Выдающийся галицко-русский публицист и общественный деятель О. А. Мончаловский [1] (1858-1906) писал: "Украинство - это отступление от вековых, всеми ветвями русского народа и народным гением выработанных языка и культуры, самопревращение в межплеменной обносок, в обтирку то польских, то немецких сапог".
К великой скорби, сегодня многие представители малороссийского народа не только не стыдятся быть "обтиркой то польских, то немецких сапог" (добавим в этот модельный ряд и американский ботинок), но, пожалуй, считают за особый шик щегольнуть на миру своим холуйством.
Стараниями этих "межплеменных обносков" знаменитая на весь мир Полтава слывёт с некоторых пор городом "украинской славы" - так славно попирается на его стогнах историческая правда, с таким самозабвением - вновь, спустя 300 лет - совершается предательство России.
Впрочем, сегодня много говорится о том, что "Украина - не Россия". Так, к слову сказать, озаглавлена книга бывшего президента Украины Л. Д. Кучмы, выпущенная в 2003 г. в Москве. А раз "Украина - не Россия", а "украинец и русский, - по слову Кучмы, - не тождественны", то и самое отъявленное предательство с полным правом и даже с чувством национальной гордости можно обозначить как "выбор собственного пути" и так далее в том же роде. Что, очевидно, и подразумевают наследники Мазепы, с завидной настойчивостью оскверняющие памятники, так или иначе связанные с Россией.
Только на протяжении 2008 г. были неоднократно поруганы памятники Петру Великому, Александру Пушкину, Ивану Котляревскому. Изуродованы Колонна Славы, воздвигнутая на средства горожан к 100-летию Полтавской баталии, памятник на месте переправы русской армии через реку Ворсклу, памятник на месте русского командного пункта и Колодец Петра Первого. Было сожжено здание храма преподобного Сампсония Странноприимца при Ассамблее Петровского кадетского корпуса и здание Краеведческого музея. Кроме того, на грани уничтожения оказалась часовня-памятник на месте встречи полтавчан с Императором Николаем II. Характерно, что часовня была передана так называемой Украинской Автокефальной Православной Церкви.
Памятники обливаются краской, поганятся нецензурными надписями, а также равноценными им надписями, прославляющими Украину. При этом последние нелепостью и чудовищностью невежества могут посоперничать с пасквилями Шарикова.
Главный памятник города - Колонна Славы - и вовсе сделалась излюбленным объектом скверноизвержения последователей Ивана Мазепы. К настоящему времени утрачено порядка десяти деталей памятника. В сентябре зиждители "украинской славы" попытались сорвать с украшающего постамент Колонны барельефа римский шлем, символизирующий победу русского оружия. Но, потерпев неудачу, утешились тем, что покрыли памятник узорочьем нецензурщины. В декабре Колонна Славы вновь претерпела нападение - "патриоты Украины", добывающие всеми способами славу для своей незалежной и самостийной родины, облили памятник краской. А двумя месяцами ранее, те же самые "герои" пытались уничтожить Колодец Петра Первого, ископанный русскими солдатами летом 1709 г. и названный так в честь того, что первый ковш воды был передан царю Петру.
Что ж, в который раз "украинские" националисты опровергают поговорку "ломать - не строить". Ничего из того, что было построено, создано, отвоёвано Россией, сломать им не удалось. Удалось только опоганить. Так было и с Колодцем Петра Первого. Не сумев уничтожить Колодец, "мазепинцы" не придумали ничего умнее, как исписать его нелепыми, прославляющими Украину лозунгами.
То же самое произошло на днях в Харьковской области, где близ местечка Красный Кут был осквернён памятник очередной русской победе над шведами.
В феврале 1709 г. здесь произошло сражение между шведами под командованием Карла XII и русскими под командованием генералов Шаумбурга и Рена. В ходе сражения, победу в котором, кстати, приписывали себе и шведы, и русские, был окружён шведский отряд во главе с Карлом XII. Н. И. Костомаров [2] писал: "...Король ретировался тогда в мельницу, которая была окружена русскими драгунами, и только наступившая ночная темнота спасла короля от плена".
В советское время на месте славных событий был установлен памятник. Но в 80-е годы здесь пролегла новая дорога, и помешавший её строительству памятник заменили скромной плитой с табличкой, обещающей, что "Здесь будет памятник в честь победы над шведами". Вернуться к реконструкции так и не успели, однако, надпись на плите возвращала путника к достопамятным событиям.
И вот, несколько дней тому назад, надпись вдруг оказалась полностью стёртой. Зато неподалёку от памятной плиты появился крест, а рядом с ним новая табличка, гласящая: "Памятi загиблих козакiв та шведських воiнiв в Пiвнiчнiй вiйнi". Что значит: "Памяти погибших казаков и шведских воинов в Северной войне". Подписался под этой несуразицей Краснокутский казачий курень.
"Козакiв" - это, по-видимому, те самые казаки, что последовали за Иваном Мазепой, переметнувшемся, к великому изумлению Петра, на сторону шведов. Напомним, что Мазепа увлёк за собой ничтожно малое число казаков - что-то около четырёх тысяч. И эта была та самая, связанная со шляхтой, верхушка казачества, считавшая подчинение Малороссии Речи Посполитой выгодным лично для себя делом. Так, например, самому гетману был обещан княжеский титул, а также Витебское и Полоцкое воеводства. Но очень скоро даже и бывшие соратники стали покидать Мазепу. Не принимал гетмана за своего и малороссийский народ. Гетман Мазепа, по утверждению Н. И. Костомарова, "до сих пор главным образом держался только могуществом московской власти; для малороссиян это был польский пан, передавшийся на московскую сторону". [3] И "уж никак не должен был надеяться на народное сочувствие гетман, опиравшийся на вступившую в пределы Гетманщины иноземную шведскую силу, которой народ почти вовсе не знал, и на поляков, которых народ из поколения в поколение привык ненавидеть". [4] Завязалась настоящая война между шведами и сторонниками Мазепы, с одной стороны, и местным населением, с другой. Туземцы нападали на небольшие отряды неприятеля, в ответ оккупанты - зачастую по настоянию гетмана - жгли селения.
Нынешнее государство Украина существует под флагом, утверждённым Иваном Мазепой. Правда, слухов о появлении на Украине "жовто-блакитного" флага ходит множество. Любители старины и ура-патриоты находят аналогии в Киевской Руси, патриоты более умеренные соотносят украинское полотнище с Австро-Венгрией и лично с императрицей Софией, матерью Императора Франца-Иосифа. Но версии эти, как и вся нынешняя украинская цивилизационная парадигма, выглядят слишком сказочными. Да и непонятно, зачем Украине, намеревающейся водрузить памятники Мазепе в Киеве и Полтаве, отказываться от такой удобной версии происхождения державной символики, увязывающей знамя с личностью главного героя страны.
Конечно, появившиеся в начале XVIII столетия в Малороссии шведские флаги, народ, с изгнанием оккупантов, разорвал на портянки. Но гетман утверждал флаг не для малороссийского народа, а лишь для своих сторонников. И именно поэтому сегодня над Киевом гордо реет "жовто-блакитное" знамя. И именно поэтому нынешнее государство Украина не может вызывать уважения у здравомыслящего и сколько-нибудь порядочного человека. Дело даже не в деяниях и заявлениях её правителей, не в выпадах оголтелых москвофобов, не в новых названиях улиц и не в сочинённых нелепостях из школьных учебников. Сама государственная символика Украины вопиет о предательстве, совершённом 300 лет назад, о вероломстве, заслужившем проклятие и анафему. Знаменем своим Украина провозглашает в качестве государственной идеологии идеологию предательства.
Так что же такое Украина, как не государство-анафема? И какой славы добиваются для неё те, кто превозносит предателя, треклятого сына погибели, "еже за сребролюбие давится"?..
Светлана Замлелова, член Союза писателей России
Примечания:
1- Мончаловский О. А. "Главные основы русской народности", Львов, 1904
2 - Костомаров Н. И., Москва, 1992
3 - Там же
4 - Там же