Как они дошли, знают Господь и Пресвятая Богородица, да их Ангелы-Хранители, сосчитавшие каждый шаг нелегкого пути. Средний возраст крестоходцев - 50 лет. Но "идеже бо хощет Бог, побеждается естества чин", попирая физические законы.
Стали родными сотни храмов, в приходах которых обедали или ночевали, стали родными десятки тысяч человек, которые встречались на пути и своей молитвой и посильной помощью поддерживали крестоходцев. А сколько было тех, кто говорил "не дойдут", "сядьте в автобус и доедьте как люди". Сколько было дождей, гроз и града. Но Крестный ход шел, не прерывая ни на день молитвы и движения. Все испытывали Крестный ход - и природа, и люди, и каждый сам себя.
Хочется поименно рассказать о каждом, кто дошел, и о многих тех, кто не дошел, но душой и молитвой продолжал идти, даже находясь у себя дома и молясь всей душой за крестоходцев. Но если все описать, наверное, не хватит большой и толстой книги. Она, вероятно, появится, но чуть позже, когда на все, что произошло с нами, мы сможем посмотреть со стороны. И явится читателям нескончаемая цепочка чудес и промысла Божия о людях, которые буквально исполнили слова Спасителя: "Возьми крест свой и по Мне гряди".
Духовник Крестного хода насельник Свято-Успенского Бахчисарайского монастыря иеромонах Авенир даже ночью, когда Крестный ход отдыхал, творил молитву и укреплял беседой крестоходцев.
Особенно хочется вспомнить об одном светлом человеке, который шел из Севастополя. Это обычная православная женщина, жительница Севастополя, учительница, которая, потеряв одного из двух сыновей, пришла к вере и начала свой духовный подвиг - раба Божия Тамара. Несмотря на свой 71 год, она дошла до Симферополя, но потом, как и всех пожилых, мы попросили трезво оценить свои силы и вернуться домой. Она кротко подчинилась. Но, вернувшись домой, она услышала призыв Пресвятой Богородицы и вернулась в Крестный ход. По какой-то странной причине ее больше не просили возвращаться.
Человек в 71 год, простая женщина, проходила вместе со всеми по 35 и более км в день пешком (спецподразделение морской пехоты за сутки делает марш-бросок 70 км - мы за 12 часов проходили минимум 36 км). Кто-то жаловался, кто-то возмущался, кто-то роптал, но от Тамары никто не слышал ни одного даже озабоченного вопроса. Она была радостно-сосредоточенна в молитве. Те, кто ночевал рядом с ней, поражались объему того молитвенного правила, которое она вычитывала ежедневно. Еще десять лет назад она просила, чтобы ее постригли в монастыре, но ей ответили, что она не сможет понести трудностей монашеской жизни. Она была настоящей православной подвижницей. Дойдя до Орла, когда Крестный ход расположился в женском монастыре, ее разместили в монашеской кельи. Сбылась ее мечта. Что происходило в душе этой удивительной женщины, нам, наверное, понять не дано. Но на следующий день, в праздник святых Кирилла и Мефодия, учителей словенских, бывшая учительница тихо и мирно отошла ко Господу. Умереть в монастыре, во время Крестного хода не каждый сподобится. Многие ей даже завидовали. И в каком чине приняла ее Пресвятая Богородица, известно лишь Богу. Упокой, Господи, душу усопшей рабы Твоей Тамары!
Из орловского монастыря часть крестоходцев привезли ее в Севастополь. Здесь ее в последний раз встречали отец Богдан, отец Георгий, родственники и сестры милосердия, с которыми она вместе выполняла свое послушание. Отпели ее в Свято-Никольском храме, поскольку свою духовную жизнь она начала именно с этого храма, и похоронили тут же - на Братском кладбище. Провести в путь всея земли свою учительницу пришли бывшие ученики. Они вспоминали, как она сквозь слезы говорила: "Как жаль, что я вас учила не самому главному!".
Крестный ход продолжал свое движение. Крестоходцы незримо чувствовали присутствие Тамары и дальше, на протяжении всего пути до самой Москвы.
В Крестном ходу из Севастополя шел юноша-сирота, который, не имея в своей жизни семейной заботы, влился в семью крестоходцев и, наверное, впервые в своей жизни почувствовал себя на своем месте. Его полюбили и относились к нему как к сыну, а некоторым он годился даже во внуки.
Москва встречала крестоходцев обильной прохладой - по утрам температура опускалась до четырех градусов, но о погоде уже никто не думал. Все мысли и разговоры были о том, что уже почти пришли и что рядом, в Московской области, находятся участники остальных семи лучей, которые тоже подошли к Москве.
Лучи восьми Крестных ходов готовились к соединению. И произошло это ранним московским утром 8 июня в Коломенском, в храме Казанской иконы Божией Матери, в котором 91 год назад произошло обретение Державной иконы Божией Матери. И удивительно, что исторически именно на этом месте более шестисот лет назад впервые собрались все русичи, все разрозненные княжества, чтобы во главе с Дмитрием Донским отразить нападение татарских орд на Куликовом поле. И почему-то именно сюда сошлись тысячи крестоходцев со всех уголков Святой Руси. Что произошло и произойдет духовно после этого события, мы узнаем позже. Но Крестные ходы дошли, донесли свою молитву сквозь тысячи километров и как истинные воины Христовы сразились в невидимой духовной брани, возрождая Святую Русь!
Из Коломенского объединенные восемь лучей Крестного хода во главе с восемью иконами Державной Божией Матери прошли последние километры к храму Христа Спасителя, где невиданную в мире программу встречал Святейший Патриарх Алексий II с епископатом и духовенством Русской Православной Церкви.
После продолжительного молебна Патриарх Алексий II обратился ко всем со словами благодарности.
Крестоходцы, прощаясь, начали выносить свои иконы, чтобы привезти их в те храмы, откуда они начинали свой путь. Может быть, в нас говорит сердечная привязанность к иконе нашего луча Иерусалим-Москва, но почему-то именно ее дольше всего не хотели отпускать москвичи, огромная очередь которых выстроилась, чтобы приложиться к иконе. Мы уносили нашу икону последние.
А дальше были слезы расставания ставших за два месяца уже родными братьев и сестер крестоходцев, которые обрели друг в друге новых духовных дорогих людей. Такое не забывается. Все просили друг у друга прощения, прощали, плакали, уходили и опять возвращались. Разъехаться по своим домам в этот день так и не получилось, несмотря на то, что ждали родные, работа, дом. Гостеприимно в эту ночь принял крестоходцев храм новомучеников и исповедников Российских на месте массовых расстрелов в подмосковном полигоне Бутово. И только когда на следующий день крестоходцы посетили Троице-Сергиеву лавру и получили благословение преподобного Сергия Радонежского, разъехались по своим городам и весям.
А святыни Крестного хода прибыли в место начала Крестного хода - в город Севастополь.
От имени оргкомитета Крестного хода хочется поблагодарить и низко поклониться всем тем, кто внес посильную лепту в виде материальной, физической и духовной помощи (имена их, Господи, Ты веси), благодаря которой Крестный ход дошел до своей цели, и тем самым помог возрождению Святой Руси.
Павел Буцай, координатор луча Крестного хода Иерусалим-Москва, главный редактор газеты "Русичи" (Севастополь)
Фото с сайта Патриархия. Ru