Мои дискуссии с главой непризнанного Киевского патриархата

Выступление на Вторых Иоанновских чтениях 2 ноября 2011 г.

Новости Москвы 
0
597
Время на чтение 11 минут

2 ноября в Российском государственном торгово-экономическом университете прошли Вторые Иоанновские Чтения, посвященные 16-й годовщине блаженной кончины Приснопамятного Владыки Иоанна (Снычева), Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского.

Игумен Кирилл (Сахаров)Нужно сказать, что личность нынешнего главы неканонического Киевского патриархата была знакома мне с детства. Единственным источником, рассказывающим о церковной жизни в годы моего воцерковления (начало 70-х годов), был «Православный вестник» - издание Украинского Экзархата Русской Православной Церкви. В каждом номере этого журнала были фотографии митрополита Филарета, его статьи и проповеди. Где-то в 1976 году побывал я во Львове на престольном празднике собора св. Юра. Тогда меня поразило множество молящихся, заполнивших всю возвышенность, на которой стоял собор. Возглавлял литургию митрополит Филарет. Здесь он служил с галицким акцентом. Был на его службах в Почаевской Лавре в годы моего там послушничества (1979-1980 гг.). Когда я вынужден был выехать из Почаевской Лавры, то проездом домой, в Донбасс, на праздник св. Ольги был на службе во Владимирском соборе, где в алтаре был ему представлен. Запомнился мне тогда контраст между благостностью, которая исходила от него в алтаре со строгостью, даже с жесткостью, с которой он благословлял, выходя из собора после литургии. Как и многие другие духовные центры нашей Церкви, будучи уже иеромонахом, посетил я и Киев, служил во Владимирском соборе на его престольный праздник в год 1000-летия Крещения Руси.

В конце 80-х годов на Украине началось сильное брожение - первые захваты храмов униатами, раскол, учиненный бывшим епископом Иоанном Боднарчуком. В это время мне запомнилась дискуссия в ОВЦС по поводу легализации униатов. Филарет тогда был непреклонен. Затем развал Союза и сразу же тенденция к автокефалии у самого митрополита всея Украины. Так случилось, что я был очевидцем драматических событий на Архиерейском Соборе в апреле 1992 года. Филарет тогда пытался добиться автокефалии. Предприятие сие, однако, развалилось. Далее все пошло в разнос: запрещения, анафемы, соединения, разъединения, смерть «патриархов» Мстислава Скрыпника и Володимира Романюка, «патриаршество» самого Филарета, захваты храмов и т. д., и т. п. Впервые желание встретиться с бывшим митрополитом возникло у меня еще в начале 90-х годов, когда я приезжал в Киев на съезд Православных братств Украины. Между прочим, оказалось, что Филарет уже знал о съезде и о моем приезде. Говорят, что разведка у него поставлена хорошо. Тогда я не решился выйти с ним на связь, но мой спутник помощник старосты нашего храма А. М. Тяпченков, многолетний фотограф Патриархии, встречался с ним. Мне было очень любопытно: а что же представляет собой Филарет, оказавшийся вне канонического поля, способен ли он к конструктивному диалогу, цивилизованной дискуссии? Конечно, я много слышал и читал о его непомерной гордыне, властности, жесткости и т.п., но, как говорится, личный контакт ничто не заменит. Вообще, мне кажется, что и после всех перетрубаций целесообразно все-таки сохранять ниточку чисто человеческого контакта, даже с такими личностями, как Филарет (Денисенко). С самого начала драматических перемен на Украине я был в гуще событий. Был и остаюсь принципиальным противником автокефалии, очень негативно отношусь к попыткам разделить Киевскую Русь. Я являюсь приверженцем триады: единый народ, единая Церковь, единая держава. При всем при этом я стараюсь быть верным своему принципу - избегать черно- белых тонов в оценке значительных личностей. Важно быть объективным в их рассмотрении и оценках, - нравится ли это кому-нибудь или не нравится.

15 марта 2010 года звонил из Лавры Филарету. Его секретарь раздраженно отреагировала на мое желание встретится с «главой Киевского Патриархата». Зачем, мол, встречаться, если он для Вас просто Филарет.

Принял меня бывший митрополит Филарет в своей резиденции на улице Пушкинской,36. Назначил время на 16.00 (дело было в понедельник). В большом зале на первом этаже тишина прерывалась только боем часов в соседней комнате. Говорил Филарет очень много и спокойно.

Вот только перечень тем, которые он озвучил: современное положение Константинопольского Патриархата, процессы в мировом Православии (критская уния и др.), подготовка к Всеправославному Собору. По поводу последнего сказал: «Если его решения будут противоречить церковному преданию, то мы их не примем».

Жестко критиковал «сговор» между Москвой и Константинополем, стремящихся, по его мнению, не допустить образования новых автокефальных Церквей. Предупреждал о возможности появления новой семьи Православных Поместных Церквей, параллельной существующей и состоящей из церковных образований в Македонии, Черногории и некоторых других независимых государствах. Возможное объединение с католиками назвал недопустимым компромиссом света с тьмой, Христа с велиаром.

Вопреки моим ожиданиям, никаких признаков сомнений, метаний у моего собеседника я не почувствовал. «Нас не беспокоит вопрос о признании или не признании. Главное - это выполнять свою миссию. Главное быть со Христом, а не с Москвой или Константинополем». Далее Филарет пространно апеллировал к примерам из жизни св. Кирилла Александрийского и св. Иоанна Златоуста, рассуждал о необходимости помнить час смертный, о значении любви в духовной жизни, о послушании.

Коснулся вопросов, связанных со смертью Патриарха Алексия II, с обмирщением христианства на Западе. Вспоминал свою монашескую молодость, рассуждал об оскудении духовности в духовном сословии. Рассказывал о перипетиях возрождения Лавры и о недостатках ее нынешних насельников. «Сейчас Церковь обмирщается. В советское время мы жили в жестких условиях, но внутренне Церковь была крепче».

Я приводил аргументы против его утверждений, например, что Московская Церковь 140 лет была фактически автокефальной без формального признания - это ведь всё было по причине угрозы унии.

Он парировал: «Но когда унию упразднили - Московская митрополия ведь не вернулась под омофор Матери-Церкви?!».

Главной причиной фактической автокефалии Русской Церкви, по его мнению, была не угроза унии, а то, что московский князь хотел иметь своего митрополита, независимого от киевского. Вообще, он считает, что главный мотив желания автокефалии продиктован государственными интересами. Так, говорил он, в Древней Церкви было более 100 Автокефальных Церквей, границы которых совпадали с границами провинций.

После распада Оттоманской Порты образовалось несколько независимых государств, в некоторых из которых возникли Автокефальные Церкви. Одним словом, позиция Филарета главным образом основывалась на жестком принципе: «Там, где возникает независимое государство, там должна быть автокефальная церковь».

А что касается анафемаствования, то, по его мнению, она не может быть наложена за отделение, а только за отступления в вероучении. «Анафема не сработала, из-за анафемы от меня никто не отошел, более того, за это время наша Церковь выросла. Я верю, что Киевский Патриархат объединит все Православие на Украине. Возвращение Украины в лоно империи и нашей Церкви обратно в состав РПЦ не будет, да это и не нужно». На мои ссылки, что вот Финляндия и Япония - независимые страны, а ведь Церкви здесь не провозглашают автокефалию, довольствуются автономией.

Он: «С Украинской Церковью дело совсем иначе - это большая православная страна. Украина Православная по совокупности храмов превосходит РПЦ, в ней больше и епархий и архиереев. Мы не согласны и с тем, чтобы не быть нам патриархатом.

Украина однородное национальное государство от востока до запада, я не ощущаю разницы между собой и жителем Галиции. Мы все генетически украинцы, хотя и испытали сильное российское влияние, особенно на востоке Украины. И проживающие на Украине девять миллионов русских не превращают Украину в неукраинское государство - разве в России мало проживает народностей? И вообще, русские - это угро-фины, я читал про это».

Тут я возразил, сказав, что научные исследования показали, что русские один из самых генетически чистых типов, хотя, без сомнения, испытали примесь угро-финской и татарской крови.

О Януковиче он сказал, что это будет второй Кучма, может быть, даже и похлеще - уже первые его шаги в качестве президента показали это. «Нам необходимо строить дружественные отношения, присоединить Украину обратно не удастся, назад уже не повернешь. И с Киевским Патриархатом ничего сделать не удастся, даже если будут преследования».

Я: «Не надо было резко рвать с Москвой, ведь был же для Вас путь постепенного достижения цели».

Он: «Так и было бы, если бы меня не трогали. Вообще-то оттягивать решение вопроса - это дьявольская хитрость. Сейчас идет процесс урезания самостоятельности УПЦ. Многие епископы напрямую обращаются к московскому патриарху, становятся временными членами Московского Синода. Если бы меня не прогнали, мы бы оставались в Московском Патриархате в качестве его части и ждали бы Поместного Собора».

Я: «Но Вас же не за постановку вопроса об автокефалии хотели снять, а за то, что Вы уже не могли быть фигурой, консолидирующей и стабилизирующей положение на Украине».

Он: «Я создал этот епископат, и давления на епископов не оказывал. Вот на Харьковском Соборе - там давление было, он был созван СБУ по согласованию с КГБ».

Я: «А если бы Вы стали патриархом Московским, Вы бы отпустили Украину, согласились бы на отделение УПЦ?»

Он: «Не знаю (в другом случае он говорил, что нет). В том, что появился Киевский Патриархат, и мы отделились, была воля Божия. Мы будем признаны, это произойдет, и поэтому я спокоен. У меня были удостоверения свыше о правильности нашего пути».

Я: «А как же пророчества прп. Лаврентия, старца Зосимы из Донбасса?»

Он: «Пророчества эти фальшивка, а Зосима... (тут он сказал резкое слово)». Далее говорю: «А вот представьте себе, если в некоторых регионах Украины - таких как Донбасс, Крым, Буковина, Закарпатье прошли бы референдумы и эти регионы отделились бы от Украины и на основании этого односторонне объявили бы церковную независимость от Киева, автокефалию. Вы же не смотрели бы спокойно на это, какие-то прещения налагали бы. А почему Москва должна спокойно взирать на Ваши односторонние действия? Мы бы не держались так за Украину, если бы не были у нас опасения, что УПЦ может принять унию, уйти под Ватикан, отделившись от Москвы».

Он: «Украина всегда будет православной, как это было в истории, в условиях жизни в польско-литовском государстве».

Я: «А как же уния 1596 года и серьезные деформации, вошедшие в церковную жизнь Малороссии: обливательное крещение, светские мотивы в церковном пении и в росписи храмов?»

Он: «Я думаю, что если бы на Украине была бы Поместная Церковь, униаты бы к ней присоединились, а несогласные стали бы римо-католиками. Греко-католикам не удастся расширить свое влияние на Украине. Мы Православная Церковь с обливательным крещением».

Я: «Собор 92 года отрицательно отнесся к Вашему ходатайству о предоставлении автокефалии. Общий Собор имеет полное право решать такие вопросы, ведь УПЦ часть РПЦ и в компетенции Общего Архиерейского Собора решать вопрос о дальнейшем Вашем пребывании на кафедре киевских митрополитов, несмотря на статус самостоятельности в управлении УПЦ, так как все-таки она не Автокефальная Церковь.

Вы говорите, что никакой угрозы для Православия на Украине в случае отделения от РПЦ нет и что уровень духовной жизни в Киевском Патриархате не ниже, чем в РПЦ. Знаете ли Вы, что Земские Соборы в Москве неоднократно не соглашались принимать «черкасов» - так тогда называли жителей нынешней Украины - в состав Московского государства?

Были сомнения в чистоте содержания ими православной веры, ибо действовала уния и под влиянием латинского Запада, через Польшу, прежде всего, вошли деформации в церковную жизнь - обливательная форма крещения «мочение лбов» всеобдержно, т.е. практически повсеместно.

А ведь это очень серьезное каноническое нарушение. Что же касается Ваших слов о том, что духовная жизнь в Киевском Патриархате не ниже, чем в Московском Патриархате, то я усматриваю в Ваших словах некоторые противоречия. Ведь очевидно, что духовный уровень монашеской жизни является важнейшим критерием духовной жизни в Церкви вообще. И вот Вы в одном из своих интервью сетовали, что монахов у Вас мало, а старцев нет и вовсе».

Он: «У нас во Владимирском соборе крестят младенцев, полностью проводя их в воде. Вообще, главное веру иметь».

Я: «Далеко не всех младенцев во Владимирском соборе так крестят, а взрослых крестят, порой даже не раздевая, а моча им лбы. У Вас же даже в кафедральном соборе нет баптистерия».

Он: «А в России, в УПЦ МП разве положение лучше?»

Я: «В Москве в десятках храмов есть баптистерии, есть и в некоторых храмах Киева, например в церкви св. Василия Великого, рядом с Кирилловской церковью и в Ильинском храме. Я лично ни разу не крестил обливанием за 23 года священства».

По-моему, Филарет задумался, и разговор на эту тему не пройдет для него безследно.

Далее разговор перешел на другую тему - об отношениях с католиками. Филарет вспомнил, как кардинал Виллебранс в частной беседе спросил его: «Что мешает Православной Церкви объединиться с Римо-Католической церковью?» Он тогда ответил: «Мешает папство. Если бы не оно, могло бы быть объединение. Если сейчас другие Православные Церкви объединятся с католиками, будет новая уния и раскол. У Вас в Москве заметно движение в сторону Ватикана, попахивает унией. Мы не признаем такого объединения».

Еще один поворот в разговоре. Филарет сказал: «Каждая Поместная Церковь имеет свои внешние особенности - это своеобразие конкретной культуры, которая налагает отпечаток на церковную жизнь. Невозможно, чтобы была одна культура».

Я: «Согласен, но с очень серьезным замечанием. Объем различий между Церквями по причине культурного своеобразия не должен выходить за рамки обязательных для всех канонов. И у старообрядцев есть некоторые различия между теми, кто живёт в Нижегородской области и на юге, а также между живущими в России и в Румынии».

Филарет снова пространно рассуждал о значении любви (надо действовать в духе любви), о вере. Потом вдруг говорит: «Почему бы Патриарху Кириллу не встретиться со мной? У меня к нему нет чувства обиды, я его хорошо знаю и помню. Я свободен от негативных чувств.

Да, некоторые его взгляды я не разделяю, но это не помешает встрече».

Я: «Наверное, он внимательно читает Ваши выступления и знаком с Вашей аргументацией и, по-видимому, она его не убеждает».

Потом говорю ему: «В начале 90-х годов Вы как-то сказали, что у Вас в Москве два противника, два Кирилла: один митрополит, глава ОВЦС, а другой иеромонах, председатель Союза Православных братств.

А когда я в 1998 году был во Львове и встречался с Вашим митрополитом Андреем Гораком, Вы возмущались - вот, мол, приезжают эмиссары из Москвы, агитируют тут.

А вот недавно Вы сказали, что братства в Москве специально были созданы с помощью спецслужб для удержания Украины, Украинской Церкви. Так вот хочу Вам заявить, что братства были созданы по инициативе снизу и никакого отношения спецслужбы к их созданию не имели».

Он: «Вот как, а я предполагал иначе».

В заключение я сказал, что его открытость и доступность на меня произвели впечатление. Некоторые его тезисы и контраргументы были для меня убедительны, другие только частично, но в целом, я остался при своих убеждениях.

«Мы единый народ, а посему должна быть единая Церковь и в идеале - единая Держава».

Филарет: «Я целый день принимаю, кроме понедельника. У меня все открыто. Я так рассуждаю, что если Богу будет угодно попустить какое-либо зло по отношению ко мне, то никакие засовы и охрана не поможет. Все на волю Божию».

Я: «Мне это не совсем понятно. Ведь помимо ваших недоброжелателей, могут быть грабители». Напомнил о судьбе Троцкого, который из тактичности, чтобы не обижать своих посетителей, принципиально их не проверял, и их не обыскивали, и что из этого получилось? Пронёс агент НКВД свой ледоруб и ударил его им по голове, от чего тот и умер».

Четыре часа пролетели незаметно. Мне говорили, что Филарет очень пунктуальный. Я рассчитывал на час-полтора, но для моего собеседника разговор оказался очень важным, и он не заметил, что прошло целых четыре часа.

Дай Бог, чтобы была польза.

P.S: Поделился своими впечатлениями о встрече с Филаретом со своими соратниками в Киеве. Вот реакция некоторых из них.

В. С. Анисимов, руководитель Пресс-службы УПЦ МП: «Неправда, что СБУ оказывало давление на участников Харьковского Собора. СБУ было с Кравчуком, который постоянно звонил в Харьков и требовал, чтобы не трогали Филарета. Кравчук, кстати, за два года обещал раздавить УПЦ МП. Два раза УПЦ КП снимали с регистрации. Не хватило духу эти решения реализовать».

Игорь Друзь, советник представителя УПЦ МП в Верховной Раде Украины: «СБУ было на стороне Филарета (к вопросу о давлении на участников Харьковского Собора). Я знаю человека, который лично общался со старцем Лаврентием. Этот человек говорил, что одна из главных тем проповедей старца, была тема о единстве Украины и России, о предательстве Киевского митрополита, о том, что в Киеве никогда не было патриарха. Утверждения, что у Филарета нет никакой охраны - демагогия. Важно, что есть видеосъемка, где Филарет давал обещание уйти в отставку. Все попавшие под прещения говорят, что с ними поступили несправедливо, оказывали давление. Жив еще отец Софроний, родители которого и он сам, будучи ребенком, слышали от старца Лаврентия, что необходимо пребывать в Московском Патриархате. Между католиками, униатами и нашими раскольниками полное взаимодействие: они уже вместе служат и причащаются. Вообще, раскольники выступают то в качестве либералов, то в качестве консерваторов - главное, чтобы быть против Москвы».


Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

3. Re: Мои дискуссии с главой непризнанного Киевского патриархата

В данной статье автор понимает под раскольниками не старообрядцев, а самочинную иерархию Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата.

2. Примат ??

А вот то, что на Западе сформировалась интеллектуальная традиция, утверждающая примат либерализма над демократией - этот перл думания ещё предстоит осваивать униатам и националистам всех мастей и на Украине, и в России. Вообще ще это мысль крайне продуктивная (деструктивная) как в клерикальном, так и политтехнологическом смысле.

1. Странное представление

Странное представление у игумена Кирилл - "Между католиками, униатами и нашими раскольниками полное взаимодействие: они уже вместе служат и причащаются.". Но кого он называет раскольниками - не совсем понятно, да ещё есть раскольники и раскольники... Но в целом надо блюсти целостность - и Церкви, и Державы, и здесь...хороши все АДЕКВАТНЫЕ средства.
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игумен Кирилл (Сахаров)
«Богатство обязывает»
К 100-летию кончины П.П.Рябушинского
26.04.2024
Терпение и спокойствие
Записки пациента НИИ урологии
25.04.2024
Как меня развели на «наместника Троице-Сергиевой Лавры»
Об одном из проявлений мошенничества
20.04.2024
Три дня в гостях у Григория Распутина
Как я жил на квартире Григория Ефимовича
01.04.2024
«Было необычно видеть такое большое количество людей»
На престольном празднике Данилова монастыря
20.03.2024
Все статьи Игумен Кирилл (Сахаров)
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Научные заслуги Ильина перечёркиваются его политическими заявлениями
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 19:14
Победи себя – будешь непобедим!
Новый комментарий от Валерий Медведь
26.04.2024 19:11
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:04
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Сергей Швецов
26.04.2024 18:52
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Игорь Бондарев
26.04.2024 18:06