«Патриарха Варфоломея нельзя назвать главой Православной Церкви»

Митрополит Амфилохий (Радович) подверг жесткой критике позицию Фанара по Украине

24 октября греческие СМИ сообщили о прибытии в Белград комиссии Константинопольской Патриархии, которая имела своей очевидной целью убеждение руководства Сербской Церкви в «необходимости» признания ложной «автокефалии» на Украине.

Возглавляли делегацию Фанара два самых яростных сторонника ложной автокефалии – митрополиты Пергамский Иоанн и Галльский Эммануил. Слава Богу, греческие иерархи в этом не преуспели, а Митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий в очередной раз подчеркнул, что Патриарх Варфоломей не имеет права единолично решать вопросы об автокефалии.

Сербская газета «Вечерние новости» поместила обширный комментарий Митрополита Амфилохия к визиту греческих иерархов.

«У нас была встреча с комиссией Константинопольского Патриархата во главе с митрополитом Иоанном Пергамским по поводу известных событий на Украине, - говорит митрополит Амфилохий. - К сожалению, Константинопольский Патриарх продолжает отстаивать свою позицию, и ее будет не так легко изменить».

Он пояснил, что комитет основывал свои взгляды по украинскому церковному вопросу на представлениях о роли Константинопольского Патриархата на протяжении истории. «Но в чем их проблема и проблема многих других, так это в том, что они не понимают, что времена изменились», - отметил владыка.

«И мы, - продолжает Митрополит Амфилохий, - наш Собор, написали Константинопольскому Патриарху, что эпоха Константина началась с Святого Императора Константина, а затем закончилась в 1453 году падением Константинополя и его турецкой оккупацией, а в 1918 году мученической смертью Русской Императорской Семьи Романовых».

Владыка Амфилохий напомнил, что Константинополь сыграл большую роль во времена, когда император Константин перенес столицу из древнего Рима в новый Рим.

«И неоспорим тот факт, что высочайшее место империи, которая управляла судьбой Средиземноморья, не говоря уже о мире в течение почти тысячи лет, действительно дало Константинополю великую миссию, особенно для нас, славянских народов. Славянские народы получили православную веру через Константинополь, а затем и независимость своих Поместных Церквей. Это все дело великого Константинопольского Патриархата. Но наше время другое, и необходимо, чтобы Церковь, уважая все, что было в истории, по-прежнему основывала свое будущее на тех первых столетиях своей истории, когда она не была так тесно связана с правительством», - отметил Митрополит Амфилохий.

Он также подчеркнул, что «сегодня наша Церковь умоляет братьев в Константинополе, чтобы никто единолично не решал такие вопросы, ни Константинополь, ни Белград».

Митрополит Амфилохий уточнил, что Всеправославный собор является высшим органом Православной Церкви:

«Всеправославный собор является высшим органом Православной Церкви с апостольских времен, и сегодня он восстанавливается. И эти проблемы, стоящие сегодня перед Православной Церковью, могут быть решены только советом, Вселенским Собором, всей Православной Церковью. Мы должны молиться Богу, чтобы этот дух соборности был восстановлен в Церкви Христовой со всем уважением к тому, что было в истории, и с уважением к Константинопольскому Патриархату, который является первым престолом Церкви. Константинопольского Патриарха нельзя, однако, назвать главой Православной Церкви - так как они об этом написали в томосе украинской церкви, что он был главой Православной Церкви, цитируя, таким образом, Императора Юстиниана. Это было во времена уникальной Византийской империи и во времена, когда другие модели королевств и государств были созданы по образцу Византийской империи, а затем правители, такие как наш король Никола Петрович, были очень вовлечены в жизнь Церкви и руководили ее жизнью. Особенно здесь, в Черногории, где Православие было государственной религией, а король Николай практически унаследовал дух, основанный святыми Петром Цетинским и Петром Вторым, Тайновидцем Ловченским, - это были особые отношения между государством и Церковью. Это может быть только в том случае, когда правителем является христианин. Сегодня государства секуляризованы, народы идут по этим секуляризированным путям, правители часто безбожники, поэтому симфония с правительством уже невозможна. При всем уважении к властям. В Церкви Христовой есть только один Глава. Это Христос. Все остальные являются апостолами, которые свидетельствуют об этом Главе - Христе как Главе Церкви и Церкви как Единой, Святой, Соборной и Апостольской, которой мы принадлежим и которой мы служим», - заключил Митрополит Амфилохий.

Выражая своё удовлетворение по поводу того, что позиция Сербской Церкви остаётся неизменной и при этом покоится на незыблемом каноническом основании (в то время как Варфоломей и Сергей Думенко воздвигают своё здание на песке), нельзя, к сожалению, не заметить, что Митрополит Амфилохий отчасти использует для критики позиции Фанара пессимистическую риторику «свободной церкви в свободном государстве» профессора Бориса Титлинова, риторику «пост-константиновской эпохи» протестантствующих богословов Свято-Владимирской семинарии (США) и парижской школы. С этой риторикой, взятой в отстранении от контекста речи Митрополита, разумеется, нельзя согласиться. Раз ещё не наступила антихристова эпоха, теоретическая возможность симфонии властей сохраняется и в наши дни.

Однако, по моему мнению, стоит глубже осмыслить замысел Митрополита - диалектически владыка оборачивает модернистскую риторику против самих (деградировавших) модернистов. Дело в том, что адресатом инвективы против слишком тесных церковно-государственных отношений является в данной речи отнюдь не Православная Монархия (как это было в 1905-1917 гг. в выступлениях тогдашних модернистов, вроде Б. В.Титлинова), а кощунственная карикатура на неё, родившаяся в недрах греческой диаспоры США. Дело в том, что немало греков, особенно в диаспоре, убеждены, что преемником Византии являются ... Соединённые Штаты Америки. Этому убеждению уже больше 50 лет. Раньше мы рассматривали подобные фантазии как экзотический курьёз, вроде теорий плоской Земли или ядерного взрыва в 1812 году. Но в 2018 году невозможная химера «американо-византийской империи» явилась в плоти и крови. Если войну 1999 года называли «войной Уолл-стрита с Византией», то сейчас «волки с Уолл-стрита» облеклись в шелковые ризы византийских архонтов. Постмодернизм цветёт и пахнет, но Митрополит Амфилохий сталкивает его с модернизмом. Модерн враждует с Постмодерном, а Традиция в этой вражде может порой чувствовать себя «третьим радующимся».

Алексей Александрович Поповкин, кандидат исторических наук, г. Лиски, специально для «Русской народной линии»

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Алексей Поповкин:
Паломничество Митрополита Сербского Михаила (Йовановича) в Россию в 1869 году
Часть третья. Санкт-Петербург – Вильно-Острог
26.11.2019
«Патриарха Варфоломея нельзя назвать главой Православной Церкви»
Митрополит Амфилохий (Радович) подверг жесткой критике позицию Фанара по Украине
28.10.2019
Паломничество Митрополита Сербского Михаила (Йовановича) в Россию в 1869 году
К 150-летию русско-сербских торжеств в Одессе, Киеве, Москве, Санкт-Петербурге, Вильне и Остроге на Волыни
08.10.2019
«Великий день Кирилловой кончины» (Ф.И.Тютчев)
3. «Святители Божии - Мефодие и Кирилле». Иконописная традиция изображения Славянских Апостолов в XIX веке и её изменения
05.04.2019
Все статьи автора
"Автокефалия на Украине"
Крещение Руси: только факты
1032 года с момента введения христианства в Киевской Руси
04.08.2020
Разжигательная смесь
Почему критиковать ПЦУ нельзя, а оскорблять УПЦ можно
02.08.2020
СБУ, МВД, прокуратура и суд против детского писателя из города Черкассы
За критику Фанара «по указке кураторов из Кремля»
28.07.2020
Все статьи темы
Последние комментарии
В «Двуглавом орле» революция
Новый комментарий от Андрей Козлов
2020-08-07 04:06
Размышления по поводу «Размышлений»
Новый комментарий от Ладога
2020-08-07 03:47
Не надо бояться!
Новый комментарий от bryzgalov-kv
2020-08-06 22:26
Гонка вакцинаций
Новый комментарий от Андрей Карпов
2020-08-06 21:04
«К нам запускают прямую цензуру»
Новый комментарий от Георгий
2020-08-06 21:03
Меняется повестка дня сергие-романовской фронды
Новый комментарий от Георгий
2020-08-06 20:59
Лукашенко, презервативы и НАТО
Новый комментарий от Денис
2020-08-06 20:51