Иеромонах Александр (Синяков): Одна из целей Парижской семинарии - свидетельствовать о Православии западному обществу

Иеромонах Александр (Синяков) 
Проблемы церковной жизни 
0
20.02.2010 3187

От редакции: Вчера Агентство религиозной информации «Благовест.инфо» опубликовало интервью с ректором Парижской духовной семинарии иеромонахом Александром (Синяковым), которое было сразу же перепечатано официальным сайтом Московской Патриархии «Патриархия.Ру». Иеромонах Александр стал особенно известен православной общественности после публикации в январе с.г. открытого письма бывшего семинариста Андрея Серебрича, в котором последний заявил об уходе из престижной семинарии, поскольку продолжение обучения в ней стало для него недушеполезным. Молодой человек объяснил, что причиной его ухода из учебного заведения стали неправославные высказывания и действия руководства семинарии, которые смущали его совесть. И вот теперь, по прошествии более чем месяца после скандала, ректор выступил публично с разъяснениями. Поскольку РЛ одна из первых опубликовала письмо Андрея Серебрича, полученное нами по почте, и видимо нас имеет в виду отец Александр, когда говорит в интервью о публикации письма «на недоброжелательных сайтах» (к слову, никакой недоброжелательности ни к отцу ректору, ни тем паче к Парижской семинарии РЛ, разумеется, не имела и не имеет), мы решили републиковать у себя интервью иеромонаха Александра (Синякова). Полностью, во избежание недоразумений.

Однако, предваряя републикацию, стоит заметить, что интервью вызывает только новые недоумения, а вовсе не рассеивает сомнения, как стоило бы ожидать. Текст интервью и сама его форма классический пример пиара. Причем, пиара неудачного, не достигающего своих целей.

Интервью опубликовано нарочито на внешне независимом ресурсе. Однако известно, что агентство «Благовест.инфо» изначально было создано именно как католическое, потом, правда, как не раз заявляли руководители агентства, оно перестало быть таковым. Поскольку отца Александра подозревали именно в филокатоличестве, место публикации интервью нельзя признать удачным.

Иеромонах Александр определенно заявляет, что «те неправославные богословские взгляды, которые мне приписываются в этом письме, я никогда не разделял и не разделяю». Это, конечно, должно рассеять возникшие подозрения, что он криптокатолик. Однако такого общего заявления в сложившейся ситуации явно недостаточно. Иеромонах Александр заявляет, что обвинения против него выдвинутые несправедливы. И только. Но в письме А.Серебрича ведь шла речь о конкретных фактах: семинаристов заставляют брать благословение у католических священников; семинаристам возбраняют свидетельствовать о Православии перед католиками, с которыми они общаются (при этом провозглашается, что как раз свидетельство о Православии западному миру и является целью создания семинарии); семинаристов заставляли ходить на лекции в праздник Рождества Христова, чтобы не обидеть «братьев-католиков», для которых праздник уже прошел; семинаристов учат, что нет разницы в православном Символе Веры и католическом. Из интервью отца ректора совершенно непонятно: правда ли все это или неправда. Если отец Александр рассчитывал на восстановление доверия к себе, то общественность вправе ожидать, что он опровергнет все эти обвинения. А вот этого как раз в интервью и нет, зато отец Александр по старой советской привычке, непонятно каким образом им, еще совсем молодым человеком, приобретенной, много рапортует об успехах вверенной ему семинарии.

Впрочем, предлагаем читателю самому составить представление об аргументах иеромонаха Александра.

- Отец Александр, прошел семестр первого учебного года в русской духовной семинарии во Франции. Расскажите, пожалуйста, о вашем учебном заведении - ведь это первая семинария нашей Церкви, открытая за пределами ее канонической территории (не считая семинарии в Джорданвилле)?

- Наша семинария действует чуть более трех месяцев. Первых студентов мы приняли в сентябре. Занятия начались 5 октября. Торжественное открытие состоялось 14 ноября прошлого года - его возглавил председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата архиепископ Волоколамский Иларион. Очень большой интерес создание нашей духовной школы вызвало в европейских СМИ.

Все в нашей семинарии находится в процессе становления. Мы постоянно адаптируемся, пытаясь найти середину между идеалом и существующими возможностями. Осваиваем наши новые помещения. Стараемся построить добрососедские отношения с местным населением.

Не обошлось и без некоторых испытаний. В последнее время в некоторых СМИ распространялось «открытое письмо» одного бывшего студента нашей семинарии. Нас оно очень удивило. Студент уехал на рождественские каникулы, расстались мы с ним в теплых отношениях. Никакого недовольства за два месяца пребывания в семинарии он не высказывал, хотя общались мы с ним каждый день. Активно участвовал во всех мероприятиях. После каникул он не вернулся в сроки, о которых сообщал, написав мне, что столкнулся с частными проблемами. Более недели мы не получали от него никакой информации, все мои электронные сообщения оставались без ответа, а потом вдруг было опубликовано открытое письмо на недоброжелательных сайтах. В нем выдвигаются очень серьезные и несправедливые обвинения. С полной ответственностью могу сказать, что те неправославные богословские взгляды, которые мне приписываются в этом письме, я никогда не разделял и не разделяю. Я считаю особой благодатью быть православным и надеюсь таковым умереть. Всегда считал для себя огромной честью быть сыном и служителем Русской Православной Церкви, учение которой разделяю всем сердцем. Последние годы старался посвятить именно тому, чтобы донести голос русского Православия до западного общества.

Хочу подчеркнуть, что семинария наша существует в особом контексте. Живем мы в стране с долгой и непростой историей и с высоко развитой культурой. Мы не можем игнорировать тот факт, что, несмотря на очевидную секуляризацию, французская культура и история тесно связана с Католической Церковью. Нам не просто было заинтересовать католических собеседников в проекте создания русской православной семинарии во Франции. Но когда нам это удалось, они согласились нам помочь в поиске помещений, что в настоящее время довольно сложно в парижском регионе с теми ограниченными средствами, которыми располагает Корсунская епархия.

- В чем Вы видите миссию Вашей духовной школы?

- У нашей семинарии несколько задач. Они сформулированы в послании, которое Святейший Патриарх Кирилл направил по случаю торжественного открытия нашей духовной школы. Это, во-первых, подготовка священнослужителей для заграничных приходов Русской Православной Церкви. Служение за рубежом - сложная и ответственная миссия, которая требует особой подготовки и знания изнутри западного общества, а также глубокой и непоколебимой приверженности своей родной православной традиции.

Вторая наша цель - дать возможность будущим пастырям из России, Украины и соседних стран поучиться во Франции, познакомиться с жизнью и опытом местных христиан, как православных других Поместных Церквей, так и римо-католиков и протестантов.

И, наконец, не менее важная цель - это быть еще одним местом свидетельства о Православии во Франции. В этом мы нисколько не создаем конкуренции существующим православным учреждениям, а стараемся внести свой вклад в общую миссию. Мы часто принимаем в семинарии французов, верующих и неверующих, интересующихся русской православной традицией. Учатся у нас и студенты других Поместных Православных Церквей. Работаем над переводами богослужебных текстов. Стараемся сделать доступным для западного человека наследие Русской Церкви.

- В чем особенности учебного процесса в семинарии?

- Половина занятий проходят в самой семинарии (в понедельник, вторник и среду). В четверг и пятницу студенты учатся в Сорбонне. В этом году они только знакомятся с французской университетской системой, а со следующего года будут записаны на полноценный философский курс. Кроме того, семинаристы ходят на одно занятие в Католический университет.

- Каков преподавательский состав семинарии, кто будет обучать будущих семинаристов?

- Большинство преподавателей семинарии - клирики и миряне Корсунской епархии. Два преподавателя - из Брюссельско-Бельгийской епархии. Читают в семинарии лекции и два преподавателя Свято-Сергиевского православного института. Латинский язык и историю западного христианства читают два преподавателя-католика. Мы надеемся также, что к нам смогут приезжать специалисты из России и Украины для чтения отдельных лекций или цикла лекций.

- Выходцы из каких стран учатся сейчас в семинарии?

- В настоящее время у нас учится 12 студентов из России, Украины, Молдавии, Румынии, Белоруссии, Швейцарии, Австралии и Колумбии. 20 человек учатся экстерном, это наши православные соотечественники из Франции, Германии, Испании и Португалии. Они приезжают раз в два месяца на особые сессии.

- В каких стенах располагается семинария, каковы условия жизни и быта семинаристов?

- Семинария располагается в бывшем женском католическом монастыре, самая старая часть которого датируется XVII веком. Монахини переехали в новое здание, оставив нам все необходимое для существования. Мы им за это очень признательны. Это позволило нам принять первых студентов уже в этом году. Найти подобное здание было для нас настоящим чудом. За это мы каждый день благодарим Бога.

Семинаристы живут в отдельных комнатах. Мы постепенно оборудуем русско-французскую библиотеку при поддержке Фонда «Русский мир» и французского издательства «Серф». Сейчас стараемся также наладить производство просфор и свечей. Мечтаем установить небольшую типографию в просторных технических помещениях для издания православной литературы на французском и других европейских языках.

- Распорядок дня студентов отличается от семинарий в России, Украине, Беларуси и т.д.?

- Может быть, единственной особенностью является то, что в семинарии мы служим Божественную литургию каждый день (когда это позволено уставом). Особенный распорядок у студентов в четверг и пятницу, когда они ездят на занятия в Сорбонну.

- Как строится духовная жизнь ваших слушателей?

- В этом году в семинарии постоянно проживают три священника, духовно окормляющие учащихся. Большую духовную поддержку нам оказывают преподаватели в священном сане, приезжающие из других мест. Семинаристы большое значение уделяют таинству исповеди и с усердием участвуют в ежедневных богослужениях.

- Посещают ли ваши студенты с экскурсиями знаменитые культурно-исторические места Парижа и Франции?

- Мы этому уделяем большое значение. Единственная проблема - это нехватка времени и средств. Однако в некоторые замечательные места Парижа и его окрестностей нам удалось уже съездить. Остальное - впереди.

- Планируете ли вы в будущем устанавливать своего рода побратимские отношения с семинариями в России?

- Мы об этом мечтаем. Без поддержки духовных школ России наша семинария не выживет.

Беседовал Михаил Киселев

Иеромонах Александр (Синяков) - ректор Парижской духовной семинарии Московского патриархата, секретарь Корсунской епархии по связям с общественностью, прессой и религиозными организациями. Назначен на эту должность Священным Синодом Русской Православной Церкви 17 июля 2006 года. Одновременно сотрудник представительства РПЦ при европейских международных организациях в Брюсселе (с сентября 2002.) О. Александр является также секретарем епархиального совета и главным редактором «Вестника Русской Православной Церкви», журнала Корсунской епархии на французском языке.

Иеромонах Александр родился 24 октября 1981 г. в Ставропольском крае. В июне 1997 окончил с золотой медалью среднюю школу. С 1997 по 1998 состоял в братии Свято-Троицкого Ипатьевского мужского монастыря г. Костромы. С 1998 по 2001 учился в университете г. Тулуза (Франция) на факультете философии и богословия, а также одновременно в Свято-Сергиевском православном богословском институте в Париже. С 2001 по 2002 обучался на факультете филологии Парижского университета Сорбонна и в Свято-Сергиевском институте. В июне 2002 защитил магистерскую диссертацию в Свято-Сергиевском институте под руководством профессора Николая Лосского. Тема диссертации: «Экклесиологическая оценка схизматических сообществ в соборных документах Русской Православной Церкви». В июне 2003 защитил магистерскую диссертацию на кафедре истории древних и средневековых обществ Сорбонны. Тема диссертации: «Влияние учения святителя Григория Богослова на христологические споры от Халкидонского до второго Константинопольского соборов».

С 2003 пишет докторскую диссертацию в Сорбонне и в Лувенском университете (Бельгия).

12 сентября 2003 пострижен в мантию епископом Венским и Австрийским Иларионом (ныне митрополит Волоколамский, председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата) в венском Свято-Николаевском соборе с наречением имени Александр в честь святителя Александра, архиепископа Константинопольского. 14 сентября 2003 рукоположен в диакона. 14 ноября 2004 тем же архиереем рукоположен в сан иеромонаха.

С 2004 по 2006 преподавал русскую цивилизацию и историю Церкви в университете Париж IV - Сорбонна. В тот же период являлся клириком Свято-Троицкого ставропигиального патриаршего подворья в Брюсселе.

15 апреля 2008 Священный Синод РПЦ назначил иеромонаха Александра ректором Парижской духовной семинарии. В семинарии он преподает догматическое богословие и греческий язык.

В январе 2009 о. Александр был участником Поместного собора Русской Православной Церкви от Корсунской епархии.

Впервые опубликовано Агентством религиозной информации «Благовест.инфо»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

5. Максиму-монархисту

Ну, вот Вы все объяснили, и все стало понятно. Вы еще документы семинарии процитируйте. Разумность у нас разная - вот в чем дело. Вы не видите проблем, Ваши оппоненты видят.
С. Шараков / 23.02.2010 16:31

4. Re: Иеромонах Александр (Синяков): Одна из целей Парижской семинарии - свидетельствовать о Православии западному обществу

Где Вы у меня злобу-то нашли? Не можете конкретизировать?
С. Шараков / 23.02.2010 09:58

3. Анне

Вот-вот - все нитками шито
С. Шараков / 22.02.2010 19:01

2. Re: Иеромонах Александр (Синяков): Одна из целей Парижской семинарии - свидетельствовать о Православии западному обществу

В общем, конечно, отвечать на обвинения по пунктам ректор семинарии не обязан. И вообще, ждать от ретокра объяснений в данном случае не приходится. Скажи тому же Кочеткову, что он переступает православные границы, так он ответит то же, что и отец-ректор: православные мы. Тут вот какого рода вопросы встают: зачем нужна семинария в Париже? Ректор гооврит, что для православного свидетельства в Европе. Помимо того, что ответ затасканный ( он применяется в ответ на обвинения православных в участии в экуменическом движении), так он и недостаточный, и не единственный. Недостаточный, потому что... создавать за рубежом семинарию (когда в России есть проблемы с семинариями) для проповеди.... Не единственный, потому что вторым пунктом стоит: подготовка пастырей для России. А вот это интересно - зачем это за тридедесять земель щи хлебать ехать? Что может дать сорбонна пастырюю, который собирается в России служить? Не есть ли это современная форма иезуитских колледжей, в которых некоторые наши иерархи обучение проходили?
С. Шараков / 22.02.2010 16:39

1. Странный и сомнительный ответ отца Александра

Ректор Парижской семинарии РПЦ опровергает обвинения в свой адрес http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=32718 Опровержение отца Александра, мягко говоря, неудовлетворительное. Он не ответил на все обвинения. Ответ же на некоторые обвинения весьма сомнителен. Например, он пишет : «О Filioque считаю, что его добавление в Символ веры противоречит церковному преданию и канонам». Между тем, как Filioque – это не каноническое, а догматическое нарушение. Отец Александр смягчил степень серьезности Filioque. Остается гадать, сделал ли он это сознательно или по недоумию. Странный и сомнительный ответ отца Александра на обвинения бывшего парижского студента наводит на очень неприятные размышления……………а может, студент в какой-то степени был прав????
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Иеромонах Александр (Синяков)
Все статьи Иеромонах Александр (Синяков)
Проблемы церковной жизни
«Позиция Сербской Церкви к ПЦУ не изменится»
Предстоятель Сербской Православной Церкви отметил лёгкость, с которой Фанар нарушил каноны на Украине
17.01.2022
Социальные функции Церкви
Мы приближаемся к критической точке, когда разделение на верующих и неверующих произойдёт до последнего человека
17.01.2022
Сладкое слово «инквизиция» душе покоя не даёт!
Как «Собор православных мирян» пытается стать самочинным контролёром над иерархами
14.01.2022
Станет ли кощунство нормой светского общества?
Об очередном фотографировании нагишом на фоне храма: что делать и кто виноват?
12.01.2022
Православный мир гораздо шире, чем «православные патриоты»
Социологические опросы никогда не согласятся, что православных в нашей стране большинство
12.01.2022
Все статьи темы
Последние комментарии
Не хватает слова Правды
Новый комментарий от Олег В.
23.01.2022 01:55
Как трупами расчищался путь Горбачёву
Новый комментарий от Кирилл Д.
23.01.2022 00:34
Социальные функции Церкви
Новый комментарий от Кирилл Д.
22.01.2022 23:56
Рано хоронить православных патриотов!
Новый комментарий от С. Югов
22.01.2022 22:57
О чем же говорил старец Паисий?
Новый комментарий от Русский Иван
22.01.2022 22:21
«Кровавое воскресенье»: правда и вымысел
Новый комментарий от Русский Иван
22.01.2022 22:16
Русская ли это идея - Третий Рим? Часть первая
Новый комментарий от Василий З.
22.01.2022 22:15