От Редакции. Предлагаем Вашему вниманию сокращённый перевод статьи Ранко Гойковича, сербская версия которой была опубликована на сайте Фонда Стратегической Культуры, а также на сербском сайте «Борба за веру». Публикация вызвала определённый резонанс. Часть приверженцев бывшего Рашко-Призренского епископа Артемия весьма негативно прокомментировали послание, заключенное в данной публикации.
Прошёл всего лишь год после интервью, которое я взял у владыки Артемия (Радосавлевича) специально для РНЛ .
За это время в Сербской Православной Церкви произошло столько всего, что в статье и не уместить. Однако кое-какие выводы из произошедшего всё-таки извлечь стоит.
То, что режет глаза всякому беспристрастному наблюдателю «случая владыки Артемия» - очевидность политической подоплёки его изгнания.
Учитывая то, что мы являемся свидетелями того, что в Русской Православной Церкви вновь оживают тенденции, напоминающие неообновленчество, нелишним будет обратить внимание на некоторые актуальные моменты сербской церковной жизни. Ибо Святая Церковь Православная является единым организмом, и всякая болячка на теле СПЦ одновременно является и болячкой на теле РПЦ и наоборот. Своими самовольными не одобренными Собором нововведениями в богослужение и своим, более-менее открытым исповеданием экуменических и филокатолических взглядов некоторые владыки внесли в СПЦ великую смуту.
Это привело к великому разделению и в самом Соборе СПЦ, и среди клириков и лаиков Сербской Церкви. Призывы вернуться к литургической практике раннехристианских общин более напоминают не столько серьезное богословское переосмысление, сколько пародию на протесты протестантов. А еженедельное, а то и ежелитургийное причащение Св. Таин - как правило - приводит вовсе не к «евхаристическому перерождению», но к утрате Страха Божия.
В связи с этим, возникает вопрос: «Разве возможно, чтобы те сербские владыки, которые пошли путем нео-обновленчества, не понимали - до какой смуты может дойти дело? Ибо если верный народ мог чего-то недопонимать, то владыки-то должны были понимать - чем всё может закончиться. Во всяком случае, те владыки, которые что-то читали о страшных последствиях, бывших реакцией на методы внедрения патриархом Никоном своих реформ. И даже для тех, чьи познания в церковной истории не являются сильной стороной образования, должна была бы стать предупреждением смута, связанная с российскими обновленцами 20-х годов ХХ века».
Время покажет: были ли в сербском случае методы введения новшеств тоже из серии «хотели как лучше» или же речь идет о повторении стандартных методов провоцирования расколов? Почерк, впрочем, хорошо узнаётся. Лукавый, будучи лишённым творческого потенциала, искусственно копирует формы и методы, применяет частенько одну и ту же матрицу - и не важно: идёт ли речь о многочисленных расколах в Православии или же о Втором Ватиканском Соборе.
Между тем, что может сделать доброго для своей веры и Церкви Православной непристрастный православный сербин? Прежде всего, необходимо понимать, что его Св. Церковь является организмом, чьей составной частью является в том числе и он. И именно будучи частью этого организма он и может повлиять на оздоровление Матери Церкви.
Хранение чистоты Св. Веры Православной и жизнь в согласии с Ёе учением является первоочередной задачей всякого православного серба.
Всё, происходящее в СПЦ не может быть не связано с Ватиканом. Ибо этот наш сосед всегда пользовался любым ослаблением сербской державы (впрочем, как и русской), дабы нанести удар по Православной Церкви. Но то, что должно сейчас воодушевлять православного сербина, так это тот факт, что римский первосвященник - вопреки всему - не получил приглашения со стороны Собора СПЦ посетить Сербию в 2013 году в связи с мероприятиями, связанными с юбилеем Миланского эдикта. А ведь папино посещение ещё год назад казалось делом уже вполне решённым. Но, как говорится, «человек полагает, а Господь располагает».
Нам не дано знать того: в силу каких именно причин приглашение не состоялось, ведь Сербский Патриарх неоднократно напоминал, что Папу необходимо позвать. Однако, анализируя причины (не)приглашения, в сербских околоцерковных кругах обращается внимание на следующие три момента:
1. Жесткая позиция Русского Патриарха, категорически не приемлющего возможность приезда Папы. Говорят, что сербские экуменисты пытались заручиться поддержкой Иерусалимского Патриарха, однако, и от него получили негативный ответ;
2. Широкий отпор папиному приезду со стороны православной общественности Сербии и Республики Сербской (БиГ) и
3. Организация двух довольно успешных научных конференций по Ясеновцу. Одна состоялась в Санкт-Петербурге в октябре 2010, а другая - в Баня Луке в мае 2011.
К этому мне хотелось бы добавить ещё один момент.
Как говорил недавно один сербский игумен, мощи мучеников Христовых - великая мощь - неслучайно сами слова эти так созвучны друг другу. Настолько велика роль Ватикана в сербских страданиях, настолько сильна ответственность римо-католического клира в геноциде над сербами, что мощи этих мучеников не позволяют нераскаянному первоиерарху римскому оказаться в Сербии. Как говорит святитель Николай Сербский в своей службе-поэме ясеновацким мученикам:
«О, многие страдальцы, под холмиками влажными!
Достигли вы победы над христианством ложным».
Начали мы с разговора о владыке Артемие, стало быть, и закончим о нём же. Был он владыкой, чья епархия за 33 года его архипастырства стала настоящим рассадником сербского монашества: практически 2/3 сербского монашества находятся в Епархии Рашко-Призренской.
Что случилось, то случилось.
Необходимо много мудрости и беспристрастности всем нам - от верного народа, сербского епископата и до самого владыки Артемия и его приверженцев.
К этой мудрости призывало и обращение сербской интеллигенции накануне майского Собора СПЦ, обращение, которое также подписали и представители русской православной мысли.
То, что в сложившейся ситуации менее всего нужно сербскому народу и Сербской Церкви - это церковный раскол. Многие приверженцы владыки Артемия должны понимать то, что и патриархи поместных церквей отпадали от Православия, однако, не отпадало от Церкви Православие.
Из того, что Константинопольский Патриарх подписал Флорентийскую Унию, вовсе не значит, что Церковь потеряла Благодать, ибо Глава Церкви - Христос, и если бы это было иначе, то Корабль Спасения не перенес бы тех штормов, которыми преизобиловала история страданий Церкви Христовой.
Пример старообрядческого раскола показывает нам - к каким страшным разделениям может привести ревность о соблюдении богослужебного порядка (что, безусловно, очень важно) при отсутствии почтения к священноначалию.
А ведь на заре Раскола было несомненно то, что тогдашнее русское священноначалие принесло много неправд приверженцам старого обряда. Это - очевидные вещи. Однако, по словам Спасителя «претерпевший до конца - спасен будет».
Некоторые сербские сайты, которые декларируют себя в качестве защитников владыки Артемия, пользуются латинской графикой. Что же это за «латинское Православие» и куда же оно ведёт?
И пусть Господь всем нам дарует искренность и трезвое рассуждение - как главную отличительную черту православно устроенной души.
Святые Мученики Ясеновацкие, молите Бога о нас!
Перевод с сербского (с сокращениями) Павла Тихомирова
2. 1. Петрович
1. Православие Западу совершенно не нужно