От редакции: Имя протоиерея Андрея Филлипса хорошо известно в России, многие его статьи были переведены на русский. Этот текст батюшка благословил опубликовать на «Русской линии». И хотя с некоторыми его положениями можно спорить (например, с его пониманием соотношении понятий Третий Рим и новый Иеруалим, с его пониманием имперской идеи), нельзя не разделить его тревог и опасений. То, что отец Андрей называет неоарианством, нам привычнее называть экуменизмом и неообновленчеством, но сути дела это не меняет. Уверены, что эта статья будет полезна для понимания современной ситуации в Русской Православной Церкви и в мировом Православии.
"Сначала я тебя иссушу, а потом и костьми твоими погремлю"
(сказано бесом в житии преподобного Макария Великого)
Вступление
Православная вера выражена в Никео-Цареградском Символе Веры, окончательно составленным в IV веке (1). Символ Веры (2), основанный на Священном Писании I века и других откровениях Святого Духа, полученных отцами церкви начиная с I века, сохранен в неизменности только православной церковью. Ни одна из остальных церквей не сохранила его первоначальной формы из-за искушений мира сего, имевших место на протяжении веков.
Было замечено, что на каждый член Символа Веры нападки совершались в хронологическом порядке. Так, первыми ополчились на Символ Веры греческие и римские политеисты, так как в нем открыто провозглашается существование единого Бога. В последующие века начались нападки на ту часть Символа Веры, в которой говорится о личности Христа. Эта часть большая и подробно рассказывает о Спасителе, то, что Христос, второе Лицо Святой Троицы, открыл нам о Себе через Свое воплощение. Именно в этот период от церкви откололись ариане, несториане и монофизиты. Еще позднее, начались нападки на часть Символа Веры, рассказывающую о Святом Духе. В этот период от церкви отделилась западная Европа, но святые отцы по-прежнему удостаивались откровений Святого Духа, например, "проповедник благодати" св. Григорий Палама, в XIV веке пытавшийся обратить Запад от неоязычества в православие.
В настоящее время начались гонения на последние члены Символа Веры, рассказывающие о церкви. Это, в свою очередь, породило в XX веке много разделений, продолжающихся и по сей день. Эти нападки - на веру церкви в единое Крещение, всеобщее воскресение и жизнь будущего века. Все вышесказанное, возможно, говорит о том, что мы приближаемся к последним десятилетиям существования нашего падшего мира. Но чтобы лучше понять новые гонения на церковь, нам потребуется возвратиться к арианству IV века.
Источники арианства
Когда в IV веке христианство было провозглашено официальной религией Римской империи, за этим последовала целая волна крещения. Но не все, кто принимали Крещение, имели искренние покаяние и веру. Среди них было много тех, кто просто плыли по течению и добивались своих корыстных целей.
Со временем некоторые из этих приспособленцев принимали священнический сан, становясь то арианами, то православными, в зависимости от того, куда «дул ветер». Эти беспринципные и своекорыстные священники-карьеристы подробно описаны в житиях, трудах и письмах святых отцов того периода, таких как св. Афанасий Великий, св. Григорий Нисский, св. Василий Великий, св. Григорий Богослов, св. Амвросий Медиоланский и св. Иларий Пиктавийский.
Вместе с этой волной Крещения последовали и различные суеверия, полуязычество и имперский национализм. Этот национализм позднее частично спровоцировал расколы, связанные с несторианством и, особенно, монофизитством. Некоторые даже предполагают, что этот национализм в немалой мере способствовал и подъему ислама в VII веке. Но величайшая опасность в IV веке исходила от арианства.
Старое и новое арианство
Арианство было и остается посягательством на Божество Христа. Оно пытается примирить православную церковь, утверждающую, что Христос есть Сын Божий, с ее врагами, отрицающими это. Исторически, арианство виделось как попытка соединить церковь, то есть тело Христово, с суеверным, языческим империализмом и иудаизмом, отказавшимися признать Христа Сыном Божиим. Желая добиться этой цели любой ценой, ариане таким образом отрицали слова Христа из Евангелия, фактически осуждающие арианство: "а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным. Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч" (Мат. 10, 33-34). Видя во Христе только человека, а не Сына Божия, ариане стали первыми гуманистами, поклонявшимися Христу-человеку, а не Христу Богочеловеку (3).
Арианство было побеждено, но оно никогда окончательно не исчезало. Например, через более чем тысячу лет после арианских споров подобное течение возникло и на севере - на Руси, в русской православной церкви. Оно продолжалось примерно с 1470 по 1505 год и называлось "ересью жидовствующих". Зародившаяся в Новгороде, испытывавшем наибольшее влияние с Запада, эта ересь пыталась соединить православие с "новым", полупротестантским и интеллектуальным гуманизмом, который тогда начинал развиваться в западной Европе как результат полуязыческого "возрождения" - ренессанса.
Этот Западный гуманизм был порожден под влиянием ислама и иудаизма, отказавшихся признать Христа Сыном Божиим. Эта новая форма арианства, называемая гуманизмом, проникшая с Запада через еврейских купцов, была антиклерикальной и антимонашеской. Эти ариане, называвшие себя жидовствующими, хотя мало кто из них были действительными иудеями, были побеждены. Но эта ересь достигла самых верхов русской церкви, распространившись в среде придворного клира, и некоторое время даже имела влияние на великого князя Иоанна III. Избавиться от этого влияния помогли такие поборники православия, как св. Иосиф Волоцкий.
Неоарианство
В наши дни мы видим в России новый взрыв арианства. После падения воинствующего атеизма и массового крещения восточнославянских народов в православии, "нового крещения Руси", ситуация в русской православной церкви не сильно отличается от ситуации IV века. Как сказал недавно архиепископ Владивостокский и Приморский Вениамин (Пушкарь), нахлынувшая волна (крещения) в 90-х годах принесла нам не только воду, но и много подводных камней.
К этим "подводным камням" относятся, например, не изжитый с советского времени государственный национализм (портреты Сталина до сих пор часто держат вместе с иконами св. императора Николая II) и призывы канонизировать Иоанна Грозного и Распутина. К "подводным камням" еще относятся суеверия и полуязычество, проявляющиеся в обрядоверии, отказе принимать ИНН и слепом послушании какому-нибудь лжестарцу или младостарцу - все это считается более важным, чем возрастание в нравственной и добродетельной жизни и каждодневная забота о ближнем. Как и в IV веке, все эти проблемы надо "воцерковить", что достигается пастырской заботой, состраданием и терпением, ради того, чтобы рвение неофита превратилось в позитивную и полезную церковную жизнь.
Более интеллектуально образованные крестившиеся новообращенные принесли с собой еще большую опасность, которую можно сравнить с арианством. Это новое арианство - неоарианство - не отрицает, подобно старому арианству, Божество Христа, но оно отрицает Божественность Тела Христова, то есть церкви. Это означает попытку десакрализовать церковь, подражая протестантам, не имеющим понятия о церкви, лишенным чувства священного и породившим современный секуляризм. Неоарианство просто идет по следам протестантизма, окончательно десакрализовавшего себя после Первой мировой войны, и римо-католицизма, сделавшего то же самое во время второго Ватиканского собора в 1960-е годы. Утрата католиками и протестантами всякого чувства священного (а за этим лежит полная потеря веры) привела к их самообмирщению и отступлению от веры сотен миллионов представителей их паствы.
Как десакрализовать церковь
Первые попытки десакрализовать православную церковь появились в среде живших на Западе интеллектуалов русского происхождения, принадлежавших "парижской школе" неообновленцев. (Мы используем термин "парижская школа" несмотря на то, что некоторые ее представители эмигрировали в Англию и США, а некоторые, как например русский православный богослов Владимир Лосский, хотя и жил в Париже, но не имел ничего общего с "парижской школой"). Из этих интеллектуалов, одни имели оккультные взгляды (Булгаков (4), Ковалевский), другие (например, Афанасьев, Шмеманн) придерживались протестантских (и наполовину светских) взглядов (5). Все они обманывали сами себя, думая, что возрождают православие, тогда как на самом деле принимали участие в процессе секуляризации (обмирщения) церкви через так называемое "академическое богословие".
Идея десакрализовать церковь была принесена неоарианством в Россию из Франции и США в 1990-е годы. Целью его является сблизить русскую православную церковь с уже десакрализованным инославием (римо-католицизмом и протестантизмом) через экуменизм. (Экуменизм существовал и раньше, но он был чисто политической интригой, исходившей от советской власти). Смысл этого так называемого синкритического редукционизма в том, чтобы умалить церковь, которая есть Тело Христово, до простой деноминации или философии. Итак, спустя четыре поколения после духовного падения протестантизма и два поколения после духовного падения римо-католицизма, начинается попытка десакрализовать русскую православную церковь. Об этом же мне «пророчили» клирики-модернисты из русской православной церкви в диаспоре в 1970-е годы. На сегодня русская православная церковь включает в себя три четверти от общего числа живущих во всем мире православных христиан и пока еще является последним и самым сильным "бастионом православия".
Чтобы десакрализовать русскую церковь, надо, чтобы ею были утрачены многие характерные православные традиции. Окончательной целью является полное уничтожение традиций церкви. Эти традиции (введенные в 1920-е годы в Константинопольском патриархате, а оттуда распространившиеся на Александрийскую церковь, Балканы и находящиеся под влиянием Запада церкви Ближнего Востока) включают, например, осуждение так называемого "литургического благочестия". (Это выражение, как нам думается, было впервые использовано примерно 50 лет назад протопресвитером Александром Шмеманном в его "Введении в литургическое богословие". Этот своеобразный учебник по протестантизации православия был тогда осужден отцом Михаилом Помазанским). Ниже мы помещаем продуманно составленный список основных черт неоарианства. Это прекрасно спланированное посягательство на святость церкви, проявляющееся от введения малозначительных изменений до полной апостасии, хорошо известно в русской диаспоре на протяжении уже 90 лет. Начиная с 1990-х годов по этой программе проповедуют в России.
Десять шагов неоарианской программы
Следующие десять шагов не являются фантазией. Все они уже были притворены в жизнь в некоторых частях русской православной диаспоры в течение нашей жизни. Мы сейчас говорим о том, что видели сами, что насильно насаждалось на наших глазах помимо воли верных чад церкви. И нам не надо далеко ехать, чтобы увидеть, как все эти изменения действуют. Все эти новшества внедряются по мере их вступления в силу (узаконивания), а некоторые бывшие представители диаспоры сегодня пытаются ввести их и внутри русской православной церкви под предлогом "модернизации".
1.
Отменить предписание скромно одеваться в церкви и разрешить нескромную, светскую одежду в церкви, особенно женщинам.
2.
Отменить посты и подготовку к причастию (в том числе и исповедь перед причастием) и перейти на римо-католическую практику (вообще никакого поста и никакой исповеди); таким образом, причащение будет возможно абсолютно в любое время месяца. Так, модернисты сокращают длинные службы Великого поста до одной лишь литургии преждеосвященных даров.
3.
Отменить чтение часов перед Божественной литургией, ввести различные сокращения на литургии, ввести чтение тайных молитв и евхаристического канона вслух - желательно их выкрикивать как рыночные торговцы, а также прекратить использование священнических облачений разных цветов (в зависимости от праздника).
4.
Подвергнуть сомнению святость таких святых, как Исаак Сирин, Дионисий Ареопагит, Симеон Новый Богослов и Силуан Афонский. Неоариане считают каждого из этих святых "неправославным", чтобы этим оправдать свою идею десакрализации церкви. Св. Исаака Сирина неоариане считают "несторианцем", так как ему иногда приписывают некоторые полунесторианские произведения. Св. Дионисий, которого особенно ненавидят неопротестанты, называется ими "неоплатоником", потому что он сакрализовал (придавал священный характер - пер.) церковь и литургию. Св. Симеона Нового Богослова они называют "либералом" (здесь неоариане говорят сами о себе), хотя этот святой очень жестко высказывался против католицизма. Что же касается святого монаха-крестьянина Силуана Афонского, его особый акцент на Святого Духа неоарианами видится как форма православного "харизматизма", видя его особое внимание к непрестанному покаянию. Этот "харизматизм" есть особый род "прелести", "духовного прельщения", очень распространенного между прочим в отдельных частях русской диаспоры.
5.
Оставить имеющий сакраментальное значение церковно-славянский язык и перейти на будничный русский язык, на котором разговаривают на улице. Это типичный протестантский псевдорационализм. "Понимать должны все", - говорят интеллектуалы, - даже если Творец останется за пределами наших ограниченных способностей понимать.
6.
Распространять учение Оригена прямо с парижской школы, которое провозглашает, что "все спасутся". Это еще одна попытка распространять гуманизм внутри церкви (6).
7.
Отбросить сакральный, православный календарь и ввести римско-католический календарь, замаскировав его под названием "нового" или "нового юлианского" календаря.
8.
Подобно униатам и другим римо-католикам, убрать из храмов иконостасы (которые, как считают эти антиклерикальные неопротестанты-оригенисты, "разделяют" духовенство и мирян).
9.
Опровергнуть значимость монашества (всегда так ненавидимое парижской школой). Это уже происходит в диаспоре, и мы боимся массового ухода из монашества и появления... женатых монахов. Мы должны молиться о жертвах.
10.
Официально признать действенность католических "таинств", прекратить миссионерскую работу в Западной Европе и Северной Америке, затем - проводить службы в католических храмах и, наконец, слиться с Ватиканом. Получится десакрализованная, разрушенная, уничтоженная часть русской православной церкви. Она превратится в светскую, политическую организацию - третий Ватикан, или третий Рим - вместо того, чтобы быть новым Иерусалимом. Этим она будет подражать римо-католицизму, ошибка которого была в том, что он решил стать имперским и римским - а не вселенским и христианским, богатым и сильным - а не кротким и святым. Вы займетесь саморазрушением, Ваш ум будет помрачен от заблуждений, Вашему самолюбию будут льстить, а СМИ будут боготворить Вас как своего кумира. Вы будете очень умными, но, на самом деле, лишенными разума. И вот, всё готово к полному воцарению диавола на Земле.
Немаловажно, что это современное неоарианство - посягательство на божественность Тела Христова путем десакрализации - есть попытка сочетать церковь со светским гуманизмом, попытка сочетать свет с тьмой (см. 2 Кор., 6:14): копить деньги, получить политическую власть и иметь полное признание. Неоариане желают того же, что и вор Иуда (см. Ин. 12:6): то есть хранить деньги, и хотят поступать так же, как апостол Петр, который отсек ухо рабу первосвященника Малху (за это Господь его укорил, сказав: "все, взявшие меч, мечом погибнут" (Мат. 26:52)).
Вывод
Новая волна неоарианства нахлынула в то время, когда православные народы встревожены некоторыми недавними событиями. Эти события включают обнародованные документы прошлогодних экуменических переговоров на Кипре, попытка протеста против которых была жестка подавлена представителями местной церкви. Затем последовал отказ иерархов болгарской православной церкви вернуться к православному календарю для непереходящих праздников.
Совсем недавно появилось вызывающее беспокойство послание Константинопольского патриархата, обнародованное, как всегда, на праздник Торжества Православия, в котором говорится, что Константинопольская церковь собирается отказаться признавать всех монахов святой горы Афон, принадлежащих юрисдикции этого патриархата. Это говорит о новых гонениях внутри этой юрисдикции. Кроме того, происходят вызывающие беспокойство изменения в оккупированном НАТО Косово. Кроме того, приходят сообщения и из Москвы, которые явно повторяют неообновленчество парижской школы и превозносят определенных представителей этой школы, чье "православие" уже давно деградировало до духовной прелести. В Москве явно действует искушение, чтобы третий Рим завоевал новый Иерусалим. Да не будет этого!
Что же можно сделать в этой ситуации? В IV веке ответ церкви на своекорыстность и приспособленчество был двойным. Во-первых, ответом стало монашество, подъем которого был подготовлен еще в III веке св. Антонием Великим. Во-вторых, ответом стало твердое и упорное сопротивление со стороны простого духовенства и народа. Они не "затворились" в гетто и не ушли в секту, но остались в лоне церкви, чтобы бороться за Христову Истину. Такой же двойной ответ мы можем дать и сегодня. И каждый из нас должен усилить молитву за жертв этой духовной прелести. Иссушив в них всю веру, бесы хотят еще и погреметь их костями. Нам следует молиться, чтобы у них этого не получилось.
Примечания
(1)
Текст Символа Веры, о котором говорилось в этой статье, звучит так:
Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна,
несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.
Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.
Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.
И воскресшаго в третий день по Писанием.
И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.
И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.
И в Духа Святаго, Господа, животворящего, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и славима, глаголавшаго пророки.
Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
Исповедую едино крещение во оставление грехов.
Чаю воскресения мертвых,
и жизни будущаго века. Аминь.
(2)
Слово "символ" произошло от двух греческих слов и означает "бросание", или "метание" + "совместно", или "нескольким лицам". Таким образом, в Символе Веры слова соединены (брошены) вместе и служат кратким изложением веры и девизом.
(3)
"Ибо когда Бог родился человеком, цель была не в том, чтобы лишиться Божества, но в том, чтобы Божество сохранилось, и человек родился Богом. Поэтому Его имя Эммануил, что значит "С нами Бог"; таким образом, не Бог низводится до уровня человека, но человек поднимается до уровня Бога" (Св. Иоанн Дамаскин: "О Троице", кн. X, 7).
(4)
Вот как св. Иоанн Дамаскин опровергает софиологическую ересь Булгакова за 12 столетий до ее появления: "Не твари мы служим, ибо поклоняемся плоти Господа не как простой плоти, но как соединенной с Божеством... Поклоняюсь совместно обоим естествам во Христе, потому что с плотию Его соединено Божество. Не прилагаю четвертого лица к Троице, - да не будет!" ("Точное изложение православной веры", кн. III, гл. VIII).
(5)
Недавнюю критику парижской школы и о ее отзвуках среди так называемых "кочетковцев" в России, см. статью священника и мученика Даниила Сысоева: http://sysoev2.narod.ru/parizh.htm.
(6)
О «нелепости странных мнений Оригена» см. "Точное изложение православной веры", книга IV, глава VI.
Протоиерей Андрей Филлипс,
25 февраля 2010 г.,
перевод с английского Дмитрия Лапы