На самом деле слово "идея" не раз встречается в текстах ХVIII в., а с 20-30-х гг. XIX в. получает широкое распространение. В интересном контексте встречаем мы это слово у одного из так называемых славянофилов. В письме к М.Ф.Раевскому от 15 января 1860 г. из Лейпцига И.С.Аксаков писал: "У меня есть намерение издать здесь книгу под названием "Russische Ideen" - т.е. сборник или выборку замечательнейших статей из "Русской Беседы", "Сельского Благоустройства" и пр., таких в которых бы ученый мир европейский ознакомился с оригинальной русскою мыслью, разработываемою, конечно, только славянофилами. Немцы говорят, что русские не выработали никакой идеи; вот и следует им показать, что наша идея далеко их опередила, и что все, смутно сознаваемое Рилем, Фребелем и другими достойными немцами, давно высказано и ясно осознано славянофилами и воплощено в жизни русского народа" [2. Ч.2.Т.4. С. 29].
Как следует из приведенного текста, И.С.Аксаков признавал разработку "оригинальной русской мысли" заслугой "только" славянофилов. Но нас в данном случае интересует и осознание И.С.Аксаковым важности "впустить в оборот общечеловеческий русскую мысль" [2.Ч.2.Т.3.С.402]. Обратим внимание и на задачу: "показать" не просто "нашу идею", но идею, "далеко их" опередившую.
К тому времени А.С. Хомяковым многократно указывалось на всемирно-историческое призвание России и русского народа. Но, чтобы возродить в себе высшие начала, тогдашнее образованное сословие, отрекшееся от своих корней, должно было совершить не что иное как - подвиг, а именно: "возрождение жизненных начал в нас и развитие истинного просвещения в Святой Руси" [3. Т.1.С.100]. Нужно было возвращаться в "русскую жизнь", "к Святой Руси, как к своей духовной родительнице" [3.Т.1.С.170]. "Лучшая доля" предназначалась будущим поколениям. А.С. Хомяков полагал, что "в них уже могут выразиться вполне все духовные силы и начала, лежащие в основе Святой Православной Руси" [3. Т.1.С.173].
Но славянофилы видели и то, что может этому помешать. К.С. Аксаков в своей "Записке" 1855 г. делает вывод, что петровская правительственная система ведёт к тому, что "Россия перестанет быть Россией и тогда революции её сокрушат" [4.С.88]. Славянофилов и при жизни, и после кончины довольно часто без всяких оснований упрекали в незнании российской действительности. Вышеприведенное высказывание (а подобных проницательных заключений у них было немало) говорит как раз об обратном.
Пройдёт чуть больше шести десятилетий и В.В. Розанов (также как и раньше К.С. Аксаков) напишет о "публике" и "пора домой", но это будет жуткое возвращение: "Оглянулись. Но ни шуб, ни домов не оказалось".
А теперь посмотрим на примере Харькова и Украины, сколько осталось жильцов, с каким добром и где оказался русский народ и его образованные слои. По переписи 1897 г. в Харькове 89,1% составляли русские (63,17% - великороссы, 25,92% - малороссы). В границах сегодняшней Украины это был город-стотысячник с самым высоким процентом людей, назвавших русский язык родным (в соседнем Екатеринославе (нынешнем Днепропетровске) соотношение, например, было таким: 41,8% - великороссы, 35,4% - евреи, 15,8% - малороссы [5.С.79]).
Во время гражданской войны были убиты, лишились имущества все мало-мальски состоятельные православные русские харьковцы, а Харьков практически перестал существовать как русский город. На Украине по результатам Всесоюзной переписи 17 декабря 1926 г., которая происходила в период тогдашней "украинизации", среди горожан украинцев было 47.2%, русских 25,0%, евреев 22,7%. Причём количество евреев-горожан в Харькове выросло в 7 раз, в Киеве - в 5 раз и т.д. [6.С.60-61]. В столичном Харькове в 1926 г. украинцев было 160 138 чел., "росiян" - 154 448 чел., евреев - 81 130 чел. [7.С.310]
Процент "росiян" в государственном управлении УССР 1920-х гг., на руководящих постах в партийных, профсоюзных, комсомольських и др. организациях был ничтожно мал. Но и в торговле, предпринимательстве и т.д. (вспомним нэп) процент русских был крайне невелик. Доля частных предпринимателей (по отношению ко всем членам данного народа) среди русских была лишь 0,5%, (среди евреев - 7,2%, среди украинцев - 0,27%). В торговле (с членами семей) картина была такой : евреи составляли 66,7 % от общего числа торговцев, украинцы - 21,1%, русские - 7,3%. Примерно такое же соотношение (хотя есть цифры и более худшие для русских) наблюдалось и по многим другим сферам занятости [6.С.60-61].
Если же вспомнить о невиданных гонениях богоборческой власти на Православную Церковь (к 1941 г. в Харьковской епархии незакрытой осталась лишь одна церковь из 1063), "украинизацию" в Церкви и многое другое, то мы увидим, что спустя столетие после первых славянофильских произведений: возвращаться "домой" в бывшей Малороссии, на Слобожанщине, в Харькове было некому (так как русский дореволюционный образованный слой в массе своей был истреблён, малой частью оказался на чужбине, а оставшейся и выжившей пока частью влачил жалкое существование) и не к чему (Святая Русь стала объектом невиданных гонений и кощунств).
Но именно в это же время (1938 г.) архиепископ Серафим (Соболев) за рубежами Отечества кратко формулирует духовный смысл русского бытия: "...русская идеология состоит в православной вере и основанной на ней жизни русского человека во всех ея проявлениях" [8, с.3]. Конечно, в подсоветской предвоенной Украине такая жизнь была подлинным подвигом. А затем наступили новые испытания. Прот. Л. Лебедев (см. его книгу "Великороссия: жизненный путь") полагал, что "В России Русский Народ как Историческая Личность был распят и погиб на исторической Голгофе, в основном, с 1917 по 1945 г. Ныне в России мы имеем дело с другим народом, искусственно выращенным путём селекции, отбора и соответствующего воспитания из отбросов Народа Русского".
Но значит ли это (при небезспорности вышеприведенного заключения), что жизнь русской многомиллионной общины Украины не имеет никаких перспектив? Вовсе нет. Только в современных условиях центром возрождения православно-русской жизни ("русской идеологии") могут быть, в первую очередь, приходы канонической Украинской Православной Церкви Московского Патриархата и личные усилия каждого православного. А возвращаться на Святую Русь теперь надо всем: и новому "образованному" слою (бывшей советской и новой интеллигенции), и так называемому "простому" народу. Так как (в отличие от времени "истинных славянофилов") "простой" народ в массе своей не "додержался", "публика" не "вернулась", а современная Российская Федерация стала для Украины "северным соседом".
Литература:
1. Соловьев В.С. Сочинения. В 2-х т. М., 1989. Т.2.
2. Иван Сергеевич Аксаков в его письмах. В 2-х ч. В 4-х т. М., 1888-1896.
3. Хомяков А.С. Полн. собр. соч. В 8 т. М., 1900.
4. Ранние славянофилы. М., 1910.
5. Чорний Д.М. По лiвий бiк Днiпра. Харкiв, 2007.
6. Висвiтлення iсторii нацiональних меншин в курсах iсторii Украiни та Росii. Мат-ли кругл. ст. Харкiв, 2006.
7. Всесоюзний перепис людностi 1926 року. Т. ХХII. М., 1929.
8. Серафим (Соболев), архиеп. Русская идеология. СПб., 1994.
Авторская справка
Каплин Александр Дмитриевич - доктор ист. н., проф. кафедры историографии, источниковедения и археологии Харьковского национального университета им. В.Н. Каразина. Учёное звание - профессор.
Автор более 120 научных работ (в т.ч. двух монографий) по истории, историографии, источниковедению российской истории.