В последние декабрьские дни 2009 года в центре Петербурга в Петропавловской крепости спешно вынимали останки жертв красного террора. В братской могиле лежали 17 человек. Захоронение было вскрыто случайно, в процессе строительства автостоянки, при рытье дренажной канавы у бастиона Головкина. (Обнаружение могил путем рытья дренажных канав - своеобразный «метод» раскопок в Петропавловской крепости. Начиная с1989 г. - это третье по счету захоронение расстрелянных людей, которое нашли строители).
Ночью 27 декабря археологи, приглашенные из института материальной культуры, закончили на месте трагедии свою работу. Останки были подняты и переданы в музей истории города для определения дальнейшей их судьбы... Строительство же автостоянки не прекращалось - гудели самосвалы, грузил песок экскаватор, строители не знали отдыха ни днем ни ночью, не обращая внимания на многодневную пургу, которая превратила Санкт-Петербург в гигантский снежный сугроб. Субподрядчик ООО «Возрождение» спешил со строительством подъездных путей к автостоянке.
Минула новогодняя ночь с шумным гулянием - в 4 сцены на Дворцовой площади. Бесчисленное количество раз гигантская световая реклама, размещенная на стенах Петропавловской крепости, поздравила население Санкт-Петербурга с новым годом.
К 1-му января расстрельная яма была замощена под участок дороги - тротуарным камнем По ней вскоре стали ходить случайные и не случайные прохожие, - очень удобный островок среди разрытых ям и колдобин Вскоре дорожка, более длинная и мощенная тем же камнем, протянулась согласно проекту, ближе к протоке... Но первая дорожка, которую соорудили над расстрельной ямой, особая.
Кто-то в начале января на покрывшем ее свежем снегу написал крупными буквами «Кровь их на нас и детях наших».
Осквернение
В январе почетный гражданин города Даниил Гранин обратился к властям Санкт-Петербурга с просьбой отметить мемориальное место расстрельной ямы установлением креста и, как сообщалось в прессе, получил отказ. Причина отказа - необходимость сохранить исторический ландшафт. Власть предержащие считают, что крест нарушит панораму крепости. В отличие, очевидно, от лазерных шоу, ресторана, площадки для гольфа, световых реклам на крепостных стенах, то и дело возникающих многометровых песчаных и ледяных скульптур, подмостков, навесов, галерей, рыбных рядов (на фотографиях в городских газетах хорошо видно, что базар в праздник корюшки уже не первый год располагается как раз в районе братской могилы).
Кажется бесспорным, что на месте захоронения должен стоять крест. Крест - глубокий символ жертвы. Он должен быть поставлен на месте расстрельной ямы в память не только 17-ти жертв репрессий, для которых бывшая территория монетного двора стала Голгофой, но трагедии целого народа, как знак покаяния. За поклонение идолам, которые постоянно требовали крови, за ложь и беспамятство...
Появление мощенной дороги вместо креста означает, что это место будут топтать тысячи ног и давить колеса машин. Кощунственно! Но ответственные лица стараются нас разубедить. Директор музея истории Санкт-Петербурга и Петропавловской крепости А.Калякин на отчетном собрании по итогам года заявил, что могила мол, пуста, останков в ней больше нет, да и в Петербурге нет места, где бы не проливалась кровь. «Так что же, ничего теперь не строить?» - удивлялся он.
Господин К.Д.Плоткин на заседании КГИОПа 18 февраля, где обсуждалась судьба найденных останков, заявил, что автостоянка строится достаточно далеко от места захоронения, и закат могилы «под асфальт» просто невозможен, это «ошибочно» утверждают журналисты. Путем словесной эквилибристики автостоянка, таким образом, у г-на Плоткина оторвалась от подъездных путей, и дорога на крови превратилась в простое «благоустройство территории», которое не должно вызывать споры. И надо думать, что это не последние лукавые словесные упражнения, для того, чтобы выдать черное за белое.
Существует память места. Есть в нашем городе в начале Невского проспекта «сторона улицы, которая во время артобстрела наиболее опасна», как гласит мемориальная доска на стене дома. На этом месте во время блокады пролилась кровь множества ленинградцев. Зимой и летом здесь можно видеть живые цветы. Особенно много их в день Победы... Есть Храм на крови - место пролития крови императора Александра II Освободителя, сооруженный в свое время гражданами Российской империи и чудом уцелевший во время гонений на Церковь.
Нынешний Петербург готовится войти в историю построением автостоянки на крови (подъездных ее путей, если быть точными в деталях). Выражение «на крови» в данном случае не метафора. Да, тела извлечены, но кровь в угольной яме, которая морозной ночью текла из простреленных голов, осталась. Как осталась она на диване, где лежал умирающий Пушкин, - и была обнаружена 172 года спустя... В расстрельной яме остался прах, даже после извлечения костных останков. И это делает строительство дороги по расстрельной яме осквернением памяти погибших, а равнодушное молчание жителей города превращает нас в соучастников беззакония.
Кто они?
Вопреки мифу о бескровной революции, убийства и расстрелы без суда и следствия вошли в жизнь граждан Российской империи сразу после захвата власти большевиками. В тюрьму Трубецкого бастиона и гаупвахты крепости, находившихся в руках большевиков, первыми поступили арестованные министры Временного правительства. Но не только они.
Читаем в «Записках коменданта Кремля» (а до того коменданта Смольного) П.Малькова: «29 октября 1917 года. Вызывает Подвойский: юнкера захватили телефонную станцию. Смольный ни с кем не соединяет. Надо их оттуда немедленно вышибить... В Петропавловской крепости взяли пушку, прицепили к трамвайному вагону и двинулись на Морскую, где помещалась телефонная станция... Подъезжаем к Морской... отцепили пушку, выкатили ее на руках к телефонной станции и кричим: сдавайтесь, не то сейчас откроем пальбу, камня на камне не оставим. Посовещались юнкера и выбросили белый флаг. Выходит из здания человек тридцать, мы их отправили в Петропавловскую крепость». Об участи юнкеров записки, конечно, умалчивают.
В 1918 году Петропавловская крепость вошла в систему тюрем ВЧК и расстрелы, в том числе на территории Заячьего острова, стали обыденной черновой «работой» ведомства.
«Как сейчас живо помню, - писал в воспоминаниях И.М.Ляпин, член Тройки по проведению красного террора в Петрограде, - когда мы, группа активистов-руководителей партийной и советской организации, поехали в Петропавловскую крепость, захватив с собой несколько арестованных, в числе их одного петербургского полицмейстера с тем, чтобы там самим непосредственно произвести расстрел. Но, приехав в Петропавловскую крепость, Трубецкой бастион, у охраны выяснилось (так!) что могилы для предполагаемых к расстрелу не подготовлены и еще какие-то мелкие формальности нам помешали произвести в тот момент самим расстрел».
По признанию Ляпина, на него возлагалась задача составлять списки. В основу этой работы были взяты регистрационные списки офицеров и т.п. лиц. «Я припоминаю, что наши арестованные делились на несколько групп. Одни направлялись на баржу и другие подобные места, другие отправлялись в Петропавловскую крепость, в ликвидационный Трубецкой бастион, где были заполнены все камеры теми, кто должен быть расстрелян» (по некоторым данным, содержалось в тюрьме Трубецкого бастиона 500 человек).
Велико было у некоторых одержимых злобой и бесноватых товарищей желание убивать («ликвидировать») лично «врагов народа». По воспоминаниям содержавшихся в бастионе, арестанты, прибывшие в Петропавловскую крепость, не всегда доходили живыми до камер, - солдаты охраны с ними расправлялись по дороге.
30 января 1919 года в Петропавловской крепости расстреляли как заложников 4-х великих князей Романовых, людей разных политических взглядов, которых объединяло одно - в них текла царская кровь. Великий князь Дмитрий Константинович - монархист (последний владелец Дворца в Стрельне, который успел передать новому государству), Великий князь Павел Александрович, сын Александра II, меценат, сторонник конституционной монархии (его тщетно пытался спасти от расстрела М.Горький), Великий князь Георгий Михайлович далекий от политики Августейший директор Русского музея Императора Александра III в Петербурге, нумизмат, Великий князь Николай Михайлович, председатель Императорских Российских Исторического и Географического обществ, известный либеральными взглядами историк, член французской Академии. Все они, как члены царской династии, могли претендовать на престол, и поэтому на них шла настоящая охота. Последние минуты жизни они были вместе. Трое из них прославлены Русской Зарубежной Церковью, над четвертым висит обвинение в масонстве, ничем серьезным не подтвержденное. Не исключено, что останки великих князей Романовых также находятся в найденной братской могиле. Вдова Великого князя Павла Александровича Ольга Валерьяновна Палей писала в воспоминаниях, что, как ей рассказывал тюремный врач, великие князья были брошены в яму, где уже лежали тела 13 человек... В июне 1999 года великие князья были реабилитированы посмертно. Невинно убиенные, - на юридическом языке они названы жертвами политических репрессий.
Кто бы ни был среди 17-ти невинно убиенных в Петропавловской крепости, чьи останки в наши дни извлечены из братской могилы, их судьба вписана в историю города навеки. Они вошли в исторический ландшафт не только города, но и России.
Под влиянием протестов «Мемориала» и других общественных организаций в середине февраля строительство автостоянки временно приостановлено (в связи с археологическими изысканиями). Но в любой момент оно может быть возобновлено. Проект автостоянки, принятый советом по культурному наследию при администрации города, никто не отзывал. А чтобы осквернить место, которое было последним земным пристанищем невинно убиенных, хватило нескольких дней.
Судя по тому, что голос почетного гражданина, прозвучавший в защиту жертв беззакония, стал гласом вопиющего в пустыне, надеяться остается разве что на Бога.
Поднятые в Петропавловской крепости останки - это событие, которое будет иметь очень большой резонанс, не только в России, но и за рубежом, хотя в январе городская пресса освещала факт скупо, - два коротких сюжета по телевидению в новостях, по нескольку строк в петербургских газетах. Явление злого духа гражданской войны в Петропавловской крепости под новый год, было вытеснено обсуждением невиданного снегопада, нехватки лопат и дворников и чрезвычайных мер, которые принимала администрация города по расчистке города. Возможно, кому-то казалось, что бесчеловечное и тайное преступление, которое открылось в Петропавловской крепости, дело прошлого. Однако именно нашему времени доверена возможность раскрыть убийство, не имеющее по духовным законам срока давности. Беззаконие, совершенное 90 лет назад, имеет свойство быть беспристрастным показателем нашей нынешней совести, памяти, духовного состояния... Если все здоровые силы общества не объединятся, чтобы остановить кощунство, которое совершается уже в наши дни, нас ждут тяжелые времена.