«И до скончания века…»

Воронежский край в эпоху освобождения славян (1875-1878 гг.)

0
340
Время на чтение 11 минут

Движение в поддержку южных славян, развернувшееся в России в 1875-1878 годах, распространилось на все сословия и все области нашего Отечества.

Оно выражалось в сборе средств для помощи семьям жертв резни в Боснии и Болгарии, в отправке добровольцев, в снаряжении общин сестёр милосердия, в многосторонней заботе о семьях ушедших на войну солдат и офицеров.

Разница была лишь в количестве пожертвованных средств - Московская губерния имела больше возможностей для филантропии, чем Воронежская.

Необходимо различать добровольные пожертвования общественных организаций и меры, предпринимавшиеся учреждениями местной и центральной власти. Кроме того, например, священнослужители могли жертвовать средства и как частные лица, и как представители епархий.

На сегодняшний день вышли довольно подробные очерки о помощи славянам жителей Кубани, Харьковской, Ярославской, Гродненской, Самарской губерний [1].

Мне бы хотелось дополнить картину провинциальной помощи славянам очерком о благотворителях Воронежской земли.

Великий поэт-воронежец Иван Саввич Никитин ещё в период Крымской войны выражал надежду на освобождение порабощённых славян. Творчество Никитина и его старшего современника Алексея Кольцова стало известно зарубежным славянам ещё в XIX веке. Уроженец села Коршево Бобровского уезда Алексей Суворин внёс большой вклад в своевременное ознакомление жителей России с событиями на фронтах Русско-Турецкой войны, будучи редактором газеты «Новое Время». Близок к славянофилам был воронежский публицист и историк Михаил Фёдорович Де-Пуле. Да и сам губернатор - князь Михаил Оболенский - приходился родственником активному участнику славянских комитетов Юрию Фёдоровичу Самарину.

Впрочем, на страницах тогдашних губернских газет их имена стоят рядом с именами ныне незаслуженно забытых священнослужителей, офицеров и крестьян, одушевлённых патриотическим чувством.

Воронежская губерния не относилась к числу самых богатых и благоустроенных, однако все её сословия, даже беднейшее крестьянство, объединились в деле сбора на нужды славян и русских воинов, героически сражавшихся на далёких Балканах.

Многие мои земляки отдали братскому сербскому и болгарскому народам самое дорогое - жизнь.

...В 1875 году в Боснии и Герцеговине началось восстание сербского населения («Невесиньская пушка»), для подавления которого турецкое правительство использовало самые жестокие меры. В Сербское княжество и пограничные районы Австро-Венгрии и Черногории устремился поток беженцев. Изгнанные со своих очагов сербы зачастую не имели ни пищи, ни тёплой одежды. Славянские Комитеты в Санкт-Петербурге, Москве, Киеве и Одессе немедленно начали сбор средств для помощи герцеговинцам.

Уже в 1875 году представитель Воронежского Благородного Собрания отправил председателю Московского Славянского Комитета Ивану Сергеевичу Аксакову письмо и денежный перевод: «Имею честь препроводить к Вам 39 рублей, собранные по подписке в Воронежском Благородном Собрании в пользу пострадавших семейств... Герцеговины и Боснии» [2].

Всего же, по информации Бориса Фирсова, в 1876 -1877 годах члены Воронежского Благородного Собрания передали 1000 рублей в пользу славян Балканского полуострова и на устройство и содержание в Воронеже госпиталя для раненых и больных воинов [3].

В 1876 году русское общество было потрясено жестокостями, проявленными при подавлении восстания в Болгарии. Всколыхнулась и Воронежская земля...

В семнадцатом номере газеты «Воронежские епархиальные ведомости», вышедшем 1 сентября 1876 года, было опубликовано письмо от 24 июля, переправленное из Воронежской духовной консистории, В письме всем желающим предлагалось приобретать вновь вышедший сборник «Славянские думы и голоса», содержавший стихи Пушкина, Лермонтова, Жуковского, Хомякова, Плещеева, а так же болгарских, сербских и черногорских, галицких, польских, словенских, хорватских поэтов.

Авторы письма добавляют: «Симпатии наши к славянам понятны, потому что мы сами славяне. Дело только в том, что мы сильны и свободны. Они же политически раздроблены и находятся в зависимости от других народов. Чтобы эти симпатии укрепить ещё более, чтобы инстинктивную любовь русского человека к его славянским братьям обратить в любовь сознательную, разумную, - для этого нужно знание; нужно, чтобы русский народ - весь вообще, а не высшие только образованные слои его - ознакомился с остальным славянским миром, с его думами и чувствованиями, скорбями и грёзами, и вообще со всем строем его разнообразной племенной жизни» (С. 746-747)

15 декабря та же газета публикует поразительный документ. Это письмо священника слободы Новая Калитва Василия Аполлосова от 26 ноября 1876 года [4].

Батюшка утверждает: «В нашей епархии каждый священник непосредственно от себя посылал и посылает... пожертвования или в существующие в столицах Благотворительные Комитеты, или чрез посредство разных газетных редакций...».

Согласно приложенной к письму смете, из слободы Новая Калитва 12 июня 1876 года в Санкт-Петербургский Славянский Комитет было отослано 30 рублей, 18 сентября в Московский Комитет 25 рублей, 21 октября в Московский Комитет 10 рублей, 12 ноября в Московский Комитет - 50 рублей.

Эти суммы «составляют большею частию пожертвованные крестьянами простолюдинами трудовые копейки» (С. 1073).

Отец Василий перечисляет 14 человек, обязавшихся и впредь вносить деньги на нужды славян: это, в том числе, помощник волостного писаря Андрей Дмитриченко, государственный крестьянин Ефимий Яковенко, сельский староста Николай Краснояружский.

Эти «трудовые копейки» были не единственными: 20 сентября 1876 года крестьяне Воронежской губернии прислали в пользу семейств, пострадавших в Боснии, Герцеговине и Болгарии, деньги и 50 аршин холста [5].

...15 апреля 1877 года в Троицко-Смоленском кафедральном соборе Воронежа в присутствии губернатора был прочитан манифест об объявлении войны Турции.

Уже к концу апреля городская дума выделила на нужды армии 20 тысяч рублей и взяла на себя содержание 50 кроватей в местном военном госпитале. В ответ на рапорт губернатора об этом пожертвовании он получил благодарственную телеграмму от Императрицы Марии Александровны. Сумма пожертвований на нужды армии достигла к 1 января 1878 года 145 тысяч 242 рублей [6].

А на страницах епархиальной газеты появилось следующее «Заявление в редакцию»:

«1877 года, мая 5 дня, мы, нижеподписавшиеся, Богучарского уезда слободы Новобелой Успенской церкви, священно - и церковнослужители, после прочтения в церкви Императорского Манифеста о вступлении российских войск в турецкие владения и по отслужении Господу Богу молебствия о даровании православному нашему христолюбивому воинству победы над врагами, изъявили своё усердное желание во всё продолжение войны жертвовать на больных - раненых воинов по 2% с рубля всех наших денежных доходов, поступающих в общую кружку, в чём и подписуемся.

Слободы Новобелой Успенской церкви священник Евгений Прокопиев, помощник настоятеля священник Григорий Мануйлов.

Диакон Мокий Чуев.

Диакон Василий Раевский.

Псаломщики: Пётр Краснобаштов, Димитрий Стефанов, Иван Попов» [7].

Из того же Богучарского уезда на войну ушли: из уездного города гвардейский капитан С.В. Греков, Г.Т. Серединский, Е.И. Тонконогов, штабс-капитан П.И. Попов, штабс-ротмистр А.Г. Левченко, Н.П. Марков, врач Маноцкий; из слободы Филоново - бомбардир П.Ф. Колесников; села Гадучье - рядовой С.В. Лысенко; слободы Монастырщина - М.Е. Ласкутов, П.К. Герасимов; села Сухой Донец - В.К. Романов; села Дьяченково - полковник П.И. Перекрёстов [8]...

29 мая 1877 года в Воронеже был открыт госпиталь Красного Креста на 350 раненых, действовавший немногим менее года. 27 июля 1877 года викарный Епископ Острогожский Вениамин освятил в губернском городе временную церковь Великомученика и Целителя Пантелеимона при госпитале для воинов Русско-турецкой войны [9].

Летом 1877 года на территории Воронежской епархии находился Митрополит Сербский Михаил. 7 июля он прибыл в Задонский Богородицкий монастырь, где 8 июля отслужил Божественную Литургию, а вечером того же дня выехал в Москву. Ему была преподнесена икона Святителя Тихона [10].

...6 июня губернский предводитель дворянства П.Ф. Панютин информирует исполняющего обязанности губернатора И.А. Звегинцова о том, что 5 июня состоялось чрезвычайное губернское дворянское собрание, на котором было принято решение о направлении 20 тысяч рублей для семей офицеров и нижних чинов, участвующих в Русско-Турецкой войне. А затем появляется «для всеобщего сведения» печатный лист - объявление жителям губернии. «Господин Воронежский губернский предводитель Дворянства имеет честь поставить во всеобщую известность, что Воронежское чрезвычайное губернское дворянское собрание, по постановлению своему, 5 июня 1877 года, утверждённому господином Министром Внутренних дел, пожертвовало двадцать тысяч рублей для выдачи денежных пособий, во 1-х, семейством господ офицеров и нижних чинов из урожденцев Воронежской губернии, которые находятся в безпомощном положении, вследствие отсутствия призванных на службу единственных кормильцев, то есть, способных к труду представителей их, и во 2-х, семействам господ офицеров и нижних чинов из уроженцев Воронежской губернии, которые подверглись крайности, вследствие увечья от ран, или смерти на войне членов тех семейств. Основанием для получения семействами таких господ офицеров и нижних чинов ежемесячных и единовременных пособий должны служить удостоверения Воронежского губернского предводителя или уездных предводителей дворянства тех уездов Воронежской губернии, где имеют жительство семейства нуждающихся в пособии, как о семейном положении, так и о недостаточном состоянии, ходатайствующих о пособии. На основании этих удостоверений, выдача пособий производится в Воронежской губернской земской управе, или же чрез уездные земские управы, по месту жительства обращающихся за пособием» [11].

Из документов видно, что сумма должна была быть собрана путём дополнительного налогообложения дворянских имений. Суммы продолжали поступать до 1883 года, но выдача пособий прекратилась в 1879 году. Оставшаяся сумма была обращена на учреждение стипендий в классической гимназии, реальной гимназии, Мариинской женской гимназии, Николаевской женской гимназии [12].

В Государственном архиве Воронежской области сохранилось письмо главы местного отделения «Общества попечения о раненых и больных воинах» М.А.Соловцова П.Ф.Панютину от 20 января 1878 года.

«Милостивый Государь Павел Фёдорович!

Прибывшие в Воронеж артисты гг. Бауэр и Никитин желают дать концерт, половина сбора за который они жертвуют в пользу раненых и больных воинов.

Позвольте обратиться к Вашему Превосходительству с покорнейшею просьбой Вашего разрешения устроить этот концерт в зале Дворянского собрания 22-го сего января.

С совершенным уважением и преданностью имею честь быть Вашего Превосходительства покорнейшим слугою, товарищ председателя Воронежского отделения Общества попечения о раненых и больных воинах Михаил Александрович Соловцов» [13].

Как видно из последующей переписки, Дворянское собрание предоставляло свои помещения для РОКК и впоследствии.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в селе Азовка (1763-1869)В Комитет по снабжению тёплой одеждой выходящих из лазаретов РОКК от священника слободы Екатериновки Острогожского уезда (ныне - Лискинского района) Долгополова поступило 10 рублей. Особенно значительные пожертвования были сделаны прихожанами и священниками слободы Азовка [14].

...Окончилась война Сан-Стефанским перемирием и Россия стала выкликать своих живых сыновей, считать погибших...

Следующие документы ставим без комментариев.

Письмо настоятеля Петропавловской церкви города Мендзвержец Седлецкой губернии (Холмско-Варшавская епархия) Предводителю Воронежского Дворянского собрания Панютину от 7 ноября 1878 года.

«Имею честь покорнейше просить Вас объявить родственникам умершего в сем году от тифа на войне лекаря 5 Гренадерского Киевского полка Косубского, что (мною принято) три тюка вещей покойного.

По слухам, покойный лекарь Косубский учился в Воронежской гимназии и происходил из дворян Воронежской губернии».

Ответ П.Ф.Панютина от 15 января 1879 года. «Исправляющий должность Предводителя дворянства Нижнедевицкого уезда в письме от 9 января 1879 года сообщал, что Иван Аристархович Коссубский действительно принадлежит к числу детей Нижнедевицкого землевладельца коллежского регистратора Аристарха Дмитриевича Коссубского» [15].

В епархиальной газете публиковались списки погибших и пропавших без вести на фронтах Русско-турецкой войны жителей Воронежской губернии. Есть среди них и предки моих земляков - лискинцев.

Свою жизнь за свободу славян и русскую честь отдали: Лейб-гвардии Павловского полка рядовой Василий Давыдович Артёмов, из крестьян Коротоякского уезда села Бодеевки, а также рядовой Третьего Кавказского Стрелкового батальона Григорий Прокофьевич Куцов, Острогожского уезда Лискинской волости хутора Демченкова [16].

...Много зим и весён прошуршало с тех пор в донских ковылях, новые войны накатывались смертоносным приливом на Воронежскую землю... Уже нет хутора Демченкова - лишь несколько полупустых домов. Но в Бодеевке, где именно в 1878 - военном - году освятили новый храм, теплится память свечой на каноне, и будет она сохраняться везде, где пред Алтарём поминают павших.

А там, где шумит по камням Неретва, струится Марица и сияет тёплое море, до сих пор хранятся иконки, привезённые из донских степей. И будут храниться до скончания века.

Алексей Александрович Поповкин, преподаватель кафедры общегуманитарных дисциплин Лискинского филиала Воронежского Государственного Университета

Примечания:

1. Матвеев О. В. Три сюжета из истории войны за освобождение славян:

http://www.gipanis.ru/?level=326&type=page&lid=317.

Гнездило О.С., Иванская Т.В., Момот Л.М. Документы 1876-1878 гг. о помощи харьковской общественности народам Балканского полуострова в фондах Государственного архива Харьковской области//Дриновски сборник. - Харьков; София: Академично издателство «Проф. Марин Дринов», 2009. - Т. 3. Белова Е.Е. Сёстры милосердия в период Русско-Турецкой войны 1877-1878 годов// Е.Е. Белова/Ярославский Педагогический вестник. 2010. №2. Черепица В.Н. Попечительская деятельность Православной Церкви на Гродненщине в период русско-турецкой войны 1877-1878 гг.: http://www.srpska.ru/article.php?nid=1822 Черкасова М. «За честный крест и веру золотую» (Население Поволжья и национально-освободительная борьба южных славян в 1875-1878 гг.). http://srbija.ucoz.ru/publ/2-1-0-22. См. также: Сквозников А.Н. «За Честный Крест и Веру Золотую!». Волжане и национально-освободительная борьба южных славян в 1875-1878 гг. Славянский сборник: Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 7. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2008.

2. ГАРФ. Ф. 1750, оп. 1. Д. 259, л. 69.

3. Фирсов Б. Приятное с полезным.// Воронежский курьер. 2.08. 2008. №86. С. 8.

4. Воронежские Епархиальные ведомости.- 1876. - №24, 15 декабря. С. 1072

5.Колышницына Н.В. Санкт-Петербургское Славянское Благотворительное общества и организация помощи болгарским славянам // История Петербурга. № 2 (48). 2009. С. 82.

6. Акиньшин А.Н. Губернатор Оболенский Михаил Александрович. 1874-1878 / Воронежские губернаторы и вице-губернаторы. 1710-1917: Историко-биографические очерки / Редактор-составитель А.Н.Акиньшин. Воронеж: Центрально-Чернозёмное книжное издательство. 2000. С. 268.

7. Воронежские Епархиальные Ведомости.- 1877-№10, 15 мая. С. 194.

8. См.: Романов Е.П. Романова З.М. Богучар. Научно-популярный очерк истории Богучарского края с начала XIX века до начала ХХ века. Книга 2. Воронеж, Изд-во ВГПУ, 2010.

9. Димитрий (Самбикин), архим. Указатель храмовых празднеств в Воронежской Епархии. Вып. 4, Воронеж, 1884. С. 110:

10. Государь Император в Задонской обители.// Задонский Благовест. 1994 год. С. 5. Данное указание является уникальным и не имеет подтверждений в епархиальной прессе того времени, поэтому оно нуждается в дополнительной проверке.

11. Государственный Архив Воронежской области (далее -ГАВО).Ф.30. Д. 2492, лл. 1-6

12. Там же, л. 32.

13. ГАВО. Ф. 30. Д. 2501, л.5

14. Воронежские Епархиальные ведомости. - 1878 - №8, 15 апреля. С. 155-157.

15. ГАВО, Ф. 30. Д.2501, л. 73, д. 2502, л. 3.

16. Воронежские Епархиальные Ведомости. - 1878. - №9, 1 мая. С. 192, там же, 1878, №19, 1 октября. С. 444.

Иллюстрация: храм Покрова Пресвятой Богородицы в селе Азовка (1763-1869). Фото автора.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алексей Поповкин
«Великий день Кирилловой кончины» (Ф.И.Тютчев)
День памяти 14/27 февраля. Иконописная традиция изображения Славянских Апостолов в XIX веке и её изменения
27.02.2021
Черногория: цугцванг «сигаретного короля»
К итогам парламентских выборов в Черногории
31.08.2020
Паломничество Митрополита Сербского Михаила (Йовановича) в Россию в 1869 году
Часть третья. Санкт-Петербург – Вильно-Острог
26.11.2019
«Патриарха Варфоломея нельзя назвать главой Православной Церкви»
Митрополит Амфилохий (Радович) подверг жесткой критике позицию Фанара по Украине
28.10.2019
Все статьи Алексей Поповкин
Последние комментарии
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
28.04.2024 21:45
Слава великому воину Михаилу Дитерихсу!
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.04.2024 18:04
Привет от Евгения Пригожина
Новый комментарий от Ленчик
28.04.2024 17:28
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
28.04.2024 17:05