Когда приходит пост, то нередко его начинают хулить даже не атеисты, часто видящие в нем пользу для здоровья, а представители околоцерковной либеральной секты и плавно переходящей в нее секты «миссионэров». То есть они, как правило, не хулят его прямо, но противопоставляют пост телесный как воздержание от пищи и супружеских отношений некоему надуманному «чисто духовному посту». При этом с их стороны идет постоянная насмешка над «простецами», которые, мол, «евангельский дух забыли», а думают только о «постных рецептах». Тысячи лет Церковь в определенные периоды строго предписывала воздерживаться от пищи или от ее отдельных видов, но вот, наконец, в нее пришли «разумные» - вчерашние «научные атеисты» и сектанты, и «разъяснили» всем, что она была неправа...
То, что человек, хотя и имеет безсмертную душу, очень сильно зависит от тела и сильно связан с землей, совершенно очевидно. Эта мысль много раз в разных вариантах прописано в Святом Писании. «Земля еси, и в землю отыдеши» (Быт 3:19).
Весьма большую зависимость человека от тела, а следовательно - и от еды, признают не только святые отцы, но даже и блудники. Ну кому может быть непонятна важность правильного питания для определенных видов деятельности? Разве что т.н. «православному интеллигенту» - недавнему безбожнику, или протестанту, у которого вовсе нет смирения, с(О)ветски-, но не духовно- образованному.
Едой можно разжигать страсти, увеличивать ненужную энергию, и, напротив, ее уменьшение может гасить соблазны. Неудивительно, что либеральные маргиналы, вслед за «ненужностью» воздержания от скоромной еды выдвигают и лозунги «ненужности» супружеского воздержания в пост, и даже пытаются это «богословски» и «миссионэрски» обосновать. Конечно, если каждый день питаться яичницей и рыбой, не говоря уж о мясе, то воздержание от супружеских отношений в пост действительно станет практически невозможным. Не зря ведь в пост, особенно в Великий, предписывалось быть несколько изможденным.
Да, это категорически противоречит современному культу силы и здоровья, но зато приближает человека к молитве и состраданию, добрым делам, раздаче милостыни. Ведь воистину «сытый голодного не разумеет». Постящийся скорее подаст бедняку на пропитание, чем самодовольный и сытый. Постящийся скорее встанет на молитву, чем пресыщенный, ведь после сытного обеда спасть хочется куда больше, чем читать молитвослов.
Постящийся куда более, чем сыто-самоуверенный, понимает хрупкость жизни и радость вкушения дарованных Богом благ, даже самых простых. К слову сказать, поэтому и благочестивый русский обычай купания в проруби на Крещение тоже весьма ценен. Ведь с молитвой и верой не страшен и 25-тиградусный мороз, и даже наоборот - он помогает как бы пережить свое крещение заново, выныривая из ледяной воды укрепленным духом и телом.
Чтобы понять радость дарованного Богом и ближними тепла, надо всей кожей ощутить грозный зимний пейзаж. Чтобы возблагодарить Бога за свой дом, в котором потом можно отогреться, надо всем телом почувствовать жестокую хватку мороза. Чтобы понять, насколько мы все зависим друг от друга, насколько важно сохранять мир и любовь в обществе, дающую возможность поддерживать системы жизнеобезпечения в нашем суровом климате и не выходить на очередной майдан для бессмысленного и беспощадного бунта.
Но вернемся к «новым богословам». Перед нами обычный «блуждающий сюжет дьявола» - веками повторяющийся сценарий соблазнения больших групп христиан. Сначала реальной, исторической Церкви противопоставляется некий идеальный образ, надуманный и никогда не бывший в действительности. А потом в угоду этому миражу предлагается отбросить вполне реальные ценности. Реальному церковному народу, который, при всех его грехах, явно карабкается вверх, к Царству Божьему, противопоставляются некие «верующие разумно», которые не снисходят с высот своей «разумности» до постных рецептов, а постятся «чисто духовно». Если бы враг рода человеческого открыто призвал отбросить сразу все вероучение, то за ним мало кто пошел бы. Поэтому он выдает призывы отбросить Священное Предание по частям, искусно противопоставляя эти части друг другу, под лозунгом «возврата к истокам» и «очищения от поздних наслоений». Многие современные публицисты справедливо пишут, что таким образом нас толкают на скользкий путь 2 Ватиканского собора, который нанес страшный вред католической церкви. Тогда для католиков пост был фактически полностью отменен под предлогом улучшения «миссионерства» и делания акцента на «добрых делах». И постепенно Ватикан превратился в центр вымирающей, старой богадельни, от него ушла молодежь. Это правда, однако, такой сценарий имел место и в куда более ранние периоды. И древние ереси гностиков, и средневековые движения катаров и альбигойцев, и возникшие впоследствии на их основе протестантские секты все время только и обличали иерархов и мирян в реальных и надуманных грехах, говорили о «возврате к первохристианству», к «истинному Христу». И под этим предлогом требовали убрать аскетические практики, менять таинства и обряды в сторону мірской легкости и приятности.
Глубоко закономерно, что вопрос о «ненужности» телесного поста более всего педалируют неофиты, недавние постсоветские «научные материалисты» и постпротестантские либеральные агностики, которые всегда мыслят исключительно категориями «мира сего». Для них еще понятны этика и мораль, социальное служение, облегчающие жизнь в этом мире. Но вот пост и молитва, предназначенные для спасения в мире ином, это уже нечто запредельное их плоским, рационалистическим умам. Церковь для них - полезный светский институт, занимающийся благотворительностью и стоящий на страже морали. И не более того.
Адепты модернизации получают в их собственных СМИ почетные титулы «реформаторов» и чуть ли не «совести Церкви», церковное же большинство, верное учению святых отцев, получает эпитеты «тоталитарных» и «дремучих обрядоверов».
При этом идет постоянное издевательство либеральных маргиналов над священными книгами, в которых написано совсем обратное их политкорректным взглядам. Процитируем «Карла Маркса» нео-обновленцев, протопресвитера Александра Шмемана, который едва ли не сетует, что люди от безбожия начали возвращаться к вере, при этом соблюдая пост (монашескую диету, как он презрительно выражается):
"...Все эти дни - наслаждение от зимних Олимпийских игр в Иннсбруке по телевизии. Я не вижу "пользы" от этой монашеской диеты, безостановочно преподносимой людям в качестве какой-то самодовлеющей "духовности". Мой опыт таков: как только люди решали эту "духовность" вводить в свою жизнь, они становились нетерпимыми, раздраженными фарисеями...»
«Причина этого "возвращения Бога", конечно, - крах рационализма... И вот - "бегут в горы..." Бегут к любому credo, quia absurdum, к любому типикону или талмуду, к любой "духовности". И характерно - чем образованней человек, чем больше он вкусил "позитивизма" и "рационализма", тем более "глупую" религиозность он выбирает».
«Новый богослов» прямо кощунствует, приравнивая талмуд - книгу, которая призывает евреев проклинать Христа и христиан, к Типикону. Но сравнение многозначительно. И талмуд и Типикон - это как бы истолкования Писания, дающие правила повседневной жизни и богослужения. Протопресвитер А. Шмеман явно хочет сказать, что истолкование Библии и ее аскетического духа святыми столь же ложно, как и талмудическое.
Между тем над Типиконом работал целый сонм святых, и еще неизмеримо больше - жили по его правилам. И засомневаться в правильности такой важной части Предания Церкви означает засомневаться в том, что в ней действует Святой Дух. А «мастистый богослов» не просто усомнился, он издевательски называет это «глупой религиозностью». Характерно и его желание объявить тех, кто почитает Церковь и ее Предание обильно «вкусившими позитивизма и рационализма». На деле это можно сказать о нем, впадающем в прямой агностицизм, и его последователях - недавних «научных материалистах», советских интеллигентах до мозга костей. А по Типикону веками жили поколения природных православных, и вовсе не вкушавших уродливых плодов позитивизма. За «политкорректным постом» всегда совершенно неизбежно следует отредактированное «политкорректное евангелие». Именно так было на Западе: сначала облегчали пост, потом его и вовсе отменяли, а потом создали свое «священное писание», такое, чтобы оправдало уж все слабости сразу, от чревоугодия до гомосексуализма. В Предании всегда так: тронь что-то одно, и повалится все.
Церковь всегда прекрасно понимала, что без поста телесного нет и поста духовного. «Время поста светло начнем, к подвигам духовным себя подготовив; очистим душу, очистим плоть, избегая с едой всякой страстности и наслаждаясь добродетелями духа; совершенствуясь в них любовью, сподобимся все созерцать всечестные страдания Христа Бога, и, духовно радуясь, Святую Пасху», - так говорится в вечерне Прощеного Воскресенья.
"Если удержишь чрево, - сказал святой Василий Великий, - то взойдешь в рай; если же не удержишь, то будешь жертвою смерти".
Святитель Игнатий (Брянчанинов):
«Глава добродетелей - молитва; их основание - пост.
Пост есть постоянная умеренность в пище с благоразумною разборчивостью в ней.
Гордый человек! ты мечтаешь так много и так высоко о уме твоем, а он - в совершенной и непрерывной зависимости от желудка.
Закон поста, будучи по наружности законом для чрева, в сущности есть закон для ума.
Ум, этот царь в человеке, если желает вступить в права своего самодержавия и сохранить их, должен прежде всего подчиниться закону поста. Только тогда он будет постоянно бодр и светел; только тогда он может властвовать над пожеланиями сердца и тела; только при постоянной трезвенности он может изучать заповеди евангельские и последовать им. Основание добродетелей - пост.
Вновь созданному человеку, введенному в рай, дана единственная заповедь, заповедь о посте. Конечно, дана одна заповедь потому, что она была достаточна для сохранения первозданного человека в его непорочности...
Так важна заповедь поста, объявленная Богом человеку в раю, что, вместе с заповедью, произнесена угроза казнью за нарушение заповеди. Казнь заключалась в поражении человеков вечною смертью.
И ныне греховная смерть продолжает поражать нарушителей святой заповеди поста. Несоблюдающий умеренности и должной разборчивости в пище, не может сохранить ни девства, ни целомудрия, не может обуздывать гнева, предается лености, унынию и печали, делается рабом тщеславия, жилищем гордости, которую вводит в человека его плотское состояние, являющееся наиболее от роскошной и сытой трапезы.
Заповедь поста возобновлена или подтверждена Евангелием. Внемлите же себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пьянством (Лук. 21, 34), завещал Господь. Объядение и пьянство сообщают дебелость не только телу, но уму и сердцу, т.е. вводят человека по душе и телу в плотское состояние.
Горе вам, насыщеннии ныне: яко взалчете. (Лук. 6, 25). Таково изречение Слова Божия нарушителям заповеди святого поста. Чем будете вы питаться в вечности, когда научились здесь единственно пресыщению вещественными брашнами и вещественными наслаждениями, которых нет на небе? Чем. будете вы питаться в вечности, когда вы не вкусили ни одного небесного блага? Как можно вам питаться и наслаждаться небесными благами, когда вы не стяжали к ним никакого сочувствия, стяжали отвращение?»
Св. Игнатию вторил его младший современник cв. прав. Иоанн Кронштадтский. Последний был очень большим постником. Известен пример, когда в юности он сильно заболел, и врачи буквально принуждали его поесть мяса в Великий пост ради того, чтобы выжить. Он отказывался. Наконец, досаждаемый их просьбами, он сказал, что поест мяса, если его на это его благословит мать. Однако мать не благословила. И он отказался, но выжил Божьей милостью. Св. пр. Иоанн Кронштадтский:
«Кто отвергает посты, тот забывает, от чего произошло грехопадение первых людей (от невоздержания) и какое оружие против греха и искусителя указал нам Спаситель, когда искушался в пустыне (постясь сорок дней и ночей), тот не знает или не хочет знать, что человек отпадает от Бога именно наичаще чрез невоздержание, как это было с жителями Содома и Гоморры и с современниками Ноя, - ибо от невоздержания происходит всякий грех в людях; кто отвергает посты, тот отнимает у себя и у других оружие против многострастной плоти своей и против диавола, сильных против нас особенно чрез наше невоздержание, тот и не воин Христов, ибо бросает оружие и отдается добровольно в плен своей сластолюбивой и грехолюбивой плоти; тот наконец слеп и не видит отношения между причинами и последствиями дел...
...Сытая утроба теряет веру, страх Божий и делается бесчувственною для молитвы, для благодарения и славословия Божия. Сытое сердце отвращается от Господа и делается как камень твердо и бесчувственно. Вот почему Спаситель заботливо предостерегает нас от объедения и пьянства, да не внезапу найдет на нас день смерти (Лк. 21, 34), по причине гнева Господня на нас, за легкомысленное и праздное препровождение времени в пище и питии.
Вот на это ваше ежедневное действие, на принятие пищи и пития, обратите самое строгое и деятельное внимание, ибо от пищи и пития, от качества и количества их, зависит весьма много ваша духовная, общественная и семейная деятельность. Внемлите себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пиянством. (Лк. 21, 34)»
Кроме того, что прямо кидается в глаза (разжигание страстей определенными видами еды), есть и много чисто мистических аспектов поста как послушания Богу, как достижения духовного совершенства. Самим фактом воздержания от царской пищи в вавилонском плену из боязни съесть запретное отрок Даниил завоевывает милость Божью и становится боговдохновенным пророком. Прославлен в Ветхом Завете и подвиг мученика Елеазара, замученного со своей женой и семью детьми за отказ вкушать запретное тогда свиное мясо. Сначала был умерщвлен отец, потом его семь сыновей, которых мать увещала мужественно встретить смерть; после всех скончалась мать. Да уж, «современные христиане» объявляют верующих мракобесами и обскурантами даже за неизмеримо меньшие примеры стойкости в аскетизме...
В Новом Завете Христос побеждает искушения дьявола только после сорокадневного поста и молитвы. Это и неудивительно, ибо они всегда изгоняются лишь «постом и молитвой», как Он сказал.
И мы можем ясно видеть, что бывает с теми «новыми христианами», которые не только не воздерживаются, но и призывают к этому церковный народ. Их начинает «корежить» по жизни во всех планах - в личном, церковном, общественном.
На Украине есть три самых известных священника-«реформатора», в каждый пост больше или меньше хулящих пост, искусственно противопоставляющих ему любовь к ближнему, социальное служение, и т.д.
Из троих - двое дважды женаты, и находятся в сане только по сильнейшей икономии (снисхождению священноначалия). Один из них даже побывал в расколе. Деятельность всех их сопровождается сильнейшими скандалами, их не уважают в среде духовенства и воцерковленых мирян, и потому они вынуждены переходить с места на место.
Их постоянно «заносит» в утопические, но модные в среде далекой от веры постсоветской интеллигенции политические проекты. Все трое вопреки позиции УПЦ МП и Блаженнейшего Владимира, который благословил на президентство Януковича, а не Ющенко, стояли на майдане в 2004 году, кричали имя политического «мессии», подписали более чем нелепое пропагандистское обращение к церковной полноте в его пользу (http://archiv.kiev1.org/page-1140.html), не имея на то никаких полномочий (такие обращения - прерогатива Блаженнейшего Митрополита Владимира). Потом Ющенко, естественно, с презрением закрыл к себе все двери для ранее обласканных им «культ-массовиков-затейников» в рясах, занявшись серьезными вопросами дележа собственности и государственных денег. Ющенко покровительствовал раскольничьим погромщикам храмов, организовывал на Церковь массированные клеветнические кампании в государственных СМИ. Либеральные маргиналы предпочли идеологическую близость христианской солидарности.
Чтобы было понятно, с каким высокомерием эта троица относится к посту, процитируем заметку самого известного из них - протоиерея Петра Зуева. Она, в целом, типична для деятелей этого направления и написана им в балаганном тоне для гламурного журнальчика.
«Так о чем это я?.. Да. О посте... Итак, господа, пост близок, и каждому из нас необходимо подумать не только о том, поститься или нет, но и как сделать это таким образом, чтобы не вызывать улыбок у окружающих». (http://top10-kiev.livejournal.com/85353.html)
Священнику П. Зуеву хорошо бы вспомнить, что верующие люди постятся для Бога, а не для того, чтобы «не вызывать улыбки у окружающих». А если у окружающих безбожников чья-то ревность к Богу вызовет злословие и издевательские «улыбки», то это даже хорошо, поскольку «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня». (Лк. 6:22).
Но гораздо хуже, если чья-то деятельность вызовет иронические улыбки вполне ортодоксальных церковных иерархов. А ведь именно этого добился о. Петр Зуев, богословские познания которого Управляющий делами УПЦ МП владыка Митрофан публично назвал «смехотворными».
Нет бы ему призадуматься о жизни, так он еще и придумал свои «10 правил поста» Вот, например:
«Правило 3. Прежде чем начать пост, взвесьте все «за» и «против». Правила поста вырабатывались в монашеской среде, исходя из монашеского образа жизни».
Обычный стиль «шмеманиста». Священник не призывает поститься, а говорит: взвесьте все за и против! А то ведь это все придумали монахи, а мы не монахи, нужен ли нам вообще этот пост?
«Увы, пост сегодня превратился в массовое театральное представление. Он стал не только диетой, но и игрой... Пост стал модным. Постящиеся - гламурными...».
Опять стиль незабвенного протопресвитера А. Шмемана. Тот тоже издевался над постом, называя его «диетой». Значит, ранее, по мнению священника Зуева, пост был только некой странной «диетой», а теперь стал еще и «игрой». Но если бы священник П.Зуев пошире раскрыл глаза, то увидел бы рядом с собой огромное множество людей, для которых это вовсе не игра и не фарисейство, которые постятся серьезно и правильно. А «показуха» была всегда. Но праведников было все же куда больше грешников. И любой нормальный священник не может этого не отметить.
И снова повторяется миф о том, что людям, живущим в современном мегаполисе сложнее соблюдать воздержание от еды, чем давним монахам. На деле им это гораздо легче, ведь они не заняты такой тяжелой физической работой на холоде, как те монахи. А большая часть энергии тела расходуется именно на холоде, в тепле же, где большую часть времени проводят горожане, голодать намного легче. Либеральная секта на деле просто ведет оправдание позорной слабости современных людей, которые уже не годны ни на что: ни для защиты Родины, ни для создания семьи, ни для молитвы, ни для поста. Но каждый, присевший на иглу комфорта, похож на человека, «присевшего на стакан», повторяя: я, мол, могу «спрыгнуть со стакана» в любой момент. Мы могли бы служить в разведке, сниматься в кино, породить много детей, соблюдать пост... Да ничего ты не можешь! Потому как - позорно слаб! А чтобы стать сильнее, надо осознать свои пороки, покаяться, и начать трудится над собой, а не заниматься самооправданием.
Да, все мы подвержены этим болезням слабости, но только кучка либералов желает их оправдать и не меняться к лучшему.
«Правило 4. Лучше есть мясо, чем своих ближних! Постарайтесь меньше осуждать окружающих, и в Вашу жизнь вернется утерянное когда-то в детстве переживание полноты жизни».
Как уже говорилось, нужно соблюдать все церковные правила. Святые отцы отмечали, что нет неважных правил. Иначе со временем снова повторятся «блуждающие сюжеты дьявола». И либеральные маргиналы, получившие уступки, подобно своим предшественникам - протестантам поставят перед нами и новые вопросы. Вам кто важнее, иконы, или Христос? Евангелие, или труды святых отцев? Проповедь, или исповедь?
А тогда их наследники в свою очередь смогут сказать, что в гомосексуализме нет прямого социального вреда и почему бы их не «однополые пары»? И как уже говорилось, троица наиболее известных либеральных священников Украины своей жизнью четко доказала, что, нарушая заповеди поста, и агитируя за это других, вы непременно начнете и «есть ближнего». Ибо такие скандалы, конфликты и разводы не сопутствуют жизни ни одного сообщества священников, как только либерального. Их жизнь показывает, что святые отцы, над наследием которых они так любят иронизировать, полностью правы. И грешник получает преддверие ада уже здесь, на земле.
Согрешил раз, согрешил два, и с хохотом «убедился», что небо за это не разверзлось, кары вроде как и нет... Да оно разверзлось над ними давным-давно, просто некоторые настолько погрязли в своих пороках, что «будут иметь глаза и не увидят»! Их личная и общественная жизнь превратилась в «ад всесмешливый», а они и дальше пытаются «исправить Церковь».
«Правило 6. Не ставьте заповедь поста выше заповеди любви. Если Вас пригласили на день рождения к непостящемуся другу, Вам лучше оказаться именно другом, а не постником. И если Вы из уважения и любви к этому человеку отведаете чего-то скоромного, Ваш поступок будет оправдан Вашей любовью».
Да, в некоторых случаях из любви к согласию можно нарушить пост. Но сплошь и рядом едение скоромного в пост со стороны воцерковленного человека становится соблазном для окружающих. Поэтому и делать такой явный акцент на душепагубной «приятности» общения друзей в ущерб общению с Богом никак нельзя.
«Правило 9. Во многих христианских семьях во время поста существует традиция воздержания от половых отношений. Однако, если Ваша вторая «половинка» не согласна с таким требованием, то уклонение от близости с Вашей стороны по причине «благочестия», с моей личной точки зрения, было бы неоправданно».
Обратите внимание на слова этого священника: не Церковь требует и предписывает воздержания в пост, а «во многих христианских семьях во время поста существует традиция воздержания от половых отношений». Прямой лжи как будто нет, а вся суть вывернута наизнанку. Ну, уж конечно, главное - удовольствие, гламурное согласие супругов, а не какие - то там требования веры. Над словом «благочестие» о. Петр Зуев закономерно ставит кавычки.
«P.S.. Не нужно осуждать меня за сумбурное изложение мысли. Жанр колонки в TOП 10, на мой взгляд, не предполагает перечитывания автором написанного. Иначе все будет слишком правильно и скучно».
Протоиерей Петр Зуев даже не понимает, что о священном не пишут в балаганно-шутовском тоне. И более всего, как все люди его склада, боится показаться «скучным». Но человек, который гоняется за оригинальностью и иронизирующий ради иронии, всегда является весьма скучным. Трудно найти более нудные заметки, чем у него. Печатается он обычно в ультралиберальном украинском еженедельнике «Зеркале недели», которое финансирует известный «любитель православия» Сорос. Открывая газету с его статьей, сразу можно предвидеть, что священник Петр Зуев, бывший раскольник, староста общины которого вербовал украинских националистов ехать убивать русских в Чечню, станет снова агитировать за автокефалию УПЦ от «тоталитарно-имперской-азиатской» Москвы. Хотя он со временем стал осторожнее выбирать выражения, суть его материалов осталась полностью той же, что и 10, и 20 лет назад. Недавно он снова удивил церковный народ своей высокой оценкой состоявшимся переговорам между иерархами УПЦ и раскольничьими «епископами». Раскольники не прекратили погромов даже на время переговоров, спеша, пока у власти еще был их покровитель Ющенко, силой отбирать храмы у православных. Из-за нападения в Тернопольской области был зверски избит один из прихожан, в ход были пущены дубинки. Сфотографировавшись вместе с «иерархами» «УПЦ КП» украинские архиереи дали им повод утверждать, что они - каноничны. Потому соблазнять народ им стало гораздо легче. И укоренились в своем расколе еще больше.
А о.Петр Зуев в это время нудно долдонит штампованные фразы грантоедов: «успешное развитие диалога», «уврачевание раскола», «отказ от конфронтации», «избавлении от неверных стереотипов в отношениях церквей». Словно комсомолец об: «успешном изживании отдельных недостатков», «борьбе с предрассудками». И движение УПЦ к автокефалии от Москвы это так прекрасно...
Словно тот одержимый бандеровец из известного анекдота, которому дали выступить по теме экологии, а он посетовал, что деревья сохнут, реки мелеют... И скоро негде будет повесить или утопить москаля...
Только наш националист, как и любой киевский «щирый укр» - выходец из богемной русскоязычной среды, где отродясь не говорили по-украински...
Неужели ему неясно, что для церковного народа и просто для любых вменяемых, мыслящих людей его нападки на аскетику, его утопии «мощного» национального государства времен позапрошлого века, политические прожекты создания «единой поместной церкви» с помощью хоружевских колхозников, не только совершенно неосуществимы, но и беспросветно, бесконечно, серы, занудны и скучны! Так же, как и его статьи о гламурных певцах - матерщинниках, дурацкие песенки которых для зарабатывания денег он иногда прославляет заумными фразами о постмодернизме и «культуре юродства на Руси». http://www.zn.ua/3000/3690/63612/
В общем, можно согласиться с той оценкой, которую сам себе дал о. Петр Зуев:
«Когда-то в детстве я мечтал стать художником. Или священником. В итоге из меня толком не получилось ни первое, ни второе...
...с благочестием вообще, и в частности с благочестием фарисейским, у меня не сложилось. Костюм не прибавил святости, а врожденная склонность к иронии взяла верх над благоразумием. В результате я потерпел полное духовное фиаско...»
Еще он заметил, что вот «уже более 10 лет собираю коллекцию религиозного бреда». Боюсь, что его политические и околоправолсавные прожекты подпадают именно под эту самую любимую им категорию. Все его писания сводятся к одному: во всем склонить голову перед мiром. Сделать Церковь политкорректной, украинизировав ее.
Почему он решил, что «благочестие фарисейское» - это непременно частный случай общего благочестия? Почему он решил, что хвастовство своими страстишками (а эта статья полна самолюбования своей «особой» ироничностью) допустимо для священника?
Мы привели этот пример для того, чтобы объяснить, что хула на пост всегда является частью обширного конгломерата других антицерковных комплексов: требования (и реализация) второженства для священства, воплощения антицерковных политических утопий (сейчас это либерализм, а у прежних обновленцев был большевизм - его предтеча).
И хулители поста и всяческого воздержания всегда своей исковерканной еще на этом свете жизнью доказывают, что такие вещи не бывают безнаказанными. Простой пример: жизнь бывшего патрона протоиерея Петра Зуева лжепатриарха Украины Денисенко, который в монашеском сане завел 3 детей, судьба которых тоже, кстати, складывается очень непросто.
Очень часто несоблюдение неким лицом поста телесного, невоздержание в еде, влечет за собой блуд, а тот, в свою очередь, антицерковные религиозно-политические утопии. И уж особенно - если этот человек так закоренел в пороке, что еще и пропагандирует свое невоздержание.
Приведем мнение известного современного писателя Игумена N, чьи книги благословил издавать Патриарх Алексий Второй:
«Анализ жизнеописаний родоначальников различных ересей и сект, отошедших от изначального апостольского учения, приводит к выводу о том, что главной причиной повреждения сознания почти всех основателей сект (ересиархов) является грех блуда.
Уязвленная грехом совесть обычно заставляет человека либо отвергнуть грех (чего он, в данном случае, вовсе не желает), либо искать ему оправдание в "обновленном" с этой целью христианстве, поскольку в неискаженном Христовом учении оправдания найти им никак не удается. Таким образом, как это ни парадоксально, в основе почти всех догматических искажений сектантства лежит грех блуда, выковавший новое оружие для бунта против Бога, - еретическое учение. Этот вывод, сделанный умозрительно на основании письменных источников, включая жизнеописания многих ересиархов (в том числе: Ария, Аполлинария, Лютера, Цвингли, Л. Толстого и проч.), я могу подтвердить и своими собственными наблюдениями. Так, например, все лично мне известные экуменисты любого уровня, к сожалению, причастны к указанному греху...
Как показала сама жизнь, мыслительные способности еретиков (как, впрочем, и всех других людей) повреждаются, когда от человека, в результате блудного греха, отходит благодать. Эта удивительная взаимосвязь казалось бы далеких друг от друга явлений была, тем не менее, замечена очень давно. Поразительно точно (на основании личного опыта нравственных падений) в конце своей жизни сказал об этом премудрый Соломон: «Волнение похоти развращает ум» (Прем. 4, 12). Существование взаимосвязи между качеством мыслительных способностей и сексуальным поведением можно видеть и в том, что слово целомудрие, которое обозначает целое, неповрежденное мудрование, иначе - целостное разумение, объемное в? дение (по греч. sojrosunh - благоразумие), издавна употребляется для обозначения телесной чистоты и непорочности, потеря которых, как оказалось, непосредственно влечет за собой и потерю правильного мышления, т.е. того самого целого, неповрежденного мудрования. Разорванность мышления, которым страдает сегодня все человечество - результат потери целомудрия, т.е. телесной чистоты (напоминаю, что интимные отношения в законном браке вполне законны и не нарушают целомудрия)».
То, что у либеральных хулителей поста некогерентное мышление, очевидно. Они постоянно требуют изменения церковных канонов на основании того, что каноны часто нарушаются. «Логика» железная: вы начали курить? Так пора начать каждый день пить водку и блудить, все равно ведь согрешил, так чего теперь стесняться! Вы зазря обругали человека? Так теперь еще и набейте ему морду лица! Чего уж теперь стыдится.
Так, постепенно, можно придти и к дальнейшему умозаключению: «Заповеди постоянно нарушаются. Так отменим же их совсем! Ура товарищи!»
Все это напоминает действия бывшего политического кумира украинских маргиналов либерального толка. На основании того, что ГАИ плохо работало, он решил... отменить ГАИ (им бы понедельники взять и отменить!). И сводки с дорог стали напоминать сводки боевых действий...
Церковь выдвигает запредельно высокий идеал стать совершенным, как наш Отец Небесный. Запредельно высокие заповеди и аскетические правила. Чтобы мы, стремясь к ним, достигли хоть небольшой части нужной высоты. А там уж есть надежда, что Божья Благодать восполнит недостающее. Кому это непонятно, тот не христианин. Если не де-юре, то де-факто. Ведь любое антицерковное действие или высказывание может моментально отобрать Благодать и отрезать человека от Церкви, даже если Церковь земная не успевает этого сделать.
Посему надо отбросить навязанное нам деление на «консерваторов» и «либералов». Есть одно деление: церковный народ и антицерковные силы. Церковный народ тоже погряз в нехороших вещах, но он хоть сознает свое недостоинство. Кается и пытается стать лучше. Его оппоненты, вместо того, чтобы стать лучше, пытаются Церковь сделать хуже.
К несчастным можно испытывать только жалость, осуждая при этом их грехи. Но крайне мала вероятность их покаяния. Легко может исправится тот, кто просто грешит. Но очень тяжело тот, кто учит грешить других.
1. а в народе анекдоты рождаются...