Сегодня либерально-настроенная интеллигенция Украины ведет непрерывные дискуссии об опасности Русского мира - как глобального проекта «русского империализма». На самом деле по-настоящему они боятся другого - возвышения голоса Православной Церкви и укрепления её влияния. В своем противостоянии западному влиянию Русский мир опирается на религиозные, человеческие, духовно-культурные и материальные ценности собственной православной цивилизации Святой Руси. Поэтому неслучайно вся критика на телевидении и в прессе ведется в направлении компрометации концепции Русского мира. Так как эта концепция является реальной альтернативой модели построения и развития общества по другим принципам, нежели предлагает западный либерализм и социал-дарвинизм рыночной экономики. Социальные и духовные векторы Русского мира ориентированы на сохранение духовных приоритетов и связей, церковного и канонического единства Православия, культурной самостоятельности русской цивилизации, поддержку культурных объединительных процессов на постсоветском пространстве.
Православные духовные ценности, нравственное оздоровление, социальная справедливость - вот те светоносные векторы Русского мира, которые по-прежнему внушают настоящее опасение украинским националистам и либералам Запада. Парадокс нынешних так называемых либеральных реформ состоит в том, чтобы ослабить влияние духовных идей и нравственных устремлений человечества. После крушения коммунистической доктрины в Советском Союзе, которая была реальной силой противодействия западной либеральной модели развития мира, политической мысли Запада очень невыгодно, чтобы люди постсоветского пространства нашли иные собственные источники политологической мысли и социальной динамики, жили православной верой, эсхатологической надеждой и христианским упованием. Многим политическим силам, как на Западе, так и у нас странах бывшего Советского лагеря, нужно чтобы народ оставался глухим к религиозным идеям, православной традиции, жил только эмоциональной «патриотической» патетикой, предвыборными обещаниями, обвинениями, спекулятивным политическим популизмом и телевизионными шоу. По этой части современный либеральный эксперимент развлечения народа и «оболванивания масс» в странах бывшего Советского Союза надо признать удался.
Объявив «смерть» Русскому миру, современные прагматики «демократических инициатив» отдают человеческую жизнь на откуп политическим лидерам олигархических групп, бюрократам коррупционерам «шароварного, трипольского патриотизма», шоуменам телевидения и просто шарлатанам от современной политики. Негативные и разрушительные последствия всего этого уже ощущаются. Современный человек, избавленный от всякой опеки со стороны Православной Церкви, оказался столь уязвимым перед стихией разнузданной чувственности, манипуляции, обмана, что это грозит подрывом всех сложившихся социальных институтов цивилизации. Мы убеждаемся, что современный либерально-позитивистский миф о «смерти» и «интеллектуальной ограниченности» Русского мира оказывается еще более опасным и разрушительным, чем коммунистическая идеология.
Для того, чтобы избежать краха и социального развала стран постсоветского пространства и полного одичания современного человека, мир должен перестроить свои принципы и ценностные приоритеты с модели потребления на аскетическую модель созидания. Инерция прежней модели развития общества, ценностные категории либеральной модели прямо ведут в «джунгли социал-дарвинизма» и «финансово-экономического каннибализма».
Пропасть «открытого рынка», проявляется в тенденциях разрушения нормативной базы нашего общества, в подрыве моральных и культурных основ человеческого поведения. Подобно тому, как либеральная доктрина опиралась на рыночную экономику, научно-технический прогресс и индивидуалистическую мораль, грядущая альтернативная фаза возрождения и модернизации всемирной истории должна опираться на духовную модель, глубинные духовные интенции, потенциал которых предстоит мобилизовать и конвертировать в новые социальные практики человеческой деятельности. И это не мечты и фантазии, выстроенные на фундаменте православной эсхатологии, а жизненно-необходимое условие, без которого современный мир сам себя уничтожит и взорвет изнутри социальной нестабильностью, конфликтами и противоречиями.
В истории Киевской Руси, Московского Царства, Российской Империи, советского времени и в современный период Православная Церковь всегда стояла на стороне слабого человека, против сильного и тем самым ломала греховную земную логику «естественного отбора», согласно которой сильный всегда торжествует над слабым человеком. Сегодня само понятие социальной справедливости объявляется сильными мира сего «антропоморфной иллюзией», «онтологическим абсурдом» (Фридрих фон Хайек). Таковы же и реальности общественного бытия стран постсоветского пространства, где происходит повсеместное игнорирование собственной исторической и духовной традиции в угоду либеральным реформам. Забыты слова выдающегося философа Александра Панарина: «Россия потому и получила в народном сознании название Святой Руси, что ее государство осуществляет - на грешной земле и грешными земными средствами - священный парадокс христианства, обещающий слабым грядущее торжество, сильным - грядущее унижение». Чтобы реализовать христианский принцип служения слабым в политической сфере и социальной политике государственная власть и политические деятели должны видеть в своей жизни не только материальные приоритеты, но и ощущать высшие духовные ценности.
Нельзя забывать главного, что православное богословие способно не только объяснить духовные искания человека, но и преобразить социально-политическую сферу жизни общества. Наглядным примером этого может стать воплощение концепции Русского мира, на основе христианских ценностей, но без политических спекуляций и националистических «истерик» по поводу «молитв и благословений» Московского Патриарха.
Русский мир, раскрывая свои социально-политические и культурные возможности, может стать сердцевиной современной жизни стран постсоветского пространства. В то время как либеральная идеология задает программу отчуждения человека от природы, духовных вопросов. Удаляет человека от религиозных смыслов, замещая их мертвой, механической материей, Русский мир актуализирует царское служение человека Богу, спасающего в себе все мироздание, всю природу, приводящего мир к ответственности перед Творцом и грядущим Царством Христовым. Подобное обстоятельство позволяет говорить о динамичном развитии Русского мира: от монашеской кельи до президентского дворца.
Русский мир, одухотворенный социальной мыслью Православия, а не политическими противоречиями национал-патриотических движений, монархических групп, позволяет православным народам найти общие пути развития и выработать общую платформу теории и действия по созданию и укреплению наднационального проекта - православной цивилизации Святой Руси. А русскому и украинским народам, без всяких шовинистических амбиций, продолжить великую миссию Рима и Константинополя - проповедовать Православие всему миру в догматической чистоте и богословской целостности. Таким образом, Русский мир может быть общим понятием, характеризующим основные тенденции преображения социально-общественной жизни на основе православных ценностей.
Всё это говорит о том, что значение концепции Русского мира не ограничиваются исключительно философской сферой. Сегодня необходимо направить свет христианской истины на плоскость социальной реальности современного человека. Христианская социальная мысль, рассматривая концепцию Русского мира, затрагивает важнейшую проблему сохранения самобытной православной цивилизации в условиях стремительного процесса политико-правовой, экономической и культурно-информационной глобализации. Призыв Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла к построению Русского мира и укреплению его границ - это путь вселенской миссии Православия, духовного единства, культурно-исторической правды, социальной справедливости. Это проект социальной активности православных христиан, разделяющих концепции Русского мира.
Значение концепции Русского мира в современных геополитических процессах требует своего дальнейшего изучения и анализа. Это объясняется, главным образом, тем, что интерес к этой проблеме вызван не только актуальностью этого вопроса, но и его важностью в условиях глобального кризиса западной мысли и идеологии.
Протоиерей Дионисий Мартышин, профессор Международной Кадровой Академии, доцент Киевской Духовной Академии