От редакции: Эту статью мы получили от автора, профессора В.Краснова из США, с предложением опубликовать ее на РНЛ. Полагаем, что нашему читателю будет интересно познакомиться с дискуссиями о сионизме и Израиле в среде американских евреев, свидетельства чему приводит автор.
Знаменательное событие (см YouTube видео в конце статьи) состоялось 8 декабря 2011 года в Национальном пресс-клубе в Вашингтоне. Это был открытый форум американцев, как евреев, так и не евреев, о судьбе Израиля, Палестины, сионизма, антисионизма, антисемитизма - на пороге растущей угрозы глобального всесожжения.
Поводом для форума была новая книга о раввине Элмере Бергере Rabbi Outcast: Elmer Berger and American Jewish Anti-Zionism, что можно перевести как «Раввин Изгой: Элмер Бергер и антисионизм среди американских евреев». Книга написана Джеком Россом и опубликована издательством Potomac. Росс родился в Бруклине, окончил Национальный колледж труда в 2006 году, с 2005 года пишет сайтов Antiwar.com, The Washington Report on Middle East Affairs and The American Conservative.
Публикация книги сама по себе знаменует, что в отношении американских евреев к Израилю и сионизму произошли кардинальные изменения. С момента основания государства Израиль в 1948 году не было такого разочарования в государстве Израиль и сионистской идеологии, как сейчас.[1] Многие американские евреи осознают зловещую роль, которую израильское лобби сыграло по втягиванию США в войну в Ираке и в «глобальную войну с террором». Многие не были согласны с нападением Израиля на Ливан и бомбардировкой автономии Газы. Сама сионистская идеология, на которой зиждется государство Израиль, вызывает у многих отторжение и неприязнь.
Растущий скептицизм насчёт безоговорочной поддержки правительству Нетаньяху вызывает беспокойство у лоббистов. Они стандартно обвиняют всех без разбору в «антисемитизме». Так, недавно они обвинили в антисемитизме ведущего обозревателя газеты «Нью-Йорк Таймс» Томаса Фридмана, который некогда ратовал за войну в Ираке и не скрывал симпатий к Израилю. А провинился тем, что он объяснил овацию после выступления Нетаньяху в Конгрессе США не его личной популярностью, а тем, что почти все конгрессмены по существу куплены, ибо боятся, что без поддержки лобби не будут переизбраны.[2]
Истории еврейского антисионизма в Америке восходит к периоду, когда Израиля ещё не было. Герой книги Росса - Элмер Бергер (Elmer Berger, 1908-1996), раввин Реформаторского направления в иудаизме, был одним из основателей и первым директором Американского совета по иудаизму (The American Council for Judaism, ACJ), который занял чёткую антисионистскую позицию с момента основания в 1942 году. Бергер отошёл от руководства ACJ в 1968, но продолжал бороться в другой организации, «Альтернативы сионизму» (American Jewish Alternatives to Zionism), которую он возглавлял до смерти в 1998 году.
Росс говорит, что его собственное открытие антисионистского наследия Америки стало для него «откровением». Он цитирует наставника Бергера, основателя американского реформистского иудаизма, Исаака Майера Уайза (Isaac Mayer Wise), который в 1900 году назвал зарождавшийся тогда сионизм «проституцией сакральных принципов библейского Израиля и заменой их политиканами, изгаляющимися в дикой пляске».
Помимо Росса, на форуме выступали посол Эндрю Киллгор (Andrew Killgore), издатель журнала по Ближнему Востоку; Аллан Браунфельд (Allan Brownfeld), бывший член переходной команды президента Рональда Рейгана, а сейчас редактор Американского Совета по иудаизму (ACJ), Джош Рубнер (Josh Ruebner), национальный директор движения за прекращение израильской оккупации; и Джон Атли (Jon Utley), со-издатель журнала «Американский консерватор» (The American Conservative) и директор сайта Консерваторы за мир.
Киллгор рассказал о своей дружбе с раввином. «Мы с Элмером были согласны, что в настоящее время сионисты цинично используют в своих целях преследование Гитлером европейского еврейства». В 1960-е годы, заявил Киллгор, раввин неутомимо разъяснял американским дипломатам и специалистам по Ближнему Востоку, что «основные ценности иудаизма несовместимы с попранием прав палестинцев на их земле, на которой был создан Израиль».
Форум был организован Фондом Памяти Фриды Атли (Freda Utley, мать Джона Атли) и госпожой Фрэн Гриффин, основателем фонда Fitzgerald Griffin Foundation. FGF ставит своей задачей упрочение основ западной цивилизации в условиях повальной коммерциализации. На сайте FGF выступают многие консервативные авторы, в том числе и евреи, пекущиеся об упадке ценностей традиционной культуры США.
Вся докладчики дали высокую оценку книге Росса и хвалили его за научную добросовестность и гражданское мужество. Книга заслужила похвалу Джона Мирсхеймера (John Mearsheimer) из Чикагского университета, соавтора нашумевшей книги 2006 года The Israel Lobby and U.S. Foreign Policy (Израильское лобби и внешняя политика США)[3]. Профессор Мирсхеймер дал такую оценку: «важная книга для всех, кто хочет понять историю отношения американского еврейства к государству Израиль».
Среди раввинов реформаторской ветви иудаизма, которые основали Американский совет по иудаизму, Бергер прославился тем, что посвятил всю свою жизнь борьбе за эмансипацию американской внешней политики от влияния сионистов. Помимо Бергера и его последователей, есть и другие группы американских евреев, которые выступают против сионистского Израиля. Есть левые социалисты (pro-socialist leftists), которые хотят сделать Израиль еврейско-арабским государством. И есть движение Нетурей Карта (Neturei Karta), состоящее из ортодоксальных евреев секты Хареди (Haredi). Они призывают к мирному демонтажу Израиля, ибо, по их мнению, евреям заповедано не иметь собственного государства до прихода Мессии.
Во время обсуждения прояснились некоторые аспекты сионизма, которые или замалчиваются, или искажаются, а если и обсуждаются, то только в «междусобойчиках». Сионисты, например, с самого начала не особенно пеклись о библейских заповедях, эсхатологических и метафизических аспектах иудаизма. Сионизм сложился, прежде всего, как политическая идеология светского национального движения с сильной социалистической окраской. И таким он был до недавнего времени. Он преследует материалистические, территориальные и экономические цели.
Религия нужна сионизму, поскольку она, якобы, оправдывает создание нынешнего Израиля на территории древнего иудейского государства по Библейскому преданию. С другой стороны, Браунфельд, например, считает, что «[истинный] Иудаизм - это поклонение Богу, а не идолопоклонство и поклонение какой-либо политической организации». Браунфельд солидарен с Россом, что сущность иудаизма не в поклонении мифу национального государства, а в (Библейских) пророках, которые всегда выступали против коррупции власть предержащих.
Джош Рубнер, возглавитель движения за прекращение израильской оккупации (US Campaign to End the Israeli Occupation), сказал, что чем больше Израиль угнетает палестинцев, тем больше американские евреи отшатываются от израильского лобби и правительства Нетаньяху. В попытке удержать поддержку Израилю, Американо-Израильский комитет политических действий (AIPAC) взялся за бесплатные туристические поездки под лозунгом «первородство Израиля» (Birthright Israel). Для многих американцев такие поездки дают обратный результат. Большинство молодых американских евреев рады, что они родились в Америке, а не в Израиле. Они болезненно сознают, что с момента своего создания Израиль опирался на насилие для достижения своих целей на Ближнем Востоке.
AIPAC старается представить дело так, как будто все американские евреи единодушно поддерживают любую затею Израильского правительства, но это только «фасад единодушия», пронизанный глубокими трещинами, сказал Рубнер. Он хорошо знаком с Израилем, где родился его отец и где он сам чуть не стал жертвой палестинского теракта. Его организация объединяет в США больше 380 общественных групп, борющихся за прекращение израильской оккупации Палестины. Сейчас они ведут кампанию за бойкот, снятие денег со счетов и санкции (Boycott, Disinvestment, and Sanctions, BDS) против израильских интересов в США.
Восходящая изначально к светскому, скорее атеистическому, чем религиозному национализму, типичному для конца 19 века, политическая идеология сионизма претерпела эволюцию в сторону «религии», которая якобы оправдывает Израильское государство и его территориальные претензии. Этот квази-религиозный сионизм дал, однако, обратный результат. Он вдохновил на борьбу не только палестинцев, но и арабов вообще, также как и мусульман в других странах. Он же подтолкнул многих мусульман к всплеску фанатизма и терроризма.
Не случайно, некоторые наблюдатели порицают Израиль за апартеид. Джимми Картер, 39-й президент США, удостоенный Нобелевской премии мира за содействие в мирных переговорах между Израилем и Египтом, в своей книге «Палестина: мир, а не апартеид»[4] утверждает, что политика Израиля на палестинских территориях является (далее цитата из Википедии) «системой апартеида, где два народа занимают одну землю, но живут раздельно друг от друга, и где израильтяне полностью доминируют и подавляют насилием, лишая палестинцев их основных прав человека».
Претензия сионистов на Иерусалим в качестве эксклюзивной столицы Израиля не может не вызвать возмущения не только палестинцев, но и всех арабов и мусульман, даже людей светских и прозападных настроений. Эта претензия помогла фанатичным сторонникам Джихада завоевать сердца и умы миллионов мусульман, разочаровавшихся в светских политиках за их неспособность защитить права мусульман на их долю священного Иерусалима, который они называют Аль-Кудс.
Претензии Израиля на Иерусалим оскорбительны не только для мусульман и христиан, но и для всех светских людей, выросших на культурной традиции трёх монотеистических религий. Они оскорбительны и для тех евреев, которые гордятся тем, что иудаизм стал матрицей высоких этических стандартов для всего мира. Разделённый в настоящее время на сектора, как некогда Берлин, Иерусалим должен обрести статус города всемирного наследства, как город-памятник религиозной толерантности, братства и содружества под эгидой ООН. Только тогда он выполнит своё библейское предназначение, как символ единства человечества.
Превратившись в очаг ненависти, недоверия и войны на Ближнем Востоке, Израиль подает плохой пример и за пределами Ближнего Востока. Ратуя за жесткую политику в отношении мусульман и других иммигрантов, правые демагоги в Европе, России и США ориентируются на Израиль, который якобы умеет прижать «террористов». Они восхищаются «эффективностью» израильской операции «Литой свинец» против сектора Газа, в которой было убито в сто раз больше «террористов», в том числе женщин и детей, чем израильских солдат. Стоит отметить, что молодежный лагерь Лейбористской партии в Норвегии, на который правый экстремист Андерс Беринг Брейвик (Breivik) напал 22 июля 2011 года, высказался перед этим за бойкот, дизинвестицию и санкции (BDS) против Израиля.
Альберт Розенблатт, поэт и журналист, приехал на форум из Нью-Йорка. Принимая в дискуссии активное участие, он высказал убеждение многих американских евреев, что мало быть «анти», будь то против сионизма, против Израиля, или против агрессивных планов США. «Не должны ли мы также сказать за что мы?» Вопрос вызвал новую дискуссию. Стало ясно, что осуждение насилия и терроризма при основании Израиля, как и его милитаризма в настоящее время, не означает, что Израиль не имеет права существовать вообще. Речь скорее о превращении нынешнего шовинистического Израиля в нормальную страну, в которой все граждане имеют равные права и которая не отделяет себя от своих соседей.
В своём выступлении Джон Атли рассказал о поисках могилы его отца, Аркадия Бердичевского, казнённого в СССР во время массовых чисток «троцкистов». Рассказал, как мы вдвоём ездили в Воркуту, где Бердичевский был расстрелян в марте 1938 г. На самом деле, никаким троцкистом он не был, а осуждён был за недоносительство. Позднее Джон описал нашу поездку в журнале «Фримен» («The Freeman»), его статья была замечена, и возник проект создания документального фильма. Для съёмок мы слетали в Воркуту ещё раз, потом побывали в Ухте и в Перми, где нас ознакомили с единственным в стране Музеем политических репрессий Пермь-36. В результате получился видеофильм «Возвращение в ГУЛАГ: Джон Атли разыскивает своего отца» (см. video-DVD «Return to the Gulag: Jon Utley's Search for His Father»).
Выступая из зала, я поблагодарил Джона за приглашение на форум, «посвящённый американскому диссиденту и даже изгою, с которым мы с Джоном чувствуем определенную долю родства». Потом я поделился впечатлениями первого года в Америке. Когда я приехал в США в 1966 году по приглашению Чикагского университета, вопрос об Израиле и сионизме вообще мало кого интересовал. Главное впечатление было то, что в университете тон задавали левые. «При всём уважении к раввину Бергеру», я сказал, «не могу согласиться с его иллюзиями насчёт СССР, как страны свободы для евреев. Как тоталитарная идеология, коммунизм был одинаково враждебен иудеям, мусульманам и православным. Более того, он был враждебен всем поискам духовной свободы, даже и атеистам, если они не были марксистско-ленинского толка».
Сионизм тогда не был в моде. Мало кто интересовался судьбой Израиля, а если и интересовался, то всё-таки так, чтобы не раздражать при этом СССР «во избежание ядерной войны». Поэтому иногда я чувствовал себя на кампусе более «сионистом», чем мои коллеги евреи, у которых часто проскальзывали нотки, похожие на иллюзии Бергера. Как бывший советский пропагандист, я знал, что советская пропаганда умела манипулировать палестинцами по геополитическим соображениям.
Форум воочию показал, что есть смелые и праведные евреи, которые чувствуют себя американскими патриотами, не будучи сионистами или поклонниками Израиля. К сожалению, завзятые сионисты обзывают их «антисемитами» или «себя-ненавидящими» евреями. Мне уже приходилось защищать этих праведников в статье - некрологе, посвящённому памяти Джозефа Собрана (Joe Sobran), чья карьера блестящего журналиста была подорвана такими же необоснованными обвинениями в его адрес.[5] Советские чиновники, в своё время, тоже любили навешивать ярлык «антисоветский» направо и налево, пока сами не запутались и не объявили гласность. Боюсь, что и сейчас сионисты стараются опутать всех евреев круговой порукой, якобы, для спасения Израиля. На самом деле, цель у них очень приземлённая: увековечить свою власть любой ценой, даже с риском для остального человечества.
Дискуссии продолжались и во время перерыва, когда участники разбились на малые неформальные группы и разговаривали лицом к лицу. Вопросы те же самые: Что происходит в Израиле, в США, в мире? Самая острая тема: Нападёт ли Израиль на Иран? Позволят ли США это сделать? Нуждается ли Нетаньяху в таком позволении?
Вопросы далеко не праздные. Тем более, что ведущие СМИ в США источник ненадёжный. Иногда больше узнаёшь об Америке из израильских газет или с российского канала RT.
Между тем, опасность войны с Ираном продолжает возрастать. 16 декабря президент США Барак Обама встречался за закрытыми дверями с министром обороны Израиля Эхудом Бараком в предместье Вашингтона. Наверняка, обсуждали и вопрос о военной акции против Ирана. Поскольку Обама уже сказал, что он не исключает «никаких вариантов», канадский профессор Мишель Чоссудовски (Michel Chossudovsky of Global Research) делает предположение, что нападение на Иран может включить использование тактических ядерных бомб для уничтожения бункеров. Эти бомбы имеют взрывную мощность в шесть раз выше, чем бомба в Хиросиме.[6]
В популярных сериалах ТВ по истории усиленно муссируются пророчества из разных эпох и континентов, что 2012-ый может стать годом Армагеддона. «Fiat Justitia, pereat mundus», «пусть правосудие свершится, даже если ради него погибнет мир», гласит одна из сентенций немецкого философа Иммануила Канта. Не важно, взял ли он этот латинский девиз из эпохи древнего Рима или от императора Священной Римской империи Фердинанда I (1503-1564). Важно, что это девиз человека, готового на всё ради справедливости. Однако, в наше время, когда запасы ядерного оружия достаточны для уничтожения всего живого, этот девиз далеко превысил свой философский уровень.
Какой бы предлог Израиль не выставлял для оправдания нападения на Иран, ясно, что это судьбоносное решение поставит на карту существование мира. На днях газета «Нью-Йорк Таймс» сообщила, что, по мнению израильского журналиста Ронена Бергмана, решение может быть принято в ближайшее время.[7] Вот и позднейшая новость: американская подводка с ядерным вооружением уже направляется в сторону Персидского залива.[8]
Возможно, что Justitia - сионистская или американская, и та и другая в узком политическом смысле - восторжествует. Но какой ценой? Вот реальный вопрос, перед которым сегодня стоит человечество, евреи и не евреи: Создан ли мир для Израиля или евреи для мира? Мы знаем, как раввин Бергер ответил бы на этот вопрос.
Д-р философии Владислав Краснов (W. George Krasnow), общественный деятель и учёный, проживает в США, где возглавляет общество русско-американской дружбы «Добрая Воля» (www.raga.org). Родом из Перми, закончил истфак МГУ и работал профессором Монтерейского Института Международных Исследований в Калифорнии.
См. YouTube видео о форуме, нажав гиперссылку:
Link to Event at National Press Club in Washington, D.C. about the book
[1] См. Например, статью «American Jews Who Reject Zionism Say Events Aid Cause». By SAMUEL G. FREEDMAN, опубликованную в газете «Нью Йорк Тамз», June 25, 2010
[2] Вот что написал Томас Фридман в своей статье «Newt, Mitt, Bibi and Vladimir» в газете The New York Times за 13 декабря 2011: "Benjamin Netanyahu understands that the standing ovation he got in Congress this year was not for his politics. That ovation was bought and paid for by the Israel lobby." [3] Книга именитых американских профессоров Джона Мирсхаймера и Стива Уолта (Steve Walt) «Израильское лобби и внешняя политика США» переведена на 21 язык, но не на русский. См. рецензию Дмитрия Павлова на сайте Санкт-Петербургского центра изучения современного Ближнего Востока http://meast.ru/article/izrailskoe-lobbi-i-vneshnyaya-politika-ssha[4] Jimmy Carter, Palestine: Peace, Not Apartheid, 2006. Русского перевода не нашёл.
[5] См. мою статью George Krasnow: A Tribute to American Patriot: In Memory of Joe Sobran (1946-2010) на cайте Veterans Today. http://www.veteranstoday.com/2011/02/23/a-tribute-to-american-patriotin-memory-of-joe-sobran-1946-2010/
[6] Michel Chossudovsky, «Preparing to Attack Iran with Nuclear Weapons», Global Resach, Canada, 26 December 2011. http://www.globalresearch.ca/index.php?context=va&aid=28355
[7] Ronen Bergman, Will Israel Attack Iran?, The New York Times, January 29, 2012 http://www.nytimes.com/2012/01/29/magazine/will-israel-attack-iran.html?_r=1&emc=eta1[8] US Nuclear Sub Heads Towards Persian Gulf
http://www.infowars.com/us-nuclear-sub-heads-towards-persian-gulf/
1. Заголовок Статьи Сам о себе глаголет.