itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Православный кавказский узел необходимо разрубить

Церковный вопрос в Абхазии и Южной Осетии 
0
228
Время на чтение 4 минуты
Почти семнадцать лет прошло после завершения горячей фазы грузино-абхазской войны на территории абхазской автономии, которая привела к жестокому разделению между двумя давно живущими рядом народами. Семнадцать лет прошло, но совершенно не заживают нанесённые враждой раны на национально-религиозном теле обоих народов.

Протоиерей Вячеслав ПушкаревПриглядываясь к грузинам-беженцам и абхазам-аборигенам, разговаривая с ними об Абхазии и о прошлых и дальнейших судьбах обоих народов, отчётливо понимаешь, что ситуация не имеет потенции к самоизлечиванию. Не имеет, прежде всего, в силу полного нежелания примиряться со стороны абхазского народа. Именно народа, а не руководства. Простым абхазам ненавистны любые разговоры о возвращении к статусу автономии в составе Грузии. Абхазы осмысленно презирают все миротворческие действия грузин и в любой беседе, даже дети и женщины, не преминут агрессивно высказаться против любых попыток примирения, покрывая грузин самыми не лестными эпитетами.

Ничуть не лучше обстоит дело с мироощущением грузин. Для любого грузина-беженца и континентала территория Абхазии - это законная территория Грузии, временно находящаяся ("как это уже не раз бывало в истории") вне грузинской государственности и не при каких условиях не подлежащая отчуждению. Практически каждый из грузин-беженцев на вопрос о том, кто такие абхазы, без тени сомнения скажет: "Абхазы - недоразвитые дикари, только вчера спустившиеся с гор, язычники, глупцы, предатели и воры". И мы здесь не открываем Америки. Это у всех на устах.

Результатом подобного политико-исторического противостояния стала пятнадцатилетняя экономическая изоляция Абхазии, повсеместная разруха-запустение, полное разграбление и наглый захват (под видом военных трофеев) собственности 300000 беженцев грузин, масса кровавых стычек на границе двух республик, последние события с захватом абхазами всего Кодорского района и не прекращающаяся националистическая риторика в СМИ по обеим сторонам границы.

Нам, православным христианам, можно было бы об этом не говорить и не заботиться, если бы это не касалось непосредственно нас, наших близких и нашей веры, если бы у нас не было понимания исторически религиозно-православной подоплёки под всем этим националистическим безумием. А ведь именно религиозно-национальный вопрос всегда смущал ситуацию в Абхазии. Не стоит также забывать неблаговидную роль Российской империи в этом вопросе.

Начиная с IX века и вплоть до 1795 года на территории современной Абхазии и части Западной Грузии существовал Абхазско-Имеретинский католикосат. Эта православная церковь, то была независимой, то находилась под Мцхетой, но факт её существования и исторической автокефалии неоспорим. Российское правительство интернировало последнего абхазского патриарха-католикоса Максима II в Россию и в нарушение канонов Церкви передало Абхазскую Церковь под управление Грузинского экзархата в составе РПЦ (незаконно пониженной в статусе - лишённой автокефалии Грузинской Церкви в 1811 году). Таким образом, Россия насильственно прекратила существование независимой Абхазской Церкви, заложив мину замедленного действия под будущее церковных отношений на Кавказе.

Точно такую же неблаговидную роль сыграла в разжигании этой нынешней розни и грузинская патриархия, которая после восстановления автокефалии в 1917 году воспользовалась последствиями сталинской национальной политики и не восстановила законную автокефалию Абхазского католикосата, узурпировав над ним власть. Мало того, многие действия грузинского духовенства на территории Абхазии были направлены на ассимиляцию абхазов и на упразднение абхазского языка из систематики православного богослужения.

В истории всё повторяется, и нет ничего нового. Если оглянуться и посмотреть назад, то мы увидим, что православие в Абхазии в 1992 году оказалась в ситуации подобной той, в которых пребывали Русь с 1448 года по 1589 год, т.е. до момента признания Константинополем автокефалии РПЦ, и Грузия с 1917 года, с момента провозглашения восстановления автокефалии, по 1943 год, когда Священный Синод РПЦ признал таки автокефалию Грузинского Католикосата. Глядя на эту странную историческую картину, невольно приходишь к выводу, что проблема Абхазского Католикосата временная, и способна быть разрешённой по схеме, подобной нашей и грузинской.

16 лет мучились и маялись с разрешением территориальной проблемы, а так не к чему и не пришли. Махнули рукой на то, "что об этом скажут" и разрубили узел противоречий признанием Российской Федерацией независимости Абхазии. Грузия пока молчит и её нужно понять, но процесс (пусть временного) восстановления независимости Абхазии совершился, и маленькая Грузия не в силах повлиять на решение России. У Грузии было время для положительного решения этой своей проблемы, но её политическая власть только усугубила ситуацию взаимной неприязни. Абхазия в состав Грузии пока не вернётся. Для этого необходимо всё залечивающее время. Так зачем же умножать ненависть? Грузия должна признать Абхазию и уважать её законный выбор, как это сделала Россия, признав де-факто незаконное отделение Грузии от СССР.

Соответственно и РПЦ, и ГПЦ, видя бесперспективность переговоров и помня о своей вине пред Абхазской Автокефальной Церковью, должны не затягивать узел православных противоречий на Кавказе, тем самым показывая всему миру, что единой православной цивилизации не существует, а свободно могут разрубить его, признав без согласований восстановление Абхазского католикосата. Не абхазской автономной епархии в составе РПЦ или ГПЦ (это будет несправедливо и продолжит смуту), а именно автокефалии Абхазской Православной Церкви. Константинополь признал нас? Признал! РПЦ признало ГПЦ? Признало! Вот вам и исторический прецедент. Давайте же и мы признаем АПЦ. Русский и Грузинский патриархи вместе рукоположат в католикоса Абхазии, устраивающего всех духовного лидера и тем воздадут Богу и его людям справедливость. Сколько ещё можно мучить людей, прикрываясь православными канонами? За всем за этим стоит один только национализм и трусость, а это противоречит основам нашей Православной веры.

P.S. В личной беседе, состоявшейся 4 мая сего года, священник Виссарион Аплиаа (называющийся в Абхазии И.О. управляющего епархией) сказал мне: "Абхазские христиане не желают никаких переговоров с ГПЦ и это вопрос для них закрыт. Также не может быть и речи о вхождении их епархии в юрисдикцию Константинополя. Речь может идти о епархиальной автономии в составе РПЦ или о возрождении автокефалии. Главная задача епархиального управления Сухумской и Абхазской епархии остаётся недопущение на территорию Абхазии раскольников и сохранение народа Божьего в лоне Вселенского Православия. Мы ждём смелых и справедливых решений от РПЦ и ГПЦ, а иначе православие в Абхазии не сможет развиваться и помогать людям спасаться. Мы хотим жить в мире с соседями и по каноническому благословению".
Не самое, согласитесь, плохое у них настроение, и это должно нас взбодрить для того, что бы мы нашли в себе силы поднять меч канонического правосудия и без политеса разрубить этот узел. Рубикон перейдён - государство совершило смелый и справедливый поступок. Теперь дело за нами.

Впервые опубликовано на сайте Иркутской епархии Русской Православной Церкви

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Вячеслав Пушкарев
Патриот бывает только от Патрио
О формулировке национальной идеи России
20.05.2023
Зачем России нужно казачество?
Все могут уйти, но казаки останутся умирать за Бога, справедливость, народ Божий
13.04.2023
О современном патриотическом
воспитании в России
22.02.2023
Все статьи Протоиерей Вячеслав Пушкарев
Церковный вопрос в Абхазии и Южной Осетии
Не допустить патриарха Варфоломея на Кавказ
Об обращении протоиерея Виссариона Аплиа к патриархам Кириллу и Илие
29.10.2021
Невеселые заметки о посещении Нового Афона
Необходимо активизировать усилия по освобождению монастыря от раскольников, рейдерски захвативших его
04.08.2021
Патриарх Варфоломей подталкивает грузин к расколу
Глава Фанара диагностировал у Русской Церкви «болезнь Третьего Рима», а вот Константинополь имеет «эксклюзивные полномочия»
08.05.2021
Все статьи темы
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09