Успех конференции обусловлен многообразием поставленных проблем - ученые из Москвы, Санкт-Петербурга, Минска, Саратова, Калининграда, Сургута обсуждали эстетические, политические, философские, религиозные аспекты литературного наследия классика, его творческую биографию и его значение для истории и культуры России.
Высоким уровнем отличались и доклады собственно литературоведческой тематики, что вполне естественно в стенах Пушкинского Дома. Концептуальные проблемы были затронуты в докладах А.Ю.Большаковой "Классическая традиция в прозе А. Солженицына: к проблеме литературного архетипа" и В.А.Котельникова "Эпос А.Солженицына". Рассматривались различные стороны художественного наследия, как получившего широкую известность ("В круге первом" - докладе Л.Г.Дорофеевой, "Август Четырнадцатого" - в докладе Ю.Руденко и А.Шепеля), так и до сих пор не изученного ("двучастные рассказы" 1990-х годов, которые проанализировала Н.Н.Кякшто). Образ власти в его творчестве исследовала Г.М.Алтынбаева.
Новые, неизвестные моменты восприятия Солженицына критиками и собратьями по литературному цеху обнаружили и изложили В.П.Муромский и И.А.Чарота. О непростых взаимоотношениях двух знаменитых узников ГУЛАГА, А.Варламова и А.Солженицына, рассказал Н.В.Ганущак, в то время как А.В.Знатнов всесторонне исследовал оценки писателя критиком В.Лакшиным.
Остающаяся доселе предметом острых полемик, идеологическая и политическая позиция писателя, естественно, порождала споры, не выходящие, впрочем, за рамки академического общения. "Судьба Солженицына как писателя и мыслителя состоялась вполне, до конца. А вот судьба его как духовного лидера России, как титана общественно-политической жизни осуществилась лишь отчасти", - таков был тезис доклада А.Н.Севастьянова, вызвавший ответные полемические реплики. Систематизацию оценок и восприятия писателя осуществили А.Б.Горянин и И.Н. Горянина, а М.П.Лепехин познакомил собравшихся с результатами предпринятого им социологического опроса о Солженицыне; статистическая выборка дала подчас неожиданные цифры.
В докладах говорилось и о Солженицыне как философе. С.А. Нижников напомнил о его критике возрожденческого и новоевропейского гуманизма, идей техноцентрического прогресса, секулярного антропоцентризма. А.Л. Казин рассматривал Солженицына как национального мыслителя. По его мнению, "на Солженицыне сошлись, символически перекрестились величие и грехи русского назначения и русской судьбы... Гоголь, Достоевский, Толстой - все они были больше, чем литераторы - их деятельность приближалась к пророческой. В этом же ряду находится и Солженицын - последний русский классик."
В рамках конференции состоялась презентация книги "Александр Исаевич Солженицын. Материалы к биобиблиографии", подготовленной сотрудниками Российской Национальной библиотеки. Выставку книг представил П.В.Бекедин.
Итоги форума, завершившегося плодотворной творческой дискуссией, подвел председатель оргкомитета А.М.Любомудров. Поблагодарив участников, он напомнил, что как бы ни относиться к наследию Солженицына и его личности, - а относятся к нему по-разному - несомненно то, что из жизни ушел один из крупнейших отечественных писателей и общественных деятелей ХХ века. Философам и филологам, историкам и культурологам предстоит проработка его огромного наследия, тщательное изучение его яркой, столь долгой и необыкновенной судьбы.
Подпись к групповому фото:
Участники конференции: И.А.Чарота, А.Н.Севастьянов, А.Ю.Большакова, М.П. Лепехин, И.Н.Горянина, А.М. Любомудров, А.В. Знатнов, А.Б.Горянин, Л.Г.Дорофеева, Н.В.Ганущак, С.А.Нижников