В настоящее время многих думающих людей в России начинает интересовать вопрос о том, правильно ли была выбрана модель развития нашего общества после крушения коммунизма. Надо ли было уходить от социалистического строя даже в той его форме, которая существовала в конце 80-х годов, в СССР? Не стал ли новый капиталистический строй еще более губительным для русской нации, так как в нашей стране результаты радикальных экономических реформ перестройки приняли самую уродливую форму?
Разница в доходах граждан одного государства (российского) стала совершенно немыслимой. Около половины населения страны живут, едва сводя концы с концами. Уровень зарплат по регионам на одинаковых профессиях может различаться в разы. Потребление и амбиции предприимчивых людей живущих в Москве значительно превышают то, чем довольствуются люди в регионах. Половина всех денег страны сосредоточена в одном городе, где, при этом, найти человека, готового планомерно трудиться и заботиться о пользе своего труда стало практически невозможно. В этом же самом богатом и деловом городе России любой трудоспособный гражданин может на несколько часов в день оказаться запертым в автомобиле, пытаясь переместиться из одного места в другое в силу огромного количества приезжающих людей, с которым едва справляется городская дорожная система... В стране наметились серьезные демографические проблемы, с возможными длительными негативными последствиями. И т.д. Перечислять эти проблемы просто не имеет смысла, так как они общеизвестны. Больше всего обращает на себя внимание тот факт, что началось это все (или обострилось) после развала СССР и установления в стране капиталистического строя.
Возникает вполне обоснованное подозрение, что сам по себе этот новый строй содержит какую-то патологию, ошибку в самой идее, которая неминуемо приведет с течением времени к экономическому кризису. Перед глазами наглядный пример того, что происходит в странах, еще недавно являвших собою триумф капиталистически устроенной экономики. Я бы даже сказал, не экономики, а капиталистических товарно-денежных отношений между людьми. Современные капиталистические отношения стали такими, какие они есть, в результате длительных эволюционных процессов, происходивших еще со времен средневековья, главным образом, в Западной Европе. В начале 16 века в Германии и Швейцарии началось церковное реформаторство, которое не могло не оказать влияния на формирование национального характера вначале немцев, а потом и других народов Западной Европы, принявших обновленную трактовку Библии. Германский проповедник Мартин Лютер стал лидером новой церкви и приобрел большое количество последователей в определенный момент истории, а именно, когда католицизм, как церковный институт, потерял всякое доверие в народе, и его реформа просто напрашивалась сама собою.
Реформаторство, названное впоследствии протестантизмом, не могло не участвовать в формировании национального характера немцев. Возможно даже, что влияние нового религиозного учения на людей было взаимным, так как сами идеи Мартина Лютера в ходе его деятельности в качестве проповедника с течением времени немного изменялись. Вообще христианство изначально было воспринято народами Западной Европы по-своему, в соответствии с особенностями их национальных характеров и поэтому приобрело соответствующие «оттенки» вероучения в разных культурах. Главное, что необходимо отметить, это то, что в той же Германии не было православия. Та форма и способы отношений между людьми, те обычаи и привычки, которые существовали и самобытно развивались в Германии и которые легли впоследствии в основу германского капитализма, не имеют одинаковых корней с русской культурой, основанной или просто пропитанной православием. То, что мы называем современным капитализмом, есть, по сути, такое построение общества, внутренних общественных порядков и способов взаимоотношений между людьми одной нации, которое произошло из чуждого для русской культуры корня.
Мне кажется, что на сегодняшний день слова капитализм или социализм настолько широки в своем употребляемом семантическом значении, что просто не позволяют адекватно и точно выразить происходящие экономические и политические процессы. Говоря о современном устройстве общества, точнее будет сказать, что существует современная форма общественной организации, допускающая частное владение средствами производства, допускающая предпринимательскую активность простых граждан, их право выбора на то, чем им заниматься, охраняющая законодательно также их право свободной торговли, организации фирм, найма на работу и т.д. Эту форму можно называть как угодно. Не в названии суть. Суть в том, что эта форма отношений естественна для людей и создаёт максимально благоприятные условия для раскрытия творческого потенциала каждого человека, а значит, она не может являться неэффективной для развития самого общества. Это и есть то, что дает нам капитализм.
Очевидно, что каждый народ, при этом, должен вырабатывать для себя свою эффективную национальную форму деловых отношений между людьми, которая способствует раскрытию в каждом человеке творческого потенциала, заложенного в нем самой природой. Именно этого сегодня не хватает России, где сфера этих отношений, называемая капитализмом, состоит из постоянно предпринимаемых попыток обмана и быстрого обогащения за счет друг друга. Причем, где существует больше возможностей для бизнеса, там подобных действий происходит более всего.
Как наука развивается по мере накопления фактов, их анализа, синтеза и выявления истин, становящихся аксиомами для всех ученых вне зависимости от их национальности, так и по мере развития обществ и торговых отношений, появились общие для современного капитализма черты. Например, рационально устроенное законодательство, допускающее появление самостоятельных акционерных обществ, являющихся ныне субъектом права и др. Появилась и развилась бухгалтерия, как средство учета появившегося в результате коммерческой активности капитала и т.д. Появилась даже новая наука - экономика и менеджмент. Однако, это все лишь атмосфера, в которой должна формироваться национальная модель хозяйствования.
Дело в том, что на взаимоотношения между людьми, в том числе, по поводу извлечения прибыли, влияет их характер, образ мысли, вера или безверие. То есть именно те личные качества, которые подвержены воспитанию, и формировались во многом под влиянием религиозных представлений того общества, в котором жил каждый участник таких отношений. При этом ни одна мировая религия не рассматривала и не рассматривает накопление денег, как венец нравственности в поведении своих последователей. Стремление к заработку, извлечению максимальной прибыли в короткий срок, существовало всегда и у самых разных людей, в том числе и священнослужителей, вне зависимости от их вероисповедания. Но это врожденное стремление только в том случае не приводит к попыткам нажиться любой ценой, даже с помощью воровства и убийства, когда человек имеет соответствующее воспитание, передающееся ему в некоторой степени даже генетически от предыдущих поколений. На самом деле, традиции и культура призваны регламентировать или огранять, как камень, это доселе необузданное стремление, толкающее человека к предпринимательской активности. Также и животный инстинкт продолжения рода остается инстинктом и может деформировать личность человека с каждым действием, совершенным под ее влиянием. Но пропущенный через призму этой самой личности, соединенный с любовью, и направленный в нужное русло, в соответствии с нравственностью, этот инстинкт превращается для человека в источник жизни, а не разрушения.
К сожалению, тот рациональный современный капитализм, плоды которого стали для нас эталоном, есть суть отражение определенного периода развития их Западного общества («германо-романской цивилизации», как сказал бы русский философ Н.Я.Данилевский), не имеющего никакой «корневой» связи с православным религиозным учением, ставшим с течением веков, практически, основой русской культуры. Наверное, поэтому капиталистический строй приносит у нас плоды богатого безнравственного поведения: мы как бы играем на «чужом» поле. Русский характер просто не понимает то, что кажется естественным немцу или американцу, потому что не получил «соответствующего образования», но зная, что так делают «там», пытается слепо копировать плоды западного прогресса и встраивать их в существующее общество на свой лад. В этих условиях слепого копирования нет места процессам творчества, которые во многом и стимулируют развитие нации.
Каждый человек, совершая подлинные акты творчества, не копирует в этот момент кого-то еще, но выражает результатами своего труда, и с помощью того материала которым работает, самого себя, свою идею, свои переживания. В этом процессе иногда не может быть остановки и предела совершенства. Это всегда интимный и изнуряющий процесс для любого творца. Когда происходит попытка повлиять на этот процесс извне, заставить творца скопировать что-то, чьи-то идеи, то нарушается сам принцип творчества, как основы жизни и развития. Самым простым примером может служить попытка Петра 1 реформировать Россию «сверху вниз», навязав ей чуждые по духу западные модели. Эффект от тех реформ безусловно был, но до сих пор мнение об их пользе для России отнюдь не однозначно. Признавая своевременность использования достижений западной науки для технического развития России, нужно учитывать и то, что активная «европеизация» страны подавила в народе собственный творческий потенциал. Во многом исказила его религиозную и культурно-историческую традицию, с последствиями чего мы постоянно сталкиваемся и по сей день. Прививка достижений западного научного прогресса к телу русского общества, не должна была вести к расколу его духовно-нравственного содержания. Игнорирование этого факта привело к очень многим тяжелым последствиям для русского общества.
Для раскрытия творческого потенциала человеку необходимо создать условия внутренней психологической независимости. Для этого человека нужно, прежде всего, услышать, понять, а не подавить и заставить делать, так как надо кому-то. Мы все разные и одни из нас быстрее разбираются в чем-то и почти не способны осилить другое в силу разных естественных психологических особенностей. Задача лидера (руководителя) и состоит в том, чтобы не подавлять природные качества человека, но понять и направить их в русло творческого процесса. При этом происходит развитие человека в производственном плане, что приносит огромную пользу общему делу. На самом деле, тот, кто мнит себя руководителем, должен уметь нащупывать эту творческую способность в подчиненном, иначе он никогда не станет ярким руководителем. Когда у человека появляется возможность найти себя в каком-то деле в соответствии со своей психологической архитектурой, тогда у него появляются внутренние позывы к активному труду в выбранном направлении, и он становится полезен организации. При этом личность человека начинает развиваться органически из своего собственного корня. Так вот задача даже не руководителя, но лидера, создать такие условия для него, не поломать его природу и творческий потенциал, но раскрыть его и применить с пользой для общего дела.
Применительно к человеческому обществу, это должно означать, что каждый народ должен доходить до определенных идей своими шагами, в своем темпе, в соответствии со своим образом мысли и способом восприятия. И самое главное для руководителя этого народа, это всячески способствовать данному процессу. Каждый народ имеет свою духовную и психологическую архитектуру и преуспевает в некоторых определенных областях более чем в других. Именно процесс прохождения своего пути, освоения нового и есть процесс развития его цивилизации. Т.е. не результат важен скорее, а сам процесс этого движения. Результаты появятся, если народ имеет основу для такого плодоношения. Но эти результаты будут присущи именно данному народу.
Может возникнуть вопрос: почему в одних странах и культурах производство и промышленность развивались и развиваются, равно как и соответствующие науки, а в других как будто это развитие отстает? Почему народы одной культуры способны выстраивать в торгово-промышленных отношениях цепочки поставщиков и покупателей и работать в такой связке десятилетиями, а другие не видят возможности и смысла взаимовыгодного партнерства в бизнесе? Почему, в результате, говоря о промышленности, одни способны создавать высокотехнологические товары, а другие, стремясь к сиюминутному заработку, извращают всю суть конструктивных деловых отношений, превращая их в соперничество, и начинают отставать в развитии?
На наш взгляд, это во многом происходит от того, что одни народы уже прошли этап своего экономического развития и расцвета и живут и делают теперь то, что стало для них повседневной нормой. Другие же просто неумело подражают первым, не пройдя при этом пути собственной самореализации, с учетом специфики своего характера, в том числе и в сфере свободной торговли. Деловые отношения в среде российских предпринимателей, как вообще в среде простых россиян, во всех сферах, где участвуют деньги, основаны на стремлении к максимальной экономической выгоде при меньших затратах. Это уже стало характерным. Это происходит в том случае, когда вместо попыток осознания своей роли в процессе торгово-промышленных отношений и максимальной самоотдачи в выбранной области труда, обе стороны думают о том, как извлечь из отношений максимальную «сиюминутную» выгоду за счет своего партнера (т.е. либо покупателя, либо продавца). Каждый идет по пути наименьших затрат и ищет самые короткие пути к достижению целей. Ни о каком улучшении качества, как о внутреннем позыве, вообще речи нет, так как с точки зрения достижения цели (максимальной прибыли в короткий срок) это экономически нецелесообразно. Это поведение настолько доминирует, что пора говорить о его врожденности в среде российских предпринимателей. Кто чего-то еще не успел, тот завидует тем, кто уже успел, а если подворачивается возможность что-то схватить, то он обязательно схватит. Это похоже на поведение кочевых народов на промысле. Здесь видно, что предпринимательский дух (а не дух ли это сребролюбия?) реализуется во всей своей силе, не будучи обузданным никаким воспитанием. Такие отношения не сулят развития сторонам, в них участвующим. Здесь не происходит ни роста профессионального уровня и качества выпускаемой (продаваемой) продукции, ни улучшения финансовых показателей компаний в долгосрочном плане. Это поведение не содержит никакой творческой составляющей, а значит, оно бесперспективно и ведет к гибели.
Это во многом происходит от недопонимания сути деловых отношений и их построения на пустой спекулятивной основе, как результат безудержного стремления русского человека к посредничеству. Такие отношения стали привычной формой бизнеса в России, но они не реализуют творческого потенциала предпринимателей и вообще людей, направляя всю их энергию на поиск легких денег, и не давая почвы для их личностного развития, так как не требуют увеличения их знаний. Более того, такие процессы, с таким подходом, способствуют дальнейшему ухудшению делового климата и дальнейшему снижению эффективности производственной сферы экономики нашей страны и не способствуют росту благосостояния людей. К сожалению, так происходило и раньше и эта тенденция никогда не исчезнет сама собою, так как для этого требуется изменение самого характера людей, живущих в России...
При исследовании национальных отличий капитализма, мне кажется, самым интересным и полезным материалом для изучения является то, что происходит между продавцом и покупателем в условиях свободной торговли. В таких процессах обе стороны действуют самостоятельно и без принуждения и руководствуются своим пониманием сути процессов, в которые они вступают. Если эти отношения будут основаны на любви, о которой столько сказано в православии и столько сделано в исторической жизни нашего народа, и, как следствие, на аутентичности (подлинности и искренности) поведения людей, вступающих в такие отношения, а не на удаче или обмане, то отношения становятся чистыми и понятными. А значит уже потенциально продуктивными, и со временем, с ростом такой практики, смогут произвести на свет наш собственный «капитализм», основанный на наших «родных» подходах к труду и нравственности. Чем больше практики, тем лучше закрепляется теоретический материал. Такая природа отношений особенно понятна и подходит именно для России, где искренность поведения человека и его соборность (забота об интересах общественных в большей мере, чем о своих личных) особо ценится в любых условиях. Это близко нам в духе нашей веры и нашей истории. Когда же в отношениях продавца и покупателя наметятся созидательные процессы, обусловленные тем, что обе стороны стремятся помочь и поддержать работу друг друга, ощущая свою взаимную зависимость, тогда у сторон, как правило, возникает желание продолжать сотрудничество и отдавать себя процессу, что стимулирует в них творческое начало. Это сулит развитие и служит фундаментом для создания новой культуры отношений в обществе.
Для реализации творческого потенциала в народе должен пробуждаться сильный творческий порыв. Этот порыв никогда и никак НЕ СВЯЗАН С ДЕНЬГАМИ, с прибылью, с «капитализмом». Он исходит из самой глубины сознания народа, из его духа и религиозного воспитания. В самом процессе реализации творческого порыва посредством труда происходит толчок в развитии сознания народа, как бы его эволюция. Для этого нужно сначала понять, что является главной нравственной ценностью, понятной и близкой каждому человеку, являющемуся представителем этого народа, которая могла бы лежать в основе его поведения, и которая служила бы еще как индикатор того, относится он к культуре этой нации или нет. Эта ценность должна быть просто и понятно высказана.
Я бы сказал, что для нас это - совесть. Это то качество, которое особо ценится в нашей культуре. При его присутствии в характере русского человека, оно всегда является для него достойной основой. Если человек совсем не обладает совестью, в поступках всегда руководствуется одной лишь экономической целесообразностью, привыкает фальшивить, стремясь к своей цели, основанной лишь на стремлении к дополнительному прибытку, то ему будет очень сложно наладить долгосрочные деловые контакты с людьми в России. Он даже может пострадать из-за этого. Бессовестное поведение даже в быту больно наступает на «эго» русского человека. У нас, как нигде развит «понятийный» подход в деловой сфере, многое в ней держится на «неписанных» законах, отражающих скорее дух формальных законов, чем их букву, и тем самым, не всегда понятных англичанину или немцу - представителю рациональной западной капиталистической культуры, где писанный закон есть основа общественной жизни. Поэтому совесть должна быть важным критерием в поведении людей и в деловой сфере.
Второй важной ценностью в нашей культуре является искренность. Это качество мы традиционно ценим, но, к сожалению, и все реже находим в своей среде. Западный рациональный капитализм, в период недоразвитости нашей собственной сферы деловых отношений, учит нас, что эффективность - есть самый важный критерий в бизнесе и ей следует подчинять все, даже свою частную жизнь. К ней нужно постоянно стремиться. Эффективность - это когда достигаешь цели быстрее и проще. Подчиняясь этому правилу, в начале текущего века закрывались в США целые фабрики, перенося производства в Китай и фактически выбрасывая на улицу своих американских работников, не считаясь с купленными у них в кредит домами и пр. хозяйством. Стремление к эффективности, конечно, принесло свои плоды в плане доходности, в плане денег. Однако некоторые, теперь уже и американские бизнесмены и менеджеры, стали понимать, что сфера человеческих отношений настолько сложна и тонка, так как состоит из эмоций, что эффективность бизнеса достигается в большей степени тогда, когда нюансы этих отношений учитываются в процессе управления. Они тоже поняли, что искренность в поведении, основанная на чистоте помыслов, сулит участникам деловых отношений больше выгоды, я бы даже сказал, результативности и пользы, чем обман, который ведет к тому самому соперничеству взамен партнерства. Именно поэтому и в нашей культуре есть предпосылки для продуктивных деловых отношений. Однако следует помнить, что искренность или аутентичность в бизнесе, если это не отношения только начинающих и неопытных людей, возможна только тогда, когда каждый участник привык трудиться и искренне любит ту сферу, которой занимается.
Ну и третьей ценностью нашей культуры является любовь и вера в Бога. Без любви и актов человеколюбия на практике деловые отношения превращаются в хаос, которым, кстати, и охвачена почти вся сфера малого и среднего бизнеса в России. Предприниматели, в частности, не обращают внимания на добавленную стоимость, создаваемую своим трудом, и больше стремятся к заработку, проклиная всех, кто им мешает на этом пути. Однако, добавленная стоимость или польза для сторон - есть основа любой сделки. Результат любого труда должен являться актом любви, выраженным конкретным делом, конкретной пользой. Это залог долгосрочности отношений и профессионального развития, без которого ничего не будет создаваться.
Процесс пробуждения всей нации не быстрый и начинается он с того момента, когда у отдельного человека возникает сильное желание поступить по совести, а не ради денег, просто потому, что ситуация этого требует. Потому что иначе, он не сможет нормально спать. Вот тут начинается практическое действие, первый шаг к обретению подлинной русской духовности человека. Кто-то скажет, «да таких людей почти не осталось в России!» Да их очень мало, но они не исчезли, просто им отовсюду твердят, что такие поступки при капитализме, который и есть единственно правильный способ общественного устройства, просто бессмысленны, так как не несут в себе возможности заработать дополнительную прибыль, т.е. могут быть не эффективны. Мы бы спросили того, кто так считает: «о прибыли, полученной в какой срок, ты говоришь? А что будет завтра, ты подумал? С тобой захотят иметь дело те, кого ты обманул сегодня?»
До сих пор поступки по совести в ходе осуществления деловых отношений, являющиеся на самом деле прямым выражением профессионального отношения к делу его участниками, кажутся многим предприимчивым россиянам простым следствием отсутствия жизненного опыта и практической деловой хватки. Это тяжелое заблуждение. На самом деле именно такое отношение к делу, продиктованное любовью, т.е. желанием помочь и принести пользу личным актом, происходящее в условиях искренности намерений, и как следствие, по совести, учит нас ответственности и является наиболее близким русской культуре и наиболее продуктивным действием в нашей национальной модели хозяйствования. Многие россияне, к сожалению, не замечают этого и практикуют совсем другое поведение.
* * *
Так как же пробудить сильный творческий порыв? Постепенно. Практическим трудом, конкретными действиями в деловых отношениях и пропагандой на общенациональном уровне обновленных ценностей в обществе, причем, начиная с начальной школы. Среди этих ценностей должна быть польза, приносимая трудом и всегда в рамках определенной профессии. Человек должен еще в раннем возрасте привыкать к тому, что его задача принести пользу и тем самым пройти свой жизненный путь полностью. Гражданское служение, как религиозное, должно стать основой его существования. В связи с этим в человеке должны поощряться работа над собой, изучение наук, творчество, должно поощряться развитие лидерских качеств.
Нам нужны практические действия в плане становления нового характера русского человека. О ценностях мало говорить, они должны быть превращены в методологию, применимую каждый день в быту, в учебе и на работе. У людей должны быть перед глазами успешные примеры такого поведения, изменений в характере и достигнутого успеха. Изменения в характере наступают не от пустого чтения новых истин, а от их практического применения, когда появляются новые привычки и формируются новые личностные качества. Это всегда результат продолжительной работы над собой. И, разумеется, такое воспитание должно основываться не на революционном отвержении всего, что было прежде в обществе, но наоборот произрастать из него, как из корня, в следующую фазу своего исторического развития. У такого воспитания должна быть обязательно духовная основа. Необходима активная пропаганда таких качеств характера, как ответственность, активность, увлеченность и любовь.
Можно, конечно, предположить, что русский человек все же выдержит и не изменится полностью, под тлетворным влиянием извращенных подходов деструктивных деловых отношений, но надежда на это крайне слаба. Потому что постоянная практика порочных отношений и их пропаганда тем более, несут в себе потенциальную угрозу обществу благодаря ПОСТОЯНСТВУ СВОЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ на подсознание каждого отдельного человека. Посмотрите канал MTV, где распущенность и акты циничного поведения преподносятся, как современная мода и результат демократических взглядов в среде прогрессивной молодежи. Между тем, там не американские подростки мелькают на экране, а наши ребята принимают участие в программах.
Важно понять, что единственная польза от капитализма, как от общей идеологии, состоит в том, что этот строй подразумевает под собой - поле для свободной предпринимательской активности. Однако, это всего лишь сырой материал, атмосфера, в которой нужно выращивать свою модель продуктивных деловых отношений, свою идеологию этих отношений. Эта идеология подразумевает, что участники таких отношений осуществляют их в соответствии с нравственными ценностями их культуры, иначе последние не могут быть продуктивными. Насколько искренни участники в своих действиях по ходу осуществления деловых отношений, настолько они прибавляют себе шансов на их долгосрочность и продуктивность.
Хотелось бы еще раз подчеркнуть то, с чего мы начали статью - современный западный капитализм - это одна из форм эволюционировавших отношений между людьми определенной культуры, основанная на свободной торговле. Свободная торговля с одной стороны вполне естественна для природы человека в том смысле, что не призвана подавлять его личную свободу и право выбора, но допускает его свободное личностное развитие. Но с другой стороны она несет в себе опасность саморазрушения без соответствующего воспитания людей в рамках уже своей национальной культуры и при отсутствии четкой государственной политики в плане этого воспитания и обучения. Сам по себе капиталистический строй не гарантирует ничего: ни экономической стабильности, ни гарантированного роста экономики, ни правильного воспитания людей. Кроме этого, капитализм почти не стремится к равновесию и не способен к саморегулированию по принципу затухающих колебаний: достаточно посмотреть на колебания курсов валют и стоимости сырья и энергоносителей.
Капитализм не есть некая правильная и современная форма человеческих взаимоотношений или оптимальный и универсальный для всех общественный строй, имеющий стандартный набор законов, по наличию и исполнению которых можно сделать вывод, что в стране установлен этот самый строй, а значит, есть гарантия развития. Просто при капитализме допускается свобода рыночных отношениях по поводу продажи и приобретения продукции, нацеленных на получение прибыли. А эти отношения между людьми происходят отнюдь не по законам здравого смысла, а в соответствии с преследуемыми каждым из них личными целями и полученным каждым из них воспитанием и даже не всегда ради денег.
То, что мы имеем в России сейчас - это лишь фрагмент сегодняшнего уровня сознания людей, вовлеченных в деловые отношения в России. Создать или получить более совершенный экономический строй, возможно, только тогда, когда сознание человека перешагнет на следующую ступень в своем развитии и эволюция общественного строя (не важно, капитализм это будет называться в итоге, или социализм) естественным образом произойдет сама собою. В таких изменениях возникнет внутренняя потребность, как возникает естественная потребность расширить дом, если в нем становится тесно жить. В обратной последовательности действовать нельзя. Нельзя насадить некий совершенный экономический строй в виде свода новых готовых законов и надеяться, что он и станет гарантией экономического роста страны. Все зарождается в маленьких фрагментах человеческих взаимоотношений, все начинается с тех мелких сделок, на которые мы идем каждый день на работе и в быту. Эти взаимоотношения нельзя запретить, но в их количестве и направленности заложено то, что складывается потом в культуру целого народа. Эти отношения должны рождать что-то новое, быть продуктивными, отражать творческие возможности людей, вовлеченных в них. Добрая созидательная направленность таких простых действий имеет решающее значение для формирования личности и будущего характера. То, какие формы приобретают свободные рыночные отношения в каждом народе, говорит о его зрелости. Зрелость, главным образом, проявляется в способности разобраться в себе, научиться это делать по-своему, но максимально продуктивно, и, таким образом, в итоге вырастить свой собственный полезный продукт. Задача любого живущего самобытного народа состоит, главным образом, в полном выражении собственного творческого потенциала, источником которого может служить только своя собственная культура и заложенная в ней любовь.
Таким образом, главной исторической задачей современной России является не столько попытка проведения демократических реформ или построения капитализма в нашей стране по западному образцу, сколько образование, обучение основам продуктивных деловых отношений всех их участников и воспитание у людей культуры труда, творчества и любви к профессии. Тогда и фундамент для реформ начнет создаваться в виде подготовленного для них общества, понимающего ценность направленных усилий. Изменения должны начинаться на самом базовом уровне, личным участием каждого человека в процессе, и затем только самостоятельно прорастать наверх. В каждом своем действии человеку нужно приучаться искать созидательный смысл для других, если он там есть вообще, либо не совершать этого действия.
Продуктивные профессиональные отношения способствуют развитию личности людей, вовлеченных в эти процессы, и это ведет в свою очередь к дальнейшему улучшению качества этих процессов.
Петр Базунов, предприниматель
31. дикобразу - дикобразово
30. Про воспитание и творчество
29. 28. ПБ
28. Про "неспособность" и христианство
27. Re: Почему у нас такой капитализм?
26. Re: Почему у нас такой капитализм?
25. Про продажность
24. Про любовь
23. Про воспитание
22. Re: Почему у нас такой капитализм?