Ружица Баич: «Без России мы жить не сможем»

Беседа с сербским лингвистом

От редакции РНЛ. С сербским лингвистом Ружицей Баич постоянный автор РНЛ Андрей Юрьевич Хвалин познакомился несколько лет назад на Международных Рождественских чтениях, куда ее пригласила сопредседатель секции церковно-славянского языка Ирина Владимировна Бугаева. Р.Баич - внучка священномученика Сербской Православной Церкви Душана Прийовича, ученица Ксении Кончаревич, ученого с мировым именем, референта приснопамятного Сербского Патриарха Павла. В свой последний приезд в этом году Р. Баич любезно согласилась ответить на вопросы А.Ю.Хвалина. Их беседу предлагаем сегодня вашему вниманию.

Андрей Хвалин: - Ружица, что на этот раз Вас привело в Россию? Скажите несколько слов о круге Ваших научных интересов.

Ружица Баич: - Поскольку я работаю в институте Сербского языка Академии наук в Белграде, то мои исследования посвящены истории родного языка, его лексике, взаимовлиянию церковно-славянского, сербского и русского языков, функционированию сакральных текстов в дискурсе православных верующих. Цель нынешнего моего приезда в Москву: участие в международной конференции в Институте печати с докладом «Слова-повторы в некоторых богослужебных текстах на материале акафиста Иустину (Поповичу), Челиешскому». К конференции написала специальную статью, т.к. выступаю на «грамматической» секции, а моя основная специализация все же лексикография. Публикуюсь в разных странах и, конечно, дома и в России. Плодотворное сотрудничество установилось сейчас с белградским журналом «Стиль», в редколлегию которого входят многие известные ученые как сербские, так и иностранные. Поскольку в издании журнала активно участвует Православный богословский факультет Белградского университета, на страницах журнала печатается много статей по сакральным текстам и стилистике разных языков. Кстати, в одном из номеров «Стиля» опубликован хороший отзыв на книгу Вашего русского лингвиста И.В. Бугаевой, посвященную проблематике православного социолекта.

А.Х.: - Куда сегодня смотрит Сербия: на Запад или на Восток? И в связи с этим хочу уточнить: велик ли среди сербов процент изучающих русский язык? Как обстоят дела с его преподаванием?

Р.Б.: - Сербия смотрит на Запад по экономическим причинам. Особенно это касается молодых, взирающих на мир сквозь призму денег. Конечно, дело обстоит так не везде, но в Белграде - точно так. Поэтому в последние годы, к сожалению, в Сербии мало изучался русский язык. Когда я училась в средней школе, первым иностранным языком был английский, а вторым меня заставили учить русский, хотя до слез хотела - французский, даже плакала. Теперь очень благодарна педагогам, что заставили учить русский в школе. Потом еще два года его совершенствовала на филологическом факультете университета и сдавала экзамен. Сегодня без русского языка не представляю своей жизни. Сейчас в десять раз больше пользуюсь русским, чем английским - он нужен только тогда, когда читаю зарубежную научную литературу. Русский же для меня, а, может быть, и для многих других сербов, - духовная связь с Россией, Святой Русью. Много лет я мечтала приехать в Вашу страну. И случилось чудо: десять лет назад познакомилась с русской, которая меня пригласила в гости, я взяла и приехала. С тех пор побывала во многих местах не только России, но и ныне «самостийной» Украины: была в Москве, С-Петербурге, на Валааме, в Карелии (Кижи), Нижнем Новгороде, Суздале, Муроме, Екатеринбурге (на Уральской Голгофе), в «матери городов русских» Киеве - целых четыре раза, в Почаевской Лавре, трижды - в Крыму. Велико притяжение этих святых мест для православного сердца. Там сербы и русские говорят на одном духовном языке.

В Сербии же за последние два года, по моему мнению, ситуация с преподаванием русского языка стала чуть лучше, чем была еще совсем недавно. Скорее всего, это связано с возрастающей мощью России. Сегодня у нас думают, что Россия вновь - богатая и крепкая страна. В Черногории положение лучше, потому что там много русских, есть даже школа на побережье.

А.Х.: - Вы родилась на севере Черногории, живете в Белграде, там и работаете. Есть ли отличия Черногории от Сербии? И откуда берет начало Ваш славный род?

Р.Б.: - Отличий между Черногорией и Сербией нет. Исторически мы - один народ. Только современная политическая власть Черногории стремится отделиться от Сербии. На территории исторической Черногории живут не только православные, но и сербы-мусульмане, которые приняли ислам, когда мы 500 лет жили под турецким игом. Видимо, современная черногорская власть ощущала себя под игом Сербии, отсюда главная причина отделения - сепаратизм. Но, повторяю, мы - единый народ. У нас в Черногории одна «слава» с Сербией. Слава - это престольный праздник храма или день памяти покровителя рода, который у каждой семьи особенный. В нашей семье, роде, например, слава - первомученик Стефан.

Вообще же мы выходцы из Цетина - древней столицы Черногории. Папа из известной купеческой семьи Баич, во время коммунистов они все потеряли. Мой дедушка, мамин отец, был священником. Окончил знаменитую семинарию в косовском Призрене. Основана она была в 1880 г., существовала во времена Османской империи, пережила две мировые войны. Теперь же в результате погромов и этнических чисток в Косово ее закрыли. После учебы, как положено, дедушка женился и был рукоположен. У них с матушкой родилось семеро детей, двое умерло маленькими, остались сын, который сейчас живет в Париже, и четыре дочки, одна их которых - моя мама. Дедушка никогда не скрывал своих антимарксистских убеждений. На Воздвиженье 1943 года им сожгли дом, матушку с детьми приютили родственники, а он жил в лесу. 27 января 1946 года, в день праздника святого Саввы Сербского, мой дедушка, в возрасте 39 лет, был замучен коммунистами за веру. Ныне причислен Сербской Православной Церковью к лику святых в сонме священнномучеников. Так что мы помним свою славу - и древнюю, и новую.

Сама же традиция праздновать славу возникла много веков назад, когда сербы принимали христианство. Слава передается из поколения в поколение и никогда не забывается. Даже во время коммунистов все помнили, что или кто является «славой» его рода, хотя отмечали этот день тайно, а кто-то вовсе «покинул» традицию. Но те же мусульмане-сербы живут сейчас и знают, что их пра-пра-пра-дедушка прославлял когда-то такого-то святого. По обычаю утром надо сделать «колач», по-сербски, или пшеницу, затем идут в церковь их освящать или приглашают в дом священника. Потом приходят гости. Сейчас, бывает, празднуют не традиционно - просто зовут гостей в кафе. Однако никто не забывает родовую славу.

А.Х.: - Какие еще сербские православные традиции сохраняются?

Р.Б.: - Особенно у нас прославляется Рождество Христово - празднование этого дня отличается от других православных народов. В России Новый год по старому стилю называется «Старый», у нас же 14 января - Сербский Новый год - «Србска Нова година». Так как мы живем рядом с хорватами-католиками и постоянно находимся под католическим влиянием, то в этом противостоянии стараемся сохранить историческую традицию. Празднование Сербского Нового года после Рождества Христова - это верность старому юлианскому календарю, отрицание католического григорианского летосчисления. По обычаю на Рождество в каждый дом рано утром приходит человек и приносит дубовое дерево - символ Христа. Внесли дубовое дерево - Христос входит в этот дом. Кто раньше поссорился, просят друг у друга прощение, все примеряются. Хозяйка печет особый Рождественский хлеб. Точно также происходит и в каждом монастыре.

А.Х.: - Как Вы оцениваете в целом влияние католиков на сербов, православную веру, традиционную культуру?

Р.Б.: - Большое влияние. Зачастую оно происходит не открыто, а прикровенно. Из нашей истории всем памятны открытые гонения на сербов со стороны инославных и иноверных. Менее известны факты скрытых, но не менее опасных угроз. В XVIII веке, например, возникла ситуация, когда нам легко было навязать унию: часть страны была под турками, север Сербии оккупирован Австро-Венгрией - они жгли наши богослужебные книги. Тогда сербский митрополит обратился к Императору Петру I за помощью, и русские привезли сербам православные богослужебные книги. Слава Богу, мы остались православными!

Во время Второй мировой войны именно католики-хорваты с благословения католической церкви убили 500.000 (данные разнятся от 50 тыс. до миллиона) православных сербов в лагере Ясеновац. Теперь эти новомученики прославлены Сербской Церковью в соборе Ясеновацких святых. До патриарха Павла нашу Церковь возглавлял патриарх Герман, к которому Римский папа обратился с просьбой посетить Белград. Патриарх Герман ответил, что папа может приехать только в том случае, если попросит прощение у ясеновацких мучеников. Ясеновац в сербском народе - боль и незаживающая рана, вина католиков, которую тяжело простить.

В новейшей истории, в 90-х годах прошлого века, сербы, жившие в Хорватии, вынуждены были принимать католичество, а если не хотели - бежали в Сербию, и таких очень много. Таким образом, католическое влияние не ослабевают, и в результате появляются православные церкви, которые общаются с католиками. И у многих сербов уже нет сил бороться, появились равнодушные, апатичные, думающие только о своих эгоистических интересах, а не о вере, не о Сербии. Однако «малое стадо» сохраняет верность Православию. Думаю, что Бог нас хранит, а так давно уже нас не было.

А.Х.: - В заключение нашей беседы, итожа сказанное, хочу спросить: какими Вам видятся перспективы духовного воссоединения Сербии и России?

Р.Б.: - Сложный вопрос. Не могу говорить за всех сербов, а тем более за Россию. Выскажу только свое личное мнение: дай Бог, чтобы русские и сербы объединились сначала внутри собственных этносов. Когда русский народ сплотится, сербы последуют его примеру. Мы всегда с надеждой смотрели на восток, и сегодня ждем от России материальной и духовной поддержки. Без России мы существовать не сможем. Сербская поговорка гласит: «Нас с русскими 300 миллионов». Как лингвист я знаю: если какая-либо идея или мысль вошла в язык народа, то она обязательно воплотится в жизнь.

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

1. Рятуйте!

Только вот ныне исконный язык русских, "великий, правдивый, свободный", язык СЛАВЯНСКИЙ заваливают мусором англоязычных заимствований, уродующих его, оттесняющих из жизни, корёжащих наше мышление, сбивающих дыхание, дух наш. Закон о гос.языке даже не констатирует этого кошмарного явления, грозящего уничтожением нации. Нам нужна помощь славян, особенно наших ближних братьев: лемков, сербов...

Дориан / 28.10.2010
Андрей Хвалин:
Монархист со стажем
Известному писателю Андрею Юрьевичу Хвалину — 60 лет
15.11.2019
«Русская дипломатия как прямое отражение желаний и забот государя»
Как МИД Российской Империи обеспечивал восточное путешествие Наследника Цесаревича Николая Александровича 1890-91 годов
07.08.2018
Ложь из недр большевистского агитпропа
История Цесаревича Николая Александровича и балерины М. Кшесинской
06.02.2018
Похвала преподобному Сергию
В проповедях архимандритов Тихона (Агрикова) и Кирилла (Павлова), духовников Свято-Троицкой Сергиевой Лавры
07.10.2017
«Молитва у нас одна: о Боге, о Царе, о России!»
Беседа руководителя Центра церковно-государственных отношений «Берег Рус» с писателем, создателем проекта «Имперский архив»
15.08.2017
Все статьи автора
Ружица Баич:
Ружица Баич: «Без России мы жить не сможем»
Беседа с сербским лингвистом
27.10.2010
Все статьи автора
Последние комментарии
Что мог сказать Бог товарищу Сталину?
Новый комментарий от Полтораки
2020-07-01 09:49
Россия в Болонском процессе: был ли внешний диктат?
Новый комментарий от Александр Волков
2020-07-01 08:03
Сергей Хрущев покончил жизнь самоубийством
Новый комментарий от Сергей Абачиев
2020-07-01 07:56
Coca-Cola против ЛГБТ сообщества?
Новый комментарий от Сергей Абачиев
2020-07-01 07:37
Ответ каббалиста Грефа режиссёру Михалкову
Новый комментарий от Владимир Николаев
2020-07-01 06:31