Трагедия. День траура. 12 апреля - День космонавтики. Странное совпадение или символичное?
Трагедия - не время для слов. Время молитвы. Польша - христианская страна. Россия, более того, - православная. Воскресение Христово - общее. Светлая Седмица - общее. Трагедия - общее. Общее - время молитвы.
Но мысли приходят.
Попробуй, спроси себя: почему? и кто виноват?
Польша? Россия? Самолет? Небо? Человеческий фактор?
И, ведь, нет и никогда не будет однозначного ответа. Однозначно одно - это трагическое стечение обстоятельств. Это бытовым языком говоря. А говоря почти общим для России и Польши языком Божественной Логики - это Божия Воля.
Божия Воля. Воспоминание Божьего Страха. Господь - внезапен как молния и умонепостигаем. «Мои мысли - не ваши мысли, ни ваши пути - пути Мои, говорит Господь» (Исаия 55:8).
И мысли.
Нельзя рассуждать на земле - «почему смерть?». Вернее, рассуждать можно, но в меру ожившего в сердце Божьего Страха. И знать - ответ невозможен. Смерть - это Божия воля и Божия Тайна. Смерть - это Бог.
Пастернак взял поэтическим наитием максимум того, что было можно взять по-земному: «Но Чудо есть Чудо. И Чудо есть Бог». А, ведь, речь - о засохшей смоковнице. Для смоковницы - это Смерть. Но в координатах православия - это Чудо.
Смерть - Чудо? Да. Об этом, кстати, напомнил недавний одноименный фильм. Непривычно? А нам вообще непривычна Божия Воля. И Божией Логики в бытии стараемся не замечать. Так проще. Но - Он напоминает.
Помню средина восьмидесятых годов. Я работал тогда в Башкирии, по распределению после Москвы, после института стали и сплавов. Рабочий поселок 130 дворов. Дощатый сарай на горе - золотоизвлекательная фабрика. Недалеко от места гибели комсомольца тридцатых годов Сергея Чекмарева. Он тоже был из Москвы, тоже писал стихи. Вернее, я - тоже.
Там, тогда, запомнилось мне на всю жизнь. На мотоцикле насмерть разбился юноша, 17 лет, сын одного из руководителей рудника - фабрика входила в состав рудника, был еще карьер. Помню черные печальные глаза его отца. У башкир вообще - печальные глаза. А у поляков, у русских? Весь народ страдает, у всего народа - печальные глаза. Помню слова его отца: мне легче и как-то можно еще дышать, тем, что смерть не бывает по блату, то есть мой сын не вместо кого-то, он - в свой срок, в свое только время. Это Бог так решил, значит это - справедливо, по честному и это мне легче. Он - мусульманин. Я - крещенный, но что я знал тогда о Православии, первые камушки ложились мне там под ноги на моем пути ко Христу, я и не знал еще, что это - на Голгофу.
Но вот это запомнил, смерть не бывает по блату, чьему-то расчету. Смерть - это Бог.
Всегда странно и Страшно даже слышать в быту скоропалительное: «Это его Бог наказал». Сразу сжимается сердце: если Бог начал наказывать, значит, я - первый. Первейший из грешников - только что на Чистой Неделе исповедал я это Каноном св. Андрея Критского.
Как не осторожны мы в словах, если Господь начнет наказывать, - в мгновение ока опустеет Земля. Вернее, все будет как в Откровении св. Иоанна Богослова.
А пока не так, как можем мы говорить: «Бог наказал»? А мы, почему целы?..
В Божией Воле - смерть может быть и избавлением и наградой. Но и об этом нам не дано знать.
Нам людям, человечеству, во дни трагедий - замирать, воспоминая о Страхе Божием и молиться.
Но мысли приходят. И вспоминая о Страхе Божием и в меру Божьего Страха, скажу: Вторая Катынь свидетельствует о Первой - и Катынь 21 века и Катынь века 20 - это Божия Воля.
Со Второй вроде понятно, а Первая - почему?
«Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены» (К Римлянам, 13:1).
Власть - это стечение обстоятельств, на бытовом уровне; в Божьей Логике - власть - это Воля Божия.
«Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя? Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе» (От Иоанна, 19:10-11).
И Добрые дела власти и злые дела власти - это попущение Божие. Есть свобода выбора у власти, как и у человека между Добром и злом. Есть и ответственность за то и за другое. Но в основе всего - Божия Воля. Об этом надо помнить - всегда. Об этом забываем - всегда. Трагедии - напоминают Божию Волю, Страх Божий.
И что же не искать причин? Искать, расследовать объективно и спокойно. Выяснять то, что можно выяснить. Делать выводы. Даже суд земной должен быть и ответственность земная - обязательна.
Но Трагедия - не повод для спекуляций политических, исторических, любых. Трагедия - это не повод для пиара, даже имеющего самые необходимые («государственные») цели. Трагедия - это Бог. Поэтому - Святое. Поэтому «руками» не трогать - «чтоб вам не оторвало рук», как один стихотворец сказал.
Вот об этом в моем понимании и напомнила трагедия Второй Катыни. Потому что вокруг трагедии Первой Катыни было слишком много того чего не должно быть, много страстей, даже - спекуляций. Были попытки понять - что произошло. Но было и откровенное нагнетание страстей.
Об этом напоминает Вторая Катынь - Страх Божий.
И важно - не только ведь Катынь. Не зажил еще «братский» шум вокруг Трагедии голода 30-х годов в России и на Украине. Сейчас пред Днем Победы нагнетаются страсти, а значит и - спекуляции - вокруг имени Сталина.
И много еще всего.
И надо остановиться. Вспомнить Страх Божий. И попытаться жить иначе. Жить по Любви, а не по расчету.
Говорят - политика грязное дело. Неправда. Правда в том, что у человека всегда есть свобода выбора. И у Государства есть. Сами выбираем - грязная или иная.
Но точку, хотел бы поставить не на этом.
Для меня это связано со Второй Катынью и с Первой.
Тем более и не знал я еще о Второй Катыни в воскресение - 11 апреля, телевизор давно уже не включал, и радио не слушал, и газет не читал.
Светлая седмица вершится сегодня. Воскресение. Антипасха. Серафимовский храм. Поздняя Литургия. Вятка в солнце тонет. Теплынь. И Храм весь в золоте, в свете. На проповедь вышел отец Симеон. Настоятель. Звучали в воскресном храме воскресные слова. Но не радостным елеем помазал батюшка стеснившихся к амвону прихожан, с высоты призвал пламень холодный и чистый, осенило пастырское слово, ожгло. «Осанна!», - кричали Христу, и это была Россия. Но почему, народ как барана, взяли за рога и повернули в другую сторону? Почему? И стали кричать: «Распни». И тогда встали мученики за Веру Христову. Это была их Пасха. Сегодня мы говорим: «Христос Воскресе!». Но что принесли мы Воскресшему Христу? Мы еще помним время, когда хрущев (так и прозвучало с маленькой буквы) обещал к 80 годам - показать по телевизору последнего попа...
Вот здесь остановлюсь, проповедь пересказать невозможно. Проповедь это часть Литургии, еще проживание, переживание Воскресения Христова, еще пламенен Потир Огнем Его Таинства - это не перескажешь. Можно сказать, о чем была проповедь, но пересказать невозможно. Остановлюсь и я. Для того чтобы поделиться - радостью Пасхальной, осиявшей меня на этих вот именно словах батюшки Симеона.
Слышу и. - Думаю. Вот он - «поп», живой и не по телевизору!, а с амвона. Отец Симеон в пасхальном яркокрасном облачении, золотом расшитом, в митре золотой, с паче снега, белым просверком, Крест золотой в руках с подсвечником тройным вместе, и свечи ровные, яркие, неколебимые. И сам отец Симеон, могутный, уверенный в Господе, седой и строгий и светлый. И - не «последний он поп», за ним еще и отец Серафим и отец Геннадий - батюшки старшего поколения и батюшки нового поколения два отца Андрея и отец Иоанн. И это только Серафимовский храм. - Радость! И год две тысячи десятый. И мы - Воскресение Христово видевшие - здесь все вместе. И в Храме и на Земле.
Христос Воскресе!
А Катынь тут причем и Первая, и Вторая?
И не случайно - следом за Днем траура - 12 апреля, 13 апреля - Радоница. Вот это Воскресное - Живые и Мертвые - вместе. А у Бога все Живы. Но не в ненависти же живы, не во взаимных претензиях - в Любви!
И Радоница напоминает об этом.
Не о страхе, не о земном страхе смерти.
Напоминает о Любви. И человека к человеку. И Государства к Государству. И всех вместе - Любви к Богу. И об ответственности за Его Любовь к нам. Эта - Ответственность и есть Страх Божий - Высшая форма Любви.
г. Вятка
12.04.2010 г.