Боголюбовский монастырь - один из крупнейших и древнейших монастырей России. Он настолько богат своей историей, что ему в этом плане может позавидовать даже Троице-Сергиевская Лавра. Собственно, по количеству монахинь, храмов, святынь, он и сам вполне заслуживает статуса Лавры. Сегодня для России он, возможно, то же, что для нынешней Украины - Почаевская Лавра, находящаяся там как бы на втором месте по почитанию после Киево-Печерской. «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет...».
Недаром основал эту обитель первый некоронованный царь Руси - святой благоверный великий князь Андрей Боголюбский. Тут есть некая духовная закономерность: этот оплот державности, княжеская резиденция и монастырь, который святому князю Андрею велела построить сама Матерь Божья, в наши дни, после возрождения из разрухи, снова стал оплотом православных патриотов и государственников. Князь Андрей Боголюбский основал монастырь после особо тяжких лет княжеской междоусобицы, после упадка Киева и Южной Руси, чтобы преодолеть смуту и укрепить Церковь и государство. Современные восстановители обители подняли ее из развалин тоже после многих десятилетий смуты, после отпадения Юга Руси, также надеясь, молитвами Святого Благоверного Князя Андрея и Богородицы возродить Святую Русь, укрепить ее государственность и веру, спасая тем самым души людей. Кстати, нынешний восстановитель обители, архимандрит Петр (Кучер), как и святой князь Андрей, переехал туда из Украины. Последний царь был, как известно, злодейски убит в день памяти первого некоронованного царя. Сатанисты, видимо, хотели таким образом символически умертвить идею православной монархии на Руси. Символически убить и саму память о первом и последнем самодержцах. Но монастырь, твердо чтущий и помнящий обоих святых правителей - зримое проявление воли святого князя Андрея Боголюбского, который посещала и Святая Царская Семья, - ныне стал сегодня одним из главных центров возрождения идеи богоустановленного строя. Неудивительно, что Боголюбово, построенное этим первым русским царем, было недавно удостоено чуда проявления лика святого царя Николая на стене главного храма, прямо над алтарем. Там замироточила и икона Царственных Мучеников.
Добавим к этим неслучайным «совпадениям», что последний настоятель Боголюбовского монастыря, исповедник веры, святитель Афанасий (Сахаров), сильно пострадал из-за своей непримиримо негативной позиции к обновленчеству. И сейчас, после возрождения обители, архимандрит Петр уже немало пострадал из-за своего неприятия того явления, которое покойный Патриарх Алексий назвал нео-обновленчеством...
Русь, как известно из церковного предания - Удел Пресвятой Богородицы. И именно в Ее руки попал царский скипетр после революции, что отражено на Державной Иконе Богоматери. И в Боголюбово - в этом одном из немногих мест, где Она зримо явилась, не случайно проявилось столь сильное общественное движение за возрождение православной державности... Возрождение православных империй после смуты всегда начиналось в таких вот святых местах. Так, возрождение Византии после ее погрома латинскими варварами началось с Никеи. Никея - место проведения первого и третьего Вселенских Соборов. В этом городе двух Соборов, осудивших ариан и иконоборцев решился и вопрос изгнания латинских еретиков из Второго Рима. Кроме того, Никея - это город главного государствообразующего этноса империи - греков. Эпирский Деспотат и Трапезундская империя - другие государства, претендовавшие на роль восстановителей Византии, были многоязычными, этнически неоднородными окраинами государства. В этом плане никейское возрождение очень схоже с периодом окончания смутного времени. Трагедии смуты положило конец падения польского гарнизона в Кремле, созыв Земского Собора и восшествие на Престол нового царя. Это произошло в Москве - священном Третьем Риме, и вместе с тем - в тогда сравнительно этнически однородном городе, а не на окраине. Излишне напоминать, что произошло это после чина всеобщего покаяния народа. Покаяние необходимо и сейчас, с него всегда начинается духовное и государственное возрождение.
Так что святое место, подобное Боголюбово, с его «духовным пригородом» - Владимиром, потенциально вполне может стать новой «точкой сборки» Святой Руси.
А ведь бывают на свете и примеры духовных закономерностей и со знаком «минус». Например, после смерти хулителя Богородицы и многих святых Тараса Шевченко (а умер он из-за чрезмерного употребления спиртного в Великий Пост, без исповеди и причастия), киевское духовенство поначалу наотрез отказывалось его отпевать. Потом после долгих уговоров его поклонников, все же согласилось. И вот храм, в котором его отпели, потом снесли во время гонений. И даже когда восстановили, то сразу же отдали раскольникам, и теперь он - один из главных оплотов фактических безбожников-националистов - ярых врагов канонической Церкви, а Шевченко - своему «духовному» кумиру, они даже установили там барельефы. Хотя Шевченко как никто другой потрудился для того, чтобы безбожные идеи проникли в толщу народных масс. Этот храм был как будто сильно осквернен, и потом уже не смог ни выстоять, ни возродится...
Но вернемся в Боголюбово. Неземная красота здешних храмов, где можно видеть и первые византийские цветы русской духовности и намного более поздние стили, захватывает и ослепляет. Как будто древние благоверные князья и духовные подвижники находятся прямо здесь, рядом с тобой. Нередко в таких местах, отмеченных особой благодатью Божьей, можно испытать чувство перенесенности в иной мир, но не в пространство прошлого, а в «пространство святости», туда, где «времени больше не будет», где ощущается присутствие одновременно древних святых и новых подвижников. Где переплетается смиренное спокойствие древнего уклада жизни Православного Царства и умиротворенность современных монахинь, быть может, несколько уступающих в аскетизме древним святым, но зато сумевших вырваться из объятий так сильно деградировавшего мира, и в этом противостоянии злу превзошедших предшественников... У Бога все близко...
Среди множества святынь монастыря - список одной из древнейших на Руси Боголюбовская икона Божьей матери, частицы мощей величайших святых - от некоторых Киево-Печерских преподобных до новомучеников, в земле российской просиявших. В скиту монастыря есть и замечательный источник, посвященный святому мученику Бонифатию, покровителю и помощнику всех тех, кто старается исцелиться от тяжкого порока и недуга пьянства. И уже зафиксировано множество случаев исцелений. Впрочем, и тем, кто не страдает этой бедой, весьма душеполезно окунуться в его холодные воды. Благодатное чувство очищения и бодрости духа - гарантировано. Большая часть насельников монастыря и зимой и летом регулярно окунается в этом маленьком бассейне с ключевой водой, над которым построен изящный домик.
Надмiрность Церкви никогда не означала ее оторванности от мiра. Поэтому Боголюбовский монастырь, святыни которого привлекают множество паломников - один из важных центров православного миссионерства, духовного преображения народа и государства.
Здесь воцерковляется огромное число людей, тысячи паломников чувствуют дыхание благодати Божьей, здесь спасается полторы сотни монахинь и еще множество трудников и детей.
Клеветники монастыря пытались изобразить его насельников и воспитанников его детского приюта некими «узниками», которые пребывают «под диктатом» настоятеля здешних храмов архимандрита Петра (Кучера). И некоторые, к счастью, немногие, простаки даже и поверили их нелепой пропаганде, хотя ничего глупее невозможно придумать. Ведь бежать из «застенков» Боголюбовского монастыря при желании проще простого: он находится вовсе не в дремучем лесу, или диком поле, а на обочине оживленной автотрассы. Сесть на автобус или попутку прямо за воротами не составит никакого труда. Да и пешком дойти до Владимира с его ж/д и автовокзалом можно очень легко: это всего часа полтора быстрой ходьбы. А ведь мальчики из боголюбовского приюта основательно занимаются рукопашным боем, стрельбой, старшие даже прыгают с парашютом (кстати, никакой государственный детдом таких возможностей для спортивного развития юношей не дает). Что им стоит перемахнуть через низкие монастырские стены? Из неплохо охраняемых государственных приютов дети бегут постоянно, из Боголюбово - один раз за всю историю, да и то - из-за подстрекательства либералов - врагов монастыря. От боголюбовских воспитанников, в отличии от «элитных» школьников, и уж тем более - детдомовцев никогда не услышишь нецензурной брани, они также не пьют, не курят, не нюхают клей, не воруют... А уж когда начались приезды всевозможных следственных комиссий, то «угнетенные» монахини и дети могли бы очень легко посчитаться со своим «обидчиком», пожаловавшись на него, а заодно и друг на друга. Но никто (!) из сотен людей не предал своего настоятеля. Это о чем-то говорит... И прежде всего - об атмосфере любви, царящей в обители, где фактически нет склок и конфликтов, обычных для любого крупного коллектива. А одна девочка побежала к воспитательнице жаловаться на известного лоббиста легализации наркотиков и ювенальной юстиции Зыкова, который совал девочкам свои визитки, предлагая бежать, надеясь благодаря новому побегу вылить на боголюбовцев очередную порцию помоев в СМИ.
Собственно, само восстановление монастыря - это подвиг веры и любви. Потому что недружные, холодные к вере люди, находящиеся «под диктатом», никогда не смогли бы ничтожными силами, почти без средств, без поддержки государства восстановить такой огромный комплекс зданий, вести такую большую миссионерскую работу. Да они и просто не захотели бы так много работать «из-под палки» - подневольный труд всегда мало продуктивен. До появления здесь архимандрита Петра и его духовных чад храмы и здания монастыря находились в полуразрушенном состоянии. И кроме молитвенных талантов, дружбы и любви монахини проявили также и таланты строителей, художников, инженеров. А их духовник - еще и умения организатора и архитектора. Критики монастыря, либеральные грантоеды-«правозащитники» и околоцерковные новые «комсомольцы»-фролеры, как правило, и делать-то ничего не умеют, но при этом рисуют насельников Боголюбово «дремучими-тоталитарными-фанатичными-царебожниками»... Поучились бы лучше работать... Кстати, даже в своей профессиональной деятельности - публицистике, либералы сильно уступают защитникам монастыря. Ведь всем нормальным людям уже поднадоел их «правозащитный» обвинительный жаргон - «тоталитарный режим», «пол-потовские порядки»... Несколько более новое, но уже не менее банальное - «мракобесы-диомидовцы»... Им не хватает ума даже на то, чтобы сменить пластинку, придумав новую терминологию... Для либералов характерна архаичность, они думают, что в 21 веке кого-то «зацепит» терминология нелепой советской диссиденщины 30-летней давности... Рассмешит разве что...
Гостями Боголюбово бывали и крупнейшие иерархи Русской Православной Церкви, такие, как Блаженнейший Митрополит Украины Владимир, и политические деятели, и деятели культуры. И никто из них не находил там «концлагерных» порядков, наоборот, они всегда благодарили насельников Боголюбово, награждали их различными отличиями и подарками.
Очаги цивилизационной государственно-образующей религии резко отличаются от любой секты своей встроенностью в народную жизнь, отвержением изоляционизма, любовью ко всем входящим, вне зависимости от их взглядов и убеждений. Если какой-нибудь «поведенный» на теме налоговых номеров «ИНН-щик», вроде протодьякона А. Кураева, с рьяностью налогового инспектора требующего от православных их принятия, с ужасом отпрянет от тех, кто отказывается принимать номер вместо имени, напишет о них издевательские стихи, то насельники монастыря, живущие по слову Патриарха Кирилла о том, что каждый человек имеет право отказаться от ИНН, спокойно и доброжелательно общаются и с теми, кто таких взглядов не разделяет, с любовью принимая любых паломников. Во время пребывания в Боголюбово комиссии Общественной палаты контрастно смотрелись спокойные монахини и нервно дергающийся Зыков, более похожий на наркомана, чем на нарколога.
Среди покровителей и прихожан храмов монастыря - бизнесмены и политики, ученые и журналисты, простые православные люди. Практически для всех них характерна высокая образованность, любовь к монастырю и своей Родине, и, конечно же, глубокая христианская вера. Либеральные политические фанатики могут, конечно, пытаться изобразить боголюбовцев «тоталитарными мракобесами», но всякий, приехав туда, может убедиться в глупости этих обвинений.