Приглядываясь к грузинам-беженцам и абхазам-аборигенам, разговаривая с ними об Абхазии и о прошлых и дальнейших судьбах обоих народов, отчётливо понимаешь, что ситуация не имеет потенции к самоизлечиванию. Не имеет, прежде всего, в силу полного нежелания примиряться со стороны абхазского народа. Именно народа, а не руководства. Простым абхазам ненавистны любые разговоры о возвращении к статусу автономии в составе Грузии. Абхазы осмысленно презирают все миротворческие действия грузин и в любой беседе, даже дети и женщины, не преминут агрессивно высказаться против любых попыток примирения, покрывая грузин самыми не лестными эпитетами.
Ничуть не лучше обстоит дело с мироощущением грузин. Для любого грузина-беженца и континентала территория Абхазии - это законная территория Грузии, временно находящаяся ("как это уже не раз бывало в истории") вне грузинской государственности и не при каких условиях не подлежащая отчуждению. Практически каждый из грузин-беженцев на вопрос о том, кто такие абхазы, без тени сомнения скажет: "Абхазы - недоразвитые дикари, только вчера спустившиеся с гор, язычники, глупцы, предатели и воры". И мы здесь не открываем Америки. Это у всех на устах.
Результатом подобного политико-исторического противостояния стала пятнадцатилетняя экономическая изоляция Абхазии, повсеместная разруха-запустение, полное разграбление и наглый захват (под видом военных трофеев) собственности 300000 беженцев грузин, масса кровавых стычек на границе двух республик, последние события с захватом абхазами всего Кодорского района и не прекращающаяся националистическая риторика в СМИ по обеим сторонам границы.
Нам, православным христианам, можно было бы об этом не говорить и не заботиться, если бы это не касалось непосредственно нас, наших близких и нашей веры, если бы у нас не было понимания исторически религиозно-православной подоплёки под всем этим националистическим безумием. А ведь именно религиозно-национальный вопрос всегда смущал ситуацию в Абхазии. Не стоит также забывать неблаговидную роль Российской империи в этом вопросе.
Начиная с IX века и вплоть до 1795 года на территории современной Абхазии и части Западной Грузии существовал Абхазско-Имеретинский католикосат. Эта православная церковь, то была независимой, то находилась под Мцхетой, но факт её существования и исторической автокефалии неоспорим. Российское правительство интернировало последнего абхазского патриарха-католикоса Максима II в Россию и в нарушение канонов Церкви передало Абхазскую Церковь под управление Грузинского экзархата в составе РПЦ (незаконно пониженной в статусе - лишённой автокефалии Грузинской Церкви в 1811 году). Таким образом, Россия насильственно прекратила существование независимой Абхазской Церкви, заложив мину замедленного действия под будущее церковных отношений на Кавказе.
Точно такую же неблаговидную роль сыграла в разжигании этой нынешней розни и грузинская патриархия, которая после восстановления автокефалии в 1917 году воспользовалась последствиями сталинской национальной политики и не восстановила законную автокефалию Абхазского католикосата, узурпировав над ним власть. Мало того, многие действия грузинского духовенства на территории Абхазии были направлены на ассимиляцию абхазов и на упразднение абхазского языка из систематики православного богослужения.
В истории всё повторяется, и нет ничего нового. Если оглянуться и посмотреть назад, то мы увидим, что православие в Абхазии в 1992 году оказалась в ситуации подобной той, в которых пребывали Русь с 1448 года по 1589 год, т.е. до момента признания Константинополем автокефалии РПЦ, и Грузия с 1917 года, с момента провозглашения восстановления автокефалии, по 1943 год, когда Священный Синод РПЦ признал таки автокефалию Грузинского Католикосата. Глядя на эту странную историческую картину, невольно приходишь к выводу, что проблема Абхазского Католикосата временная, и способна быть разрешённой по схеме, подобной нашей и грузинской.
16 лет мучились и маялись с разрешением территориальной проблемы, а так не к чему и не пришли. Махнули рукой на то, "что об этом скажут" и разрубили узел противоречий признанием Российской Федерацией независимости Абхазии. Грузия пока молчит и её нужно понять, но процесс (пусть временного) восстановления независимости Абхазии совершился, и маленькая Грузия не в силах повлиять на решение России. У Грузии было время для положительного решения этой своей проблемы, но её политическая власть только усугубила ситуацию взаимной неприязни. Абхазия в состав Грузии пока не вернётся. Для этого необходимо всё залечивающее время. Так зачем же умножать ненависть? Грузия должна признать Абхазию и уважать её законный выбор, как это сделала Россия, признав де-факто незаконное отделение Грузии от СССР.
Соответственно и РПЦ, и ГПЦ, видя бесперспективность переговоров и помня о своей вине пред Абхазской Автокефальной Церковью, должны не затягивать узел православных противоречий на Кавказе, тем самым показывая всему миру, что единой православной цивилизации не существует, а свободно могут разрубить его, признав без согласований восстановление Абхазского католикосата. Не абхазской автономной епархии в составе РПЦ или ГПЦ (это будет несправедливо и продолжит смуту), а именно автокефалии Абхазской Православной Церкви. Константинополь признал нас? Признал! РПЦ признало ГПЦ? Признало! Вот вам и исторический прецедент. Давайте же и мы признаем АПЦ. Русский и Грузинский патриархи вместе рукоположат в католикоса Абхазии, устраивающего всех духовного лидера и тем воздадут Богу и его людям справедливость. Сколько ещё можно мучить людей, прикрываясь православными канонами? За всем за этим стоит один только национализм и трусость, а это противоречит основам нашей Православной веры.
P.S. В личной беседе, состоявшейся 4 мая сего года, священник Виссарион Аплиаа (называющийся в Абхазии И.О. управляющего епархией) сказал мне: "Абхазские христиане не желают никаких переговоров с ГПЦ и это вопрос для них закрыт. Также не может быть и речи о вхождении их епархии в юрисдикцию Константинополя. Речь может идти о епархиальной автономии в составе РПЦ или о возрождении автокефалии. Главная задача епархиального управления Сухумской и Абхазской епархии остаётся недопущение на территорию Абхазии раскольников и сохранение народа Божьего в лоне Вселенского Православия. Мы ждём смелых и справедливых решений от РПЦ и ГПЦ, а иначе православие в Абхазии не сможет развиваться и помогать людям спасаться. Мы хотим жить в мире с соседями и по каноническому благословению".
Не самое, согласитесь, плохое у них настроение, и это должно нас взбодрить для того, что бы мы нашли в себе силы поднять меч канонического правосудия и без политеса разрубить этот узел. Рубикон перейдён - государство совершило смелый и справедливый поступок. Теперь дело за нами.
Впервые опубликовано на сайте Иркутской епархии Русской Православной Церкви