Я представляю самую большую школу искусств не только Москвы, но и Европы. В великолепном здании-дворце на 12000 кв.м занимаются 2000 юных музыкантов, художников, танцоров. Около 30 специализаций предлагают им более 200 высококвалифицированных преподавателей.
Интеллектуальное развитие детей и молодежи в век инновационных технологий не представляет такой проблемы, какой является формирование духовности и нравственности. Процесс детского художественного образования и воспитания в наше время требует четких позиций, сформулированных ценностных ориентиров, сочетающихся с реалиями именно сегодняшнего дня.
Эта ответственная миссия является основополагающей в деятельности детской школы искусств. Ее преимущество состоит в том, что мир искусства становится для ребенка привычным пространством, настоящей питательной средой. Непосредственная, реальная жизнь в искусстве, народное творчество, постижение основ музыки, театра, живописи, хореографии и других видов искусства дает возможность детям и молодежи приобрести умение видеть мир во всем его многообразии, суметь оценить себя и окружающих людей с духовно-нравственных позиций.
Нет необходимости доказывать, сколь важным периодом становления личности является детство и юность, когда формируются такие качества, как ответственность и свобода выбора, чувство справедливости, доброты и уважения других людей, гражданственности и веры, человеческого и национального достоинства. Искусство - область, в которой может закономерно совершаться эмоционально-нравственное развитие растущего человека и его приобщение к высшим духовным ценностям своего народа и человечества.
Президент поставил перед страной задачи инновационного прорыва и духовно-нравственного возрождения нации, что подтверждает подписанная им стратегия национальной безопасности. Это вселяет надежду на положительные перемены, эти цели мы разделяем и работаем на них. Мы благодарны, что Правительство Москвы, в мае 2009 года, на своём заседании рассмотрело вопрос о проблемах художественного образования в городе, как мощнейшего средства духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения и утвердило План мероприятий по совершенствованию системы образования в сфере культуры и искусства города Москвы.
Известно, какое значение для духовно-нравственного воспитания имеет сила примера - исторического, общественного, личностного. Вырабатывая концепцию своей деятельности, школа искусств определяет ее направление, придерживаясь конкретного ориентира.
Наша школа искусств носит имя М.А.Балакирева, чья жизнь и творчество стали высоким образцом духовности, созидательности, гражданственности, национальная самобытности, патриотизма, творческого подвижничества. «Обзор деятельности Балакирева, - пишет о нем его современник и ученик С.Ляпунов, - указывает на чрезвычайную разносторонность его дарований, а результаты, достигнутые им, могли бы в каждом отдельном случае доставить почетную славу лицу, потрудившемуся на этом поприще. Исключительный по дарованиям композитор, превосходный пианист и дирижер, воспитатель целого поколения музыкантов, создавших новую русскую школу, и в то же время скромный преподаватель игры на фортепиано, музыкальный критик, прекрасный администратор, все это совмещалось в одном лице, объединявшем необыкновенною цельностью своего характера все стороны своей деятельности. Значение его для развития русской музыки исключает возможность каких либо сравнений, и после Глинки первое место в истории русской музыки должно быть отведено Милию Алексеевичу Балакиреву».
Миссия образования в ДШИ им. М.А.Балакирева - формирование интеллигентной социальной среды, воспитание творческой элиты столичного города, его Юго-Восточного административного округа, муниципальных районов Выхино - Жулебино.
Цель работы школы искусств - личностное развитие и подготовка учащихся к творческому и продуктивному труду в сфере культуры, искусства, информационно-медийных технологий, государственно-общественного управления и арт-предпринимательства в условиях конкурентного мира.
Согласно нашей «образовательной доктрине» наша школа развивается как ЦЕНТР, КОМПЛЕКС культурологического образования и развития, имеющий свои уникальные программы, неповторимое лицо, свой «стандарт качества».
Главная ставка в управлении развитием школы делается на человеческий капитал-интеллект, мышление, знания, профессиональный и жизненный опыт работающих здесь людей. В нашей школе работают 12 кандидатов наук, 1 доктор наук, профессор, 5 человек имеют звание доцента, 12 преподавателей являются аспирантами. В школе работает свой научно-методический совет, совет по инновациям, молодёжный совет при директоре.
Ежегодно проводимые в школе различные фестивали и конкурсы уже приобрели известность и зарекомендовали себя в художественной среде. Это Московский открытый детско-юношеский конкурс юных музыкантов «Исламей», посвященный М.А.Балакиреву, открытый конкурс изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества «Русь», который ставит целью приобщение к традициям русского классического искусства и декоративно-прикладного творчества.
Большим авторитетом пользуется Московский международный фестиваль славянской музыки, приобщающий детей и молодежь к богатейшему художественному пласту, устанавливающий и развивающий творческие связи со странами славянской культуры.
Привлекательной формой культурного общения и художественного воспитания стал Московский открытый фестиваль-лаборатория авторского спектакля «Мой театр», в котором принимают участие детские и молодежные коллективы г.Москвы и городов России со спектаклем по пьесе, написанной в самом коллективе.
Особенное значение в нравственном воспитании балакиревцев принадлежит художественному направлению, содержанием которого стало приобщение к духовной музыке. Этот отдел школы был открыт по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. Излишне говорить, насколько важна эта образовательная сфера, закладывающая основы христианской нравственности, воспитывающая чувство любви к родной истории и интерес к изучению классического и древнерусского искусства. По инициативе отдела духовной музыки было осуществлено строительство православного храма Сергия Радонежского на Рязанке.
Школа считает своим долгом вести просветительскую деятельность, основы которой заложены в принципах педагогической и воспитательной деятельности М.А.Балакирева. Поиск формы для нее выразился в регулярном ведении для детей «Уроков Балакирева».
Серьезная роль в духовно-нравственном воспитании отведена Балакиревскому музею художественного образования. Являясь средоточием всех творческих начинаний школы, он представляет собой живую связь поколений, которая необходима не только для сохранения исторической памяти, но и для воспитания нравственных качеств человека.
Очень важен опыт организации и проведения ДШИ им. М.А. Балакирева, при поддержке Департамента культуры, Московского открытого конкурса новых проектов, исследований и технологий в художественном образовании «Балакиревский проект», где интегрируется успешный опыт Москвы и регионов.
Ежегодно проводятся внутришкольные научно-практические конференции, где все преподаватели школы активно включаются в обсуждение педагогических инноваций, вопросов современной методики обучения в школах искусств.
В целях создания благоприятных условий для сплочения учащихся, преподавателей, коллектив школы ведёт поиск новых подходов к воспитанию, пониманию его роли и функции в изменившихся условиях общественного развития. Эти задачи реализует детско-молодёжное движение «Балакиревцы».
Серьезного внимания требует деятельность классных руководителей, как основных участников воспитательной работы. На это направлены конкурсы «Самый «классный» классный», «Моя школа, моя планета», фестиваль «Семья и творчество».
Объединяющим ресурсом юных и взрослых «балакиревцев», родительской общественности, является ежемесячный выпуск газеты «Балакиревское обозрение», которая стала рупором общественного молодёжного движения за творческие права детей.
В рамках программ «Балакиревского филармонического общества», в которых участвуют лучшие преподаватели и ученики школы, в течение года проходит более 24 тематических концертов. Для учащихся общеобразовательных школ района Выхино-Жулебино составлен специальный филармонический абонемент по их заявкам.
В течение года школа проводит более 500 социально-значимых мероприятий и концертов, на которых присутствует около 50 000 слушателей: жители района Выхино - Жулебино, родители учащихся ДШИ им. М.А.Балакирева, ветераны Великой Отечественной Войны и труда.
Благодаря поддержке Правительства города Москвы мы имеем такое великолепное здание, не страдаем от нехватки молодых специалистов. Прошло то время, когда стояла проблема с набором детей в школу. Сейчас на престижные отделы у нас большой конкурс.
Повысилась стоимость квартир в нашем районе. Какова связь? В районе Выхино-Жулебино есть школа искусств, которая взяла на себя функции социокультурного центра, где помимо основного учебно-воспитательного процесса происходит формирование общей культуры детей и их родителей.
Надеемся, что правильность политики Правительства города Москвы будет способствовать дальнейшему всестороннему и динамичному развитию системы детского художественного образования, и именно оно станет стратегическим ресурсом духовно-нравственного развития России.
Комарова Людмила Николаевна, директор ДШИ имени М.А.Балакирева
г.Москва