"Русский народ, русский мир и русская цивилизация: история и современность"" /> "Русский народ, русский мир и русская цивилизация: история и современность"" /> "Русский народ, русский мир и русская цивилизация: история и современность"" />

Русская идея в контексте истории русского народа (ХIХ - нач.ХХI вв.)

Доклад на Круглом столе <a href="http://rusk.ru/newsdata.php?idar=181947">"Русский народ, русский мир и русская цивилизация: история и современность"</a>

Довольно часто появление понятия "русская идея" связывают с В.С.Соловьёвым, в мае 1888 г. выступившим в Париже с лекцией под таким названием. С тех пор это словосочетание не раз становилось предметом специальных изысканий. В.С.Соловьев, отыскивая ответ "в вечных истинах религии", считал: "...идея нации есть не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности" [1.С.220]. Вторая часть соловьевского определения говорит о таком дерзновении, что делает эту задачу (уяснить: "что Бог думает...") попросту невыполнимой.

На самом деле слово "идея" не раз встречается в текстах ХVIII в., а с 20-30-х гг. XIX в. получает широкое распространение. В интересном контексте встречаем мы это слово у одного из так называемых славянофилов. В письме к М.Ф.Раевскому от 15 января 1860 г. из Лейпцига И.С.Аксаков писал: "У меня есть намерение издать здесь книгу под названием "Russische Ideen" - т.е. сборник или выборку замечательнейших статей из "Русской Беседы", "Сельского Благоустройства" и пр., таких в которых бы ученый мир европейский ознакомился с оригинальной русскою мыслью, разработываемою, конечно, только славянофилами. Немцы говорят, что русские не выработали никакой идеи; вот и следует им показать, что наша идея далеко их опередила, и что все, смутно сознаваемое Рилем, Фребелем и другими достойными немцами, давно высказано и ясно осознано славянофилами и воплощено в жизни русского народа" [2. Ч.2.Т.4. С. 29].

Как следует из приведенного текста, И.С.Аксаков признавал разработку "оригинальной русской мысли" заслугой "только" славянофилов. Но нас в данном случае интересует и осознание И.С.Аксаковым важности "впустить в оборот общечеловеческий русскую мысль" [2.Ч.2.Т.3.С.402]. Обратим внимание и на задачу: "показать" не просто "нашу идею", но идею, "далеко их" опередившую.

К тому времени А.С. Хомяковым многократно указывалось на всемирно-историческое призвание России и русского народа. Но, чтобы возродить в себе высшие начала, тогдашнее образованное сословие, отрекшееся от своих корней, должно было совершить не что иное как - подвиг, а именно: "возрождение жизненных начал в нас и развитие истинного просвещения в Святой Руси" [3. Т.1.С.100]. Нужно было возвращаться в "русскую жизнь", "к Святой Руси, как к своей духовной родительнице" [3.Т.1.С.170]. "Лучшая доля" предназначалась будущим поколениям. А.С. Хомяков полагал, что "в них уже могут выразиться вполне все духовные силы и начала, лежащие в основе Святой Православной Руси" [3. Т.1.С.173].

Но славянофилы видели и то, что может этому помешать. К.С. Аксаков в своей "Записке" 1855 г. делает вывод, что петровская правительственная система ведёт к тому, что "Россия перестанет быть Россией и тогда революции её сокрушат" [4.С.88]. Славянофилов и при жизни, и после кончины довольно часто без всяких оснований упрекали в незнании российской действительности. Вышеприведенное высказывание (а подобных проницательных заключений у них было немало) говорит как раз об обратном.

Пройдёт чуть больше шести десятилетий и В.В. Розанов (также как и раньше К.С. Аксаков) напишет о "публике" и "пора домой", но это будет жуткое возвращение: "Оглянулись. Но ни шуб, ни домов не оказалось".

А теперь посмотрим на примере Харькова и Украины, сколько осталось жильцов, с каким добром и где оказался русский народ и его образованные слои. По переписи 1897 г. в Харькове 89,1% составляли русские (63,17% - великороссы, 25,92% - малороссы). В границах сегодняшней Украины это был город-стотысячник с самым высоким процентом людей, назвавших русский язык родным (в соседнем Екатеринославе (нынешнем Днепропетровске) соотношение, например, было таким: 41,8% - великороссы, 35,4% - евреи, 15,8% - малороссы [5.С.79]).

Во время гражданской войны были убиты, лишились имущества все мало-мальски состоятельные православные русские харьковцы, а Харьков практически перестал существовать как русский город. На Украине по результатам Всесоюзной переписи 17 декабря 1926 г., которая происходила в период тогдашней "украинизации", среди горожан украинцев было 47.2%, русских 25,0%, евреев 22,7%. Причём количество евреев-горожан в Харькове выросло в 7 раз, в Киеве - в 5 раз и т.д. [6.С.60-61]. В столичном Харькове в 1926 г. украинцев было 160 138 чел., "росiян" - 154 448 чел., евреев - 81 130 чел. [7.С.310]

Процент "росiян" в государственном управлении УССР 1920-х гг., на руководящих постах в партийных, профсоюзных, комсомольських и др. организациях был ничтожно мал. Но и в торговле, предпринимательстве и т.д. (вспомним нэп) процент русских был крайне невелик. Доля частных предпринимателей (по отношению ко всем членам данного народа) среди русских была лишь 0,5%, (среди евреев - 7,2%, среди украинцев - 0,27%). В торговле (с членами семей) картина была такой : евреи составляли 66,7 % от общего числа торговцев, украинцы - 21,1%, русские - 7,3%. Примерно такое же соотношение (хотя есть цифры и более худшие для русских) наблюдалось и по многим другим сферам занятости [6.С.60-61].

Если же вспомнить о невиданных гонениях богоборческой власти на Православную Церковь (к 1941 г. в Харьковской епархии незакрытой осталась лишь одна церковь из 1063), "украинизацию" в Церкви и многое другое, то мы увидим, что спустя столетие после первых славянофильских произведений: возвращаться "домой" в бывшей Малороссии, на Слобожанщине, в Харькове было некому (так как русский дореволюционный образованный слой в массе своей был истреблён, малой частью оказался на чужбине, а оставшейся и выжившей пока частью влачил жалкое существование) и не к чему (Святая Русь стала объектом невиданных гонений и кощунств).

Но именно в это же время (1938 г.) архиепископ Серафим (Соболев) за рубежами Отечества кратко формулирует духовный смысл русского бытия: "...русская идеология состоит в православной вере и основанной на ней жизни русского человека во всех ея проявлениях" [8, с.3]. Конечно, в подсоветской предвоенной Украине такая жизнь была подлинным подвигом. А затем наступили новые испытания. Прот. Л. Лебедев (см. его книгу "Великороссия: жизненный путь") полагал, что "В России Русский Народ как Историческая Личность был распят и погиб на исторической Голгофе, в основном, с 1917 по 1945 г. Ныне в России мы имеем дело с другим народом, искусственно выращенным путём селекции, отбора и соответствующего воспитания из отбросов Народа Русского".

Но значит ли это (при небезспорности вышеприведенного заключения), что жизнь русской многомиллионной общины Украины не имеет никаких перспектив? Вовсе нет. Только в современных условиях центром возрождения православно-русской жизни ("русской идеологии") могут быть, в первую очередь, приходы канонической Украинской Православной Церкви Московского Патриархата и личные усилия каждого православного. А возвращаться на Святую Русь теперь надо всем: и новому "образованному" слою (бывшей советской и новой интеллигенции), и так называемому "простому" народу. Так как (в отличие от времени "истинных славянофилов") "простой" народ в массе своей не "додержался", "публика" не "вернулась", а современная Российская Федерация стала для Украины "северным соседом".

Литература:

1. Соловьев В.С. Сочинения. В 2-х т. М., 1989. Т.2.
2. Иван Сергеевич Аксаков в его письмах. В 2-х ч. В 4-х т. М., 1888-1896.
3. Хомяков А.С. Полн. собр. соч. В 8 т. М., 1900.
4. Ранние славянофилы. М., 1910.
5. Чорний Д.М. По лiвий бiк Днiпра. Харкiв, 2007.
6. Висвiтлення iсторii нацiональних меншин в курсах iсторii Украiни та Росii. Мат-ли кругл. ст. Харкiв, 2006.
7. Всесоюзний перепис людностi 1926 року. Т. ХХII. М., 1929.
8. Серафим (Соболев), архиеп. Русская идеология. СПб., 1994.

Авторская справка

Каплин Александр Дмитриевич - доктор ист. н., проф. кафедры историографии, источниковедения и археологии Харьковского национального университета им. В.Н. Каразина. Учёное звание - профессор.
Автор более 120 научных работ (в т.ч. двух монографий) по истории, историографии, источниковедению российской истории.

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Александр Каплин:
«Я про себя знаю только то, что люблю Родину, что я русский человек...»
Заметки к памяти художника-мыслителя Алексея Балабанова (25.02.1959 - 18.05.2013)
17.05.2019
Наследник, защитник и истолкователь истинных славянофилов
К 100-летию со дня кончины Дмитрия Алексеевича Хомякова (27.09.1841 - 18[5].03.1919). Часть 3
18.03.2019
Наследник, защитник и истолкователь истинных славянофилов
К 100-летию со дня кончины Дмитрия Алексеевича Хомякова (27.9.1841 - 18[5].03.1919). Часть 2
17.03.2019
Наследник, защитник и истолкователь истинных славянофилов
К 100-летию со дня кончины Дмитрия Алексеевича Хомякова (27.09.1841 - 18[5].03.1919). Часть 1
15.03.2019
«О, Русь крестьянская! С тобой я кровно связан...»
Ко дню памяти А.А. Коринфского (1868 - 1937). Статья 2
10.01.2019
Все статьи автора
"Русская цивилизация"
Брат 2 - Даша - 20 лет спустя...
(Сергей Бодров, Алексей Балабанов, Донбасс)
16.03.2020
«Народная песня делает человека живым...»
Казаки о песнях и о себе. Часть 3
16.03.2020
Ф. М. Достоевский – апостол Христа и проповедник бессмертия души
1 и 2-я серии. Длительность каждой серии 13 минут
10.03.2020
«Народная песня делает человека живым...»
Казаки о песнях и о себе. Часть 2
07.03.2020
«Народная песня делает человека живым...»
Казаки о песнях и о себе. Часть 1
03.03.2020
Все статьи темы
Последние комментарии
Европейский Содом получает по заслугам
Новый комментарий от Русский Сталинист
27.03.2019
Вино или Кровь
Новый комментарий от Сант
27.03.2019
Верните памятник Г.К.Жукову на Манежную площадь!
Новый комментарий от Русский Сталинист
27.03.2019
«Неужели Бог слабее, чем вирус?»
Новый комментарий от Яков Яковлевич
27.03.2019
Уничтожать пленных поляков было бы политическим самоубийством
Новый комментарий от Русский Сталинист
27.03.2019
Эти непонятные русские
Новый комментарий от Наталья Скиф
27.03.2019