Проект «Наша Россия»

Новости Москвы 
0
770
Время на чтение 37 минут

От редакции: В последнее время в связи с приближением выборов в Государственную Думу в российском политическом пространстве активизировался процесс партийного строительства. Ряд политиков уже заявили о желании создать новые партии или реанимировать старые. В качестве идеологической основы большинства этих политических проектов фигурирует та или иная степень оппозиционности (по разным мотивам) социально-экономическому курсу нынешней власти. Однако среди политических проектов есть один, который ориентирован не просто на смену курса, но на смену самой цивилизационной парадигмы развития России. Сегодня мы публикуем программный проект, автором которого является сопредседатель партии «За нашу Родину» доктор культурологи Михаил Юрьевич Лермонтов. В качестве приложения приводим отклики на текст обращения известных публицистов и общественных деятелей, которые были впервые опубликованы на портале КМ.Ру.

Что с нами происходит и кто виноват?

М.Ю.ЛермонтовНевозможно было себе представить, что так скоро мы окажемся в ожидании вновь объявленной Президентом РФ и опять совершенно необходимой антикризисной политической и экономической реформы, но теперь уже с названием модернизация!

«Так дальше жить нельзя» - и уже в который раз за последние двадцать лет, начинается соревнование ино-Новаций в нашем жизнеустройстве.

Либерализация, демократизация, приватизация и другие способы якобы улучшения нашей жизни, привнесённые извне и принесшие стране столько бед, уже давно стали для народа ругательными словами и сущим наказанием.

Может ли быть остановлен этот разрушительный для России бег в ино-Бытие? Когда же мы отдадим себе отчёт, что все «передовые ино-Странные модели» демократии, либерализма, рыночных отношений рождены в лоне Русской цивилизацией и имели успешное многовековое применение, пока не были злонамеренно подменены нашими недругами под лозунгом «сделать лучше» - с понятным в таких случаях продолжением «получалось как всегда»?

Именно ино-Родное, т.е. не учитывающее присущих нам ценностей и смыслов, целенаправленное вмешательство в нашу жизнь, начавшись в давние времена и возобновившись в начале девяностых двадцатого века, продолжает свою смертельную жатву - нерожденных и брошенных детей, вымирающих стариков пятидесяти лет от роду, пьянство и наркоманию, деградацию личности и обезличивание человека, развал страны и разворовывание народного добра.

Главное продолжается разрушение духовно-нравственной, культурно-цивилизационной и исторической самоидентичности гражданина Великой России. Да и само государство продолжает терять свою идентичность.

Пользуясь нашей слабостью, соседние по планете цивилизации превращают наши ресурсы и нас самих в свой корм и продолжаться это будет ровно до той поры, пока мы будем это им это позволять.

Не позволить мы сможем, если захотим: мы самая богатая в мире цивилизация по природным богатствам, по интеллектуальному капиталу, по человеческому потенциалу, по величию своей культуры и истории, по духовному опыту и способности к мобилизации сил народа для достижения собственных интересов.

Искать виновных в происходящем без-Образии надо в своем Отечестве среди поддавшихся на искушение «желанного» образа западной цивилизации: совсем не благополучной, не свободной и совсем уже не миролюбивой.

Мы снова забыли что для русского человека только один путь - путь в жизнеустройство по Образу и Подобию Божьему, что этот образ Великой России - Третьего Рима - Святой Руси давным давно сложен нашими предками, но никак не находит своего устойчивого воплощения.

Да, и бессмысленно искать ино-Родного врага, препятствующего нашим планам, - ведь это просто соревнование родных по планете Земля цивилизаций, в действиях которых применяется естественное право на победу сильнейшего.

И наша ли немощь здесь причина? - как хочется думать нашим соседям, или мы долго запрягали - решать нам, но пора бы и ехать.

И двигаться надо быстро по благословению Божьему, но разумно и всем вместе: и православному христианину, и правоверному мусульманину, и буддисту, и всем для кого Россия - это единая, великая и Родная Русская цивилизация.

Поэтому рассматривать современные проблемы государства как только проблемы экономические и политические, мягко говоря, непродуктивно. Главная проблема в кризисе целеполагания развития земной цивилизации во всей полноте её составляющих.

Невозможно разрешить финансовый кризис только перестройкой финансовой системы, не изменив базовых принципов современного мироустройства - эгоистичности целей и одномерности бытия, навязываемых нам известными глобалистами.

Будущее нашей планеты - в сотворчестве каждого со всеми ради общего дела, в предоставлении права на полноценное существование для всех цивилизаций, будь то западная цивилизация, китайская, наша русская или иная. Только в масштабе цивилизации как целостного вселенского организма возможно определить сущность современных проблем и выработать средства обеспечения её жизнеспособности и развития.

А значит, подход к решению задачи возрождения России должен быть цивилизационным, т.е. всеобъемлющим и системным, а не только в рамках политических и экономических реформ, даже названных модернизацией.

Цивилизационный прорыв, а не модернизация

Русская цивилизация многими тысячелетиями складывалась на обширных пространствах Евразии под влиянием непростых условий жизни - сурового климата, огромной территории и несметных природных богатств, открытости границ, разнообразия культур и величия Духа населяющих эти просторы народов.

Россия владеет бесконечными пространствами и всеми видами ресурсов для жизни и развития, она вмещает гражданский, культурный и духовный союз государствообразующего русского народа и коренных народов и народностей России, образовавших Великую Нацию, считающих Россию своей Родиной и имеющих право жить достойно и существовать вечно.

Русская цивилизация во все времена формировалась соборным выбором, общими делами и победами Нации, определившими её генетический код, самобытность и историческую судьбу. Главные из них это - Православие как основа духовных ценностей русского народа, самодержавная государственность, победа над Наполеоном, строительство Советского государства, историческая Победа над гитлеровским фашизмом в Великой Отечественной войне, становление Российской Федерации как демократического и социального государства.

Русская цивилизация как священное всеединство Природы, Человека, Нации и Государства основана на ценностях соборного жизнеустройства, бескорыстного служения и дружественного сосуществования ее народов, позволяла народам вместе выживать в минуты смертельной опасности, а России - вновь возрождаться в качестве Великой мировой державы.

Как ни одна страна в мире, Россия обладает богатым историческим опытом, бесценным при выборе стратегии своего развития.

Во все времена жизнеспособность Русской цивилизации определялась сохранением и передачей из поколения в поколение основополагающих смыслов бытия и внутреннего уклада жизни:

·                     осознание основанных на их духовной и нравственной связи коллективных начал бытия, сопричастность к общей исторической судьбе, кооперации и взаимосодействия как основных законов общежития;

·                     внутренняя потребность в Справедливости и в Правде как смыслах жизни, уважение традиций, мнений Общества и решений Власти, стремление жить «по совести» в законном порядке, но и «своим умом»;

·                     человеческая доброта, не жадность, не стяжательство, трудолюбие, скромность и умение обходиться немногим, понимание необходимости делиться имеющимся с ближним и далеким, уважение к труду и таланту, милосердие к слабым, бесконечное терпение, умение понимать, сострадать другому и разделять чужие беды;

·                     способность к бескорыстным действиям и самопожертвованию ради общего и Правого дела - «Если не Мы, то Кто?», способность к жизни в коллективе, к длительным мобилизационным напряжениям, к выживанию, к «восстанию из пепла», к подчинению могучей силе традиций и привычки;

·                     стойкость в беде и в битве за Правое дело; вера в то, что «Не в Силе Бог, а в Правде», вера в неизбежно счастливый финал и достойное вознаграждение честных усилий;

·                     нераздельность личной судьбы и судьбы Отечества, осознание своей личной ответственности за его будущее; готовность к жертве за Отечество и «За Други своя».

Именно против разрушения этих смыслов бытия и внутреннего уклада жизни направлены сейчас действия недругов Русской цивилизации, именно на разрушение связи поколений в населении России уделяется особое внимание.

Основные вызовы и угрозы современной России - в возможности утраты принадлежащих Русской цивилизации высших национальных духовных, культурных и материальных ценностей, собственной идентичности, а так же исторических национальных пространств.

Население страны находится под угрозой постепенного вымирания, территория под угрозой сокращения и опустошения, уклад государственной и общественной жизни под угрозой злонамеренного разрушения.

Продолжается разложение цивилизационной целостности нации как гражданского, социального и культурного союза народов и народностей, неоправданная разделенность русского народа, демографическая депрессия, разрушение и разграбление народного хозяйства, духовно-нравственное растление общества, деформация культурного и образовательного пространства, информационная экспансия и агрессия против традиционных ценностей, разрушение межнационального общежития.

Россия сейчас должна сделать самый важный в своей много тысячелетней истории выбор - выбор нового качества российской государственности и стратегического направления развития Русской цивилизации.

Жизнеспособность Русской цивилизации в соревновании с другими мировыми цивилизациями определяется сегодня успешностью ее развития, а преодоление вызовов и угроз ее существованию, есть главная задача государства и общества.

Историческая миссия России - начать этот цивилизационный прорыв с себя и своим примером, распространить его по всему миру.

Самобытность, справедливость, соборность

Демократический принцип государственного жизнеустройства - народовластие, закреплен в действующей Конституции РФ (Статья 3) в следующем виде:

1.      Носителем суверенитета и единственным источником власти Российской Федерации является ее многонациональный народ.

2.      Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3.      Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

Народовластие в историческом контексте Русской цивилизации является динамическим понятием, изменяющимся во времени в соответствии с положением в государстве. В тяжёлые, смутные времена и при внешних угрозах народовластие берет на себя всю полноту власти, т.е. объединяет все элементы традиционной основы российской государственности «Православие, Самодержавие, Народность». При этом народ осуществляет свою власть непосредственно и устанавливает основные направления государственного развития, обязательные для исполнения всеми ветвями власти.

Реализовать в современных кризисных условиях непосредственное осуществление народовластия возможно введением конституционным путем в систему государственного управления Верховного органа народной власти - Всенародного собрания - «Народного (Земского) Собора», согласно решениям которого и должна осуществляться государственная власть.

Народный Собор России это - Всенародное собрание избираемых прямым голосованием народных депутатов, представляющих территории, а также основные социальные слои и страты страны, созываемое для коллегиального решения основных вопросов жизнеустройства государства.

Народный Собор России является исторически легитимным, ведь институт народных соборов не был отменен даже в СССР.

Народный собор России формирует соборный строй, основанный на национальных ценностях, исторической преемственности, самобытности, суверенности, самодостаточности для развития и патриотической национальной идентификации граждан страны, а также на точном соблюдении прав и обязанностей личности, общества и государства при их взаимном уважении.

Народный Собор России - часть ее конституционного строя, есть народное начало государственной власти, выражение стремления нации к симфонии власти и народа и реализации его конституционного права быть единственным источником и сувереном власти в стране.

Народный Собор России призван улучшить качество и расширить социальную базу государственной власти страны, гармонизировать интересы общего дела выживания и развития нации, а также определит основные и приоритетные направления государственного строительства.

Народный Собор России мобилизует творческие силы народа на реализацию потенциала самоорганизации в защите ценностей и воплощения национальных интересов.

Народный Собор России - это:

·                     реализация положения действующей Конституции РФ о том, что «народ как единственный источник и суверен власти осуществляет ее непосредственно» через создание всенародного собрания народных депутатов;

·                     установление принципа единоначалия в соборности в лице Председателя Народного Собора России - Верховного Правителя России - Верховного главнокомандующего - Главы судебной системы (Президента России) и обеспечение независимости его от политической конъюнктуры;

·                     назначение высшего руководителя управительной власти в стране - Канцлера (Премьер-Министра) России;

·                     закрепление за Федеральным собранием его прямых обязанностей исполнения законотворческих функций по выполнению решений Народного Собора России и формированию Правительства России;

·                     определение основных направлений развития и оценка деятельности исполнительной, законодательной, судебной и муниципальной властей в России.

Народный Собор России определяет:

·                     характер общественно-политического строя в России и государственную идеологию;

·                     определяет цели и направления развития государства;

·                     принимает и вносит поправки в Конституцию России;

·                     формирует Высший Совет Нации;

·                     направляет деятельность всех ветвей государственной власти России, определяет их основные функции, задачи, обязанности и сферы ответственности.

Народный Собор России не отменяет парламентаризма в России, он оставляет за Федеральным собранием прямые законотворческие функции по выполнению решений Собора и формирование Правительства России.

Народный Собор России не отменяет систему парламентских политических партий, он находится над ней.

Народный Собор России не подменяет собою Правительство и вообще исполнительную власть в России и как Верховный орган народной власти России определяет для Правительства:

·                     перечень задач и приоритетных направлений деятельности исполнительной власти по обеспечению безопасности, выживания и развития государства, а так же параметры и рубежи по их выполнению;

·                     механизмы народного контроля качества работы государственной и муниципальной власти и искоренения коррупции, как социального явления, из жизни общества;

·                     показатели качества жизни и критерии оценки деятельности всех ветвей и уровней государственной власти России.

Народный Собор России обладает законодательной инициативой и всей полнотой государственной власти в стране.

«Народный Собор России» принимает следующие государственные документы:

·                     Национальный Манифест России, определяющий систему духовно-нравственных ценностей нации защищаемых государством, основное предназначение и цели бытия Русской цивилизации, место России в системе мировых цивилизаций;

·                     Национальную Стратегию России, устанавливающую основные направления и параметры социально-экономического развития, обеспечения внутренней и внешней безопасности, задачи ее внешней и внутренней политики, критерии эффективности работы институтов государства и исполнительной власти всех уровней;

·                     Народный Наказ, обобщающий предложения о конкретных проектах улучшения жизни и наведения порядка в государстве, регионе и муниципальном образовании, формирующихся на всех стадиях выборов депутатов Народного Собора России.

Принцип выборов депутатов «Народного Собора России» должен быть основан на традиционной для Русской цивилизации земской системе. При этом граждане выбирают своих представителей в Местные (муниципальные) собрания, затем депутаты Местного собрания выбирают депутатов Регионального собрания, а те в свою очередь депутатов Всенародного собрания. На каждом этапе выборов происходит обсуждение и принятие предварительно подготовленных Народных Наказов разных уровней. Собрания выбирают депутатов для голосования на следующем уровне за уже принятые на этих собраниях Наказы.

Предлагаемая архитектура народовластия, получившая название «соборной демократии», динамично изменяющаяся, институализированная в виде ступенчато выбираемого «Народного Собора России», исторически соответствует традиции Земского собора и по своей сути отвечает фундаментальным принципам соборного жизнеустройства Русской цивилизации.

Национальная стратегия России или что делать?

Национальная Стратегия России как основополагающий документ, принимаемый Народным Собором России должна решать главные задачи:

·                     мобилизация всей Нации на всеобщую уборку страны от чуждого нам мусора и разрушающего нашу цивилизацию тлена,

·                     благоустроение нашего Отечества на основе фундаментальных ценностей Нации и национальных интересов России,

·                     укрепление жизнеспособности и мировое лидерство Русской цивилизации,

·                     сбережение и умножение народа, достойная и мирная жизнь Великой России,

·                     а также содержать приоритетные направления общественного и государственного развития, и в первую очередь, такие как:

1.                  Принятие чрезвычайных мер в сфере социального обеспечения, образования и здравоохранения, поддержки семьи, связи и преемственности поколений для преодоления беспрецедентного сокращения коренного населения, сбережения и умножения Нации, включая физическое и нравственное здоровье, моральное и материальное благополучие, достойное качество жизни, обоснованное ресурсными возможностями государства и законодательно закрепленное в социальных стандартах, исполнение которых должно являться мерой оценки эффективности деятельности власти.

2.                  Восстановление механизмов общественного контроля за эффективностью государственного управления, за нравственной и гражданской ответственностью власти, бизнеса и гражданского общества в их действиях или бездействии по сохранению традиционных для России духовно-нравственных ценностей, культурного и исторического наследия, морально-этических норм и национальных традиций.

3.                  Формирование единого духовно-нравственного, культурного, образовательного, воспитательного, просветительского и информационного пространства, построенного на фундаментальных смыслах, цивилизационных ценностях, исторических и духовных традициях России путем реализации единой государственной политики в этой сфере.

4.                  Восстановление боеспособности вооруженных сил России и всей военной инфраструктуры; обеспечение подготовки военных специалистов, включая систему суворовских и нахимовских училищ, кадетских корпусов, начальной военной подготовки в школах и добровольных обществах содействия армии и флоту; оснащение армии и флота самой современной военной техникой, восстановление системы оборонных отраслей промышленности.

5.                  Реализация Стратегии информационной безопасности РФ: по противодействию развращения Нации, продвижения чуждых Русской цивилизации навязываемых извне ценностей и идеалов, разложению устоев государства путем формирования единой государственной политики по пропаганде национальных достижений, по информационному сопровождению деятельности органов власти, по формированию на телевидении, радио, в периодических изданиях и интернете целевого позитивного макроконтентного пространства, по поддержке отечественной кинематографии, включая организацию государственного кинопроката.

6.                  Обеспечение продовольственной и медикаментозной безопасности через принятие мер по возрождению сельского хозяйства и фармацевтической промышленности, по обеспечению комплексной переработки произведенных продуктов и их реализации, по подготовке специалистов для отраслей, по оперативному решению вопросов государственного дотирования сельскохозяйственного производства и ужесточению контроля качества продукции.

7.                  Обеспечение стабильного функционирования всей финансовой системы России, путем привязки стоимости рубля к реальной ценности - стоимости энергоресурсов, продажи сырьевых и энергоресурсов другим странам только за национальную валюту, снижения реальной ставки кредитования.

8.                  Восстановление разрушенной национальной экономики, исторически ориентированной на самообеспечение потребностей внутреннего потребительского рынка и занятости населения с учетом климатических, территориальных и иных особенностей отечественного производства, воссоздание сплоченного добрососедского хозяйственного пространства, а также введение показателей эффективности государственного управления при планировании развития государства как единого цивилизационного организма.

9.                  Мобилизация гражданского общества на решение проблемы неспособности властей всех уровней самостоятельно решить проблемы гигантских масштабов коррупции, «валового национального отката», прозрачности расходования бюджетных средств, экономической обоснованности численности сотрудников государственных и муниципальных служащих и бюджетных средств на их содержание.

10.              Преодоление безнравственного замалчивания и безнаказанности за преступления против Нации и ее интересов лиц, организаций и органов власти повлекшие разрушение государства, разделение народа, преступный раздел и неэффективность управления общенародной собственностью, снятие противоречия между развитием национальной экономики и ее нравственным измерением.

Народный собор России как гражданская инициатива

В сегодняшней России нет ни одной партии, отражающей интересы всего Народа, поскольку любая партия является лишь его очень малой частью. Поэтому в рамках межпартийной борьбы и при нынешних выборных технологиях Народ фактически лишен своего права на реальное народовластие, предусмотренное действующей Конституцией. Свой исторический выбор пути развития страны Народ должен сделать сам, не передоверяя это в очередной раз какой-либо партии. Причем так, чтобы любая власть обязана была действовать в его рамках.

Именно в нынешнем, сложном для Отечества историческом этапе предстоящих парламентских и президентских выборов, усиливающейся напряженности извне и внутри страны, в условиях все более кризисной демографической ситуации и нарастания социального неравенства как естественная реакция самосохранения общества появляется необходимость в проведении Общероссийского собрания сторонников Народного Собора России, которое должно сформулировать и предложить пути решения главной задачи Русской цивилизации - сохранения жизнеспособности и гармоничного развития Нации и единого Российского Государства.

Только такой представительный форум, как Народный Собор России, вправе провозгласить подлинный исторический выбор Народом своего пути развития, целей бытия, системы ценностей и базовых основ общественного и государственного устройства. Основными решениями форума должны стать солидарно подготовленные предложения по главным направлениям развития Русской цивилизации и механизмам их реализации, которые будут являться Наказом Народа политическим партиям, властным структурам и всему гражданскому обществу России, а также планом практических действий, обеспечивающих преобразования общественного и государственного жизнеустройства.

Конституционно легитимизировать всенародное собрание - Народный Собор как верховный орган народного представительства и народовластия - может референдум. Вопрос, который может быть вынесен на референдум, при положительном ответе фактически определяет вектор будущего развития России:

Считаете ли вы, что Конституция Российской Федерации должна установить, что Народ как единственный источник и суверен власти осуществляет её через всенародное собрание народных депутатов - Народный Собор России и согласно решениям которого осуществляется государственная власть?

В качестве гражданской инициативы предлагаем провести летом 2010 года Общероссийское собрание сторонников Народного Собора России.

Это собрание должно оставить без внимания те вопросы, которые по мелочам нас разъединяют и отвлекают от решения главной задачи соборного возрождения гражданского самосознания на принципах реального внутреннего согласия, единодушия людей и нравственных идеалов общения личностей в истине, любви к Богу и друг другу.

Предлагаем в оставшееся время сосредоточить усилия на подготовке к решению следующих конкретных вопросов повестки дня собрания:

1.      О Народном Соборе России

2.      О Национальном манифесте и Национальной Стратегии России.

3.      О формировании Российского объединительного движения сторонников Народного Собора России - «Наша Россия».

Обращаемся ко всем гражданам Великой России за практической и молитвенной поддержкой нашей инициативы и принимаем предложения от общественных организаций и политических партий об участии в организационном комитете Общероссийского собрания сторонников Народного Собора России на сайтах http://www.zasobor.org или http://www.zanashurodinu.ru.

Сопредседатель цивилизационной политической партии «За нашу Родину» Михаил Юрьевич Лермонтов

Впервые опубликовано на сайте КМ.ru

___________________________________________________________________________

ОТКЛИКИ НА ОБРАЩЕНИЕ

АЛЕКСЕЙ ПУШКОВ, директор Института актуальных международных проблем Дипакадемии МИД РФ

«В России произошла абсолютизация исполнительной власти»

Проект «Наша Россия», как мне представляется, вызван озабоченностью и тревогой за судьбу страны, которые абсолютно обоснованны. Это является проявлением активной гражданской позиции, которую надо всячески приветствовать. В проекте говорится много правильных слов относительно того, какой должна быть национальная стратегия России, и о нынешнем состоянии страны. Однако главное содержание этого проекта, на мой взгляд, глубоко утопично.

Любой проект я оцениваю с точки зрения его осуществимости

Введение Народного собора России как действенного органа, который сможет оказывать влияние на характер исполнительной или законодательной власти в стране, на настоящем этапе невозможно. В тексте проекта есть прямое противоречие, когда говорится, что Народный собор является реализацией положений действующей Конституции относительно непосредственного осуществления народом своей власти. При этом в третьем пункте говорится о том, что назначение высшего руководителя управительной власти в стране - канцлера (премьер-министра) России - является прерогативой Народного собора. На самом деле это - прямое нарушение Конституции. Получается, что в одном месте мы видим ссылки на Основной закон, а в другом выдвигается предложение, которое ему противоречит.

Кроме того, любой проект я оцениваю с точки зрения его осуществимости. Этот проект неосуществим, потому что в нашей стране есть определенная, установившаяся система властных отношений и отношений между властью и обществом. Данный проект требует глубокого, революционного изменения характера власти в России. Совершенно непонятно, на каких основаниях будет собираться Народный собор, и с какой стати исполнительная власть даст ему возможность влиять на себя.

Фиктивный Народный собор никому не нужен

Другое дело, что эта идея может быть реализована в том случае, если произойдет глубокое изменение характера развития российского общества. Пока я не вижу предпосылок для этого изменения. С другой стороны, она может быть реализована, если кто-то во власти решит просто дезавуировать эту идею. Тогда создадут фикцию Народного собора, где будут собираться люди, что-то говорить и предлагать, но это не будет иметь воздействия на реальную политику. Такой фиктивный Народный собор никому не нужен. Это будет профанация идеи.

Получается, что проект «Наша Россия», с одной стороны, предполагает такое развитие ситуации в стране, которое пока не просматривается (в силу чего я и считаю его утопичным), либо он предполагает сугубо фарсовую реализацию ряда положений этого проекта, чтобы просто успокоить общественное мнение без всякого воздействия на реальную власть. У нас законодательная власть в настоящее время является производной от исполнительной. Она не выступает с самостоятельными инициативами. У нас нет парламентского контроля над исполнительными органами, кроме разговоров.

В России произошла абсолютизация исполнительной власти. Спрашивается: откуда, за счет чего и за счет каких источников в таких условиях возьмется Народный собор?.. На мой взгляд, сейчас нам надо хотя бы выправить отношения между исполнительной и законодательной ветвями власти, чтобы превратить Госдуму из комитета по штамповке правительственных законопроектов в Думу. Это уже было бы неплохо. А та задача, которая ставится в упомянутом проекте, просто оторвана от сегодняшнего дня и реальных властных отношений.

МИХАИЛ ЛЕОНТЬЕВ, тележурналист

«Торговец не должен представлять интересы воина»

Одной из наиболее дебатируемых в российском обществе тем по-прежнему остается поиск адекватной формы для модернизации страны, которая бы учитывала цивилизационные особенности России. Я имел возможность ознакомиться с достаточно интересным программным документом, одним из разработчиков которого является сопредседатель цивилизационной политической партии «За нашу Родину» Михаил Лермонтов.

Сразу скажу, что общий посыл концептуально мне чрезвычайно близок. Тем не менее, хотел бы высказать некоторые критические замечания содержательного характера. Отказ от огульного заимствования положений неработающей на нашей почве либеральной парадигмы - это мировоззренчески правильный подход. Все наверное слышали про трехтомник «Проект Россия», где основные принципы, изложенные в «Проекте «Наша Россия» разбираются еще более подробно и основательно.

С религиозной точки зрения любой прогресс - вещь абсолютно безумная

Михаил Лермонтов констатирует кризисное состояние, переживаемое российским обществом, и справедливо утверждает, что это является следствием попытки построить политическую, экономическую и культурную систему на грехе. Понятно, что это абсолютно аксиоматическое утверждение, с которым вряд ли кто-то станет спорить. Но, со своей стороны, я бы хотел сделать такое существенное замечание, которое можно сформулировать таким образом - «нельзя низводить «Царство Божье» с небес на землю». К сожалению, в упомянутом документе такая граница четко не прочерчена. Хотя это очень важно. Недаром все церковные доктрины, которые, так или иначе, касаются вопросов экономики, носят характер не императивов, а ограничителей. По принципу - «делать нельзя этого, этого и этого». А что конкретно нельзя никогда делать в экономике церковь не берется диктовать. И это оправданно с точки зрения догматики. С точки зрения земного воплощения высокого духовного содержания главным вопросом является конкуренция и эффективность. К религии эти проблемы никакого отношения не имеют. С религиозной точки зрения любой прогресс - вещь абсолютно безумная, поскольку человек это есть «создание Божье». Так что любая попытка изменить его как минимум является проявлением гордыни.

Что касается технического или бытового прогресса, то он не имеет смысла. Потому что с религиозной точки зрения смысл земного существования не это, а приближение «Царствия небесного». Но поскольку существование любого человеческого сообщества (начиная с семьи и племени, заканчивая нацией и государством) связано с проблемой выживания, то всегда есть необходимость определиться, какие структуры (политические, экономические и организационные) способствуют выживанию, а какие нет. Например, у советской модели экономики есть один крупный недостаток - меньшая эффективность в конкуренции с другими. Правда, это произошло лишь в определенный момент и при определенных (привходящих) условиях. Российскому обществу, которое выросло из этой модели, нужно определить, почему это произошло, чтобы преодолеть этот недостаток в дальнейшем.

В упомянутом документе мне близок тезис о том «невозможно разрешить финансовый кризис только перестройкой финансовой системы, не изменив базовых принципов современного мироустройства - эгоистичности целей и одномерности бытия, навязываемых нам известными «глобалистами». Это, конечно, правильно. Правда, звучит слишком обще. Политической партии не следует заниматься проповедью (в таком случае она просто пытается подменить собой церковь), выдавая это за поиск оптимальной модели политической системы.

Сословная система предполагает дифференциацию прав и обязанностей

Или вот еще один из важных постулатов: «народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления». Опять же концептуально звучит весьма правильно и привлекательно, но непонятно, каким образом это будет реализовано. Например, не совсем понятно, почему предложенная схема называется «земской» моделью. На мой взгляд, она скорее имеет отношение к позднесоветской модели. Потому что земская модель - это сословное представительство. В традиционном обществе сословная система базируется на естественном праве - на праве рода. Я, кстати говоря, являюсь ее сторонником, потому что такая система дает ответы на вопросы. Может быть, это кого-то шокирует, но она реально работает.

Но важно, чтобы в сословной системе право рода не заменялось правом свободного выбора. Раннесоветская демократия это было сословное представительство, из которого были исключены высшие сословия. А сословная система предполагает дифференциацию прав и обязанностей. Люди не равны в своих правах, потому что они не равны в обязанностях. Это очень важно. Тогда вы получаете возможность реального представительства интересов. Торговец не должен представлять интересы воина. Потому что это не его интересы.

Обращает на себя внимание, что документ буквально пропитан политкорректностью. Получается затейливая вышивка, которая сверху надета на банальную политическую систему. Здесь красиво сформулировано про «мобилизацию всей Нации на всеобщую уборку страны от чуждого нам мусора и разрушающего нашу цивилизацию тлена». Но при этом не совсем понятно, что это за гражданское общество такое, которое нужно мобилизовать для реализации проекта, с которым не может справиться «вялое» государство. Или вот такое положение «Народный Собор России не отменяет парламентаризма в России». Хочется спросить, а зачем в такой модели он вообще нужен? Зачем в предлагаемой системе нужны политические партии и парламентаризм? Складывается такое впечатление, что это дань современному дискурсу по принципу «а потому что так положено - как же нам без парламентаризма».

Еще одно критическое замечание касается предложения привязать стоимость рубля к реальной стоимости энергоресурсов. А кто сказал, что энергоресурсы имеют реальную ценность? Вот мы сейчас писали целый номер о сланцевых газе и нефти. Через три-четыре года, вследствие внедрения этой новой технологии добычи, газ может потерять в цене критически. А еще через 5-6 лет он вообще ничего не будут стоить. Это будут почти повсеместно доступные ресурсы по низкой стоимости. И что будет, если мы привяжем к ним наш рубль? Потом его придется привязывать к куриному помету. Еще раз повторюсь, Михаил Лермонтов, а также другие идеологи партии «За нашу Родину» абсолютно близки мне по ценностям и мировоззрению. Но конкретное воплощение указанных императивов нуждается в серьезной разработке.

АНДРЕЙ ПАРШЕВ, публицист

«Общество созрело для отказа от либерального проекта»

Я считаю, что опубликованный порталом KM.RU Проект «Наша Россия», подготовленный Оргкомитетом по проведению собрания сторонников Народного Собора России и партией «За нашу Родину», является крайне своевременным и жизненно необходимым документом. По моему мнению, российское общество уже созрело для реформ, направленных на отказ от либерального проекта в сторону возрождения цивилизационных основ и самобытности России. Люди интуитивно осознают, что главный вектор будущих изменений должен идти вразрез с либеральными ценностями.

Изменение существующего порядка вещей соответствует интересам общества

Приведу наглядный пример, который связан с последними трагическими событиями. Понятно, что реалии жизни убеждают нас в том, что ответственность за такого рода преступления должна быть коллективной (ответственность семьи и рода). Наша правоохранительная система этого никак не учитывает. По одной единственной причине - из-за давления либеральных ценностей. И любая попытка изменить ситуацию блокируется жесткой либеральной позицией Запада. Так что любая попытка решить эту проблему неизбежно приводит к конфликту с ним. Вот почему данное решение не принимается.

Есть и другие вещи, которые делают нашу жизнь трудной и трагичной. Это стало возможно вследствие приверженности части общества (скорее, его верхушки) к либеральным ценностям. На самом деле, если мы проведем непредвзятый опрос среди народа и законодателей, то ответы на одни и те же вопросы зачастую будут прямо противоположными.

Убежден, что проект возрождения суверенной государственности Русской цивилизации с приоритетом ценностей нации и национальных интересов обладает высокой жизнеспособностью. И не в силу того, что данный постулат представляется убедительным для всех. Просто изменение существующего порядка вещей соответствует интересам почти всего общества. Люди понимают, что уже нельзя продолжать и дальше жить в прежней парадигме. В принципе, этот проект не является застывшей догмой. В процессе реализации он может быть изменен. Но в том, что он необходим, на мой взгляд, уже никто не сомневается.

Люди должны понимать, что от их голоса кое-что зависит

Что касается тезиса о восстановлении в России исторической формы реального народовластия - Народного (Земского) Собора, реализующего конституционное право народа как суверена и источника власти, то это полностью соответствует нашей Конституции, которая прямо указывает, что источником власти в РФ является народ. При этом формы народовластия могут быть разными. И нельзя заранее утверждать, что одна из них априори является хуже другой. Многое зависит от конкретных исторических условий. Например, в российском парламенте есть две разные формы представительства (в Совете Федерации и Думе). Это объясняется тем, что они выражают разные интересы.

Или еще один пример. В 1993 году состоялся последний референдум, в ходе которого большинство граждан одобрили деятельность гайдаровского правительства. На самом деле, это не так уж плохо. Поскольку люди должны понимать, что от их голоса кое-что зависит и они несут ответственность за принимаемое решение. Я считаю, что того политического опыта, который накоплен в нашей стране, достаточно, чтобы перейти к формам прямого правления.

Нужно разработать национальную Стратегию развития России

Еще одна серьезная проблема, которую необходимо решить, если мы хотим, чтобы процесс реформирования привел к желаемому результату,- это разработка национальной Стратегии развития России. Ее положениями и должно руководствоваться руководство страны в своей деятельности. Проблема заключается в формулировке. Не случайно те, кто сейчас удовлетворен сложившейся ситуацией, стараются избегать четких формулировок и определений, в чем же состоит национальная стратегия. На текущий момент она состоит в том, что мы, по сути, привязаны к либеральной экономической доктрине, которая гласит, что самое главное - это прибыль. Соответственно, если субъекты экономики ее получают, то это идеальная экономическая модель. В то время как данный подход уже неоднократно доказывал свою неприемлемость в российских реалиях.

Целью экономической системы должна стать возможность трудиться всем, кто того желает. И все должно подчиняться этой цели, а не извлечению прибыли. Потому что в противном случае по либеральной доктрине оказывается правильным, когда некое производство закрывается или распродается «по цене металлолома», а его владелец получает прибыль и уезжает на Канарские острова. Понятно, что с точки зрения нелиберальной доктрины такое развитие ситуации не отвечает целям национального развития, а значит является незаконным. Таким же образом деятельность всех экономических субъектов должна соотноситься с заявленными в стратегии целями.

СЕРГЕЙ КАРА-МУРЗА, политолог и публицист

«Важна установка на собирание и консолидацию общества и российской нации»

В Российской Федерации создается новая партия «За нашу Родину». Недавно опубликован ее текст наподобие манифеста - проект «Наша Россия». Эта партия определяет себя непривычным для нас понятием - «партия цивилизационного типа».

Действительно, в представлениях формационного подхода, воспринятого нами в советское время через исторический материализм, партии являются ассоциациями граждан, объединенных общими социальными интересами, и служат способом организации для эффективной конкуренции с другими социальными группами на «политическом рынке». Примерно так же трактует роль партий в гражданском обществе либерализм. Исходя из этих принципов и была сконструирована на исходе перестройки многопартийная система Российской Федерации.

Кризис России порождает множество системных проблем и угроз

Как следует из положений проекта «Наша Россия», еще довольно-таки расплывчатых, побудительным мотивом к созданию этой новой партии послужило ощущение, что целый ряд национальных («цивилизационных») проблем России как целого не находит в нынешней партийной системе своего выразителя. Концентрируя свое внимание на проблемах части общества (социальной группы), каждая партия упускает из виду важнейшие в условиях системного кризиса России проблемы - они оказываются «ничейными».

В этой мысли есть очень большая правда. Даже сам язык наших партий «формационного» типа не приспособлен для изложения и объяснения проблем, которые именно касаются всех. Более того, значительная часть таких проблем относится к категории стратегических угроз для России именно как целого. Например, когда партии спорят о школьной реформе, речь идет о конфликте интересов между обедневшей частью населения, для детей которой становится все менее доступным образование высокого качества, и зажиточной частью, дети которой все более удаляются от массы в привилегированных школах. Партии не замечают, что отказ от единой школы, которая служила «генетическим аппаратом» воспроизводства народа, означает переход к «школе двух коридоров», которая воспроизводит классы. Это проблема не социальная, а прежде всего цивилизационная (социальные проблемы порождаются как ее следствие).

Но кризис России тем и отличается от западного, что порождает множество подобных системных проблем и угроз. Поэтому создание новой партии, которая ставит своей целью выработку языка для описания таких проблем и угроз, методологии для выявления таких проблем, из «измерения» и объяснения, следует приветствовать. Как сказано в проекте, «подход к решению задачи возрождения России должен быть цивилизационным, т. е. всеобъемлющим и системным, а не только в рамках политических и экономических реформ, даже названных модернизацией». Пожалуй, лучше бы сказать, что и модернизация есть понятие именно цивилизационного подхода.

Стратегические установки - главное, а политические технологии приложатся

На мой взгляд, предлагаемые в проекте в данный момент политические средства (учреждение Народного Собора России) пока что выглядят сырыми и утопическими. Это не страшно - средства будут проектироваться в процессе работы над языком и методологией. Важна установка на собирание и консолидацию общества и российской нации, а не раскол и конкуренцию частей.

В проекте сказано: «Народный Собор России призван улучшить качество и расширить социальную базу государственной власти страны, гармонизировать интересы общего дела выживания и развития нации. Народный Собор России мобилизует творческие силы народа на реализацию потенциала самоорганизации в защите ценностей и воплощения национальных интересов». Именно так! Здесь сформулирована едва ли не важнейшая задача национальной повестки дня.

Сказано также: «Народный Собор России не отменяет систему парламентских политических партий, он находится над ней». Тоже очень важная установка. Нет необходимости ломать систему сложившихся политических партий - пусть они продолжают выполнять свои социальные функции как структуры гражданского общества, а через цивилизационную партию и ее члены и в той или иной мере остальные партии будут искать путь решения общих проблем России в целом.

Стратегические установки - главное, а политические технологии приложатся по мере созревания доктрины новой партии и ее интеллектуальной и организационной базы. Пожелать ей в этом успеха было бы логичной реакцией разумного здравомыслящего гражданина России. Эта партия не сможет объять всех проблем, но некоторые важные проблемы она сможет поставить лучше, чем другие партии.

АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВ, генерал-майор

«Проект «Наша Россия» безальтернативен!»

Я считаю, что в настоящее время либеральный проект как образ «светлого будущего» России практически умер, но «дело его живет и процветает». Ужас в том, что, как нам представляется, сегодня в России нет ни одного социального слоя (из тех, что находятся у власти или при власти), который был бы заинтересован в развитии страны и предпринимал бы усилия для блага нации, а не для своего личного обогащения. К сожалению, наш правящий класс видит в народе только «средство для формирования бюджета», который потом они смогут «распилить», что он делает успешно, с удовольствием и очень профессионально.

Назревает состояние, которое Ленин определял как «революционная ситуация»

Но власть все так же целеустремленно ведет нас к так называемым «человеческим ценностям и в Европу» дорогой либеральных реформ, что с каждым днем целенаправленно ухудшает шансы России на выживание в качестве особой цивилизации, суперэтноса, великой державы и уникальной культуры. Все более назревает состояние, которое Ленин определял как «революционная ситуация», то есть когда верхи не могут управлять по-прежнему, а низы не хотят жить по-прежнему.

Народ устал от того, что его считают «быдлом», ни во что не ставят, но при этом кормятся за его счет. Власть с каждым днем все более утрачивает авторитет в народе и контроль над ситуацией в экономике, социальной сфере и внутриполитической ситуацией в стране. В том числе и потому, что ей просто никто не верит. Все заявления наших лидеров практически никогда не исполняются или исполняются в направлении, противоположном задуманному. Такова судьба всех национальных проектов, которые начинались с громких и многообещающих заявлений, а заканчивались, как правило, пшиком, и никто за все это не ответил.

Даже самый поверхностный анализ состояния наших «все ухудшающихся дел» вызывает удивление уже не этим, привычным за двадцать лет тотальной демократии и либерализма, «феноменом государственного самоуничтожения», а той настойчивостью (даже - планомерностью), с которой в России реализуются самые негативные прогнозы, рушатся все национальные проекты, которые также регулярно сменяют (также обреченные на неисполнение) все новые «нетленные инициативы» наших политиков, притом что на все это выделяются (и исчезают) деньги, которые зарабатывают не чиновники, а нация.

Бунт отбросит страну в никуда

Другими словами, Россию не только никто не развивает, но уже и не управляет страной. Вот почему я полагаю, что российское общество все больше приближается к тому состоянию, которое не может не вылиться в классический русский бунт, «бессмысленный и беспощадный», в котором виноватыми окажутся те, кто хоть чего-то добился в жизни, и никакая личная охрана или особняк не спасут. При этом представляется очевидным, что ни одна силовая структура, которой по Конституции и положению вменяется в обязанность - «защита конституционного строя», ничего для защиты существующей власти предпринимать не будет. Другими словами, будет «как всегда», то есть силовики промолчат и примкнут к победившему, вспомним 1991 год в Москве, или другие «цветные революции» в Киргизии, Киеве или Тбилиси.

Но поскольку такой бунт отбросит страну в никуда или в новый «каменный век», который быстро закончится разделом страны на оккупационные зоны (хотя, быть может, в этом и есть суть деятельности наших либералов), то его, безусловно, нужно избежать, как бы ни толкала на него наш народ наша же государственная власть.

Нам представляется, что власть все же подспудно понимает это, но уже ни на что серьезное не способна, так как она, в результате целенаправленного негативного отбора, наполнена исключительно «лояльными» непрофессионалами, которые появляются у власти планово и автоматически и которые не способны ни на какое конструктивное действие во имя сохранения нации, ни даже на любой позитивный управляющий импульс, так как пришли во власть для «кормления». При этом очевидно, что власть не может подготовить и представить нации адекватный критической ситуации экономический или политический план, стратегию или ответ, поэтому она продолжает цепляться за либерализм, возрождает «страсти по Гайдару», финансирует всеобъемлющие либеральные утопии.

Одновременно наша власть продолжает уничтожать лучшее из национального достояния России, например, уничтожает нашу великую национальную суворовскую военную школу, делая из суворовцев бойскаутов, из суворовских военных училищ - детские дома, из идеи служения Отечеству с детства - идею социального пакета.

России нужен другой Национальный проект, который был бы признан всей нацией

Главный проект власти - либеральный проект «Россия в XXI веке: образ желаемого завтра» (его недавно представил институт Гонтмахера ИНСОР). К сожалению, поскольку у нас почти в каждой области национального бытия наблюдается «полный Ванкувер и гонтмахер», то очевидно, что общество вряд ли зажжется идеей нового «либерального реванша» с Собчаком на знамени и Немцовым во главе. К сожалению, по большому счету ни одна из существующих политических партий этому проекту не противостоит, ни «Единая Россия» (которая просто исполняет то, что говорит власть), ни «Справедливая Россия», ни даже КПРФ (и уж тем более не Жириновский).

Вот почему России нужен другой Национальный проект, который был бы признан всей нацией и объединил бы ее Общим делом собственного выживания и развития. И такой новый национальный проект появился. Он называется «Наша Россия», его представляет народу политическая партия (которая пока даже не зарегистрирована) «За нашу Родину». Этот проект включает в себя Национальную стратегию развития и безопасности России до 2050 года и идею Народного собора как института прямого народовластия страной.

Национальная стратегия России основана на ее национальных исторических ценностях, в ней четко определены цели и приоритеты нашего бытия. Национальная стратегия России базируется на двух абсолютных стратегических целях и императивах своего существования.

Во-первых, главным приоритетом национального бытия является жизнь людей, которая должна быть достойной.

Во-вторых, Россия должна быть вечной, успешной великой державой и особой цивилизацией в настоящей и во всей будущей истории Человечества.

Мы считаем, что ни существующая власть, ни существующая политическая система не способны эти задачи ни сформулировать, ни решить. Вот почему для реализации этой стратегии нужно создавать новую политическую систему.

Граждане хотят, чтобы власть работала на улучшение жизни народа

Партия «За нашу Родину» в проекте «Наша Россия» предлагает конкретный механизм формирования новой политической системы России. Этот проект называется Народный Собор, который опубликован на сайте www.rodina.moy.su, где все представленные программные документы обсуждаются широкой общественностью. Я как председатель Национального совета партии получил на эти публикации более 1500 откликов из 56 регионов. Из них более 100 профессиональных комментариев и дополнений к разным разделам «Основ Национальной стратегии развития и безопасности России - 2050».

Очевидно, что граждане страны, устав от всего происходящего, хотят, чтобы Россия наконец получила иной, конструктивный и великодержавный вектор национального развития, а власть целеустремленно работала бы на улучшение жизни народа, а не целеустремленно ухудшала ее. К этому есть прямые конституционные предпосылки - 3-я статья Конституции четко говорит о том, что вся полнота власти в РФ принадлежит народу, однако она не предусматривает никакого механизма прямого народовластия, кроме участия в референдумах, что по сегодняшнему законодательству труднодостижимо.

Институт прямого народовластия России необходим

Но институт прямого народовластия России необходим, иначе просто гибель, так как ее историческое время бездарно разбазаривается, цивилизационная, культурная и социальная ткани ее матрицы истончаются и рвутся. Нам представляется, что для этого нужно уйти от скомпрометировавшей себя системы партий-клиентел и созвать Народный Собор России, разработать и принять Национальную стратегию (на основе региональных наказов), которая станет императивом для действующей власти, при этом верховная власть в стране должна принадлежать самому народу.

Народ должен получить право прямо представлять свои интересы в верховной власти, также нужно придать новый облик исполнительной (управительной) власти и, конечно, на негосударственном (муниципальном) уровне также нужно выстраивать новую систему властной ответственности. Мы считаем, что только тогда Россия и ее власть будут работать для реализации нашей собственной Национальной стратегии, а не реализовывать планы наших геополитических противников.

Все эти положения содержатся в проекте «Наша Россия», который представил председатель политического совета партии Михаил Юрьевич Лермонтов. Другие политические силы и близко не подходят к подобному пониманию состояния нации и видению выходов из нее ни по идее, ни по полноте использованного научного аппарата и аргументации.

Я предлагаю нашей государственной власти, политическому классу и экспертному сообществу перестать слушать ее либеральных оракулов и советников, перестать рассуждать на тему «готмахера» и беспокоиться впечатлениями Запада о себе родимых, а заняться своим прямым делом - работать во имя России, достигать положительных результатов и отвечать за ее судьбу.

Конечно, это дело трудное, но выхода у нас нет, и для этого необходимо менять парадигму, базовую схему нашего национального бытия, что и предлагает проект партии «За нашу Родину!» «Наша Россия».

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Михаил Юрьевич Лермонтов
Литератор и создатель русского спецназа
180 лет назад был убит Михаил Лермонтов
25.07.2021
Михаил Лермонтов: «Общая атмосфера встречи была конструктивной»
Глава партии «За нашу Родину» рассказал о встрече Президента России с руководителями незарегистрированных политических партий
21.02.2012
Михаил Лермонтов: «Произошло интересное для новейшей истории России событие»
В Москве прошел общественный форум «Народное собрание России как гражданская инициатива»
05.11.2010
[Аудио] «Формат круглых столов - это серьезное завоевание»
В Москве состоялся Круглый стол, посвященный церковно-государственным отношениям
23.10.2010
Все статьи Михаил Юрьевич Лермонтов
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Многодетным – дополнительный выходной!
Новый комментарий от Сергей из НН
19.11.2024 11:58
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Фромназарет
19.11.2024 10:08
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
19.11.2024 06:54
Колчак – предатель России или герой?
Новый комментарий от Туляк
19.11.2024 06:44
Негостеприимная третья столица России
Новый комментарий от Александр Волков
19.11.2024 06:42
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
19.11.2024 06:39