Мимесис и традиция

0
822
Время на чтение 4 минуты

Согласно классификации Тойнби общества разделяются на традиционалистские, развитие которых определяется законами предков, и те, которые движутся за счет подражания наиболее успешным своим представителям. «Первые - устойчивее, вторые - динамичнее», - считает Тойнби, в качестве примера приводя Китай и Западную цивилизацию. Однако в его трудах остается в стороне нравственное содержание общественных формаций, не сравнивается этическое ядро, определяющее, в конечном счете, степень психологической комфорта в них. Конфуцианская модель предполагает для чиновников длинную лестницу, восхождение по которой регламентировано веками, абсолютизм раздает власть по праву рождения, а кто способен проникнуть в демократически правящую элиту? Помимо выдающихся талантов здесь требуется работа локтями, а так, как победа нечистоплотности над щепетильностью гарантирована, то наверху всегда окажется наиболее ловкий, прививая низам свой иммунитет к морали. Стало быть, в мире свободной конкуренции осознанно или нет, усваиваются уроки энергичных людей, сделавших себя различными путями, ни на одном из которых нет места порядочности. Перенимая стереотипы их поведения, скрашенные эвфемизмом «либеральных ценностей», низы дают выход животной силе, за счет которой и осуществляется прогресс. Таким образом, отсутствие нравственного начала коренится в самой сути общественного устройства, основанного на мимесисе, оно является основным движителем, рычагом, обещающим перевернуть мир. В обществах традиционалистских природу индивидуума сдерживает каркас системы: справедливость, отнесенная вглубь веков, становится самодовлеющей - перед древним законом, как перед Богом, все равны. Традиция предполагает развитие с оглядкой на прошлое, авторитеты которого за тысячелетия превратились в идеал. Мимесис ориентирует на настоящее. «Не смотри на мертвых, подражай живым, - учат его апологеты, указывая на счастливых современников. - Стоит сделать шаг, чтобы занять место Бога, ведь до «звезды» рукой подать». Это, конечно, обман. Но он подкрепляется визуально: идеал трудно вообразить, зато идола можно потрогать - его улыбку тиражируют СМИ - и кажется, что по силам стать таким же.

В обществе, построенном на мимесисе, динамика становится самоцелью. Комфорт тесно связывается с техническим прогрессом, однако противоречивая связка «общество - личность» таит в себе множество парадоксов: во внешне привлекательном обществе, где царит видимое благополучие, каждый может чувствовать психологическую неуверенность. «Вы бедные», - бросили как-то упрек монашеской общине. «Мы стремимся сделать людей не богатыми, а счастливыми», - с достоинством ответили монахи.

И действительно, счастье деньгами не измерить.

В обществе, ориентированном на традицию, произошедшее имеет долгое эхо, при мимесисе события мгновенно устаревают. Раз за разом переосмысливать прошлое, различая отзвуки далеких парадигм, занятие, безусловно, скучное, но и бесконечная гонка за новизной оборачивается беготней по кругу. В любом обществе борются две тенденции, склоняя чашу весов в свою сторону, преобладает то одна, то другая. Но сегодняшнее «живи настоящим» очень близко к римскому «carpe diem», за которым, как у мотылька, проглядывает скорая смерть. Мимесис, как допинг - стимулирует на время, чтобы потом привести к депрессии. Именно в этом видится мне причина сегодняшнего кризиса Запада, который сумел за его счет совершить отрыв на короткой - в четыреста лет - дистанции и выдыхается на исторически более длинном пути. Парить в облаках можно лишь оторвавшись от корней. Но это чревато падением. Когда застойный капитализм перестал обеспечивать ротацию, а его застывшие, как иконы, лидеры, перестали пробуждать желание стать такими же, нарушился принцип мимесиса, что с неизбежностью приводит к духовной деградации, омертвению всего организма.

История России всегда имела ярко выраженную традиционалистскую направленность. Исключение составляют эпоха Петра и сегодняшний день. Эти времена выпадают из привычного для нее хода вещей, они идут в разрез с психоэтнической установкой русского народа. Судить о Петровской эпохе трудно, но нравственная суть современной России - и здесь свидетельствуют глаза - сводится к беспринципности олигархических группировок и тусклому сиянию демократических «звезд». Кое-кто им завидует, многие подражают, но все - ненавидят. Такого не было ни при монархии, ни при Советах. Ибо тогда сохранялась приверженность старине с ее общинным подходом к государственному строительству. Сталин позиционировал себя, как Старший Брат, внушая страх, он требовал обожания, но не подражания, его образ не дразнил мыслью: делай, как я, и станешь мною. Цесаревич, которому власть доставалась по праву рождения, был доступен сомнениям, убежденность демократических вождей чудовищна - из их среды вряд ли явится апостол Павел. Поэтому не случайно, что они не вызывают желания подражать. В консервативном обществе перед монархом, как перед Богом, все равны, потому что руководил царь, но правила Традиция. Сегодня культ личности распался на культики, кумиров творят на конвейере, демонстрируя, что каждый может занять их место. Запущен механизм американской мечты, но он плохо действует - русские не верят, а, стало быть, не крутят экономические колеса, устремляясь за привязанной впереди морковкой. На Руси всегда охотнее брали пример с литературных и мифических персонажей, чем с живущих рядом. Потому что они идеальнее, потому что русское зрение проникает в суть вещей, выраженную в поговорке: «От трудов праведных не бывает палат каменных». При этом завидовать обитателям белокаменных палат допустимо, однако подражать - и в неразборчивости средств тоже - желания не возникает. Возможно причиной тому православная традиция, возможно русская лень, но ясно, что психоэтническая установка в России противоречит государственной модели рассчитанной на мимесис.

Каждому поколению кажется, что оно живет самостоятельно, но оно обречено на жизнь, которое уготовили ему отцы. И потому все поколения потерянные, им остается лишь облегчить будущее детей. В этом смысле выбор всегда остается, фатально необратимого развития не существует. «Мимесис» и «традиция» только крайние категории, истина посредине. Хотелось бы помнить об этом и в «эпоху застоя» и сейчас, в эру реформ, когда Россия носит пиджак с чужого плеча, доводя его фасон до гротесковой формы.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Иван Зорин
Дети больного гиганта
О бурлящем этносе России
14.02.2012
Русская литература: быть или не быть
Беседа писателей Ивана Зорина и Светланы Замлеловой
21.08.2011
Все статьи Иван Зорин
Последние комментарии