Основная масса населения современной Украины остро ощущает несоответствие между происходящими в стране политико-идеологическими процессами, густо замешанными на чуждой для него символике, и собственными представлениями о том, каким должно быть общество. И эту несовместимость постоянно воспроизводит Галиция. Да и сами галичане, как откровенно пишет тот же zaxid.net от 24.12.2009, вовлечены в этот процесс явно не по своей воле. Известный во Львове националист Владимир Витковский предложил даже покаяться перед Большой Украиной за содеянное (www.zaxid.net/article/55498/).
Виртуальная "украинскость"
Этнополитический выбор русинских лидеров Галиции в мае 1848 г. - дело ординарное. В ситуации революционной энергетики, руководствуясь сиюминутными политическими соображениями, они «назначили» галицийских русинов отдельным народом - украинским. Преступно был предан забвению тот исторический факт, что русины - это чудом уцелевший реликт единого русского народа Древней Руси.
Цесарский наместник, напуганный поляками, признал неведомую раньше в тогдашнем мире «нацию», да еще в качестве таковой, что имеет своими корнями берега Днепра. Впоследствии, в силу разного рода обстоятельств, "украинскость" Галиции, обрела как бы постоянный статус и длится вот уже более полутора веков. Более того, сейчас она в большинстве случаев воспринимается как вполне естественная и единственно возможная.
Следует заметить, что современная карта Европы в значительной степени сформировалась в результате подобных актов произвола, совершенных отдельными реальными, а порой и воображаемыми субъектами истории.
И все же, конечно, имел место и акт выбора на фоне стремительного развития социально-политических процессов. Можно, конечно, с известной долей обоснованности говорить, что последнюю точку в деле о «чудесном» превращении русинов в несуществующих в природе украинцев ставить еще рано. Крепнущее национальное сознание русинов Закарпатья - тому пример.
Под опекой цесаря, фюрера и евроатлантистов
Но, одновременно, нельзя не учитывать и то обстоятельство, что виртуальность «украинскости» эволюционирует в сторону обретения реальных черт. Налицо, особенно после 1991 года, появление некоторых признаков формирования нового сообщества людей, готовых называть себя украинцами, вне зависимости от того, что пишется по этому поводу в Конституции или произносится с парламентской трибуны.
Галицийские патриоты украинства прежде имели слабое представление о реальной ситуации «за Збручем» и уж совсем не пониманили характера этносоциальных трансформаций, которые там происходили. Компонентой этнополитической ориентации галичан не стало ни "сталинское" освобождение Галиции, ни даже акт воссоединения украинского народа.
Будущая «свободная Украина» в их представлении считалась достаточно высокой целью, чтобы приносить на ее алтарь любые жертвы. Поэтому невероятно высокой оказалась та цена, которую заплатили галичане за избранное ими украинство. «За Збручем» во время Первой мировой проливали кровь Сечевые стрельцы, сотрудничали по всей Европе с III Рейхом во Второй ОУНовцы, представляли Запад в повстанческих схронах послевоенных лет ОУН-УПА и «руховские» диссидентские конгрегации под опекой США и НАТО.
Активный карлик сепаратистского движения
Именно галичане выполнили добрых 80%, если не больше, работы по подталкиванию Украины к такой иррациональной цели, как Независимость 1991 года.
Галицкая "бархатная революция" стала следствием воли меньшинства, победившего при «застойной спячке» остальных регионов "москвослухняну совреспублику". На этот сумасбродный акт коллективного умопомешательства населения страну подбил невероятно активный карлик, который с конца 80-х развил бурное сепаратистское движение в Галиции.
В конце концов, произошло почти невероятное - спящий гигант на мгновение проснулся и сделал несколько шагов вслед за карликом. Как не раз случалось в истории, Давид побил Голиафа.
Оценивая тогдашние события с позиций сегодняшнего дня, необходимо признать, что это первое заметное общественное движение в новейшей истории Украины вовсе не было массовым. Однако в условиях быстро развивающегося ухудшения социально-экономической ситуации в стране и краха прежних социальных идеалов оно смогло навязать основной массе населения Украины галицийские этнокультурные ориентиры, а отчасти - и ориентацию на Запад. Казалось, победа полная и окончательная.
Однако время показало, что история, сворачивая свой ход, вновь стремится к нему вернуться. Да, флуктуации бывают, но затем снова происходит возвращение исторического процесса на магистральный путь.
Неудобоваримые плоды галицийства
И вот теперь, спустя почти 20 лет после того, как на здании Верховной Рады сине-желтый флаг сменил красный, галичане имеют возможность ежедневно наслаждаться огромным культурным пространством, в котором миллионы людей «яростно и открыто вспыхивают ненавистью при одном упоминании о Мазепе, Петлюре или Шухевича».
Галицийские патриоты украинства получили единое гражданство и национальное имя с людьми, большинство из которых не только считает «участие в государственном проекте Украина» абсолютно бесперспективным, но и решительно не желает «выводить свою родословную из "шевченковской хаты" и изменять москвоцентричной ориентации».
Испепеленная экономика, бедность и нищета миллионов людей, "многовекторный" политический курс, геополитическое перепутье "Европа-Евразия", где "доминируют неукраинские факторы» - все это неудобоваримые плоды заветной для галичан «украинской независимости».
Поначалу Большая Украина проявила пусть не безоговорочное, но довольно большое доверие к галицийским пассионариям государственной идеи, пока не обнаружила, что ею просто попользовались.
ПИСУАР по-звериному
Галиция сегодня «славна» жалкой наполняемостью местных бюджетов, отрицательным уровенем доходов населения, средневековым состоянием дорог и «розбудувой» предпринимательства на основе коррупции и рейдерства. В этих условиях галицийское украинство нашло выход: за счет «морального права» и «лидерских амбиций в этой стране» отбирает для себя средства у промышленно развитой Юго-Восточной Украины, при этом уничижительно считая, что это ПИСУАР (по галицийски - Південно-Східна Україна). Мы, мол, интеллект и культура, а вы - наша рабочая сила.
Политическое лидерство региона, который является экономическим ничтожеством среди урбанизированных и экономически развитых территорий Украины - это не только нонсенс, но и серьезная проблема.
Украинство как нечто национальное невозможно, когда оно опирается только на силу и волю государственных факторов, им же незаконно присвоенных, особенно в ходе государственного переворота 2004 года. Нужна поддержка широких кругов общества, региональное сотрудничество, где экономически успешные и мощные регионы Юго-Востока не называют "заблудшими братьями", или совсем уж по-звериному - «братьями меньшими».
В этом смысле украинство весьма неустойчиво и, поставив в свое время целью добиться распада СССР ради независимости Украины, оно само, можно предположить, уже приближается к стадии распада, или, возможно, уже вступило в нее.
Война против всех
Кроме того, галицийская «пропасть тотального недоверия» породила украинскую "войну всех против всех".
Воинствующий иррационализм украинского патриота "низвергает коммунизм", не создав даже зачатков своей собственной экономической, социальной и духовной культуры; выступает против «империи Путина», где трудоустроились сотни тысяч трудовых мигрантов из Галиции»; молится на Америку и Европу, не догадываясь, что именно они, пользуясь пещерным интеллектом и зоологическим характером первых «керманичей» независимой Украины из их же числа, обобрали страну до нитки.
Тот же «европейский выбор» является следствием «шизофренического раздвоения галицийского менталитета».
В посткоммунистическом мире именно Галиция, в отличие от России, Белоруссии и Юго-Восточной Украины, сориентировалась хуже некуда. Она не только не приближается к Европе, но и «едет в будущее московским поездом, причем в его последнем, общем вагоне, к тому же, постоянно ругаясь с проводниками и остальными пассажирами».
***
Конечно, все могло сложиться по-другому. Если бы оказались удачными стратегами и сообразительными хозяевами... Если бы наладили эффективное взаимодействие с другими (про)украински ориентированными регионами, последовательно усиливая украинский элемент в целом неукраинском государстве... Возможно, перспективы дальнейшего пребывания Галиции в статусе униженной и оскорбленной провинции такой страны как Украина были бы и лучше.
Но... имеем то, что имеем! Пока основную массу населения Украины опекают галицийские патриоты украинства.
Конечно, в Украине надеются, что еще наступит момент, когда все станет иначе. Страна с головы встанет на ноги. И кто тогда окажется в нижней части ее тела!? Правильно. Но ведь и Галиция превратится в Галичину. Без проблем.
Иван Симоненко, г.Киев
На РЛ прислано в рассылке Всеукраинского Объединения «Русское содружество»