую роль в отношении Белого движения. В 1920-1930-е годы они «сбивались в различных странах в кружки, которые занимались мифотворчеством на тему страны «Казакии» и самобытного казацкого народа». Эти худшие представители русского народа оказались готовы с оружием в руках участвовать в расчленении России для достижения своих мерзких целей. Пропаганда, основанная на исторических фальсификациях казачьих «сепаратистов», оказала пагубное воздействие на малообразованную часть русских эмигрантов, истосковавшихся в изгнании по родным Дону и Кубани.
Невозможно не согласиться с мнением Л.П.Решетникова о тех русских людях, которые воевали на стороне гитлеровской Германии и попали в советские лагеря: «Трагична судьба этих людей...Мотивы, толкнувшие их на сотрудничество с немцами, объяснимы, но они не могут опровергнуть исторически неоспоримую истину: находясь во вражеской армии завоевателя, ставящего своей целью уничтожение твоей Родины, порабощение твоего народа, нельзя принести своему Отечеству пользу, а тем более свободу».
Аргументами, основанными на изучении большого массива документов по истории белой эмиграции, Л.П.Решетниковым доказывается ошибочность утверждения о том, что казаки и другие русские люди, пошедшие на сотрудничество с гитлеровцами, воевали за «освобождение Родины». И становится понятно, что те, кто пытаются сделать из предателей русского народа Шкуро и Краснова кумиров для современной молодёжи, являются как минимум лжецами, а их «историческим» публикациям про напяливших немецкую военную форму «освободителей России» - место только на свалке истории, и больше нигде.
В заключение хочется пожелать автору написать не менее интересную книгу о судьбах тех «лемносцев», которые воевали с нацистской Германией и её союзниками в армиях государств антигитлеровской коалиции и в рядах партизанского движения. В современный период возникла жизненная необходимость в создании серьёзного научного труда, освещающего историю участия белоэмигрантов в боевых действиях против германского агрессора во Второй мировой войне. Если когда-нибудь эта книга будет написана - будет целесообразно снять по ней документальный фильм, в котором раскрывалась бы истинная личина «героев», подобных Краснову, Шкуро и Власову, и героизировались бы те белоэмигранты, которые воевали против гитлеровской Германии и её союзников.
Ссылки:
1. Василий Ордынский. Русские в изгнании: рецензия на книгу Л.П.Решетникова «Русский Лемнос» (рецензия на второе издание книги). http://www.kazan-center.ru/osnovnye-razdely/18/155/
2. Василий Ордынский. Русская «Рэнд корпорейшн»
3. Василий Ордынский. Современный казачий и русский сепаратизм в России: попытка героизации коллаборационистов Второй мировой войны. http://www.kazan-center.ru/osnovnye-razdely/15/138/
2. Ответ на 1., Серёжа :
1. Вечная память павшим героям