"Блаженны миротворцы, ибо они сынами Божиими нарекутся" (Мф. 5:10)
20 октября 1894 года в Ливадии в окружении всех своих родных тихо отошел ко Господу один из самых могучих Русских Самодержцев Император Александр III. Накануне, пишет историк Александр Боханов, собралась вся Царская фамилия. "Государь был со всеми ласков, но почти ничего не говорил. Лишь улыбался и кивал головой. Он полулежал в глубоком кресле, рядом сидела Царица, а остальные стояли. Все в каком-то оцепенении смотрели на того, кто олицетворял силу и мощь огромной Империи, кто был повелителем всех и вся, символом и хранителем власти и страны, а теперь готовился покинуть земные чертоги. Монарх сохранил самообладание до последней минуты. В половине одиннадцатого Александр III пожелал причаститься. Вся семья встала на колени, и умирающий неожиданно уверенным голосом стал читать молитву "Верую, Господи, и исповедую..."
Вскоре после смерти Императора, его ближайший сподвижник граф С.Ю.Витте высказал мысль соорудить в столице памятник Александру III. Одной из его главных заслуг по праву считается сооружение Великого Сибирского железнодорожного пути. Для увековечения памяти основателя этой важнейшей магистрали решено было установить памятники Императору в её главных пунктах - Петербурге, Иркутске и Владивостоке. В первых двух городах это намерение было выполнено.
Расскажем подробнее о судьбе этих 2-х памятников. Первым был открыт памятник в Иркутске. На Всероссийском конкурсе проектов победил скульптор Р.Р.Бах. Бронзовая фигура Царя высотой 5,3 метра была отлита на заводе Морана в Петербурге. Постамент из красного финляндского гранита сооружали финские мастера. 30 августа 1908 года грандиозный четырнадцатиметровый памятник Александру III был торжественно открыт в сквере на берегу Ангары. Фигура Царя в атаманском мундире Сибирских казаков с эполетами и орденами была обращена лицом к городу. В левой руке Александр держал папаху. Передняя грань высокого постамента имела надпись: "Императору Александру III", задняя - "Благодарная Сибирь". Спереди, над надписью, находился двуглавый орел, держащий в когтях указ царя о сооружении железной дороги. Нижняя часть постамента была увита бронзовыми гирляндами, а по углам её находились гербы Сибирского царства, Енисейской и Иркутской губерний, Якутской области. Постамент стоял на многоступенчатой гранитной базе.
В столицу же в этот период времени были приглашены участвовать в конкурсе всего пять скульпторов. Оценивали работы только члены Императорской семьи. Победил проект молодого итальянского скульптора Паоло Трубецкого. В процессе создания скульптуру неоднократно осматривали Государь Николай II и вдовствующая Императрица Мария Федоровна. Первоначально на постаменте памятника планировалось поместить медальоны с портретами главных сибирских деятелей: Ермака, Сперанского, Муравьева- Амурского, архиепископа Иннокентия, а также барельефы с изображениями покорения Сибири Ермаком и прохождения первого поезда по Сибирской дороге. Но это совсем не вязалось со статуей Трубецкого, поэтому часть барельефов была помещена на постаменте иркутского монумента Александру III. Местом для памятника была выбрана Знаменская площадь. Император на коне должен был стоять лицом к Николаевскому (Московскому) вокзалу - начальной станции Сибирской железной дороги.
Трубецкой изобразил Царя в парадной генеральской форме периода его правления, в сапогах, шароварах и папахе; он кулаком правой руки упирался в бедро, левой натягивал поводья тяжелого коня. Скульптор прекрасно передал силу и характер Александра. Постамент был выполнен из гангутского красного гранита по проекту архитектора Ф.О.Шехтеля. Он имел простую прямоугольную форму, его длина равнялась семи, ширина - пяти, а высота - двум с половиной метрам. На его передней грани помещалась накладная надпись: "Императору Александру III - державному основателю Великого Сибирского пути". Высота конной статуи составляла 5,3 метра. Памятник окружала овальная ограда в виде двух чугунных полос на столбиках.
Торжественное открытие монумента состоялось при высочайшем присутствии Государя Николая II 23 мая / 5 июня 1909 года. Памятник обладает исключительными художественными достоинствами и наряду с "Медным всадником" по достоинству считается визитной карточкой Северной столицы. Но всадник уже не сдерживает непокорного коня уздами, как Петр I в монументе Фальконе, а твердо сидит на смиренном скакуне, даже не пытающимся вырвать поводья из рук седока.
Какова же дальнейшая судьба этих 2-х мировых шедевров, посвященных Александру III? После прихода большевиков к власти оба памятника были осквернены, однако в Иркутске полностью сохранился постамент, а петербуржцы сохранили саму скульптуру. Всадник на коне был спрятан в Михайловском саду в яму и закрыт мощной земляной насыпью.
В начале XXI века по инициативе МПС и ВСЖД (после празднования 100-летия основания Великой Сибирской железной дороги) был полностью воссоздан иркутский памятник Александру III (скульптор из Санкт-Петербурга А.С.Чаркин) и 6 октября 2003 года состоялось его торжественное второе рождение. А что же с питерским монументом? Он бедный сиротливо стоит без постамента, практически на голой земле за забором перед Мраморным дворцом. Ведь его законное место было в 1985 году занято обелиском "Городу горою Ленинграду". Не пора ли вернуть Государя Императора Александра III на своё место, а площади - её законное прежнее название - Знаменской в память о разрушенном храме?
А обелиск надо обязательно сохранить, но переместить его, например, на Московскую площадь Победы (где во время блокады - в печах кирпичного завода было сожжено более 600.000 умерших от голода и холода горожан) Российские железные дороги восстановили справедливость в Иркутске, надо продолжить доброе начинание, следуя русской пословице: "назвался груздем - полезай в кузов". Тем более, что власти Санкт-Петербурга планируют реконструкцию привокзальной площади и самого Московского (Николаевского) вокзала. Бог в помощь, вся Россия и жители Санкт-Петербурга несомненно поддержат инициативу РЖД и властей города.
+ + +
К открытию памятника Государю Александру III
(23 мая 1909 года)
Не шумом громких битв, не пролитою кровью
Он память вечную народа заслужил,
А тем, что Русь любил великою любовью
И сердце Царское с ней воедино слил.
За честь родной земли всю жизнь стоя дозором
Себе он не искал ни лавров, ни наград,
Булатом не бряцал, но пред спокойным взором
Смущался хитрый враг и отступал назад.
Встревоженным страстям неся успокоенье
Крамольную борьбу Он в крае прекратил,
И отдых дал ему в безбурном обновленьи,
И дал ему расцвет в сознаньи мирных сил.
Промчались кратким сном года Его державы,
От суетной земли ушел Он в лучший мир,
Запечатлев на век свой облик величавый
Тем, что принес Руси не меч, а светлый мир.
Лидия Кологривова
Статья представляет собой фрагмент выступления на заседании Общественной Палаты России 18 мая 2009 года. (Комиссия по сохранению культурного и духовного наследия). В заметке использованы материалы книги К.Т.Сокола "Монументы империи".