ОТ РЕДАКЦИИ: В последнее время много говорится о необходимости активизации приходской жизни и вообще об активной позиции мирян в жизни Церкви. Именно на эту тему прислал нам свои размышления один из деятельных мирян нашей Церкви, пожелавший опубликовать этот текст под псевдонимом. Не со всеми предложениями автора можно согласиться, но статья является хорошим поводом для дискуссии по самым злободневным вопросам современной внутрицерковной ситуации.
1. Кто виноват?
Сейчас часто звучат заявления о прекращении падения производства, о достижении «дна» и начале роста ВВП. О успехах в армейской реформе, реформе здравоохранения, образования, социального обеспечения, коммунального хозяйства и пр. и пр. Может в Москве кого-то и можно на это «купить», но в регионах эти репортажи у многих вызывают только нервозность и затаенную злобу. Все больше людей остаются без работы, закрываются градообразующие предприятия, а те которые работают, сокращают зарплаты, отнимаются льготы. В «центрах занятости» многотысячные очереди. Цены растут на все: продукты, коммуналку, налоги и пр. Создается впечатление, что все уверения в благих намерениях правительства прямо противоположны реальным его действиям. Очень похоже на то, что военные называют - «операцией информационного прикрытия».
Все острее встает извечный российский вопрос «Кто виноват? И что делать?». Казалось бы широкое поле для действия оппозиции и различных экстремистских организаций. Но, слава Богу, у нашего народа есть большой опыт открытых революционных выступлений. И, слава Богу, русское население страны не представляет из себя (пока) ни народ, ни гражданское общество, иначе риск таких выступлений, и соответственно, риск вступления на очередной ложный путь был бы огромен. У нас нет больше исторического права наступать на старые грабли - строить утопические модели, дома на песке, ценой миллионов жизней. Тем более что подавляющее большинство из существующих национально - патриотических организаций искусственно созданы нашими противниками - «возглавить, чтобы обезглавить». И решают они сразу несколько задач. Во-первых, отвлечение внимания от действительно патриотических организаций. Во-вторых, выявление наиболее активных патриотов. В-третьих, мониторинг ситуации. Эти подконтрольные организаций периодически дискредитируют и создают новые. В конце концов, создается впечатление, что верить ни кому нельзя и у настоящих патриотов опускаются руки.
И так на вопрос «Кто виноват?» отвечу: безусловно, в первую очередь, мы сами - мы государствообразующий русский народ - титульная нация. Конечно технически, часто все выглядит так что, кажется, во всех бедах страны виновата продажная элита. Но думаю, здесь уместна аналогия с царем - помазанником Божиим - у него рождается такой наследник, которого заслуживает народ. Потому, царская власть всегда легитимна - глупо обижаться на Господа Бога. Поэтому, утверждаю, в бедах страны всегда виноват народ и чем дальше он отходит от веры отцов, тем на большие беды себя обрекает.
2.Что делать?
Сложнее ответить на вопрос «Что делать?». Понятно, что для того, что бы воссоздать мощное, самодостаточное, независимое государство, желательно с хорошим уровнем жизни необходим жертвенный труд, правильнее было бы назвать служение, многих поколений людей (это ведь только разрушать быстро), руководствующихся не извлечением прибыли, а любовью к своей Родине к своему народу. А значит, это государство должно быть национальным.
А что делает из населения народ, нацию? Общий язык? - Да. Общая культура? - Да. Общие традиции, история? Тоже - да! Менталитет - совокупность особенностей восприятия и оценки ими окружающего мира? Да, да! А на чем основана эта особенность мировосприятия. Почему издевательство над пленным - у русского воина считается низостью, а у афганского моджахеда - воинской доблестью? Что является основой морали разных народов? Религия! А точнее, как народ ее воспринимает. Вера Православная, принятая всем сердцем - душа русского народа, основа, тот камень, на котором мы объединились из разных племен в народ и построили СВОЮ национальную Империю - Русскую. Свою русскую цивилизацию, со своей культурой, архитектурой, наукой и пр. Именно из-за разных религий и разности их понимания, одни народы создают цивилизации, а другие не могут создать даже своей письменности, ограниченные в развитии на тысячелетия, своим основным законом кровной мести.
Именно поэтому допускать во власть иноверцев не безопасно для своего государства. И даже роль единоверцев из других народов мне представляется не однозначной, именно потому как разные народы принимают православие. Так, например, греки часто предавали особое значение своей национальной роли в православии, в некоторых же грузинских православных церквях отказываются причащать русских, а иудео-христиане, часто объединяются по принципу «избранности», «превосходства над другими народами», «особой миссии» даже внутри Церкви. Но наш русский народ всегда «судит по себе» не замечая негативных национальных особенностей других. Повторюсь, государство должно быть национальным. Можно крепкому государству принять под свою защиту другие народы, даже наделить их такими же гражданскими правами, но не ПОЛИТИЧЕСКИМИ! Это небезопасно!
После того как Русь обрела государственность, окрепла, усилилась, народы, которые тысячу лет постоянными набегами мешали этому усилению, вошли в нее, часто в поисках защиты у Белого Царя. И всегда, как только Вера Православная оскудевала, и аристократия вместо служения начинала искать личных выгод, тут же находился внешний враг. Так, раздробленная на враждующие княжества Русь стала легкой добычей орд кочевников. Помните, как закончилось татаро-монгольское иго? Почему вся Русь поднялась на призыв князя Димитрия? Правильно! Его на это благословил игумен Земли Русской - св. прп. Сергий. Авторитет абсолютный для всех русичей! Объединились, победили, и началось восхождение из силы в силу Святой Православной Руси, обретение государственности, прирост территориями, все, что называется рассветом государства. Затем, по тем же причинам, пришло следующее испытание - иго польское. Как оно закончилось? Почему на призыв Минина и Пожарского поднялась Православная Русь? Мало ли было в смутное время вождей? Опять ответ тот же. Объединение православных произошло, по благословению известнейшего молитвенника, духовного авторитета всерусского масштаба - св. прп. Иринарха Затворника. Далее опять рассвет государства, создание империи. И вот современное самое страшное испытание. Причины те же, но масштабнее. Как это иго преодолеть? И старцы-молитвенники на Руси не перевелись, и осознание происходящего у многих есть и решимость. Нет главного. Мы уже (или пока?) не народ - мы население, электорат в «этой стране», утратившие веру своих предков. А дальше будет только хуже. Электорат, «массы» всегда беззащитны перед натиском диаспор, перед олигархией и лишь глупец может думать, что его защитит «эффективный менеджер». Для «менеджера» - это «бизнес» и, «извините, ничего личного».
Ну, хорошо, а как нам вновь стать народом, нацией, объединиться Верой Православной в Народ Божий? Вроде и большинство людей сейчас не отрицают Бога, правда, говорят, что Он в душе, часто где-то очень глубоко... А в церковь обязательно ли ходить? Понятно, что это духовное невежество. Но храмы наши действительно все больше становятся местами для «отправления религиозных нужд» этими невеждами, когда приспичит.
3. С чего начинать?
На последних Рождественских чтениях говорилось об избавлении от религиозной безграмотности, об активизации для этого деятельности приходов. Но реальные действия свидетельствуют об обратном. Православные верующие, учредившие приход, выведены из приходского собрания вообще по последнему Уставу. А само приходское собрание фактически назначается правящим архиереем: «Решения... об изменении состава Приходского собрания принимаются правящим архиереем». О какой активизации деятельности приходов может идти речь, если приходы фактически упразднены? А как были представлены миряне на прошедшем Поместном Соборе? Народ Божий из Соборной и Апостольской Церкви изгнан, приходская жизнь, как и соборность, сводится к нулю. Если где-то и есть настоящие приходы, то это не «благодаря», а «вопреки» новому уставу РПЦ. Сейчас приход лишён инициативы и самостоятельности в духовной, хозяйственной, административной, финансовой деятельности. Могу судить по своему приходу, где новый настоятель, не обращая внимания на существующий приход, просто принял на работу новое «приходское собрание». Убежден, первое и главное с чего необходимо начать, - объединиться в Народ Божий и восстановить попранную соборность нашей Церкви. А остальное Бог даст, и достойных лидеров и славное Отечество.
Поэтому предлагаю начать подготовку соборного обращения к Святейшему, для чего необходимо:
1. Всем, у кого есть конструктивные предложения высказать их на страницах, например, «Русской Народной Линии».
2. Голосованием выбрать, из числа высказывающихся, редакционный совет для создания окончательного варианта соборного обращения.
3. Разместить на страницах православных изданий разработанный текст, для сбора подписей.
4. Направить адресату.
От себя же предлагаю:
1. Восстановить смысл, значение и полномочия Поместного Собора и начать его подготовку.
2. Определиться с границами приходов. Наконец, вернуть «приходские книги».
Т.е. необходимо, записать в приходскую книгу всех считающих себя членами прихода, наделить всех старше 25 лет правом голоса на приходском собрании и включить в обязанности приходского совета следить за участием членов прихода в жизни Церкви. И если прихожанин перестает посещать богослужения без уважительных причин, приходской совет обязан созвать приходское собрание и поставить вопрос о приостановлении его права голоса, или вообще о исключении его из общины.
3. Вернуть приходам самостоятельность в рамках канонического права. Исключить все возможности подмены реальной приходской жизни активностью настоятеля на бумаге.
4. Дать право и возможность приходам направлять своих представителей, из числа мирян, на епархиальные собрания с правом голоса. Так же дать право и возможность выбора на епархиальном собрании из числа таких представителей мирян уже представителей на поместный собор.
5. Перевести на церковнославянский язык и наполнить смыслом архиерейский возглас «Аксиос?»
6. Вернуть право выбора архиереев в епархии.
Понятно, что для этого нужно вновь перекроить последний устав. Да ведь и придумывать ничего не надо. У нас все было: «Все прихожане с их семействами... вносятся в Приходскую книгу. Право участия в Приходском собрании с решающим голосом имеют все члены причта и прихожане обоего пола, достигшие 25 лет и занесённые в приходскую книгу. Личное участие христианина в устроении прихода является его священным долгом, необходимым для спасения души. Без исполнения этого долга христианин остаётся мертвым членом прихода» (Устав Прихода 1917 г).
4. Кому это надо?
Вот и аз многогрешный не хочу быть еще и мертвым членом мертвого прихода в не соборной Церкви. Поэтому обращаюсь к коллективу РНЛ с просьбой разместить на страницах своего издания предлагаемую к обсуждению тему, с целью создания текста соборного обращения к Патриарху и (или) Синоду. Ко всем православным, кому не безразлична эта проблема - включиться в обсуждение, и если до того дойдет, оставить свою подпись в готовящемся соборном послании. Если наберется большое количество подписей, то не так просто будет наше мнение проигнорировать, т.к. это уже будет мнение Народа Божия. Наши деды купились на «грабь награбленное», своими руками разрушили свою страну и замолчали убийство царской семьи. Мы проспали развал Союза, разворовывание и распродажу остатков России. Нешто не вступимся за последнее, что у нас осталось, Матерь нашу - Церковь Православную? Важен каждый голос. Ничто так не объединяет как совместный труд во имя великой цели.