itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

«Забытый» кондак Царя Иоанна IV Грозного

Иван Грозный  Новости Москвы 
0
562
Время на чтение 5 минут

Гимнографическое наследие Царя Иоанна Васильевича Грозного, возвращенное в современный церковно-научный оборот усилиями многих непредвзятых ученых - в первую очередь здесь надо отметить подвижнический труд С.В. Фомина - вызвало не просто неподдельный интерес самого широкого читателя, но и вошло у многих из них в повседневное молитвенное правило.

В аннотации к выпущенной более десяти лет назад ценной книжице «Царь Иоанн Васильевич Грозный. Духовные песнопения и молитвословия» (М. Изд-во «Паломник». 1999) ее составитель Сергей Фомин сообщает, что «в настоящем издании впервые под одной обложкой собраны все известные до сих пор сочинения Державного гимнографа - тропари, кондаки, стихиры, молитвы, канон Ангелу Грозному воеводе». Она положила начало целой череде переизданий.

Отвечая на вопросы интервьюера по поводу выхода в свет своей очередной книги «Грозный Царь Иоанн Васильевич», в первую часть которой и вошли гимнографические произведения с необходимыми пояснениями составителя, С.В. Фомин согласился с утверждением журналиста, что данный раздел новой книги в некоторой степени можно назвать переизданием, добавив: «Выявить новые молитвословия Царя Иоанна Грозного не так-то просто. Однако работа шла, что позволило внести в комментарии к этим известным уже текстам немало нового» («Русская линия». 21.02.2009). Таким образом, при увеличении объема вступительной статьи и комментариев корпус публикуемых гимнографических текстов оставался неизменным на протяжении десятилетия. Воспроизведен он и на интернетовских сайтах, в частности на портале «Древнерусская литература» (http://old-rus.narod.ru/index.html).

Среди духовных песнопений и молитвословий Царя Иоанна Грозного ныне прекрасно известен тропарь преподобному Никите столпнику, Переяславскому чудотворцу. Соответствующий текст с предисловием и комментариями приводится и в изданиях, составленных С.В. Фоминым.

Между тем в дореволюционной церковной печати мне довелось обнаружить заметку одного автора-священника, в которой речь идет о существовании не только тропаря, но и кондака св. Никите, атрибутируемого как принадлежащий перу Державного гимнографа. Неужели текст этого кондака не был знаком исследователям ранее, и сделано небольшое открытие в «грозноведении»?

Действительно, как утверждает автор заметки «Царь Иоанн Грозный - церковный песнописец» священник О. Страхов к концу XIX в. уже не было новостью, что Царь Иоанн Васильевич является автором, например, «Послания к св. Михаилу и Феодору, черниговским чудотворцам», составленным (перед перенесением их св. мощей в Москву) по типу церковных молитв, или стихир. Однако, по мнению автора, «менее известны два другие небольшие церковно-литургические произведения царя Иоанна Грозного - тропарь и кондак св. Никите столпнику, переяславскому чудотворцу. По крайней мере не упоминали о них ни граф М. В. Толстой, ни архим. Леонид в предисловии к изданию стихир Грозного, ни А. А. Титов в статье «Никитский монастырь», в которой не оставлено без указания отношение Грозного к монастырю св. Никиты» (Московские Церковные Ведомости. 1890. № 3. С. 43). Далее в заметке приводится текст и тропаря и кондака со ссылкой на источники: акафист св. Никите московского издания 1860 г. и книгу свящ. А. Свирелина «Описание Переславского Никитского монастыря» (М. 1879. С. 30-31),

Таким образом, выходит, что спустя век, при современной актуализации взаимосвязанных текстов, тропарь св. Никите опубликовали, а кондак «потерялся». Как такое могло случиться? Трудно утверждать однозначно. Можно сделать только осторожное предположение.

Помещая в книге «Царь Иоанн Васильевич Грозный...» текст тропаря св. Никите, ее составитель С.В. Фомин опирается на 2-е издание «Акафиста преподобному отцу нашему Никите Столпнику, Переяславскому чудотворцу», вышедшее в Москве в 1897 году, а также приводит примечание настоятеля Переяславского Никитского монастыря, предоставившего для этого издания рукописный акафист: «Сей тропарь есть творение Царя Иоанна Васильевича Грозного, особенно благоговевшего к памяти Преподобного. Тропарь сохранился на вышитой супругою Иоанна Анастасией пелене с изображением преп. Никиты, хранящейся в обители» («Царь Иоанн Васильевич Грозный...» М. 1999. С. 172). Как видим, речь идет исключительно о тропаре, кондак же вовсе не упоминается.

В предисловии и комментариях к публикации текста тропаря св. Никите составитель С.В. Фомин опирается в основном на труд священника П. Ильинского «Переславский Никитский монастырь и его подвижник, преподобный Никита Столпник» (2-е изд. Владимир, 1898). Однако исследователем нигде специально не оговаривается, что в указанном источнике тропарь и кондак вновь... неразлучны! У свящ. П. Ильинского читаем: «В усердии по благоукрашению Никитской обители соревновала Царю Ивану Васильевичу и благочестивая супруга его, Анастасия Романовна. Ею прислан был в монастырь великолепный образ Преподобного Никиты столпника, вышитый золотом, серебром и шёлком по красному атласу. Вверху этого образа вышита надпись: «Преподобный Никита, Переславский чудотворец», а вокруг шитьём же изображены - тропарь и кондак Преподобному, по преданию, составленные самим Царём Иваном Васильевичем» (Ильинский П., свящ. Переславский Никитский монастырь и его подвижник, преподобный Никита Столпник. 2-е изд. Владимир, 1898. С. 15-16). Однако самих текстов ни тропаря, ни кондака священник-автор не приводит. Текст лишь тропаря, как выше сказано, встречается в издании акафиста св. Никите, опубликованном в 1897 году в Москве. Смеем предположить, что более десяти лет назад текста кондака просто не было в распоряжении ученого. И он поступил вполне здраво и благоразумно, не заостряя внимания на его существовании в принципе и публикуя отдельно обнаруженный им текст тропаря.

Восполним образовавшийся пробел и дадим текст кондака Царя Иоанна Грозного глубоко чтимому им Переяславскому чудотворцу Никите Столпнику по двум источникам: Свирелин, А., свящ. Описание Переславского Никитского монастыря в прежнее и нынешнее время. М. 1878. С. 31; О. Страхов, свящ. Царь Иоанн Грозный - церковный песнописец. Московские Церковные Ведомости. 1890. № 3. С. 44.

Во глас 8-ый:

Xpистa ради от своих ти нуждную смерть претерпел еси: приходящих же с верою от честнаго ти гроба подаеши цельбы, о Никито Преподобне, молитвениче о душах наших.

Священник О. Страхов, приводя эти строки, поясняет: «Он (кондак - А.Х.) и в настоящее время употребляется при богослужении (тропарь же не поется)».

В целом же поводом для его заметки в «Московских Церковных Ведомостях» послужило одно знаменательное событие конца XIX века: на юбилейном торжестве Московского Археологического Общества синодальным (!) хором была пропета стихира святому митрополиту Петру - творение царя Ивана Васильевича Грозного. И она весьма многих заинтересовала. Стремясь удовлетворить возросшее общественное внимание к гимнографическому творчеству Царя Иоанна Грозного, автор и берется за перо. «Итак, - полагает он, - Грозный является пред нами, как церковный песнописец, как подражатель византийским порфироносным песнописцам Леону (Льву) Премудрому, Константину Порфирогениту, Феодору Ласкарису». Ставя в один высокий ряд этих державных гимнографов, автор через столетие говорит нам, что ни один стих, ни один кондак, ни один распев из византийского и русского уроков не должны быть забыты.

24 марта 2010 г.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова, социолог Искэндэр Ясавеев, журналист Евгения Балтатарова; писатель Дмитрий Глуховский; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Андрей Хвалин
100-летие Приамурского Земского Собора, часть 1
Монархическое собрание в Союзе писателей России
26.10.2022
Монархист со стажем
Известному писателю Андрею Юрьевичу Хвалину — 60 лет
15.11.2019
«Русская дипломатия как прямое отражение желаний и забот государя»
Как МИД Российской Империи обеспечивал восточное путешествие Наследника Цесаревича Николая Александровича 1890-91 годов
07.08.2018
Ложь из недр большевистского агитпропа
История Цесаревича Николая Александровича и балерины М. Кшесинской
06.02.2018
Похвала преподобному Сергию
В проповедях архимандритов Тихона (Агрикова) и Кирилла (Павлова), духовников Свято-Троицкой Сергиевой Лавры
07.10.2017
Все статьи Андрей Хвалин
Иван Грозный
Россия сильна единодержавством
Царь Иоанн Грозный и его переписка с Андреем Курбским, князем Ковельским
07.12.2022
«По некоторым чиновникам давно мётлы тоскуют»
Было бы разумно от каждого федерального канала на каждый полигон, куда прибывают мобилизованные, послать по корреспонденту, чтобы тот мониторил ситуацию
04.10.2022
Драма Грозного царя
В «разоблачении» Ивана IV Васильевича церковные иерархи оказались заодно с отрицателями русской истории
03.09.2022
Все статьи темы
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Ревизия государственной тайны
Новый комментарий от Light9
07.12.2022 20:12
Про «культуру»
Новый комментарий от Дмитриев
07.12.2022 18:40
Ответ молодому романтику-коммунисту
Новый комментарий от Константин В.
07.12.2022 18:05
Европа достигла дна, но мы снизу постучались
Новый комментарий от Виктор
07.12.2022 17:50
Шаг на пути сближения государства и традиционных сил общества
Новый комментарий от охтенский оxpaнитель
07.12.2022 15:29
Сохраним семью – сохраним Россию!
Новый комментарий от александрович
07.12.2022 15:18
Беззаконник раскольнику – друг, товарищ и брат
Новый комментарий от Алексей+
07.12.2022 11:41