Данный отчет о соборном семинаре Спасо-Преображенской общины освещает актуальные размышления Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по экологии духа и совести. Они адресованы руководителям государственных учреждений и учебных заведений, ученым, педагогам и священнослужителям.
В 1991 году митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом, ныне Святейшим Патриархом Московским и всея Руси, была опубликована в "Журнале Московской Патриархии" № 5-6 статья "К экологии духа", написанная на основе доклада, прочитанного им на Европейской экуменической ассамблее "Мир и справедливость" (Базель, 15-21 мая 1989 г.).
Эта работа обсуждалась на очередном соборном семинаре Спасо-Преображенской общины 8-19 августа 2009 года, состоявшемся в Усть-Медведицком Спасо-Преображенском монастыре Волгоградской епархии, возрожденном талантливой созидательницей игуменьей Георгией вместе с боголюбивыми и трудолюбивыми сестрами. Они за короткое время дали достойный пример возрождения России в наше трудное время.
В семинаре участвовали около 30 ученых, педагогов, специалистов, священников под духовным окормлением митрополита Волгоградского и Камышинского Германа.
Цель семинара состояла в рассмотрении актуальных ключевых вопросов, высказанных тогда митрополитом Кириллом мировой общественности и возможных путей их решения в современной действительности.
Задача нашего соборного семинара и настоящего отчета по нему заключается в привлечении особого внимания к выступлениям митрополита, ныне Патриарха Кирилла, по экологии духа и совести. Нам хотелось бы привлечь к решению этой актуальной проблемы ученых, государственных деятелей, священнослужителей и всех горячо любящих Россию людей. Ибо в этих выступлениях Патриарха Кирилла обсуждаются важнейшие современные проблемы и задачи России и человечества.
Во время 10-дневного семинара при работе в малых творческих группах было высказано много интересных мыслей и предложений. В данном отчете изложены главные тезисы Патриарха Кирилла, некоторые комментарии и соображения по ним.
Ключевые вопросы по экологии духа и совести
1. В чем состоит главная первопричина происходящих кризисов и бедствий как в России, так и во всем мире?
По мнению Патриарха Кирилла причина состоит в пагубной "подмене целей средствами". В связи с этим он ставит "фундаментальный вопрос: справедливость, мир и целостность творения - это средства или цель?" Этот вопрос потому стал так актуален в XX веке, что справедливость при устроении благополучной жизни людей, мир, как мирное сосуществование народов, и целостность творения - всего созданного Богом понимаются как средства. При этом забыли, что главная конечная цель заключается в обретении каждым человеком вечной жизни в Царстве Небесном. Ей должны быть подчинены все иные второстепенные цели. "Их ценность определяется тем, насколько они соответствуют или не соответствуют достижению цели конечной, насколько они могут служить ей, быть средствами ее достижения".
Что происходит, когда цели подменяются средствами? Митрополит Кирилл указывает общий принцип: "Если для достижения цели применяются средства, по своей сути противоположные цели, то такой цели никогда не достигнуть: средства заслоняют собой цель, и цель превратится в пустую риторику". Справедливость этого принципа иллюстрируется на важнейших явлениях жизни человечества.
"Например, если достижение мира предполагается осуществлять через довооружение, модернизацию и без того изощренного оружия, рост устрашения, милитаризацию космоса и т. д., то, видимо, мир достигнут не будет. Слова о мире просто станут частью политической риторики. Мир будет прочно заслонен иными целями, на достижение которых необходимо расходовать энергию, ресурсы, интеллектуальный потенциал, творческое вдохновение и жизнь людей. Поддержание мира "с позиции силы" требует слишком много энергии и имеет собственную инерцию, достаточную для того, чтобы отодвинуть достижение прочного мира в отдаленную и малореалистичную перспективу".
Другая теперь актуальнейшая мировая задача - это возрастание нравственности народа и сокращение его греховности.Если для достижения этой цели будут усиливать деятельность милиции и полиции, создавать ювенальную юстицию и т.п., то достижение цели будет отодвигаться, поскольку для этого в первую очередь нужно усиливать и расширять совсем иную деятельность - духовно-нравственное воспитание в семье, учебных заведениях, обществе и работу Церкви.
Подмена главной конечной цели средствами ее достижения приводит к потере жизненных ориентиров, нравственных ценностей и ограничений: "Многие люди просто перестали понимать, для чего они живут, и не имеют времени задуматься над смыслом жизни". В результате: "Новый порядок жизни утверждает свои собственные ценности, главные из которых материальные блага и власть... Они стали целью... Люди все более превращаются в "рабов потребления", стремящихся постоянно обновлять то, чем они обладают".
Для противодействия пагубным подменам целей средствами необходимо усиливать и расширять православное воспитание детей и народа, восстанавливать и укреплять утраченную человеком связь с Богом. Использовать богатейшие возможности русского языка и его основу - церковно-славянский язык, лучшие произведения русской литературы, народные и духовные песнопения, совершать богомолья по лучшим местам Святой Руси. И, конечно, должны быть конкретные дела и занятия: благотворительность, трудовые послушания, крестные ходы, православные лагеря под руководством опытных православных руководителей и тому подобное.
Необходимо создание толковых методических пособий по выявлению распространенных сегодня случаев подмены целей средствами и способов их устранения. Целесообразно использовать эти пособия в учебной и воспитательной работе, поскольку эти подмены являются очевидными индикаторами духовно-нравственного нездоровья и болезни общества.
2. В чем состоит духовная сущность кризиса в России и других странах?
Патриарх Кирилл отмечал: "Духовная сущность кризиса современной цивилизации воспринимается как отчуждение от Бога, друг от друга, от природы и разрушение целостности человеческой личности". Это связано с роковым пагубным изменением, произошедшим в сознании "передовых" людей, которые повели за собой человечество. "Со времени Возрождения отчетливо обнаружилась главная тенденция общественного развития: политика, экономика, наука, техника окончательно стали автономными сферами, не признающими над собой нравственного закона и духовного начала... Со времени Просвещения возникло и новое отношение человека к природе: люди (даже верующие) иначе стали понимать взаимосвязь Бога с природой. Секуляризация охватила не только человека и общество, но и природу, которая в сознании людей стала существовать сама по себе, без какой-либо связи с Богом... Из субъекта она стала объектом изучения и эксплуатации. Секуляризация общества, человека и природы, "научная картина мира", где нет места нравственному началу, привела к тому, что человек почувствовал, по словам В. В. Розанова, "страшную свободу". То была свобода от нравственной ответственности".
"Христос вернул нам утраченную свободу и возможность быть соработниками Творца, управителями твари... Это подразумевает возможность для людей развивать присущие им средства и способы познания и управления миром для заботы о творении... Человек призван к общению с Богом, к осуществлению в своем владычестве над природой воли Божией. Злоупотребление Божиим творением происходит тогда, когда человек отказывается от Богом определенного порядка Бытия, нарушает волю Божию и самого себя поставляет на место Бога. В таком случае человек перестает быть управляющим от имени Бога, начинает управлять от себя и для себя, подчиняя творение своим эгоистическим целям".
В это время появились лозунги и призывы: "Нам нечего ждать милостей от природы, взять их - наша задача". Далее Митрополит Кирилл отмечает: "Поставление человеком самого себя в центр жизни, в центр мироздания влечет за собой нарушение гармонии в отношениях с природой и с окружающими его людьми. Творение становится ресурсом удовлетворения безгранично возрастающих потребностей, а наука и техника - могущественными средствами овладения и использования этого ресурса".
3. Как быть с пагубными направлениями научно-технического прогресса?
На этот ключевой вопрос Патриарх дает следующий ответ:
"История показывает, что каждый новый виток технического развития влечет за собой новые непредсказуемые и опасные последствия для человека и природы. Но это совсем не означает, что нужно отрицать научные открытия... Ибо человеку не дано повернуть историю вспять. Бессмысленно отрицать науку, технику и всю современную цивилизацию. Их нужно не отрицать, а духовно овладеть ими, подчинить их духу.Для этого требуется новое этическое обоснование общественного развития, дабы природные ресурсы и достижения человеческого разума использовались в соответствии с нравственными намерениями".
Нам не нужны и вредны односторонние этические ориентации как антропоцентризм, лозунг которого - все для человека без учета вреда, причиняемого природе, или как натуроцентризм (новое язычество), лозунг которого сохранение естественной природы без учета нужд человека. Нам необходим теоцентризм. "Теоцентрическая этика, утверждая целостность, взаимозависимость и ценность всего творения, рассматривает природу и человека не как автономные и самодовлеющие начала, но как то, что обретает свой смысл и свое назначение в Творце. Такая этика, преодолевая антропоцентризм, не впадает в противоположную крайность, избегая акцента на автономное значение природы... Теоцентрическая этика призвана установить подлинный баланс в соотношении человека и природы... На основе такой этики становится возможным организовать людей для преодоления современных кризисов, ибо она... влечет за собой добровольное ограничение потребления, простоту жизненного стиля, осторожное использование науки и техники, уважение к жизни, экономное использование ресурсов и их справедливое распределение на благо всех... Дело в том, что теоцентрическая этика не ограничивается экологией. Она воспитывает уважение к жизни и свободе всех существ".
4. Как объединить усилия разных религий и идеологий в решении единой проблемы оздоровления экологии духа и совести?
Теоцентрическая этика, как справедливо отмечает митрополит Кирилл, встретит большие трудности при ее практической реализации, поскольку эта "этика религиозная и как таковая может быть неприемлемой". И здесь возникает очень важный вопрос:
"Каким образом, не отказываясь от принципов теоцентрической этики, христиане могут сотрудничать с людьми других религий и идеологий? На этом пути необходимо возникает вопрос о более широком, чем только межхристианский, о подлинно глобальном консенсусе. Единственно возможным консенсусом представляется консенсус нравственный, основанный на абсолютных нравственных ценностях, выходящих за границы мировоззрений и принадлежащих всему человеческому роду". Это возможно потому, что "этические нормы, заложенные Творцом в природу человека, едины и неделимы". Существует единый для всех народов естественный нравственный закон, состоящий из заповедей Моисея.
Другая основа для объединения людей разных религий и идеологий - совесть. "Общность совести объединяет всех людей и помогает им в отыскании истины и в решении нравственных проблем". Говоря об этой основе, митрополит Кирилл сразу предупреждает: "Хорошо известно, что совесть подвержена деформации грехом" и может сильно отличаться от чистой совести у разных людей. "Поэтому огромное внимание должно быть уделено сегодня экологии человеческой совести", т. е. созданию такой нравственно чистой среды проживания людей, которая бы не размывала, не искажала и не омертвляла совесть, а напротив - способствовала ее пробуждению, укреплению, очищению. "Именно поэтому, как никогда в прошлом, обостряется вопрос нравственного воспитания", которое бы реализовало нравственный консенсус для всех людей и народов. Для этого "необходимо выработать что-то, что условно можно было бы назвать универсальным этическим катехизисом XXI века. Такой катехизис должен включать в себя абсолютные общечеловеческие нравственные нормы, т. е. те нормы, которые Бог заложил в природу человека. В осознании незыблемости этих норм необходимо воспитывать детей и взрослых, чтобы они научились руководствоваться ими в отношениях с природой и друг с другом".
При изложении здесь и ниже следующих мыслей и соображений о теоцентрической этике, нравственных ценностях, нравственном воспитании, "универсальном этическом катехизисе", экологии духа и совести, имеется в виду, что их главная суть и основа заключаются в древнехристианском, а ныне - православном образе жизни. Только эта единая и наиболее близкая к Истине основа сможет наиболее продвинуть человечество в решении самой трудной, важной и неотложной проблемы оздоровления экологии духа, сохранения целостности, справедливости и мира. Говоря о международном сотрудничестве в решении этой проблемы, мы имеем в виду в основном научное и организационное сотрудничество, но ни в коем случае не экуменическое соединение в церковном богослужении и устроении, где должна сохраняться и расширяться Церковь, основанная Христом, Апостолами и построенная на положениях семи Вселенских соборов.
5. Что препятствует оздоровлению экологии духа и совести?
Во второй половине XX века стали все большее внимание уделять экологии природы и тела человека, но упустили из внимания вредное влияние окружающей среды на его самые важные части и свойства - дух и душу, совесть и религиозность. Митрополит Кирилл озабоченно сказал, что наряду с экологией природной среды существует более важная проблема - экология духа и совести человека, проблема создания и поддержания духовно и нравственно чистой среды проживания людей.
Важно еще отметить, что всеми теперь понимаемую и воспринимаемую близко к сердцу экологию природной среды невозможно нормализовать без оздоровления экологии духа человека, поскольку почти все экологические нарушения в природе есть следствия нарушений людьми нравственных заповедей.
Из-за весьма вредной экологии духа, на протяжении четырех поколений после 1917 года, доля воцерковленных, исповедующих православную веру людей в России сократилась во много раз. С другой стороны, сохраняется положительное отношение к Православию более двух третей населения России. Эти люди потенциально могут обрести горячую веру и нравственный православный образ жизни. Однако для них эта потенциальная возможность в связи с существующей неблагоприятной экологией духа не может стать реальностью, поскольку происходит постоянное искажение, ухудшение и умирание совести и религиозности человека от действия многих зловредных источников и факторов. К ним относятся:
1) Созданная в советский период система атеистического воспитания в учебных заведениях и всего населения, которая и ныне в большей части сохранена и успешно действует.
2) Многие законы и законодательные акты, а также исходящая из коммунистических традиций практика применения законодательных норм об отделении Церкви от Государства, не препятствуют или даже способствуют аморальному воспитанию и растлению населения. Пункт 4 статьи 2 Закона РФ "Об образовании" констатирует светскость образования в стране, а значит, невозможность участия Церкви в образовании и воспитании учащихся на всех уровнях обучения.
3) Растлевающие средства массовой информации и особенно телевидение.
4) Бездуховная аморальная, в основном зарубежная, массовая культура.
5) Духовная агрессия многочисленных псевдорелигий и сект.
6) Бесконтрольное распространение через Интернет аморальных, растлевающих материалов, широкое распространение компьютерных игр.
7) Безнравственная растлевающая мораль и образ жизни очень многих людей, которые стали нормой поведения и даже привлекательными антиидеалами, и др.
Этот список можно продолжить. Важно заметить, что большинство указанных отрицательных факторов появилось в последние годы. То есть их дополнительные пагубные плоды будут возрастать. Таким образом, Россию захватили и оккупировали разнообразные силы зла. Все возмущаются и стонут под их игом, но ничего поделать не могут. Интеллигенция, призванная быть ведущим слоем общества, бездействует. А тем временем силы зла наращивают свою мощь, используя для этого последние достижения техники и необозримые возможности современной науки.
Основная причина современного многостороннего кризиса в нашей стране заключается в потере большинством народа веры в Бога, связанным с этим падением нравственности и возникновением вредной экологии духа и совести, закрепляющей и усугубляющей негативные изменения в обществе. Дальнейшее духовно-нравственное падение приведет к прекращению развития и существования русской культуры, исчезновению русского народа и страны России, как исчезла когда-то великая держава Византия. Поэтому нормализация экологии духа и совести, духовно-нравственное оздоровление народа стали главной проблемой национальной безопасности России. Поскольку именно вредная экология духа является основной причиной нравственного кризиса и органически с ним связанного многостороннего всеобщего кризиса в нашей стране, только решение этой проблемы приведет Россию к новому социально-экономическому подъему и процветанию.
Ключевые задачи в решении проблемы оздоровления
экологии духа и совести
Актуальные научные исследования и разработки
Сегодня видятся следующие ключевые задачи и соответственно основные направления работы по нормализации экологии духа и совести.
Первая задача - соединение усилий Церкви и государства.
На протяжении всей истории России социально-экономическое благополучие народа, развитие культуры и защита от внешних врагов основывались на высокой нравственности и совести, которые были плодом согласованных совместных усилий Православной Церкви и государства. При этом здоровое нравственное состояние общества обеспечивало, с одной стороны, воспитание человека в Церкви, семье и учебных заведениях, а с другой - целенаправленные усилия государства, поддерживающие Церковь и создающие нормальное духовно-нравственное состояние людей.
Сегодня разоренная и ослабленная Церковь предпринимает большие усилия по нравственному оздоровлению общества. Однако эти усилия не дадут положительных результатов, если будет отсутствовать духовно-нравственное воспитание в учебных заведениях и семьях, а главное - в связи с отсутствием усилий государства в этом направлении.
Главным камнем преткновения, мешающим государству активно участвовать в духовно-нравственном оздоровлении общества, является лукавая, исходящая от коммунистов практика толкования конституционных норм об отделении Церкви от государства, как вытеснения Церкви и веры из всех сфер жизни общества, что до сих пор препятствует соединению усилий Церкви и государства в деле нравственного оздоровления общества. Поэтому одна из главных задач спасения России заключается в прекращении этой бессмысленной и вредной для общества и государства практики, принятия законодательных актов, способствующих созидательному сотрудничеству Церкви и государства, и заключении договоров и соглашений по церковно-государственному сотрудничеству в различных сферах деятельности, в первую очередь о духовно-нравственном воспитании в учебных заведениях, воинских частях и правоохранительных органах.
Благодаря этому появится правовая основа насущно необходимого введения во всех учебных заведениях для всех учащихся предмета по культурно-нравственному воспитанию на основе изучения и освоения абсолютных общечеловеческих норм и предмета по устроению благополучной семьи.
Чтобы не возникло проблемы "отцов и детей" и для оздоровления экологии духа и совести в обществе, необходимо эти предметы также вводить как обязательную воспитательную работу в трудовых и рабочих коллективах и в средствах массовой информации, как это было в советское время.
Вторая задача состоит в организации научно-богословских исследований по возрождению духовно-научного творчества.
До ужасной катастрофы в 1917 году в России широко применялось духовно-научное творчество, которое позволяло получать с Божией помощью высшие достижения в науке, технике и других областях полезной деятельности человека. Этим творчеством владели выдающиеся личности: Ломоносов, Болотов, Суворов, Пирогов, Менделеев, Докучаев, Павлов, священник Павел Флоренский, Н.И. Вавилов, Ильин, Сикорский, архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) и многие другие. Они руководствовались библейской истиной: "Богу известно все обо всем в прошлом, настоящем и будущем". Молили Бога о помощи в получении искомого решения и результата и получали их.
Для овладения духовно-научным творчеством человек должен иметь два качества: Во-первых, способности в области научно-технической деятельности, во-вторых, крепкую веру в Бога и возрастание в православном образе жизни.
В прежние времена эти качества имели многие, поскольку почти все люди, имеющие способности в научно-техническом творчестве, как правило, рождались и воспитывались в православных семьях. После революции 1917 года в России в большой мере исчезли православные семьи. Поэтому сегодня почти все дети и молодые люди, обладающие потенциальными способностями в духовно-научном творчестве, имеют безбожное воспитание. Для них закрыта высшая Божия истина. В связи с этим научно-духовное творчество стало редким явлением. А творчески одаренные специалисты получают новые решения на основе безбожного умственного инженерного творчества, результаты которого значительно ниже духовного созидания и часто оказываются даже более вредными, чем полезными. То есть современным талантам невозможно подняться до уровня Ломоносова, Менделеева и других знаменитых ученых России.
Овладение современными специалистами духовно-научным творчеством является для России громадным потенциальным резервом и силой в преодолении происходящего в нашей стране кризиса и возрождении могучей Державы.
Но решение этой проблемы включает ряд сложных новых для настоящего времени задач. Первоочередная из них состоит в организации поиска среди учащихся школ, студентов вузов и специалистов людей, имеющих одновременно веру в Бога и способности к освоению духовно-научного творчества.
Другая задача состоит в организации для таких людей очно-заочной школы по овладению духовно-научным творчеством. В этой школе особо важным становится изучение опыта деятельности выдающихся творческих личностей и монастырей России в прошлые времена, использование их опыта в решении актуальных современных задач. При этом нужно использовать существующую дистанционную форму обучения с применением компьютеров и Интернета.
Особое место в этой школе должно иметь направление по проектированию и созданию благотворных объектов - социально-экономических, технических систем, жилых поселков и т.д. Благотворные - это значит наиболее полезные и безвредные системы для тела, души и духа человека и окружающей природной среды. Они способствуют и помогают осуществлению жизни по заповедям Божиим и стяжанию Святого Духа, как заповедовал преподобный Серафим Саровский.
Третья задача - целевая подготовка кадров.
Успешное решение проблемы духовно-нравственного оздоровления и нормализация экологии духа и совести невозможны без целевой подготовки необходимых кадров - профессионалов. Речь идет об организации подготовки необходимых для этого специалистов, которых теперь не выпускают государственные и церковные учебные заведения и которые будут обеспечивать восстановление разорванных и уничтоженных связей между Церковью, государством и обществом.
Поэтому представляется целесообразным организовать государственную подготовку кадров по следующим специальностям и направлениям:
- духовно-нравственное воспитание в учебных заведениях;
- создание и сохранение благополучной семьи на основе православного образа жизни;
- церковно-славянский язык - основа русской культуры, литературы и православной веры;
- Святая Русь - главная сила России;
- христианское искусство и архитектура;
- церковное и народное пение;
- экология природы, духа и совести;
- проектирование и создание благотворных систем;
- организация связи и сотрудничества между государственными органами и религиозными конфессиями;
- использование средств массовой информации в духовно-нравственном оздоровлении общества.
Возможны и другие направления, поскольку проблема оздоровления экологии духа и совести мало изучена и разработана.
В целом высказывания Патриарха Кирилла содержат постановку важных задач для ученых, государственных деятелей, педагогов и священнослужителей, которым предстоит этими задачами неотложно заниматься.
Перед любой страной сегодня стоит вопрос о повышении уровня благотворных научно-технических разработок. Без оздоровления экологии духа невозможно овладение высшим благотворным творчеством с Божией помощью, особенно в настоящее время, когда сложность научно- технических разработок все более превосходит интеллектуальные возможности человека. Без оздоровления экологии духа и совести невозможно осуществить воспитание высоконравственных личностей, являющихся все более ценной частью общества. Невозможно создание и укрепление Святой Руси, являющейся самой большой силой России и мирового сообщества. Вот какие проблемные вопросы поднял и поставил Митрополит Кирилл - ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси.
За многие годы страданий русского народа, связанных с уничтожением Русской Православной Церкви и Святой Руси, Господь дал нам Свой Божий дар - лучшего проповедника Православия нашего времени - Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В ответ на этот дар и нам - народу России нужно проснуться, подняться и стряхнуть с себя накопившиеся грехи и соединиться по настоящему с Христом Спасителем. Как сказал современный выдающийся русский поэт - иеромонах Роман (Матюшин):
Вся Россия стала полем Куликовым.
Ополчился ворог. Быть нам иль не быть?
Но не слышно клича Дмитрия Донского,
Некому Отчизну нашу защитить.
На земле родимой - Родина в опале.
Разгулялась погань - и просвета нет.
Где ты, Старче Божий, Сергие Всехвальне?
Под твоей десницей каждый - Пересвет.
Так подымем хоругви, помолясь крепко Богу.
И за Веру, за Русь станем все, как один.
Нет ни Сергия нынче, ни князя Донского,
Только образ Пречистой, да Спас впереди.
Отчет составил протоиерей Александр Половинкин, доктор технический наук, профессор, заслуженный деятель науки России