Три столетия минуло со дня знаменитого сражения под Полтавой, — русско-украинской победы, переформатировшей Европу. Но вот закономерность: чем дальше от нас минувшая слава Полтавы — тем ближе оказываются ее замечательные подробности, которые в свете юбилея ученые, журналисты и общественные деятели обсудили в ходе прошедшей в Киеве и Полтаве научно-практической конференции «Полтавская битва. Взгляд из современности. Год 2009». Ряд блистательных научных докладов, сделанных учеными Украины и России, презентация роскошного сборника статей «Полтава. К 300-летию Полтавского сражения» и чрезвычайно ценного исследования «Вторжение шведской армии на Гетманщину в 1708 г. Образы и трагедия гетмана Мазепы», а также выезд участников конференции на места битвы под Полтаву — стали достойным и действенным празднованием юбилея.
«И грянул бой, Полтавский бой!»
Когда же, собственно, грянул знаменитый бой? До последнего времени существовали разные мнения насчет точной даты знаменательного события. На Украине громко праздновался юбилей битвы уже 27 июня (по старому стилю). Но если быть календарно точными, то правильнее было бы учитывать 13-дневную разницу между Юлианским и Григорианским календарем. Долгое время ученые не могли прийти к единому мнению, называя днем битвы то 8, то 9 июля. И вот на конференции историк-полтавчанин Юрий Погода озвучил окончательную дату:
— Какого же числа была Полтавская битва? Эта мысль больше всего занимала меня в процессе подготовки к конференции. Мне попалась в руки брошюра, изданная в начале девяностых годов в России. Государство было еще молодое, издало Федеральный закон о праздновании Дней воинской славы России. Под N 4 в нем идет такой праздник: 10 июля — день победы русских войск под Полтавой... Нам известно, что битва произошла «под Сампсонием», на первом памятнике, который установил гражданин Полтавы Руденко, написано о ней: «Сампсонов день». А день Святого Сампсония у нас 10 июля. Второе указание — ссылки о том, что Полтавская битва состоялась «за два дня до Петра и Павла», то есть — за два дня до 12 июля. Только проблема невоцерковленного сознания мешала раньше точно датировать этот день...
Около 150 человек, зарегистрировавшихся на конференции, восприняли известие радостно. Ведь именно 10 июля открылось юбилейное мероприятие.
«Карл перенес войну в Украйну»
«Незапно Карл поворотил и перенес войну в Украйну», — писал Пушкин в поэме «Полтава». В 1708 году сухопутные войска Швеции, считавшиеся лучшими в Европе (и, следовательно, в мире) и насчитывавшие 135 тыс воинов, обрушились сначала на Белую Русь. Оттуда шведов отбросили удары Петра, а также — непокорность местного населения. Тогда неприятель решил зайти со стороны Украины, где ему обещались продовольствие, оружие, поддержка Мазепы с казаками. Не исключалось, что на помощь с юга ворвется на Украину крымский хан с 30-тысячной ордой. Да только и наши предки, подобно братьям-белорусам — не подвели царя-батюшку. Если на польско-балтийских землях продвижение армии «непобедимого Карла» было легким и быстрым, то в Беларуси и в Гетманской Украине народ активно партизанил и не давал шведам проходу.
Крымский хан вместо Украины поднялся в поход на Кабарду, и был там разгромлен. Сам же Мазепа перешел на сторону шведов с небольшой и в целом не пригодной для боя группой казаков, таявшей на глазах. Как сообщает принявший участие в конференции известный московский историк, исследователь темы вторжения шведской армии на Гетманщину, Владимир Артамонов, — к началу 1709 года при Мазепе осталось 300-600 человек. Остальные постепенно убежали — к новому гетману, Скоропадскому, к русскому царю.
В Полтавской битве на стороне Карла XII не принимал участия ни один украинский казак!
Шведы даже считали мазепинцев обузой. Любопытно их раздражение, сквозящее в шведском письме, которое В. Артамонов приводит в книге «Вторжение шведской армии на Гетманщину в 1708 г.»: «... король прежде никогда не соглашался и не хотел и слышать, чтобы в армии порядочные женщины сопровождали в качестве жен своих мужей. Ныне же все должны терпеть казачьих баб и всякий сброд, который тащится повсюду, сильно отягощая армию. Его к тому же пришлось взять под королевскую защиту...»
Первые концлагеря на Украине были шведские
Оборванных, голодных, не получивших обещанного провианта, уютных квартир и боеприпасов, лютеран-захватчиков на славянских землях ждало неожиданное сопротивление. В ответ оккупанты вели себя соответственно.
«Что касается шведской военщины, то факты ее преступлений, массовых уничтожений мирного населения были характерны и до вторжения на территорию Малороссии. — Рассказал в своем докладе на конференции лидер Русской общины Полтавы Виктор Шестаков. — Это и массовое убийство шведами российских военнопленных, и действие королевских сил на территории Польши, где были уничтожены несколько городов, и не только физическое уничтожение граждан, но и глумление над православными святынями в оккупированном Львове. Осенью 1708-го шведы вошли на территорию современной Черниговской области. Уже там факты, описанные в шведских источниках того времени, свидетельствуют: шведы зачастую вели себя так, как ведут себя оккупанты, и как в дальнейшем на этих же территориях вели себя гитлеровские захватчики. Массовые убийства населения следовали в ответ на отказ сотрудничать со шведскими властями, сдавать продовольствие и фураж. Сегодня можно назвать несколько населенных пунктов, которые полностью были уничтожены захватчиками: это и Недригайлов, родина нынешнего президента Украины, Смелое, и Рашивка. Самая трагическая история — села Терны на Черниговщине, описанна шведами. Там карательный отряд Томаса Функе согнал жителей в церковь, поджег ее и таким образом зверски уничтожил 1600 человек населения. На Слобожанщине королевская армия мстила мирным жителям за поражение под с. Городнее: был стерт с лица земли целый ряд населенных пунктов вместе с жителями... Не останавливались шведы и в тот момент, когда вошли на Полтавщину. Здесь они организовали два первых в истории Украины концентрационных лагеря: трудовой (в Опошне, где местные жители привлекались к возведению укреплений) и для военнопленных (в Санжарах)...»
Неужели, зная такие подробности, можно ратовать за памятник Карлу XII на Украине?
«Гремит анафема в соборах»
Самый обсуждаемый «полтавский» вопрос сегодня — это, безусловно, анафема, провозглашенная гетману Мазепе, переметнувшемуся к шведским захватчикам во время их оккупации. Присутствовавшие на конференции священники украинской православной церкви — протоиерей Александр (Киев) и протоиерей Андрей (Одесса) подробно остановились на проблеме. Протоиерей Андрей (Новиков), член Синодальной богословской комиссии РПЦ и секретарь Одесской епархии УПЦ рассказал:
«К сожалению, уже не только среди расколькников, но и в среде каноническй УПЦ в открытую звучит призыв снять анафему гетману, признать, что церковь-де могла ошибиться, или что это не вся церковь налагала анафему, а только некоторые ее представители под давлением Петра I... Но дело в том, что анафема была наложена Епископатом русской православной церкви соборно — собором русских архиереев в Москве, во главе с Митрополитом Стефаном Яворским (кстати, выходцем из Киево-Могилянской академии) и здесь, на Украине — Киевским митрополитом и еще двумя архиереями. До 1869 г., когда любые персональные упоминания были исключены из чина анафемы, она провозглашалась в неделю Торжества православия во всех кафедральных соборах русской православной церкви. То есть ее возглашали все святые православной церкви: и Тихон Задонский, и Филарет Московский, и Арсений Мациевич, и многие-многие другие. С точки зрения церкви какой-либо пересмотр церковного решения может выходить изнутри церкви, из самой ее потребности. А инициаторы этой темы — раскольники, автокефалы, филаретовцы, политики, находящиеся за оградой православной церкви. И они никакого права в обсуждении церковных проблем не имеют».
По разъяснению о. Андрея, есть три основания к анафеме, провозглашенной Мазепе. Первое — он изменил православному Государю, помазаннику Божьему, второе — нарушил клятву, данную на Евангелии, и третье — помогал шведам разрушать православные храмы.
«В канонах церкви есть правило святителя Григория Неокесарийского. Как пример дается случай, произошедший с жителями Понтийской области. Они помогали варварам в нашествии их и, в частности, — в разрушении церквей, и за это предавались анафеме. Так что в соответствии с каноническим правилом мы имеем существенные основания для предания анафеме Мазепы. Такие случаи, как сожжение шведами храма с людьми в Тернах, надо собирать, систематизировать, и опираться на исторические свидетельства, обсуждая данный вопрос. Недавно я прочел, что казаки — та небольшая часть, перешедшая с Мазепой к Карлу XII, — помогали шведам строить укрепления. То есть, фактически — помогали шведской армии, брали участие в их преступлениях против православного народа и Православной церкви. Так что эта анафема не должна пересматриваться», — уверен протоиерей Андрей.
Справка:
Конференция прошла по инициативе Всеукраинского Объединения «Русское Содружество» и Русской общины Полтавской области и была проведена совместно с Кафедрой истории России Харьковского национального университета им. В.Н.Каразина, Всеукраинским Координационным Советом организаций российских соотечественников, редакцией «Газеты для соотечественников «Русская Правда», Международным Советом российских соотечественников, Институтом Русского зарубежья и при содействии Посольства Российской Федерации и Представительства Россотрудничества на Украине.