Рождество в гетто

Взгляд из Косово и Метохии

Генассамблея ООН по Украине  Епископ Рашко-Призренский Артемий 
0
231
Время на чтение 6 минут
РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ ПРЕОСВЯЩЕННЕЙШАГО АРТЕМИЯ, ЕПИСКОПА КОСОВСКО-МЕТОХИЙСКАГО И РАШСКО-ПРИЗРЕНСКАГО

Мы все ждем Рождества Христова, мы все радуемся Рождеству, и молодые и старые, и больные и здоровые, и свободные и несвободные. Рождество - общая радость. А что есть, на самом деле, Рождество Христово? И все ли мы это знаем, понимаем и осознаем? Это есть вопрос, на который насколько легко, настолько и трудно ответить. Ответ можно дать в одном предложении или в целой докторской диссертации. Наш ответ ни одно, ни другое, а что-то среднее, доступное каждому возрасту, каждой боголюбивой душе.

Рождество Христово, то есть Рождение Сына Божия Господа Иисуса Христа на земле как Богомладенца, для человека и для человечества, для земли и для Вселенной представляющее единственное "Новое под солнцем" - наиважнейшее событие от сотворения мира. На самом деле, это есть именно то, как Господь сам себя нарекл - НАЧАЛО. Начало всего благого, возвышающего и спасительного для человека и в самом человеке, для человечества и в самом человечестве. Господь Христос своим рождением на земле начал грандиознейшее дело, самую судьбоносную революцию, которая когда-либо была в истории рода людского - революцию и бунт человека против всякого греха, прежде всего в себе самом, а затем и вокруг себя, против всякого зла, против всякого диавола. А сознательная борьба против этого трехглавого змия и есть борьба за спасение человека. Отсюда праздник Рождества Христова есть самый радостный христианский праздник, который глубочайше вплетен в жизнь каждой человеческой души, каждого семейства, каждого христианского народа. Этот праздник больше всех остальных украшен и расцвечен народными обычаями, которые различаются в деталях от места к месту, но которые всегда символизируют и выражают саму суть празднуемого события. А именно - что Новорожденный Вифлеемский Богомладенец представляет для каждого человека Хлеб Жизни, Свет Истины, животворящее Тепло, вечную Молодость и непреходящую Радость.

Поэтому Рождество Христово радостно праздновалось в нашем сербском народе и в рабстве, и на свободе, и в богатстве и в нищете, и в королевских палатах и в простонародных прибежищах. Ту радость, которую приносит "Божич Бата"[1], сильнее всех чувствуют и полнее всех переживают дети, ибо чувствуют, что им наиболее близок Тот, Кто родился в эту ночь в Вифлеемской пещере, и Который потом столько любви показал и проявил к детям, поставив их даже в пример взрослым. "Если не обратитесь и не будете, как дети, не войдете в Царство Небесное".

Все христианские праздники, как и Рождество Христово, вместе с общей духовной радостью, встречают и проводят с некоторыми отличиями в обычаях, которыми расцвечен и украшен этот праздник. Отсюда и пословица: сто деревень, сто обычаев. И все же, существенной разницы нет. Между тем, условия, в которых мы сегодня встречаем и празднуем Рождество Христово в Косово и Метохии, во многом отличаются от условий, в которых этот праздник встречали и встречают в Леличе или в любом месте Сербии вне Косово и Метохии. Это - известная ситуация с безопасностью, и образ нашей жизни в гетто, в котором мы лишены многих возможностей, основных прав человека и свободного передвижения (даже свободного выхода в лес за бадняком[2]). Но даже и среди таких испытаний ничто не может нарушить внутреннюю радость, которую приносит сам праздник Рождества, так что и сегодня в Косово и Метохии Рождество Христово (по-сербский - Божич) встречают и празднуют по традиционному сербскому обычаю. И здесь Рождеству больше всех радуются дети.
То, что особенно украшает сербский Божич и чему дети больше всего радуются, есть БAДНЯК и все в связи с ним. К сожалению, существуют мнения, что бадняк - какое-то давнее языческое наследие. Вместо "Божич Баты" встречают Деда Мороза. Куда мы это забрели, и куда мы придем? Что на это скажешь? Ничего особенного, кроме того, что это мнение и позиция тех, у которых нет ничего святого, тех, которые еще не встретились с новорожденным Богомладенцем Христом. Поэтому они во всем находят язычество. не только в связи с бадняком и Рождеством, но и относительно крестной славы[3], характерного обычая православных сербов. Таким людям как рождественский подарок мы посылаем молитвенное пожелание как можно скорее пережить свое Сретение, чтобы понять и само Рождество Христово.

У многих православных народов (греков, русских и др.) место бадняка занимает елка, которая вошла не только в дома, но и в храмы. Известно, что у греков тоже когда-то был бадняк. Было ли так и у русских? Этим вопросом, который требуется изучить, мы специально не занимались. Известно, что и русские, а позже и другие православные народы через них, подверглись большому влиянию западного схоластического богословия, от чего и наш народ в некотором смысле не был пощаженным. Это влияние (давление) продолжается и по сей день, может быть даже в большей степени, чем раньше. Не является ли и рождественская елка плодом этого влияния? Она уже вошла и в многие сербские дома, правда, где-то наравне с бадняком.

Долго (свыше шестидесяти лет под коммунизмом) планово и систематический проводилась работа по секуляризации сербского народа, по его отторжению от святых предков и православных корней. Начало XXI в. является началом отрезвления сербов от опьянения коммунистической идеологией. Это подобно состоянию выздоровления человека после долгой и тяжелой болезни. После многих десятилетий атеистического и безбожного уничтожения нашего народа, когда все духовные ценности были подвержены сомнению, когда многие поколения были выращены без какого-либо религиозного воспитания, сейчас настало время постепенного, спонтанного возвращения людей к Богу, к Церкви и к самим себе. Если говорить о сербском народе, то тут нет значительной разницы между теми, кто живет в Косово и Метохии и в остальных частях Сербии, на территории бывшей Югославии или где угодно в мире. Нас всюду, к сожалению, все еще "украшает" незнание своей веры и жизнь не по вере. И все же, мы верим в духовное выздоровление народа, каким бы этот процесс ни был долгим и мучительным.

Отрезвлению нашего народа способствуют бедствия и страдания сербов и сербских святынь в Косово и Метохии, которые продолжаются уже десять лет и принимают ужасающие масштабы. Это есть наша ежедневная боль и беспокойство. Часто слышен вопрос: Что нам как народу следует делать, когда речь идет о Косово и Метохии? Для нас этот вопрос очень нелегкий. И все же, сейчас, перед Рождеством, мы считаем, что для всех нас важнее всего полностью возвратиться к Богу и к своим истокам - как представителям власти, так и всему народу, да начнем думать о народе и государстве как о едином целом, да прекратятся междоусобные разделения и истребления, да исцелятся наш дух и наша нравственность. Одним словом, как говорил святой Владыка Николай (Сербский), да биологически обновимся, умножимся, объединимся и обожимся. Тогда найдется решение всех наших вопросов и проблем, в том числе и проблем Косово и Метохии. Одновременно, невзирая на одностороннее, беззаконное и нелегитимное провозглашение независимости Косово со стороны шиптаров (албанцев) и позиции мирового сообщества по этому вопросу, мы должны развивать и укреплять сознание в нашем народе о том, что есть Косово и Метохия для нас - от детсадов до университетов и домов престарелых. Мы должны, наконец-то, понять, что это самая священная и важнейшая часть нашего Отечества, что это колыбель нашей духовности, нашей культуры и нашей государственности.

Что Косово для Сербии и сербского народа - то же, что и сердце в человеке. Если вынуть сердце, то человека не станет; и если бы - не дай Боже! - мы потеряли Косово, приняли и признали его отделение от Сербии, то не стало бы и Сербии, и нас, сербов, как нации. Косово - неотъемлемая часть нашего самосознания, наш паспорт, без которого мы не были бы опознаваемы. Отсюда мы ожидаем, что процесс духовного обновления будет продолжатся, и что нынешнее правительство сделает то, чего не сумело сделать предыдущее, а именно разработает и определит четкий государственный и национальный интерес в отношении Косово и Метохии, и подойдет к решению этого вопроса сообща, государственно и ответственно, а не партийно и эгоистично, как это, к сожалению, происходило до сих пор. От международного сообщества мы ожидаем более последовательных усилий в соблюдении Резолюции Совета безопасности ООН № 1244 и беспристрастного отношения ко всем жителям Косово и Метохии, особенно когда речь идет о возвращении беженцев и соблюдении основных прав человека.

С этими мыслями и молитвенными пожеланиями, всех братьев и сестер, всех верных чад Сербской Православной Церкви, всех читателей и всех православных христиан приветствуем традиционными словами мира и радости:

МИР БОЖИЙ! ХРИСТОС РОДИЛСЯ! ВОИСТИНУ РОДИЛСЯ!

СЧАСТЛИВОГО НОВОГО 2009 ГОДА!

На Рождество 2008 г.
Епископ Артемий

Примечания:

[1] Божич Бата - традиционный персонаж сербских рождественских песен (прим. перев.)
[2] Бадняк - дубовые ветки с листьями, которые по сербскому народному обычаю срубают в лесу и приносят в каждый дом и храм перед Рождеством. Одним из главных событий праздника является сжигание бадняка под пение рождественских песен; в народном сознании бадняк является неотъемлемым символом Рождества. До ХХ века бадняк приносили в каждый сербский дом, а обычай украшать рождественскую елку полностью отсутствовал.

[3] Крестная слава - день святого, в который какой-нибудь род принял христианство; этот святой стал покровителем каждой семьи в роде, и день его памяти - главный праздник каждого православного сербского семейства.

Источник: Епархия Рашско-призренская и косовско-метохийская
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Епископ Артемий (Радосавлевич)
«Они предали святого Савву...»
Интервью с Высокопреосвященным Артемием, епископом Рашско-Призренским
18.12.2010
«Я никогда не соглашусь стать причиной или создателем раскола»
Интервью епископа Артемия (Радосавлевича) «Русской народной линии»
27.06.2010
"Хранитель веры - народ"
Интервью владыки Артемия
17.05.2010
Все статьи Епископ Артемий (Радосавлевич)
Генассамблея ООН по Украине
Постпред России на заседании СовБеза
ООН об использовании западного оружия для ударов по России
14.06.2024
Гремучая смесь безволия и апатии
Россия отмахивается от обвинений, вместо того, чтобы предъявлять свои требования
10.01.2023
Победа любой ценой
Поражение обойдётся дороже
17.11.2022
Распад НАТО был бы идеальным вариантом
Есть большая опасность эскалации и расширения конфликта на Украине, но если будет окончательно решен вопрос с Киевом, в структуре блока произойдут изменения
15.11.2022
Дмитрий Медведев: «Это похоже на начало агонии ООН»
Генассамблея всемирной организации приняла проект резолюции о создании механизма, призванного выплатить ущерб Украине
15.11.2022
Все статьи темы
Епископ Рашко-Призренский Артемий
Не вернувшийся в Церковь…
От коронавируса на 86-м году жизни скончался бывший епископ Рашко-Призренский Артемий (Радославлевич)
23.11.2020
Комиссия по диавологу
Павел Тихомиров о сближении Ватикана и Сербской Церкви
08.06.2015
С надеждой на покаяние
Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви отлучил от Церкви бывшего епископа Рашко-Призренского Артемия (Радосавльевича)
01.06.2015
Все статьи темы
Последние комментарии
Слово о победоносном Суворове
Новый комментарий от Человек
24.07.2024 16:22
Кто и как спасёт Православие в Малороссии?
Новый комментарий от Игорь Ал
24.07.2024 15:48
Русская история едина
Новый комментарий от р.Б.Алексий
24.07.2024 15:26
Об ошибках Владимира Семенко
Новый комментарий от Владимир С.М.
24.07.2024 15:20
Фарион, Let My people go
Новый комментарий от Yurii
24.07.2024 14:15
Освободить Стрелкова!
Новый комментарий от Апографъ
24.07.2024 13:53
В вопросе о «екатеринбургских останках» нельзя допустить ошибку
Новый комментарий от Фиалковский
24.07.2024 12:27